"Не хочу учиться.."

Сентябрь 2013. 11класс. Одна из учениц, в принципе способная девочка, категорически отказывается учиться, именно категорически, другого слова и не подберешь. Весь 10 класс она отсидела, изредка включаясь в учебный процесс. Сейчас в 11-ом, желания учиться ноль. Маму вызвали к директору в связи со сложившейся ситуацией, она обещала принять меры. У девчонки слезы, извините "по кулаку" не хочу учиться. Обучать её сейчас вне дома семье не по карману (имеется в виду техникум), да и нет никакой гарантии, что в другом учебном заведении она будет учиться. На сегодняшний день позиция мамы такова: "Будешь учиться в 11 классе, под моим контролем, даже если закончишь школу со справкой. Время для подготовки еще есть". Что делать в данной ситуации?

 

Комментарии

Учить, учить и еще много раз учить!! Но...Представила я себе эту девушку. Желание получать знания пропало еще где-то в 7-8 классе, ведь у "образованных" рядом нет работы, поэтому заинтересовывать чем-то уже поздно. Да и поступать в вуз не мечтала. Скорее всего - девушка "в соку", дома - прекрасная хозяйка, а для школы - переросток. Замуж давно пора. Мать пашет за троих, а работы - нет. За что ее такую мУЧИТЬ? Осталось только уговаривать и жалеть.
Вижу рядом множество бывших учениц-домохозяек. Не все вузы окончили, а после колледжей на работу мало берут. Дома в сельской местности столько работы у женщины по хозяйству, что минуты нет свободной. И никто У НАС обычных домохозяек не считает чем-то второсортным. Конечно, если девочки учились неплохо, обучать их детей - одно удовольствие! Так, может, пора открывать техникумы домашнего хозяйства? И Университеты для будущих жен олигархов?

Уважаемая Юлия Юрьевна, Вы очень точно поняли и описали ситуацию, кроме одного девушка и домашнее хозяйство вещи несовместимые. Конечно, будем учить и учить, точнее уговаривать девчонку учиться, приводя все мыслемые и немыслемые аргументы в пользу учебы, и надеется проскочить с ней ЕГЭ. Ведь институтов для будущих жен олигархов еще нет, как и техникумов домашнего хозяйства

Мда! Это я увлеклась местной экзотикой Узбекистана. Здесь подобное немыслимо. Любая девчонка испечет хлеб, подоит корову, обслужит немощного и младшего. Иначе никому не нужна. И большинство "фермеров" приэ том скажет:"В нашей семье жены не работают!" (Рассматривайте как анекдот)

Кошелева Лидия Анатольевна

Интересная идея насчёт техникума домашнего хозяйства!У нас в школе тоже дети не начали учиться, просто посещают занятия.

Шестакова Анна Анатольевна

Что бы мы с вами ни говорили и ни делали, решение всё равно останется за родителями. Раз мама так категорично настроена, значит, вариантов и у Вас, Светлана Анатольевна, и у этой девушки нет - придётся мучиться.

Орлова Елена Алексеевна

Возможно это временно,бывает такое и причины очень разные,часто раздоры в семье,плохая компания,разрыв с молодым человеком,да мало ли чего ещё! Девушка возможно придёт в себя через месяц другой и всё встанет на свои места!

Дворецкая Ольга Владимировна

Действительно, а выясняли ли у девушки причину такого поведения?

Ведерникова Наталья Ивановна

А при чем тут причина? Коллега указала, что и в 10 классе она сидела и не училась, разве что истерик не было. Сейчас - истеричное состояние, поскольку видит, что знаний нет, а экзамены надвигаются. Наверняка первые же уроки в 11 классе - это высказывания учителей о ЕГЭ и серьезной работе по подготовке. В этой ситуации виновата и мама, которая насильно заставляет ребенка ходить в школу и не понимает, что исправлять - поздно. За год к ЕГЭ не готовятся.

Гуманность, конечно, дело хорошее, но девочке уже много лет - почти совершеннолетняя. Пора ей задуматься об ответственности за свою жизнь. Ситуации такие обычно заканчиваются следующим - ребенок сидит в классе до конца, асто заваливает даже обязательные ЕГЭ и уходит со справкой. Может, стоит поговорить с ребенком кому-то, к кому у нее еще есть доверие и объяснить ей этот расклад? Рассказать о перспективах трудоустройства со справкой о средней школе. Не думаю, что у Вас переизбыток рабочих мест. Иногда дети просто не понимают, что их ждет, какова будет жизнь после школы. Насильно же научить нельзя. Уговаривать - тоже бессмысленно. Так что - откровенный разговор о перспективах и предложение организовать дополнительгные индивидуальные консультации по русскому и математике, чтобы как-то наверстать 10 класс, если на это пойдут педагоги

А маме так проще, она поступает как страус и не хочет ничего решать. Авось, кривая куда-то вывезет.

Уважаемые коллеги, спасибо большое за отклик и советы. С девочкой беседовала бесчисленное число раз, и про перспективы, про работу и будущую жизнь вне школы. Устройство выпускника после окончания 11 класса вопрос, который волнует меня не только как классного руководителя, но и родителя мой сын в этом году заканчивает 11 класс. . Он одноклассник нашей героини.И дальнейшие перспективы мы рассматриваем в классе весьма подробно со всеми нюансами. НО... все это мимо девушки пролетает...

Ведерникова Наталья Ивановна

Светлана Анатольевна, тогда остается единственное - оставить ее в покое, как не крамольно это звучит. Взрослый человек - около 17, не так ли? Определилась. Да, будут проблемы школе - придется объясняться с неуспеваемостью по итогам года - экзамены ведь вряд ли сдаст. Оформите свои беседы с ней и мамой документально, пригласите к завучу, директору. Это уже не Ваш уровень - администрации школы и выше, пусть принимают решение.

