Методические рекомендации по подготовке детей к конкурсу чтецов

Пинкина Людмила Борисовна

Вниманию педагогов, которые готовят детей к участию в "Живой классике" и других конкурсах чтецов - рекомендации, как выбрать материал для чтения, как работать с текстом, как готовить артикуляционный аппарат и дыхание ребенка к выступлению. А также - некоторые упражнения для решения перечисленных задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по подготовке детей к конкурсу чтецов

Пинкина Людмила Борисовна

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

МБУ ДО ДДТ г. Гуково,

руководитель театральной студии «Страна чудес»

Уважаемые коллеги! Вам наверняка в течение учебного года не раз приходится готовить ребят к конкурсу чтецов. Кроме чтения прозы на «Живой классике», дети читают много стихов к различным праздникам – дням матери, героев Отечества, юмора, к месячнику героико-патриотического воспитания и проч… К сожалению, приходится констатировать, что в большинстве случаев «подготовка» сводится к выбору взрослым произведения, не всегда удачному выбору.

Позвольте предложить несколько рекомендаций, которые помогут и вам, и ребятам чувствовать себя более уверенно в стрессовых условиях конкурсов.

  1. Наверняка, есть в школе группа ребят, на которых вы опираетесь в таких случаях, из которых в первую очередь выбираете чтецов. Заранее готовьте их артикуляционный аппарат, дыхательную систему, всю психику к публичному чтению. Упражнений для носоглотки, губ, языка, гортани великое множество на соответствующих сайтах в интернете. Нужно только сделать эти 10-минутные занятия регулярными, привычными для ребят. И непосредственно перед конкурсным чтением разогреть, размять, подготовить артикуляционные мышцы к активной работе. Без этого чтец на сцене будет подобен ненастроенному музыкальному инструменту.

  1. Выбор произведения – сложнейшая и важнейшая задача. Основополагающий момент! СОВМЕСТНАЯ работа педагога и ребенка!

Материал соответствует следующим требованиям:

  • Интересен и нравится ребенку.
  • Соответствует его возрасту и полу.
  • Учитывает силы и возможности ребенка.
  • Классика! Настоящая! Русская или зарубежная в хорошем переводе! Классика прошла испытания временем, сценой, записью на радио и телевидении.
  • Актуальность материала именно для чтеца. Ребенок точно понимает, о чем он говорит со сцены. Понимает значение всех слов. Знает сюжет произведения, если готовится читать отрывок.
  • Не стоит брать тот текст, где есть только диалоги. Считается, что в таком тексте «есть, что поиграть», т.е. создается возможность продемонстрировать артистизм ребенка. Да. Но! В диалоговом тексте очень мало возможности выразить личностное, собственное отношение чтеца к происходящим событиям. Именно описательные части текста позволяют чтецу выражать тонкие, глубокие, пережитые чувства, использовать различные оттенки различнейших интонаций.
  • Пусть текст будет сюжетным. Пусть в нем произойдет изменение героя, или изменение его отношения к ситуации, или изменение его взаимоотношений с кем-то. Пусть в тексте что-то ПРОИЗОЙДЕТ! И чтец будет вести слушателей к итогу, а итог с первых абзацев будет ожидаем зрителями, будет им интересен, будет их волновать.

  1. Работа над текстом.

Итак, текст перед нами. Побеседуем с юным чтецом.

  • Детально ответим на вопросы: Какова главная мысль, идея нашего текста? Зачем ты выходишь с ним на сцену? С кем ты будешь общаться? Чего хочешь добиться? С какой целью ты оказался здесь? Например: «Хочу, чтобы люди задумались о смысле жизни». «Хочу, чтобы не было равнодушных». «Хочу, чтобы вспомнили свою первую влюбленность». «Хочу, чтобы люди учились относиться к встрече, как к чуду»… Таким образом, сформулируем сверхзадачу чтеца и будем думать, как раскрыть эту сверхзадачу через образы данного произведения.
  • Обсудим обстоятельства, в которых происходит действие. Поговорим о характере персонажа, его судьбе, его интересах. ПОЗНАКОМИМСЯ с персонажем поглубже, как с новым другом. Разберемся, что он чувствует, думает, чего хочет, как будет добиваться осуществления своих планов, как будет действовать, что будет чувствовать в момент действия… Обсудим, в какое время года, время суток, в какую погоду совершается действие, описанное в тексте. Как себя чувствует наш друг – герой, как ему дышится, каково его самочувствие… Словом, четко смоделируем предлагаемые автором обстоятельства. И юный исполнитель будет помнить об этих обстоятельствах во все время подготовки и чтения!
  • Педагоги театральных вузов рекомендуют не только вообразить и обсудить предлагаемые литературным текстом обстоятельства, но и превратить текст в киноленту видений, нарисовать основные позиции персонажей рассказа.  Схематично, – точками-палочками-крючочками – не важна здесь художественность, важно детально увидеть ход происходящих событий!

Цель всех этих бесед и обсуждений – приближение текста к ребенку. Только тогда у чтеца появится определенное отношение к событию, людям или фактам, о которых идет речь. Постепенно сближаясь с текстом, дополняя его своим творческим воображением, ребенок постепенно создает живую, яркую картину, свидетелем которой он как бы сам становится. И тогда текст запоминается легко и прочно.

  1. Работа над текстом. (Продолжение)

Сосредоточимся на грамматическом и логическом разборе читаемого отрывка.

  • Объясним все непонятные слова.
  • Уточним сомнительные ударения.
  • В интересном тексте последовательность событий излагается в нарастающей напряженности. Внимательно проследив содержание и взаимосвязь этих событий, выделим ряд эпизодов, на которые может быть разделено все произведение. А затем в каждом из эпизодов постараемся уяснить содержание каждой фразы, ее необходимость, значение для выполнения нашей сверхзадачи.
  • Определим в тексте главные слова, на которых будут сделаны логические ударения, которые будут при чтении специально выделены. Вот что пишет об этом К.С. Станиславский: «В первую очередь нужно выбрать среди всей фразы одно самое важное слово и выделить его ударением. После это следует сделать то же с менее важными, но все-таки выделяемыми словами. Что же касается не главных, не выделяемых, второстепенных слов, которые нужны для общего смысла,  то их надо отодвинуть на задний план и стушевать. Для этого нужен целый комплекс ударений: сильных, средних, слабых».
  • Поработаем над текстом с карандашом в руках. Отметим паузы (длинные, средние, короткие), интонации (вопросительные, восклицательные, недоумения, продолжения, возмущения, иронии… - их огромное множество), динамику (нарастание голоса, затихание, возгласы и т.п.). О вариантах обозначений договоритесь с ребенком: они должны быть понятны ему и вам и одинаковы у вас обоих.
  • Очень советую не зубрить текст по кусочку, а несколько раз в день – утром и вечером – прочитывать  его целиком, всякий раз стараясь видеть происходящие события в созданных автором и своим воображением обстоятельствах.

  1. Перед выступлением:
  • Дыхательная и артикуляционная разминка.
  • Постараться почувствовать, какие мышцы от волнения стали каменными, напряжены и «мешают» - зажаты. Мешают руки – куда их девать? Шея и нижняя челюсть? Зажатую мышцу надо перенапрячь (сильно сжать кулаки, челюсти, напрячь все мышцы шеи) подержать несколько секунд в очень напряженном состоянии, а потом расслабить. Сосредоточенность на физическом состоянии тела поможет снять напряжение мышц и отвлечет от необходимости волноваться.

  1. Во время выступления.
  • Чтец обращается в зрительный зал, к слушателям. В нынешней ситуации, когда придется снимать видео с выступлением ребенка, пусть в помещении будут люди, к которым обращен рассказ. Чтобы исполнитель видел глаза, мимику слушателей, их эмоциональную реакцию на звучащее произведение.
  • Не стоит во время чтения перевоплощаться в тех, о ком повествуешь. Перевоплощаются актеры в спектакле или фильме. А чтец только рассказывает слушателям о действующем лице, как бы подглядывая за ним и проявляя свое к нему отношение и оценивая его действия. Если в тексте есть прямая речь, то и тогда чтец не должен играть действующих лиц, изображая их голоса и возраст, а должен лишь повествовать о них.
  • Исполнитель рассказывает о том, что уже когда-то произошло. Знает все событие от начала до конца. Вот и пусть ведет слушателей последовательно, осмысленно, уверенно от начала к концу произведения, все время памятуя о своей цели – о сверхзадаче, о том, к чему хочет привести зрителей.

Успехов всем, уважаемые коллеги!

Подготовка артикуляционного аппарата к работе.

