Методические рекомендации по проведению открытого учебного занятия в учреждении дополнительного образования детей

Карпенко Айна Муса-кызы

Методические рекомендации представляют собой методическое руководство, цель разработки которого состоит в повышении эффективности деятельности педагога дополнительного образования по планированию и проведению учебных занятий. Представленный материал содержит рекомендации, памятки, образцы анализов и самоанализов занятий.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества»

Методические рекомендации

по проведению открытого учебного занятия в учреждении

дополнительного образования детей

                                                                     Карпенко

                                               Айна Муса-кызы,

                                                             педагог дополнительного

                                                                     образования

Введение.

Методические рекомендации представляют собой методическое руководство, цель разработки которого состоит в повышении эффективности деятельности педагога дополнительного образования по планированию и проведению учебных занятий. Представленный материал содержит рекомендации, памятки, образцы анализов и самоанализов занятий.

Публикуемые материалы предназначены для руководителей образовательных учреждений дополнительного образования, методических служб, педагогов дополнительного образования.

Обеспечение качества в сфере дополнительного образования детей, как неотъемлемой части общего образования, осуществляется с помощью разных методов и средств и на разных уровнях. Однако самым первым уровнем обеспечения качества в рамках образовательного процесса является уровень учебного занятия.

Основной формой учебно-воспитательной работы в учреждениях ДО являются занятия детских объединений, студий, мастерских, клубов и т. д. Занятия объединений проводятся по дополнительным образовательным программам, разработанным руководителями творческих объединений, которые одобрены и утверждены руководителем и педагогическим советом ОУ.

Основные методы и формы занятий

  • Темы, уровня подготовки учащихся, материальной базы и опытаруководителя, что способствует повышению интереса к занятиям, приобретению и закреплению знаний, умений и навыков.
  • Сочетание индивидуальной и коллективной, практической и теоретической форм работы с работой по специальной литературе по профилю детского объединения.
  • Общественно полезная деятельность детского объединения: изготовление наглядных пособий, образцов изделий, сувениров и т. д., проведение массовых мероприятий, оформление помещений и т. д.
  • Организованность, эффективное использование времени, для чего руководителю объединения необходимо старательно готовиться самому, а также подготовить необходимый материал, инвентарь, инструменты, наглядные пособия, приспособления, схемы, оборудование, рабочее место и т. д.
  • Воспитание и обучение взаимосвязаны общей целью - формированием гармонично развитой личности с активной жизненной позицией. Поэтому на занятиях необходимо воспитывать интерес к знаниям и их расширению, чувство патриотизма, трудолюбие, высокие духовные качества, эстетический вкус и культуру общения.

План открытого занятия

  1. Тема
  2. Цель занятия
  3. Оборудование и материалы
  4. Место проведения

Ход занятия

1. Организационная часть (отметить присутствующих, провести краткую беседу о событиях дома и в школе, сообщить тему и цель занятия).

2. Содержание занятия:

а) повторение пройденного материала;

б) изложение новой темы;

в) закрепление пройденного;

г) отработка практических навыков и умений;

    д) индивидуальная работа с воспитанниками.

3. Подведение итогов занятия: разобрать типичные ошибки, отметить лучших воспитанников; ответить на вопросы; обобщить изученное, сделать выводы; предложить (если есть необходимость) домашнее задание.

Практические рекомендации по проведению и анализу открытого занятия

Открытые занятия являются одной из эффективных форм методической работы. Они занимают особое место в системе повышения педагогического мастерства педагогов дополнительного образования; организуются с целью изучения опыта работы, осуществления единого подхода к организации учебно-воспитательного процесса при многообразии индивидуальных возможностей педагогов дополнительного образования. Открытые занятия помогают коллективно определить и на конкретных примерах показать, какие методы, приёмы и педагогические средства эффективны при проведении занятий, бесед, практических работ, подведении итогов. Приступая к планированию открытых занятий методист выявляет у педагогов из анализа имеющиеся трудности при осуществлении учебно-воспитательного процесса: в организации занятий, выборе форм их проведения, общения с воспитанниками, отработке приёмов мыслительной и моторной деятельности и т. д. Затем рассматривается, чей накопленный передовой или положительный опыт и какие приёмы и методы педагогического труда могут быть показаны на открытых занятиях.

