Что такое «плохая», «хорошая» и «элитная» школа?

Бачурина Елена Геннадьевна

Рачевский Ефим Лазаревич - директор центра образования №548 «Царицыно», Народный учитель России, член комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования, разделил школы на "плохие", "хорошие" и "элитные".

К какому типу Вы отнесете свою школу?

«Плохая» школа. Такая школа имеет ярко выраженные внешние признаки. Во-первых, в эту школу не хотят ходить дети, и родители не хотят отдавать туда детей, в этой школе не задерживаются учителя, а если и задерживаются, то только потому, что им больше негде работать. Во-вторых, в плохой школе плохо пахнет. Чем? Если  школа совсем плохая, то туалетами, а если все же не очень плохая, то к  запахам туалетов еще примешивается запах капусты из школьной столовой, потому как столовая там все же функционирует. Это один тип плохих школ. Есть второй тип плохих школ, в которой внешне все в порядке. Как правило, в вестибюлях этих школ стоят витрины, где много кубков за спортивные достижения, висит стенд с правилами дорожного движения, текстом гимна школы и портретом, например, губернатора. В ней чисто, из туалетов не пахнет, дети на переменах ходят очень смирные, учителя ходят со «зверскими» лицами и очень много людей в красных повязках. Из этой школы не уходят, потому что эта школа имеет специальный номер,  у которой где-нибудь на стене висят копии договоров с различными вузами. Я знаю такие школы, в том числе и в Москве, где внешне все очень пристойно, детей оттуда не забирают, туда ходят дети из приличных семей, но все семьи, вместе взятые, еще нанимают репетиторов, чтобы дети были успешными. В плохой школе второй категории ещё используется очень мощное административное воздействие на детей и на учителей. Здесь регулярно проводятся педсоветы, директор размещает публичный отчет на сайте школы. Но на школьном сайте нет форума и быть не может, так как это школа где нет диалога, где мощная «зверская» личность директора. Вот это вторая категория плохих школ. Бывает ли третья? Не бывает, их только две. 

"Хорошая" школа не обязательно элитная. Есть три явных дифференциальных признака, по которым можно определить хорошую школу. Первый признак - родители хотят в эту школу отдать своих детей. Признак второй - про эту школу не говорят – «школа №1689», про нее говорят – это «школа Иванова», «школа Пинского», например, «школа Мильграма». Кстати, невзирая на  талантливого директора этой школы Михаила Шнейдера, эту школу по-прежнему называют «школой Мильграма», это именная школа.

Третий  признак хорошей школы – дети в такую школу хотят ходить. При этом, когда их спрашивают, что им надо от школы, то многие искренне скажут, что знания. Но, к сожалению, последние несколько лет, когда ввели ЕГЭ, многие родители, которые видят в школе только учение, пошли на радикальный шаг. Они забрали своих детей из школы, вернее они приписаны к школе с экстернатом, но физически дети в эту школу не ходят. Я был в одной такой школе, там состав чуть ли не 2000 детей, а в здании школы пусто. Что происходит при этом? Родители лишают детей того счастья 15-,16-, 17-летнего возраста, которое я называю «успешным школьным проживанием», а ученые называют «социализацией». Ведь этот период жизни  не только алгебра и прочее, это любовь, это конфликты, дружба, это опыт, который они приобретают здесь, это тот микромир, который для них, на самом деле, макромир. 

Еще один признак. Учителя не хотят уходить из школы. И не только потому, что им некуда идти, кстати, некуда идти тем, кому за 50, ну за 45. Сложно с трудоустройством. Но меня радует, когда не хотят уходить 30-летние, и не только потому, что пристойная зарплата. Сегодня, например,  в Москве можно найти в любой школе практически пристойную зарплату. А тут какими-то другими вещами держат.   Тут есть такой момент: ими нельзя командовать.   В каком плане? Нельзя лезть в методики и технологии, нельзя лезть в межличностные отношения, и нельзя требовать слепого исполнения того, что можно не выполнять,  потому что это не является  угрозой для жизни ребенка.  Почему еще они не уходят? По отношению к ним не принимаются директивные, бессмысленные действия. Вы знаете, что учителя находятся в состоянии истерики  по поводу гигантского количества документов. Что мы сделали у себя в школе?  Я понял, что будет гораздо лучше, если учитель будет свободен от целого ряда бумаг, он будет работать эффективнее в своей основной работе. Я взвесил денежную сторону вопроса и просто нанял специального человека, который за них оформляет все эти бумаги. Есть иллюзия, что если классный  руководитель не будет заниматься документацией, он будет плохо знать класс. Ничего подобного.Но даже не это главное, главное – то, что учитель живет в атмосфере диалога, для него это очень важно.

Плохая школа первого типа не может быть элитной, а вот плохая школа второго типа, может быть элитной. Поясню.  Если есть какая-нибудь школа, расположенная в каком-нибудь пристойном месте и там учатся дети каких-то богатых или известных людей, чиновничьей или финансовой элиты, не обязательно интеллектуальной, то эта школа тоже относится к категории элитной. Но не по качеству образования, которое там дается, а по качеству той корпоративной культуры,  которая там существует, и к образованию все это имеет опосредованное отношение. Так как для этих детей гарантированно, если не качественный репетитор, то, вполне возможно, обучение в каком-нибудь второсортном колледже в Англии, заплатят и всё.   Кстати, в  таких школах хорошо преподаются языки, как правило. С математикой хуже, химия там вообще враг, ну и так далее…Есть другая категория элитных школ…  Например школа Анатолия Пинского №1060, сейчас директор в ней Михаил Ильич Случ. Там иные критерии, например, критерий решать сложные задачи по математике является вторичным основанием для приема. Там скорее важна способность к диалогу, умение слышать и слушать, способность к коммуникациям, т.е. некие личностные качества.  В этой школе не много победителей олимпиад, но это элитная школа, просто она формирует иную элиту, может быть не столько научную, сколько элиту духовную.   Таким образом, мы разделили элитные школы на две категории: одна элита обслуживает корпоративные интересы, это элита чиновничья, финансовая, но есть школы, которые являются исключением, и  родители отдают своих детей в другие элитные школы, с духовной и интеллектуальной доминантой.

Более подробная информация http://www.direktor.ru/interview.htm?id=20

 

Комментарии

Шустова Наталья Владимировна

Все школы хорошие! Ведь это зависит от нас! Наша хорошааааа!!!!

Наша школа сельская, следовательно, единственная и выбирать не приходиться. Можно конечно в район ребенка возить, но это хлопотно, да и не зачем. Классы у нас не большие, за урок опросить успеваешь практически всех. В старшей группе вообще по 4 ученика. Малочисленные классы дают возможность сделать обучение индивидуальным, никакие репетиторы не нужны, только было бы желание учиться. Школа современная компьютеризирована. Условия для обучения я считаю хорошие, лучше многих городских. Школу делают учителя, наши педагоги весьма компетентные люда. НАША ШКОЛА ХОРОШАЯ.

Я бы добавила еще один признак хорошей школы: ученики в нее возвращаются. И в качестве учителей, и в качестве родителей. Но главное - просто встретиться. Но тогда любая сельская школа станет хорошей! Согласна со Светланой Анатольевной. Ведь она живет одной жизнью со своими учениками.

Бачурина Елена Геннадьевна

Я думаю, что это главный признак! Ведь хочется вернуться туда, где тебе было хорошо!

Судя по этим признакам, у нас плохая школа. К нам направляют тех учеников, которых не принимают в другие школы города,а иногда и в школы соседних городов.Родители учеников всегда недовольны, но принимать участие в жизни школы не хотят. Например, сдавать деньги на охрану, не ходят на общешкольные родительские сорания, не видят смысла в экскурсиях, не хотят принимать участие в организации праздников для детей.

Хорошее добавление, Юлия Юрьевна.

Шестакова Анна Анатольевна

А по-моему, есть ещё третий тип - "средние школы".
Это школы, из которых не бегут, и в которые не бегут. В них нет особых запахов и "зверских лиц", учителя там часто работают по много лет, родители не пишут ни жалоб, ни благодарностей...
И таких школ - большинство.

Бачурина Елена Геннадьевна

Согласна с Анной Анатольевной. Обычно это школы по месту жительства. Из неё тебя не выгонят, при поступление ребенка возьмут с любым уровнем готовности, нет специального отбора как в гимназиях и лицеях... При чем, для одних детей эта школа будет относиться к разряду "хороших", для других - "плохой".

Носова Марина Владимировна

Согласна с Анной Анатольевной!

Белавкина Надежда Дмитриевна

Я думаю, что для учителей и учеников своя школа хорошая, а иначе зачем тогда в ней работать и учиться - можно выбрать другую.