Дыхание:

Быстрый бесшумный вдох через нос-рот одновременно.  Плечи не поднимаются. Спина ровная. Голова поднята, но назад не запрокинута.

Чтобы вдыхать бесшумно, на вдохе прижимаем кончик языка к верхним альвеолам –(бугорки позади верхних зубов.

Упражнения:

  • Короткий вдох – длинный выдох за n секунд. Число n т постепенно увеличивается  от 8 до____ (по возможностям  детей).
  • «Как на горке на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка… и т.д.». Текст произносим громко, внятно на одном выдохе. Постепенно количество слов увеличиваем.
  • «Насос». Короткий быстрый вдох – длинный сильный выдох на звуке «с» : с силой проталкиваем воздух через сомкнутые зубы и прижатый к ним язык.
  • «Мяч». Короткий быстрый бесшумный глубокий вдох – длинный сильный выдох на звуке «ш» - мяч сдувается.

Артикуляция.

Упражнения для губ.

  • «Слон и лягушка».   Губы вытянуть трубочкой, удерживать три секунды. Растянуть уголки рта в стороны как можно сильнее – удерживать три секунды. Повторить15 раз.

Сброс (расслабление губ): бр-р-р (расслабленными губами)

  • «Трубочка». Вытянуть губы трубочкой как можно сильнее. Медленно переместить вправо, держать 3 секунды, медленно переместить влево, держать три секунды. (6 раз)

Сброс.

  • Оскал. Помассировать губы о зубы.10-20 раз. Сброс.

Упражнения для языка.

  • «Парус». Рот приоткрыт. Язык цепляется за нижние зубы и дугой выдается вперед. Прячется, расслабляясь. (6-10 раз).

Сброс (расслабление языка): поболтать языком.

  • «Футбол». Рот закрыт. Язык нажимает поочередно на щеки так, чтобы было заметно острое округление щеки. (6 пар раз).
  • «Желоб». Язык сворачиваем в трубку и показываем наружу, стараясь высунуть его как можно больше.

Чистоговорки:

  • На мели мы налима лениво ловили.  

Для меня вы в лимане ловили линя

Не меня ль о любви вы так мило молили

И в туманы лимана манили меня?

  • В недрах тундры выдры в гетрах тырят в ведра ядра кедров.

Выдрав с выдры в тундре гетры, вытру выдрой ядра кедров.

Вытру гетрой выдре морду. Ядра – в ведра, выдру – в тундру.

  • Однажды был случай в далеком Макао: макака коалу в какао макала.

Коала какао лениво лакала, макака макала, коала икала.

  • На дворе трава, на траве – дрова. Не руби дрова на траве двора. Раз – дрова, два – дрова, три – дрова, четыре – дрова.
  • Был бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа.
  • Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
  • Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.
  • Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон:

 в капюшоне кукушонок смешон.

Интонация. Упражнение.

Простую чистоговорку или любую несложную недлинную фразу предлагаем ребятам произносить с различными интонациями.

Варианты интонаций:

горе

грусть

печаль

отчаяние

вина

обида

досада

сожаление

бессилие

стыд

бешенство

ярость

злость

истерия

раздражение

ненависть

презрение

негодование

ревность

уязвленность

досада

зависть

неприязнь

возмущение

отвращение

горечь

тоска

скорбь

лень

жалость

отрешенность

отчаяние

беспомощность

безнадежность

разочарование

отчужденность

потрясение

сожаление

радость

восторг

удивление

интерес

азарт

любопытство

умиротворение

спокойствие

гордость

надежда

предвкушение

счастье

восторг

ликование

приподнятость

оживление

вера

интерес

забота

ожидание

возбуждение

освобождение

нетерпение

изумление

удовлетворенность

уверенность

довольство

окрыленность

торжественность

жизнерадостность

облегчение

удивление

усталость

принуждение

одиночество

подавленность

холодность

безучастность

любовь

восхищение

доверие

теплота

нежность

сочувствие

благодарность

симпатия

уважение

безопасность

благодарность

спокойствие

гордость

влюбленность

очарованность

смирение

искренность

дружелюбие

доброта

уравновешенность

естественность

жизнелюбие

вдохновение

воодушевление

ужас

отчаяние

испуг

оцепенение

подозрение

тревога

ошарашенность

беспокойство

боязнь

унижение

замешательство

растерянность

стыд

 … и множество других!