После решения главного вопроса - какой опыт и каких педагогов дополнительного образования будет изучаться на открытых занятиях в учебном году - определяется конкретная методическая цель: что должны дать занятия приглашённым педагогам. При выборе цели посещения следует исходить из интересов и потребностей педагогов и иметь в виду, что методическая цель может быть либо обширной, например, изучение системы работы лучших педагогов, либо более узкой - изучение отдельных удачных методов и приёмов обучения и воспитания. Определение темы учебного занятия целесообразнее предоставить самому педагогу дополнительного образования, который будет проводить занятие.

Советы при подготовке открытого занятия

Попытайтесь сделать открытое занятие ярким событием не только для себя, но и для ваших воспитанников.

Помните, что открытое занятие отличается от повседневных своей насыщенностью, оригинальностью, нестандартностью, разнообразием форм, которые присущи только вашей работе.

При определении темы открытого занятия постарайтесь внести в неё элементы нетрадиционности, вызвать интерес к тому, что будет происходить на занятии. Подробно опишите ход занятия (с каких слов его начнёте, какие задания будете использовать, как подведёте итоги). Это поможет в процессе подготовки внести коррективы и дополнения.

Подготовьте дополнительный экземпляр разработки открытого занятия для изучения вашего опыта.

Подумайте, какие материально-технические средства понадобятся.

Выпишите на отдельные карточки задания, которые вы будете исследовать, игры, загадки, вопросы.

Подготовьте своих воспитанников к тому, что на предстоящем открытом занятии не только вы, но и они должны показать свои знания и умения. Помните, от вас ожидают интересного и творческого занятия, а не сухого стандартного урочного преподавания.

Подключите ваше мышление и воображение и творите своё занятие.

Советы по проведению открытого занятия

  1. Не забывайте сказать о теме, задачах задания.
  2. Не смущайтесь присутствия на занятиях коллег.
  3. Успех занятия во многом определяется творческой атмосферой, которую вы создадите на занятии.
  4. Используйте проблемные задания, игры, викторины.
  5. Используйте работу по группам, если это возможно.
  6. Во время индивидуальной самостоятельной работы включите музыку.
  7. Предложите упражнения для отдыха глаз. Используйте релаксационные упражнения.
  8. Используйте в моменты отдыха занимательные конкурсы.
  9. Индивидуальные задания продумывайте для каждого.
  10. Меняйте в течение занятия виды деятельности (работа с литературой, опыт, наблюдения и т. д.).

В кружках музыкального профиля дайте познавательную информацию о музыке. В технических кружках используйте проблемные вопросы, повторите правила техники безопасности.

Все направления: используйте образцы, альбомы, буклеты. Учитывайте возрастные особенности детей.

Советы по окончанию занятия

Будьте готовы к тому, что занятие будут анализировать присутствующие.

Дайте анализ тому, что запланировали и что провели.

Обосновывайте при анализе, почему вы выбрали именно такую тему, форму, что дало использование игры, конкурсов, наглядного материала. Выявите причины, если чувствуете, что не всё удалось.

Анализ и самоанализ: подходы и модели

Анализ и оценка педагогической деятельности вообще и занятия в частности - важное условие совершенствования педагогического мастерства, обобщения педагогического опыта, эффективного руководства и контроля за качеством учебно-воспитательного процесса.

Открытое занятие представляет собой сложный психолого-педагогический процесс, поэтому провести его полный комплексный анализ достаточно сложно. Наиболее часто в методике применяется частичный или аспектный тематический анализ, в основе которого лежит выделение и анализ качеств, имеющих наибольшее значение для достижения поставленных целей и задач.

Предлагаем несколько схем аспектного анализа. Структура схем разработана для различных типов уроков, однако данные модели в полной мере могут быть использованы при анализе открытого занятия в детском объединении.

Общий анализ занятия

  1. Подготовка педагога к занятию (готовность оборудования, материалов, объектов практических работ, дидактических пособий).
  2. Воспитательное воздействие занятия (воспитание его содержанием, организацией тех качеств, способностей, которые развиваются в ходе занятий и др.).
  3. Методы и приёмы, используемые педагогом для обучения воспитанников рациональным приёмам труда, формирования правильных и прочных навыков. Осуществление связи с учебным материалом, изучаемым в школе. Систематический самоконтроль обучающихся. Уровень культуры труда воспитанников, привитие им навыков высокой культуры труда - аккуратности в работе, точности, скорости рабочих движений, соблюдения чистоты и порядка на рабочем месте.
  4. Результативность проведённого занятия: выполнение намеченного плана, достижение цели занятия, продуктивность использования учебного времени, образовательный эффект занятия.
  5. Безопасные условия проведения занятия, соблюдение требований гигиены труда и промышленной санитарии.

Анализ деятельности педагога

  1. Соответствие цели занятия требованиям программы.
  2. Средства, используемые педагогом в течение занятия для достижения поставленной цели.
  3. Знание конкретного предмета, профессиональные умения и навыки, культура речи, общая культура педагога.
  4. Работа педагога по материальному оснащению, подбору методического фонда, оформлению кабинета.
  5. Методы работы по расширению и углублению базовых знаний.
  6. Работа педагога по закреплению получаемых обучающимися навыков.
  7. Проводимая работа по развитию творчества и самостоятельности воспитанников.
  8. Соответствие применяемых педагогом методов, приёмов и способов обучения уровню развития воспитанников.
  9. Влияние личности педагога на положительный эмоциональный фон занятия, воспитание личным примером.
  10. Использование педагогом разнообразных форм и приёмов воспитательной работы.
  11. Умение организовать коллектив с учётом индивидуальных особенностей воспитанников.
  12. Реализация требований охраны труда, соблюдение санитарно-гигиенических правил.
  13. Умение подвести итоги занятия и деятельности обучающихся.
  14. и познавательную активность воспитанников.

Анализ занятия по формированию умений

  1. Цели (по овладению умениями).
  2. Структура (по соотношению частей).
  3. Инструктаж (ориентировочная основа действий):
  • постановка цели;
  • разъяснение теоретических основ;
  • проверка готовности.
  1. Практическая работа:
  • организация начала и завершения работы;
  • дифференцированный и индивидуальный подход;
  • самостоятельность;
  • текущий контроль и самоконтроль;
  • обеспечение рабочего места;
  • обработка и подготовка результатов.
  1. Анализ результатов:
  • степень выполненной работы;
  • итоговый контроль (анализ работы);
  • соблюдение нормативных условий;
  • обобщённое подведение итогов.

Анализ занятия по изучению деятельности обучающихся и качества их знаний, умений и навыков

1. Деятельность обучающихся на занятии:

а) степень организованной подготовленности обучающихся к занятию, наличие у них всего необходимого для данного занятия;

б) включение обучающихся в работу на занятии, их психологический настрой;

в) творческая активность и самостоятельность воспитанников на занятии:

-активность при рассмотрении вопросов и проблем, изучаемых ранее;

-степень активности и самостоятельности в процессе восприятия материала, изучаемого на занятии;

-участие в подготовке и проведении практических работ и заданий с учётом их возрастных особенностей и познавательных возможностей;

-уровень активности и степень самостоятельности в процессе закрепления и систематизации полученных на занятии знаний;

г) организационная завершённость занятия;

д) отношение воспитанников к объединению, взаимоотношения с педагогом.

2.Уровень знаний, умений и навыков обучающихся, проявленных на данном занятии или по направлению объединения вообще: а) знание теоретического материала:

  • законов, определений, теоретических доказательств и выводов;
  • знаний фактического материала;

б) степень осмысленности и осознанности усвоении знаний:

  • знание конкретных фактов, явлений, событий;
  • умение их анализировать и устанавливать между ними взаимосвязи и взаимозависимости;
  • умение дать оценку изученным фактам, явлениям, выразить своё отношение к ним, сделать вывод и обобщить изученное;

степень мыслительной активности воспитанников при решении проблемных ситуаций, логических заданий, ответов на вопросы, доказательство сравнений, сопоставлений.

