РЕЧЕВОЙ ТРЕНИНГ (методические рекомендации по работе над постановкой речи младших школьников)

Кудриков Михаил Анатольевич

smiley

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoy_trening.docx32.98 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЧЕВОЙ ТРЕНИНГ

(МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМОНДАЦИИ

по работе с детьми младшего школьного возраста)

Подготовил педагог дополнительного образования

ГБОУ ЦДиК «Южный»:

Кудриков М.А.


Во все времена ценились такие качества речи, как грамотность, смысловая точность и логическая стройность, чистота и благозвучие, выразительность, образность, эмоциональность. 

Жизнь требует от нас постоянного общения, и один из залогов его успешности - чистая и правильная речь. Статистика неумолима: сегодня неуклонный рост числа детей, имеющих различные нарушения речи. И очень важно вовремя обратить внимание  на эти нарушения и помочь ребенку исправить их.
Речевой тренинг – это раскрытие голосоречевого потенциала, профилактика и коррекция голосоречевых заболеваний. Это мощный инструмент для включения психики и всего организма в активную работу.
Речевой аппарат человека – самый совершенный и самый хрупкий из всех музыкальных инструментов, который требует к себе необычайно бережного отношения.
Особое внимание необходимо уделять  
работе над текстом. Существуют специальные методы и приемы работы с текстом, которые способствуют более глубокому пониманию и быстрому запоминанию (вместо механического зазубривания) и успешно применяются как детьми, так и взрослыми.
Работа с разными по стилю текстами способствует
развитию смысловой и выразительной сторон речи, памяти, воображения, логического и образного мышления, умению выразить свою мысль ясно и точно, действовать словом ярко. А чтение вслух  – это еще и своеобразная терапия: снимается эмоциональное напряжение, повышается иммунитет, улучшается кровоснабжение, нормализуется давление и работа сердца.
Речевой тренинг необходимо проводить с учетом возрастных и физиологических особенностей, психофизических возможностей. Используются современные научно-методические разработки по дыханию, голосоведению.  На формирование голоса и речи с раннего детства сильное воздействие оказывает та звуковая среда, в которой живет и развивается человек: радио и ТВ, родители и друзья, детский сад, школа. Речь ребенка формируется по подражанию. Ребенок говорит так, как слышит. Далеко не всегда окружающая речь бывает благозвучной и правильной.
Недоразвитие речевого и фонематического слуха, неправильное звукопроизношение и интонационная бедность отрицательно сказываются при обучении чтению, письму, на развитии интеллекта.

И так начнем. В комплексе, который я предлагаю, используется сочетание дыхательных и физических упражнений, при выполнении которых возрастают объем и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, координируются и ритмизируются общие и дыхательные движения, и в целом улучшается функциональная деятельность всех органов и систем организма.

В первые месяцы педагог сам проговаривает текст, дети произносят только отдельные звуки, звуковые сочетания. В дальнейшем дети могут произносить текст самостоятельно. В специально подобранных стихотворениях, песнях, считалках, диалогах автоматизируются поставленные звуки, закрепляется лексический материал и т.д.

Упражнения дыхательной гимнастики проводятся ежедневно в течение 5—10 минут в хорошо проветриваемом помещении. Их можно использовать как физкультминутки в процессе занятия или как его часть, направленную на развитие речевого дыхания, в свободной деятельности.  Дыхательная гимнастика выполняется при открытой форточке или сразу после проветривания помещения.

Дыхательная гимнастика:

Формирование диафрагмального дыхания

 «Надуй шарик»

Выбрать удобную позу (сидя, стоя), положить одну руку на живот, другую — сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделать глубокий вдох через нос (живот при этом немного выпячивается вперед, а нижняя часть грудной клетки расширяется, что контролируется одной или другой рукой). После вдоха сразу же произвести свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение).

Вот мы шарик надуваем,

А рукою проверяем:

Шарик лопнул — выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

Стихотворный текст произносит педагог, а дети выполняют нужные действия.

 «Часики»

Сидя на стуле, ноги развести на ширину плеч, руки опустить. Отвести левую руку в сторону и положить на затылок: медленно наклоняясь вправо, легко похлопать правой рукой по левому боку — вдох. Вернуться в исходное положение — полный выдох (живот втянуть, расслабиться). То же в другую сторону.

Тик-так, тик-так,

Ходят часики вот так:

Наклон влево, наклон вправо,

Наклон влево, наклон вправо.

 «Щука»

Сидя на стуле, ноги развести на ширину плеч, руки положить ладонями на ребра. Вдох — легко надавливать руками на ребра, в конце вдоха — руки в стороны, выдох — надавливать руками на ребра.

Щука в омуте жила,

Воду щеткою мела.

Щи готовила гостям,

Угощение лещам.

 «Наклоны»

Выполняется стоя, ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вперед вверх — глубокий вдох (надуть живот), опустить руки вниз и, отведя их назад, наклониться вперед — полный выдох (живот втягивается).

Долго дятел дуб долбит (руки вперед вверх),

Клювом дятел дуб долбит (руки вниз назад):

Тук,тук,тук,тук, тук, тук (руки вперед, вверх),

Пауков найдет он тут (руки вниз назад).

 «Шагают ножки»

Во время ходьбы на месте — руки вверх — вдох, опустить руки — выдох.

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки.

Шагают наши ножки

По пням, по кочкам,

По камушкам, по камушкам,

В ямку — бух! (Присесть.)

Дифференциация носового и ротового дыхания

 «Вдох-выдох»

Выполняется стоя. Произвести короткий, спокойный вдох через нос, задержать на 2—3 секунды воздух в легких, затем произвести протяжный плавный выдох через рот. Таким же образом выполняется ряд следующих упражнений: вдох через нос — выдох через нос, вдох через рот — выдох через нос, вдох через рот — выдох через рот.

Носом вдох, а выдох ртом (соответствующие движения):

Дышим глубже, а потом

Шаг на месте не спеша.

Как? Покажем малышам.

 «Ветер дует»

Стоя, спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот.

Я подую высоко (руки поднять вверх, встать на носки, подуть),

Я подую низко (руки перед собой, присесть и подуть),

Я подую далеко (руки перед собой, наклон вперед, подуть),

Я подую близко (руки положить на грудь и подуть на них).

Развитие силы диафрагмального выдоха. Закрепление диафрагмального типа дыхания

 «Деревце качается»

Стоя, наклонять туловище и двигать руками под чтение текста.

Ветер дует нам в лицо (дуть, махи руками в лицо, сильная струя)

Закачалось деревцо (наклоны туловища вправо, влево).

Ветер тише, тише, тише (дуть, махи руками в лицо, слабая воздушная струя)

Деревцо все выше, выше (потянуться, руки вверх).

 «Осенние листики»

Выполняется стоя. В руках листочки, сделанные из бумаги.

Мы листики осенние (руки вверх, покачивающие движения влево-вправо)

На веточках сидели.

Дунул ветерок (подуть на листочки),

И мы полетели (легкие взмахи руками),

Мы летели, мы летели (медленно приседать)

И на землю тихо сели (присесть).

 «Одуванчик»

Выполняется сидя на корточках, раскрытые ладони рук на уровне рта. Спокойно вдохнуть и выдохнуть через рот на воображаемую головку одуванчика на ладонях.

Я шарик пушистый,

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок —

Остался стебелек.

 «Снежинки»

Выполняется стоя. Держа в руках кусочки ваты, произвести вдох и подуть на них. Струя длительная и холодная.

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушинки,

Белые снежинки.

 «Пила»

Выполняется стоя. Имитировать пилку бревна, руки на себя — вдох, руки от себя с замедлением движения — выдох.

Пила, пила

Пили живей,

Мы домик строим

Для зверей.

 «Повороты»

Выполняется стоя, руки на поясе, повороты туловища в стороны, влево поворот — вдох, вправо — выдох.

Боком-боком, боком-боком

Ходит галка мимо окон.

Ветром вся взъерошена,

Снегом запорошена.

 «Перекаты»

Выполняется стоя, руки на поясе, подниматься на носки — вдох, опускаться на пятки — выдох, т.е. «перекатываться». Корпус держать прямо.

Ты носочки поднимай,

Ты носочки опускай.

