Кузьмина Дарья Сергеевна

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.

Ни шагу назад!

Профессия: Студентка

Профессиональные интересы: Оптимальное использование современных технологий в образовательном процессе

Увлечения: Педагогика, история, музыка

Страна: Россия

Регион: Республика Татарстан

Место работы: МАОУ «СОШ № 35»

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/kuzmina-darya-sergeevna
Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он — олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания.
Адольф Дистервег

Известно, что в структуре новых экономических и культурных достижений общества немалая роль принадлежит труду учителя. Если в школах не будут подготовлены граждане, способные решать проблемы страны на уровне нынешних и завтрашних требований, то наши надежды на стабильное и обеспеченное будущее останутся нереализованными. Вот почему выбор профессии учителя начальных классов имеет столь высокое гражданское значение.

Допускать к начальному образованию и воспитанию следует самых знающих, талантливых, ответственных учителей – настолько важен период детской жизни в формировании и судьбе человека. Вероятно, поэтому учитель начальной школы не имеет права на ошибку. Одним неверным действием он, как и врач, может нанести непоправимый вред. Не забудем, что именно в начальной школе человек приобретает более 80 % всех знаний, умений, действий и способов мышления, которыми будет пользоваться в дальнейшем.

Начальная школа сегодня пребывает в ожидании высокопрофессиональных педагогов. Назревшие в ней проблемы требуют свежих идей, решительных действий по преобразованию школы на ценностях истины и добра. Обучаясь в старших классах, вы не могли не заметить, какие изменения происходят в младших. Практически закончено внедрение стабильной четырехклассной системы начального обучения. Изменились состав и содержание школьных предметов, появились новые методики и технологии. Больше внимания стало уделяться духовному воспитанию.

Уже на студенческой скамье будущий педагог начинает понимать, что главные ценности школы – ученики и педагоги, их совместный труд. Ребенок не средство, а цель воспитания, поэтому не его следует приспосабливать к школе, а наоборот – школу к нему, чтобы, не ломая природу ребенка, поднимать его на максимально доступный для него уровень развития. Работать придется и вне школы, ведь педагог – главная интеллектуальная сила общества, его призвание – служить людям, быть проводником знаний.

Чтобы стать мастером своего дела, нужно знать педагогику, научиться профессионально мыслить и действовать. Педагогика раскрывает общие зависимости между условиями и результатами учебно–воспитательной деятельности; объясняет, как достигаются результаты обучения и воспитания, почему возникают те или иные проблемы; указывает пути преодоления типичных затруднений.

Педагогика, как и любая другая наука, не сводится к описанию конкретных ситуаций, примеров или правил. Она выделяет главное в педагогических отношениях, раскрывает причины и следствия педагогических процессов. Многоцветье детской жизни она сводит к обобщающим понятиям, за которыми не всегда видна реальная школьная жизнь, зато можно найти объяснение множеству конкретных ситуаций. Тот, кто хорошо усвоит общую теорию, сбережет свою память от запоминания огромного количества конкретных фактов и примеров, сможет применить ее для объяснения происходящих в воспитании процессов.

Годы вашего обучения приходятся на сложный и противоречивый период развития педагогики. В противоборстве столкнулись два направления – авторитарное и гуманистическое. Первое традиционно ставит учителя над учениками, второе – пытается сделать его равноправным участником педагогического процесса. Какими бы крепкими ни были корни авторитаризма, мировая педагогика сделала гуманистический выбор. В учебнике он представлен новыми отношениями учителя с учениками, их взаимопониманием и сотрудничеством на всех этапах учебно–воспитательного процесса. (И.П. Подласый)

О себе

Я студентка педагогического колледжа, в будущем хочу стать учителем.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Амонашвили Ш.А. "Здравствуйте, дети!"

Моё портфолио

Уроки на практике в основном строю в деятельностном методе.

Структура уроков «открытия» нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:

1. Мотивирование к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);

3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального “Я” с образом “Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление;
4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Структура урока развивающего контроля

1. Мотивация.

    Задачи:

- определить основную цель урока и создать условия для возникновения   внутренней потребности включения в контрольно – коррекционную деятельность («хочу»);

- актуализировать требования к ученику со стороны контрольно – коррекционной деятельности («надо»);

- установить тематические рамки («могу»).