в) практическая направленность знаний:

  • умение обучающихся найти и определить возможность применения полученных знаний на практике, в своей трудовой деятельности;
  • осуществление связи изучаемого материала с жизнью, трудом;
  • использование дополнительного материала с целью конкретизации;
  • степень самостоятельности при выполнении практических заданий;
  • умение подготовить и провести наблюдение или опыт;

г) воспитательный эффект.

Общедидактический анализ занятия

  1. Цели:
  • обучающие;
  • развивающие;
  • воспитательные.
  1. Содержание:
  • объём и структура материала;
  • актуализация;
  • изложение нового материала;
  • закрепление нового материала;

  1. Преподавание:
  • проблемность;
  • доступность;
  • наглядность и ТСО;
  • связи с другими сферами;
  • индивидуальный и дифференцированный подход.

4.Учение:

  • самостоятельность;
  • творчество и поиск;
  • активность;
  • общеучебные умения.
  1. Контроль и оценка:
  • проверка домашнего задания;
  • текущая обратная связь;
  • оценивание;
  • эффективность способов умственной деятельности воспитанников.

Анализ деятельности воспитанников в ходе открытого занятия

  1. Качество знаний, умений и навыков, их полнота и осознанность; умение анализировать итоги своей деятельности.
  2. Познавательная активность, увлечённость в ходе занятий.
  1. Степень самостоятельности воспитанников, умение решать задачи проблемного и творческого характера.
  2. Умение работать коллективно, парно, индивидуально.
  3. Личные и коллективные успехи воспитанников, результаты занятий в объединении.
  4. Этика межличностных отношений, культура речи.
  5. Самоуправление в объединении, традиции.
  6. Степень организованности воспитанников, посещаемость, постоянство контингента.
  7. Рациональность труда на занятиях, знание и соблюдение основных правил техники безопасности.

Анализ занятия

  • свете формирования познавательного интереса у учащихся

  1. Вызывает ли информация педагога в начале занятия состояние поиска у воспитанников (сообщение цели и задач занятия).
  2. Отмечается ли в процессе обсуждения заданий сопричастность воспитанников (коллективное обоснование, обсуждение задач и заданий).

  1. Усложняет ли педагог дополнительными элементами сформированный способ деятельности воспитанников.
  2. Каким образом педагог связывает воспитание чувства ответственности с формированием познавательного интереса:

- проводит коллективный анализ трудных заданий и конечный результат деятельности; - после коллективного анализа трудного задания в эту же работу повторно вовлекаются более слабые воспитанники: другие формы, методы, приёмы.

  1. Каким образом педагог создаёт на занятии условия для связи новой темы с предыдущей.

  1. Как педагог знакомит воспитанников с необходимой для деятельности в кружке терминологией.
  2. Как проявляются у детей различные уровни познавательного интереса:
  • в общении;
  • в деятельности.
  1. Какие оптимальные приёмы и методы, повышающие познавательный интерес, использует педагог:

- в качестве наглядных средств различные рисунки, схемы, модели, литературу и т. д.; - даётся возможность для высказывания оригинальных идей и мнений по

поводу конкретных заданий и целей деятельности на занятии;

- создаются педагогические ситуации, стимулирующие желание воспитанников вступить в деловые контакты друг с другом, обогащающие их опыт, повышающие результативность деятельности в объединении; - предоставляется возможность воспитанникам для самостоятельного оценивания деятельности и её результатов у товарищей; - предлагаются различные варианты заданий.

  1. Каким образом принцип сотрудничества способствует развитию познавательного на данном занятии кружка.

Анализ занятия

  • свете формирования самостоятельности у кружковцев.

  1. Каким образом педагог создаёт условия для формирования логического мышления:

- выдвигает определённые познавательные задачи;

- создаёт учебные ситуации для индивидуального разрешения;

- предлагает задания различной сложности на выбор (согласно самооценке воспитанников); - способствует анализу результатов деятельности в объединении.

2.Каким образом педагог предоставляет возможность самостоятельно ориентироваться в новой ситуации:

- стимулирует желание в поиске способов решения задания или задачи; - предлагает самостоятельно обосновать степень сложности задания; - стимулирует выражение собственной точки зрения по каким-либо ситуациям, явлениям, процессам и т.д.; - использует другие приёмы и методы.

3.В какой мере форма занятия способствует формированию самостоятельности учащихся:

- форма предполагает индивидуализацию по определённым признакам; - используются различные формы сотрудничества на занятии;

- предполагается самостоятельная деятельность воспитанников, в результате которой виден результа

Анализ процесса дифференциации на занятии

  1. По какому принципу осуществляется дифференциация:
  • по возрастному;
  • по уровню способностей;
  • по качеству подготовки (длительности занятия).
  1. Какие приёмы использовал педагог для деления на группы, количество групп, детей.
  2. Как организовалась деятельность детей:
  • форма инструктажа;
  • методы корректировки деятельности.
  1. На каких этапах занятия имела место дифференциация:
  • при ознакомлении с новым материалом;
  • при организации практической деятельности.
  1. Как была связана деятельность групп друг с другом:
  • часть общего;
  • самостоятельные задания.
  1. Как подводился итог деятельности групп и членов каждой группы.
  2. Характеристика микроклимата в группах: лидер - подчинённый, подчинённый - подчинённый.

Анализ занятия с позиции личностного подхода

  1. Отношение «педагог – воспитанник»:
  • педагогическая любовь;
  • понимание;
  • приятие;
  • вера
  • индивидуальный подход;
  • помощь.
  1. Учение без принуждения:
  • требовательность, основанная на уважении;
  • стимулирование интереса;
  • использование ситуации успеха;
  • предоставление свободы выбора;
  • уровень сотрудничества в работе.
  1. Оценивание:
  • качественные оценки;
  • гласность;
  • бесконфликтность;
  • самооценка воспитанников;
  1. Воспитание «Я – концепции»:
  • воспитание «Я – нравлюсь»;
  • воспитание «Я – способен»;
  • воспитание «Я - нужен (значу)».
  1. Личность учителя:
  • глубокие знания;
  • педагогический такт;
  • общая культура;
  • оптимизм;
  • юмор;
  • молодость души.

Внешкольное учреждение имеет специфические особенности по сравнению со школой, но в то же время это учреждение воспитания и обучения, поэтому учебно-воспитательный процесс должен быть организован на основе педагогических, дидактических и методических требований к организации учебного занятия. В зависимости от задач, которые решает педагог, выделяются различные типы учебного занятия, однако имеются общие критерии, которым должно соответствовать учебное занятие.

Анализ нетрадиционных форм работы объединения

  1. Постановка целей и задач занятия с точки зрения социально ценной деятельности и с позиции формирования знаний, умений и навыков. Взаимодействие целей и задач.
  2. Нетрадиционная форма построения занятия.

Структура нетрадиционного занятия:

  • особенности этапов нетрадиционного занятия (объяснение, закрепление, повторение, обобщение материала);
  • взаимосвязь этапов занятий.
  1. Организация общения на занятии:
  • формы общения педагога с детьми;
  • организация общения детей между собой;
  • характеристика эмоционального состояния педагогов и воспитанников;
  • мимика, жесты в процессе взаимодействия с учащимися;
  • постановка речи, специфика лексики;
  • использование приёмов педагогического взаимодействия;
  • чувство симпатии и его проявление на занятии.
  1. Реализация принципа сотрудничества на занятии. Создание и пути разрешения проблемных ситуаций.
  2. Характеристика форм интеграции воспитательных возможностей на занятии:
  • реализация воспитательных возможностей педагога;
  • использование воспитательных возможностей коллектива;
  • использование воспитательных возможностей семьи на занятии;
  • использование опыта социальных отношений на занятии.

Результативность

Оценка качества и результативности каждого занятия является трудной задачей, ибо она выражается в скрытых от внешнего наблюдения и индивидуализированных новообразованиях в личности обучающихся, поэтому, как правило, применяют «проективную» методику оценки результатов занятия, его технологии.

Основные черты технологии высокопроизводительного, результативного занятия:

  • создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности воспитанников;
  • экономное и целесообразное расходование времени;
  • применение разнообразного арсенала методов и средств обучения;
  • формирование и тренинг способов умственных действий обучающихся;
  • формирование и развитие личностных качеств ребёнка;
  • высокий положительный уровень межличностных отношений педагога и обучающегося;
  • объём и прочность получаемых учащимися знаний, умений и навыков.