Педагоги Центрального района Санкт-Петербурга
Учителями славится Россия! Учителя играют важную роль в формировании национальной идентичности учеников, именно они передают знания о культуре, традициях, истории и ценностях своего народа через уроки и общение с учениками. Кроме того, они и сами влияют на жизнь страны, внося новации в отдельные её аспекты. Данные тезисы можно проиллюстрировать деятельностью педагогов, которые работали в Первой Петербургской гимназии (ныне ГБОУ школа 321) в разные вехи истории.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Учителя района – как отражение истории страны
Волосатова Н.В., учитель обществознания и истории ГБОУ школа №321
«Учитель — центральная фигура всеобщего обучения». Не будет преувеличением сказать, что учителя играют важную роль в формировании национальной идентичности учеников, так как они являются отражением истории своей страны. Именно они передают знания о культуре, традициях, истории и ценностях своего народа через уроки и общение с учениками, а поскольку они являются одними из агентов социализации подрастающего поколения, то их роль в формировании высоконравственной личности и патриота своей страны значительна.
История страны часто влияет на содержание образования, и учителя играют ключевую роль в том, как она интерпретируется и передается следующему поколению. Учителя могут выбирать, какие аспекты истории подчеркнуть, какие события и личности осветить, что может влиять на восприятие учениками их собственной страны и ее места в мировой истории. Кроме того, они и сами влияют на жизнь страны, внося новации в отдельные её аспекты.
Данные тезисы можно проиллюстрировать деятельностью педагогов, которые работали в Первой Петербургской гимназии (ныне школа 321).
На протяжении длительного времени роль церкви в жизни российского общества была достаточно велика, влияние духовенства и духовных правил проникало во все сферы общественной жизни, «образование» не являлось исключением. Усиление влияния духовенства на народное образование рассматривалось, в том числе, как способ противостояния нарастающим революционным, нигилистическим настроениям и воспитания подрастающего поколения «в духе преданности престолу и церкви». В Комитете министров возникает предположение о необходимости увеличить влияние священников.
В этой связи можно обратиться к примеру деятельности протопресвитера Василия Бажанова. Преподавая Закон Божий, Василий Борисович Бажанов получил известность, как прекрасный педагог, способный комментировать Священное писание детям, что было в те годы большой редкостью. Преподавал Закон Божий в ряде учебных заведений, в том числе, в Первой Петербургской гимназии.
Занятия Василия Бажанова имели широкую известность, его уроки в гимназии дважды посетил император Николай I. Император был впечатлён преподавательскими талантами богослова, и вскоре отца Василия назначили духовником и преподавателем Закона Божия наследнику престола — великому князю Александру Николаевичу. Для великого князя им было написано сочинение «Об обязанностях христианина», ставшее впоследствии пособием для преподавания нравственного богословия как в духовных, так и светских учебных заведениях. Позднее он стал духовником и следующего российского императора Александра III. Нельзя исключать, что именно этот педагог мог оказать влияние на политические идеи Александра II и на усиление консервативного курса Александра III.
Василий Иванович Водовозов – выпускник филологического факультета Санкт-Петербургского университета мечтал о приобретении знаний, которые помогли бы ему стать полезным народу. В 1851 г. он получил место старшего учителя словесности в Первой петербургской гимназии. Здесь он настойчиво искал пути улучшения постановки преподавания. Разрабатывая свой курс, педагог, прежде всего, стремился к составлению такой программы обучения, которая способствовала бы развитию умственных сил и способностей учеников и давала бы гимназистам определенную систему знаний. Василий Иванович считал, что образование должно быть направлено на развитие индивидуальных способностей и потребностей каждого ученика. Педагог должен учитывать особенности каждого воспитанника и создавать условия для их полноценного развития – то, что сегодня рассматривается в качестве «личностно-ориентированного подхода». Кроме того, к его прогрессивным идеям можно отнести позицию, что ученик должен быть активным участником учебного процесса, а не пассивным слушателем. По его мнению, образование должно способствовать развитию творческого мышления и самостоятельности. Педагог должен создавать условия для развития у ученика критического мышления, способности к самостоятельному решению проблем, поиску новых идей и решений.
Педагогическая деятельность и идеи Водовозова отражали запрос общества на перемены. Период его активной деятельности приходится как раз на эпоху Великих реформ Александра II, и часть его взглядов нашла отражение в реформах системы образования Российской империи в те годы.
Обращаясь к истории развития нашей страны, нельзя не вспомнить переломные десятилетия XIX-XX веков. Когда смена политического уклада жизни, неутешительная обстановка на международной политической арене существенно затронули все сферы жизни Российской империи. Система образования реагирует на общественные перемены, а потому не удивительно, что в сложный для России период межреволюционных лет зарождаются идеи, связанные с организацией детского движения.
Дети – самая уязвимая категория общества, которая способна потерять ориентиры в жизни и опору для постройки своего успешного будущего. Для того, чтобы помогать юношам и девушкам легче адаптироваться к новым условиям жизни, да и в целом к взрослой жизни, один из выдающихся педагогов центрального района Санкт-Петербурга Василий Григорьевич Янчевицкий – учитель Первой Петербургской гимназии – в 1910 году выступил с предложением создать скаутское движение. Оно было поддержано администрацией учебного заведения, а затем приобрело и национальный масштаб. В подготовку русских скаутов он включил занятия по стрельбе, тушению пожаров и оказанию медицинской помощи, плаванию, гребле, вождению паровозов и автомобилей, электротехнике, музыке, переплётному и поварскому делу и многому другому.
Таким образом, учителя центрального района Санкт-Петербурга испокон веков играют важную роль в образовании детей и молодежи, формируя будущее нации. Они являются не только учителями и преподавателями, но и воспитателями, наставниками и лидерами для своих учеников. Учителя являются образцами для учеников в отношении любви к Родине, патриотизма и готовности служить своей стране. Их пример может вдохновить учеников стать активными гражданами, участвовать в жизни общества и продолжать передавать и сохранять историческое наследие своей страны.