Чики-чики-чикалочки!

Едет гусь на палочке,

Уточка — на дудочке,

Петушок — на будочке,

Зайчик — на тачке,

Мальчик — на собачке.

 «Хлопки»

Выполняется стоя, руки опущены вдоль туловища. На вдох — развести руки в стороны, на выдох — поднять прямую ногу и сделать хлопок под коленом.

С барабаном ходит ежик,

Целый день играет ежик.

С барабаном за плечами,

Ежик в сад забрел случайно.

«Стирка»

Выполняется стоя, руки опущены вдоль туловища. Поднять руки вверх — вдох, наклонить туловище вперед, опустить руки, потрясти кистями — выдох.

Маму я свою люблю,

Я всегда ей помогу.

Я стираю, полоскаю,

С ручек воду отряхаю.

 «Ищем землянику»

Руки на поясе, ноги на ширине плеч. Произвести вдох. Наклоняясь, левой рукой коснуться пальцев правой ноги, правая рука остается на поясе — выдох. Выпрямиться — вдох. Собираем землянику. Теперь ягодка у левой ноги — быстро собираем ее, придется опять наклониться.

Мы шли, шли, шли,

Землянику нашли.

Раз, два, три, четыре, пять,

Ищем ягодку опять.

 «Колеса»

Выполняется стоя, руки к плечам. Круговые движения локтями по 4 раза в каждую сторону. Дыхание свободное.

Катились колеса,

Колеса, колеса,

Катились колеса,

Все влево, все косо.

Скатились колеса

На луг под откос,

И вот что осталось

От этих колес.

 «Зайка скачет»

Руки на поясе, прыжки на месте, ритмичные, легкие. Дыхание свободное, темп средний.

Прыг-скок, прыг-скок,

Зайки скачут: скок-поскок

На зелененький лужок.

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыг — зайчонок под кусток.

 «Зарядка»

Выполнение соответствующих движений под чтение текста. Дыхание свободное.

Все выходят по порядку (ходьба на месте),

Дружно делают зарядку:

Влево-вправо! Влево-вправо (наклоны)!

Получается на славу (присесть)!

Встали! Выдохнуть! Вдохнуть (потрясти руками)!

Теперь можно отдохнуть (встряхнуть ступни ног).

Раз-два! Раз-два (наклоны туловища)!

Замелькали пятки (бег на месте),

Как чудесно босиком (бег на носках)

Бегать на зарядке (бег на пятках)!

Умеют все ребятки

С носочков встать на пятки (соответствующие движения),

Вдохнуть и потянуться,

Присесть и разогнуться.

Вот так, вот так:

Присесть и разогнуться.

Встали! Выдохнуть! Вдохнуть!

Теперь можно отдохнуть.

Развитие речевого дыхания

 «Погрей ладошки»

Имитировать дутье на озябшие руки, произнося при этом шепотом: «ф-ф-ф».

Зайка беленький сидит (присесть, руки ладонями вверх у головы, покрутить ими)

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть (встать, потирая руки)

Надо лапочки погреть (подуть на них).

Зайке холодно стоять.

Надо зайке поскакать (поскакать).

 «Жук жужжит»

Стоя, спокойно вдохнуть, на выдохе произносить: «ж-ж-ж».

Я — жук, я — жук, я здесь живу (плавно размахивать руками),

Я все жужжу, жужжу, жужжу (ритмично переступать ногами),

(руки рупором, произносить звуки на выдохе).

 «Паровоз гудит»

Стоя, спокойно вдохнуть, на длительном выдохе произносить: «у-у-у».

Мчится поезд

Во весь дух (круговые энергичные движения согнутыми в локтях руками):

Чух-чух! Чух-чух!

Паровоз гудит (остановиться):

У-у-у-у-у-у-у (погудеть).

 «Петушок кричит»

Стоя, спокойно вдохнуть, на выдохе протяжно произнести: «Ку-ка-ре-ку-у ».

Тихо-тихо все кругом (сидеть на корточках),

Все уснули крепким сном.

Петушок один вскочил (встать, руки поднять вверх),

Всех ребяток разбудил (подняться на носки):

«Ку-ка-ре-ку-у!» (произнести на выдохе).

 «Ребята заблудились»

Ходьба по кругу, спокойное ритмичное дыхание, на выдохе произносить: «ау-ау-ау».

Летом Вова и Марина

В лес ходили за малиной.

Они кричали в лесу:

Ау-ау-ау!

 «Буква О»

Стоя, выполнять движения руками, произнося фразы на выдохе с правильным воспроизведением вдоха на паузах.

Не под окном, а около (руки вверх, в стороны, кругом)

Каталось О и охало (дважды плавные круговые движения перед собой),

О охало, О охало (те же движения)

Не под окном, а около (руки в стороны, вниз).

 «Длительность дыхания». И.п. – стоя, ноги на ширине плеч. Глубоко вдохните, задержите дыхание и медленно произнесите:

Как на горке на пригорке

Стоят двадцать два Егорки:

Раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.

Можно достичь сочетания 22-х Егорок.

Артикуляционная гимнастика для губ:

«Рекламная растяжка».

Представляем огромную рекламную растяжку через улицу и начинаем губами вытянутыми в «Пяточёк» , писать красивыми буквами свое полное имя, отчество и фамилию.

«Шторки».

1 – Верхняя губа поднимается так, чтобы зубы обнажились; 2 – Губы принимают и.п. ;

3 – Нижняя губа опускается обнажая зубы; 4 – губы возвращаются на место. Сначала упр. делаем без звучно. Потом подключаем звучание. «верхняя шторка» - М, «нижняя шторка» - З, возвращение губ в и.п. – М. При усталости губ сильной струей воздуха заставляем вибрировать губы со звуками (тпр-р-р-у). Полезно придерживать рукой нижнюю челюсть, чтобы исключит ее движение.

«Покусывание». Начинаем с поочередных  покусываний верхней и нижней губы с убыстрением темпа.

«Жвачка». Делаем активные крупные жевательные движения, при смыкании челюстей происходит «почесывание» губ с внутренней стороны.

«Почесывание». Нижние зубы почесывают верхнюю губу; верхние нижнюю губу. Начинаем медленно, затем увеличиваем темп движения.

«Хоботок - Улыбка».

«Горизонталь». Собрать губы в «Пяточек» вытянуть их делать движение влево – вправо с фиксацией в крайних точках. Упр. Делается с убыстрением.

«Вертикаль». Вверх –вниз.

Артикуляционная гимнастика для языка

«Двойные уколы в щеки»  Делаем резкие и сильные уколы языком в щеки. То в левую, то в правую сторону.

«Жало». Острым и длинным языком , производим двойные уколы в выбранную условную точку нашей аудитории (внизу, вверху, справа, слева, сзади).

«Часовая стрелка» - 1 вариант: Губы сомкнуты, челюсти разомкнуты. Проводим вращательные движения языком за сомкнутыми губами, язык гладит верхние и нижние десны. Направление языка меняется. 2 вариант:  повторить те же движения, но язык оказывается за зубами и гладит по кругу мягкое небо и уздечку. В этом варианте вся нагрузка приходит на корень языка.

Работа над голосом.

«Шмель», «Ветер», «Гудок».

Вдох через нос (короткий). Пауза, выдох через рот с подключением голоса в виде звукоподражания полету шмеля, шуму ветра или гудку паровоза.

Работа над дикцией:

Дикция зависит от грамотной работы органов речи. Упражнения на дикцию и артикуляцию направлены на выработку умения правильно произносить звуки, что достигается с помощью скороговорок, которые важно произносить не столько быстро, сколько отчетливо.

«Сам алый, сахарный, кафтан зеленый бархатный».

«Бык, тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа была тупа ».

«Королева Клара карала Карла за то, что Карл украл кораллы».

«Враль клал в ларь, Враля брала из ларя».

«Ехал Грека через реку, видит Грека -  в реке рак, сунул грека руку в реку, рак за руку Грека цап».

«Шли три попа, говорили за попа, про Прокопия  попа, про Прокопия попа, про Прокопьевича».

«Шла Саша по шоссе и сосала сушку».

«Шли три старушки, нашли три полушки, купили три ватрушки и половинку сушки».