2. Актуализация и подготовка мышления учащихся.

   Задачи :

- организовать повторение контролируемых способов деятельности;

- актуализировать мыслительные операции (сравнение, обобщение) и познавательные процессы (внимание, память и так далее), необходимые для выполнения контрольных работ.

3. Целеполагание контроля.

    Задачи:

организовать:

- мотивирование учащихся («хочу», - «надо», - «могу») к выполнению контрольной работы на применение способов действий, запланированных для контроля;

- осознание ими потребности к контролю и самоконтролю результата.

4.Контрольная работа.

  Задачи:

- организовать  индивидуальную деятельность учащихся (написание контрольной работы).

5. Самоконтроль (взаимоконтроль).

    Задача:

- организовать сопоставление учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией результатов.

6. Самооценка.

    Задача:

- предоставить возможность учащимся провести самооценку своих работ по заранее обоснованному критерию.

7. Рефлексия.

   Задачи:

- проговорить механизм деятельности по контролю;

- наметить цели последующей деятельности;

- фиксировать степень соответствия поставленной цели контрольной деятельности и её результатов;

- оценить полученные результаты собственной деятельности;

- при необходимости определить задание для самоподготовки (домашние задание с элементами выбора, творчества).

8. Согласование оценок.

   Задачи:

- знакомство с проверенной работой,

- выражение учеником собственного мнения по оценке.

Данный этап проводится, при необходимости, на следующем уроке в индивидуальной форме, если ученик не согласен со своей отметкой. Желательно, чтобы время проведения данного этапа не превышало 1-2 дня с момента проведения контрольной работы. Особенности организации данного этапа связаны с сочетанием самооценки и педагогической оценки.

9. Рефлексия (повторная).

 Проводится при необходимости, в различных формах (как индивидуально, так и совместно с учителем).

 

Структура урока рефлексии.

1.    Этап самоопределения к деятельности.

2.    Этап актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности.

Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к исправлению собственных ошибок.

–            Организовать повторение способов действий, запланированных для рефлексивных действий учащихся;

–            Активизировать соответствующие мыслительные операции: память, внимание и т.д.

–            Зафиксировать используемые способы действий в буквах,

–            Организовать самостоятельную работу (самостоятельную работу),

–            Организовать самопроверку работы по готовому образцу с фиксацией своих результатов, (без исправления своих ошибок).

3.    Этап локализации затруднений.

Цель: выявление места и причины затруднений, уточнение индивидуальной цели урока

–            Анализируют свое решение и определяют место ошибки,

–            Выявляют и фиксируют способы действий, в которых допущены ошибки,

–            На этой основе уточняют индивидуальную цель дальнейшей деятельности на уроке.

–            («Проговаривая» свое решение пошагово развивается логическое мышление, развивается речь.)

4.    Этап построения проекта выхода из затруднений.

Цель: построение детьми проекта выхода из затруднений.

–            исправил свои ошибки самостоятельно;

–            соотнес результаты исправления ошибок с эталоном;

–            выбрал задания и решил на те же правила, в которых допустил ошибку.

5.    Этап обобщения затруднений во внешней речи.

Цель: усвоение способов действий.

–             обсуждение типовых затруднений;

–            проговорить вслух формулировки способов действий, которые вызвали затруднения.

6.    Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Цель: создание ситуации успеха.

–            ученикам предлагают еще одну самостоятельную работу, аналогичную прежней;

–            самопроверку по эталону.

7.    Этап включения в систему знаний и повторения.

8.    Этап рефлексии деятельности.(фиксирование и анализ затруднений в собственной учебной деятельности, а не в решении задач)

Цель: самооценка результатов.

–            повторить алгоритм исправления ошибок;

–            фиксировать степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности;

–            наметить цели на следующую деятельность;

–            оценить деятельность на уроке;

–            определить задания для работы дома.

 

Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.

·                   Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

·                   Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

·                   Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

·                   Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

·                   Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

·                   На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

·                   Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

·                   Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

·                   Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

·                   Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

·                   Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

·                   На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

 

 

 

1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.

2. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы