«Формирование регулятивных Универсальных Учебных Действий в системе дополнительного образования детей».

Маршак Мария Александровна

Для системы дополнительного образования детей формирование метапредметных УУД имеет особую важность и должно являться целеполагающей основой результативности обучения. Если же говорить о результативности, как о процессе развития, в котором важна личность ребенка, его мысли, позиция, та смысловая нагрузка и опыт, что должны нести занятия в творческом объединении, то важно уделить внимание пониманию, как цели деятельности.

В процессе своей работы я обратила внимание, что дети зачастую не понимают, для чего и каким образом они добиваются результатов в своей деятельности. Понимание - состояние сознания, которому ясен, открыт, известен смысл чего-либо.

Если говорить о понимании, как результате обучения в творческом объединении, его можно достигнуть при помощи Технологии развития критического мышления. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование регулятивных Универсальных Учебных Действий в системе дополнительного образования детей».

Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные детьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции. Существует такой тезис: жизнь на занятие должна стать подлинной.

На занятиях в творческом объединении ребенок не просто получает необходимый багаж знаний, а, что гораздо важнее, учиться способам получения знаний. Умение учиться становится сегодня всё более востребованным, т.к. оно обеспечивает общекультурное, личностное и познавательное развитие личности.

Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные универсальные учебные действия (УУД):

«Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся» (ФГОС II поколения)

Реализовать новый стандарт, ориентированный на развитие личности ребенка, невозможно без формирования универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком, собственно психологическом, смысле универсальные учебные действия — это совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

 Среди основных видов УУД можно выделить четыре блока:

1.Личностный.

 2.Регулятивный.

 3.Общепознавательный.

 4.Коммуникативный.

В результате учащимися  формируются следующие виды  учебных действий:

Предметные – знаниевые (основа предметных знаний), деятельностные (опыт применения знаний в учебной деятельности), компетентностные (применение знаний и умений в учебной деятельности и речевой    практике).

Личностные – ценностные, морально-этические, индивидуально-личностные;

Метапредметные – регулятивные (умения организовывать свою деятельность), познавательные (умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире), коммуникативные (умения общаться, взаимодействовать с людьми).

Для системы дополнительного образования детей формирование метапредметных УУД имеет особую важность и должно являться целеполагающей основой результативности обучения.

Если же говорить о результативности, как о процессе развития, в котором важна личность ребенка, его мысли, позиция, та смысловая нагрузка и опыт, что должны нести занятия в творческом объединении, то важно уделить внимание пониманию, как цели деятельности.

Актуальность.

Я столкнулась с тем, что дети зачастую не понимают, для чего и каким образом они добиваются результатов в своей деятельности.

Понимание -  способность, умение проникнуть в смысл чего-нибудь, усвоить, сознать его, состояние сознания, которому ясен, открыт, известен смысл чего-нибудь.

Для формирования метапредметных УУД процесс обучения в творческом объединении, построенный на умении самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, проявлять гражданскую позицию, организовывать свою деятельность, осознавать содержание и результат своей деятельности в процессе активного познания, по моему мнению, не может быть реализован без понимания.

Через понимание могут быть сформированы регулятивные универсальные учебные действия.

Формирование регулятивных УУД.

Регулятивные действия обеспечивают самостоятельную организацию деятельности.

К ним относятся:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

По замыслу авторов ФГОС «в сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение», что несомненно применительно и в дополнительном образовании детей.

Такие результаты достигаются с помощью использования педагогических технологий. Если говорить о понимание, как результате обучения в творческом объединении, его можно достигнуть при помощи Технологии развития критического мышления.

Цель.

Формирование регулятивных УУД в системе дополнительного образования посредством технологии развития критического мышления.

Задачи.

  1. Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
  2. Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлективность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
  3. Развитие аналитического мышления.
  4. Формирование культуры, гражданской позиции, включающей в себя умение ориентироваться в разнообразии информации, адекватно понимать новое, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
  5. Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Технология Развития Критического Мышления.

Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений). Данная технология направлена на развитие ученика, основными показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений. По-моему, мнению, эти качества необходимы для формирования всесторонней личности, готовой адекватно воспринимать, понимать и обрабатывать огромный поток информации современного мира, умеющей адаптироваться к любой жизненной ситуации.  

Базовая модель ТРКМ включает в себя следующие стадии (этапы): вызов-осмысление содержания-рефлексия.

«Стадия вызов» позволяет актуализировать имеющиеся у учащихся знания по проблеме, вызвать познавательный интерес к изучаемой теме или проблеме,помочь учащимся самим определить направление в изучении темы.

На данной стадии можно использовать следующие приемы:

1. «Корзина идей» (каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (1-2 минуты), потом идет обсуждение в парах (2-3 минуты), а дальше все знания складываются в «корзину», причем, и правильные и неправильные.

2. «Перевернутые логические цепочки».

3. Рассказ-предположение по «ключевым словам», по которым за 3-5 минут пишется «легенда», «рассказ», «история».

4. «Мозговой штурм». Данный прием проводится в группах по 4-5 человек. Этот прием развивает не только творческое мышление, но и речь.

5. «Знаю- Хочу знать-Узнал».

6. «Дерево предсказаний»

7. «Зигзаг»

Стадия «осмысления». Она позволяет помочь активно воспринимать новую информацию; осмыслить ее; соотнести с уже имеющимися знаниями. На данной стадии идет активная самостоятельная работа учащихся.

На данной стадии можно использовать следующие приемы:

1. ИНСЕРТ (чтение с остановками и пометами). Это такой способ маркировки текста, когда учащиеся значкам отмечают на полях то, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чем хочется узнать более подробно. Маркировка текста производится с помощью специальных знаков:

«!» - я это знал

«+» - новое для меня

«-» - вызывает сомнение

«?» - Вопрос

Данный прием   позволяет внимательно и вдумчиво читать предложенный текст.

2. Ромашка «Блума» или чтение с остановками. Данный прием построен на системе различных вопросов: простые, уточняющие, объясняющие , творческие, оценочные, практические. Текст не должен быть знаком учащимся, заранее делится на части и вопросы составляются в соответствии с иерархией уровней познавательной деятельности.

Многие приемы, использованные на стадиях вызова и осмысления, логически переходят в стадию «Рефлексия». Эта стадия позволяет учащимся самостоятельно осмыслить всю полученную информацию, присвоить новые знания, сформировать у каждого учащегося собственное отношение к изучаемому материалу. На данной стадии приемы очень разнообразны.

1. Синквейн.

2. «Диаманта».

3. «Кластеры».  Кластеры – графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами или явлениями. Данный прием охватывает большое количество информации, чем при обычной письменной работе, помогает систематизировать информацию в виде смысловых блоков.

4. «Эссе».        

6. «Фишбоун».

7. «Оценочное окно».

8. «Прием составления глоссария»

Принципы технологии развития критического мышления:

- активность учащихся в образовательном процессе;

- организация групповой работы в классе;

- развитие навыков общения;

- учитель воспринимает все идеи учеников как одинаково ценные;

- мотивация учащихся на самообразование через освоение приёмов ТРКМ;

- соотнесение содержания учебного процесса с конкретными жизненными задачами, выявлением и решением проблем, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни;

- использование графических приёмов организации материала. Они являются эффективными для формирования мышления. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение. Графическая организация материала может применяться на всех этапах учения как способ подготовки к исследованию, как способ направить это исследование в нужное русло, как способ организовать размышление над полученными знаниями.

Средства технологии позволяют работать с информацией в любой области знания, а это значит, что ознакомление с ней можно организовать на любом предметном материале.

Достижение результатов в детском объединении.

Формирования регулятивных УУД при помощи технологии развития критического мышления для достижения результатов деятельности возможно в различных направленностях образовательных программ и для разных возрастных групп детей.

У меня детских объединения: одно художественной направленности – театральная студия «Комикс». И два социально-педагогической – КВН и Школа Лидеров. Это различные по форме деятельности и результатам это деятельности, с одной стороны, группы. И дети занимаются разные по возрасту и по интересам, их цели и собственно результаты направлены на различное. В театре занимаются малыши начальной школы, которых родители, или зачастую сейчас уже они сами принимают решение прийти в нашу театральную студию, отправили заниматься актерским мастерством, чтобы ребенок получал всестороннее развитие уже с первого класса, чтобы видеть детей своих на сцене, радоваться их игре и успехам. В КВН приходят уже в средней школе, с пятого класса, тут чаще мотивация «быть в группе», учится шутить, чтобы быть принятым обществом сверстников, ведь КВН уже более пятидесяти лет остается модным и актуальным. Школа лидеров создана для ребят, которым интересна активность, положительное своё влияние на общество, для тех, кто уже сейчас начал понимать, что будущее, их, окружающих, даже мира, зависит от них самих.

Если говорить о результавности всех этих объединений, то она естественно выражается в дипломах, грамотах и кубках за участие в различных конкурсах и фестивалях, на районом и городском уровнях. Также результатом работы команд можно считать выступления ребят со своими спектаклями, танцами, номерами, организация и поведение мероприятий. Всё это безусловно хороший показатель результативности педагогических программ для этих детских объединений.

Результатом называется конечный итог, ради которого осуществляется какое-либо действие.

Есть результаты «здесь и сейчас», которых можно добиться заучиванием текстов, расстановкой детей по сцене, методом «суфлера», чтобы не забыли слова во время выступления, плагиатом, что достаточно часто встречается в КВН, например, или, когда взрослые пишут номера детям, которые их просто хорошо отыгрывают, ещё можно дать лидерам уже готовые четкие задания для их исполнения. Это приводит в таким же четким результатам – победы в конкурсах, что бессменно мотивирует детей к дальнейшей деятельности.

Долгосрочный же результат, на который направлен процесс обучения детей в дополнительном образовании – это развитие личности, понимающей для чего осуществляется деятельность.

Пример деятельности по использованию Технологии критического мышления на занятиях театральной студии.

Содержательная часть образовательной программы по работе на произведением:

Знакомство с произведением - часть первая – 2 часа

- Вызов. Постановка вопроса по названию сценария. Предположения по тематике произведения, жанре.

- Осмысление. Распределение обучающихся по малым группам. Работа с частью произведения. Выделение главного в этой части текста. ИНСЕРТ. Поиск знакомых и новых слов. Объяснения значения слов.

- Рефлексия. Общегрупповая работа по осмылению данной части произведения. Высказывание новых предположений о теме, жанре.

В данном примере работа идет с малой частью сценария, для создания «интриги» и подробного разбора каждого важного слова и смысла.

Знакомство с произведением - часть вторая – 2 часа

- Вызов. Знакомство с персонажами. Имена. Постановка вопроса о характере героев. «Дерево предсказаний»

- Осмысление. Чтение частей текста с каждым персонажем. Обсуждение каждого персонажа. Попытка найти связи между персонажами. Кластер.

- Рефлексия. Дискуссия. Пробное распределение ролей.

На этом этапе дети уже начинают «примерять» образы персонажей, ищут общее со своей личностью.

Знакомство с произведением - часть третья – 2 часа

- Вызов. Чтение части произведения. Вопрос о месте действия.

- Осмысление. Работа в малых группах. Чтение с остановками. Нахождение моментов в тексте, раскрывающих место действия. ИНСЕРТ.

- Рефлексия. Рисунки места действия.

На этом этапе у детей создается образ места, в котором находятся их персонажи.

Знакомство с произведением - часть четвертая – 2 часа

- Вызов. Постановка вопроса о общем смысле сценария, его концовке.

- Осмысление. Чтение с остановками всего произведения. Текст разделен на смысловые части. После каждой части- вопросы.

- Рефлексия. Обсуждение всего произведения. Какие мысли совпали. Что было неожиданно.

Эффекты:

1.При введении ТРКМ для работы над сценарием перед началом непосредственных репетиций улучшится качество исполнения роли за счет поэтапного знакомства с произведением, более глупого осмысления своего персонажа, места действия и т.д.

2.Увеличится активный интерес детей к работе над произведением.

3. Появится поисковая самостоятельность.

4. Появится уверенность в себе, так как в этой технологии нет оценочного суждения.

5. Умение формулировать мысль.

6. Развиваются коммуникативные навыки.

Заключение.

Моделирование и выстраивание УУД в дополнительном образовании детей отличается некоторыми специфическими особенностями. Поскольку эта сфера является творчески направленным процессом, формирование необходимых для обучения действий ориентировано на открытие и развитие потенциала ребенка, его самоопределение и нравственную эволюцию.

В представленной модели важным фактом является то, что она развивает понимание ребенка на разных этапах обучения.

По моему мнению, формирование регулятивных УУД в детском объединении через процесс понимания, который достигается при помощи Технологии развития критического мышления возможен для образовательных программ разной направленности.

Список литературы:

  1. Константин Станиславский. Искусство представления. Азбука классика. 2010.
  2.  Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления.  СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2008. - 134 с
  3. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М., 2004.
  4. Клустер Д. Что такое критическое мышление / Дэвид Клустер. Критическое мышление и новые виды грамотности. – М., 2005.
  5. Лук А.Н. Психология творчества. – М., 1978.
  6.  Немов Р.С. Психология. Т.2 – М., 2008.
  7.  Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.
  8.  Столбунова С.В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо // Первое сентября. Русский язык. –  2005. -  №18. – С.5-11.
  9.  Халперн Д. Психология критического мышления. — СПб.,  2000.
  10.  https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2014/07/24/formirovanie-metapredmetnykh-universalnykh-uchebnykh
  11.  https://edunews.ru/additional-education/uud-v-dopolnitelnom-obrazovanii-detey.html
  12.  http://ext.spb.ru/faq/7766-2015-05-11-19-52-13.html