Уважаемая Светлана Анатольевна!
Прошу меня извинить, может быть я скажу что то ни так, и не то!
Совет давать в этой ситуации, как то не удобно, предложить некоторые варианты - да. Прежде чем повесить на девочку ярлык, "дрянная девчонка", или "Не хочу учиться...", стоит все же обратить внимание на нее, как на личность, нежели на ее реакции на перемены в жизни. А ее поведение, это именно реакция! Попробуйте не быть для нее мамой или наставницей, станьте партнером и товарищем! Я думаю, что у девочки и так хватает нравоучителей! В какой то момент, под тяжестью различных обстоятельств: нет папы (или алкаш, которого мама терпит ради нее), мама много работает, нет точнее "пашет за троих"( и опять, из -за дочери, и звучит как упрек), и т.д., а тут еще мальчик в параллельном классе, который в упор не видит ее, а может и того хуже, смеется или уже посмеялся? А подружка, извините, "дура такая". А еще прыщи! А еще... А еще секрет, был, а теперь уже и не секрет... А еще юбку хочется, да каблучки, да помадку и тушь, девочки то вон уже, все и давно, а она, что хуже? А мама, простите, не на то деньги зарабатывает! Причины, которые могут иметь место, описывать не стану, сами понимаете... И, как быть? Что делать? Столько хочу! А в ответ только нет! Не рисуйте портрет девчонке, обратите на нее внимание. Скажите, что она замечательная и потрясающая! Не просто скажите, донесите ей это! А мальчик еще пожалеет, когда увидит ее на выпускном! (Вот еще, тоже проблема, что делать?)
То, как вы ее описали, мне почему то, представился ежик(или щеночек), с торчащими иголками(или поджатым хвостиком и ушками), с печальным взглядом, а вокруг много злых нападающих волков, а он такой маленький и одинокий, пытается напасть, защитить себя, ведь ему тоже хочется быть и жить.
Так вот, этой девочке очень мало надо, обратить внимание на ее "личные трагедии", а в период юношеского максимализма, что бы понять чувства ребенка, необходимо свое понимание этого чувства, помножить на сто! А еще помочь "догнать упущенное время" в 10 классе.
Попробуйте от противного! Методом отрицания! Думайте как она!
Я думаю, что Вашей девочке нужен хороший старший друг!
Станьте им, другом! Метод отрицания: Не "учите", Не ругайте, Не подавляйте, Не унижайте, Не... Не... и Не...
Измените отношение ребенка, а она ребенок, к вещам, которые происходят в ее жизни!
У нее со временем даже внешний вид изменится!
Станьте товарищем и другом! Доверяйте ей, и покажите, что Вы ей доверяете. Скажите, что Вам можно доверять! Но при этом не предавайте!
Время! Не торопите его, Вы успеете!
Если Ваше желание - помочь девочке искренне, не предавайте! Говорите с ней! Слушайте ее так, что бы она была услышана. Что бы она понимала, что ее слушают!
Ваша девочка, загнанное в угол, маленькое взъерошенное существо, которое не знает и не понимает, как ей попросить о помощи, да еще, блин, эта гордость!
Я воспитатель детского сада, вашей воспитаннице, скоро заканчивать школу, а моим только начинать учится, и скажу я Вам, как они похожи! Эти глазки, такие грустные, столько в них переживаний, личных трагедий, обид и печали, упрямства, но все же, со временем, они начинают улыбаться!
Удачи, Вам Светлана Анатольевна! Удачи всем нам!

Уверена, не ошибусь, если скажу, что Светлана Анатольевна прошла через все эти этапы. В единственном классе десяток - полтора детей, учитель - мама и учитель, и лучший друг не только своему сыну, но и его одноклассникам. Замечательные слова и советы. Скорее всего, так поступали и родители, и воспитатели, и большинство учителей. Да и не могли иначе. Ведь все рядом живут, все в родстве. Но кроме нас есть еще жизнь... Хотя это не повод опускать руки. И автор не успокаивается. А после Ваших слов - светлее на душе стало! Бегу отдать частичку Вашего тепла своим.

Ведерникова Наталья Ивановна

Все верно. Вряд ли вообще Светлана Анатольевна стала бы что-то писать здесь, если бы не попыталась бы уже стать и другом и даже почти мамой для этой девочки. И не ругала, не унижала, не..не..не. Об это говорит и интонация человека - она ведь искренне преживает

Но, как верно замечено Юлией Юрьевной, есть еще и жизнь. И жизнь эта такова, что через несколько месяцев, а время идет очень быстро - и его действительно может не хватить, девочка должна будет стать взрослой и самостятельно принимать решения. Боюсь, что именно об этом мы с Вами и забываем, когда с обсуждаем проблему. Детство для нее уже практически закончилось. А большие и тяжелые проблемы взрослой жизни только начинаются. Да, хочется закрыть от них, сберечь, поддержать.

Это беда нашего образования, школы и семей тоже - никто не готовит детей к взрослой жизни. Не учит их преодолевать в том числе свои психологические проблемы. Очень жаль, что в школе нет психолога. Очень жаль, что к работе не подключена заместитель по воспитательной работе. Все-таки стоит выйти на администрацию школы, возможно, они найдут возможность подключения профессионального психолога.

Стать подругой ученице крайне сложно. Подростки все-таки не детсадовцы и очень настороженно относятся к таким попыткам учителя, даже уважаемого и любимого ими. Если это получится - здорово, а если нет? Знаю примеры, когда подобные попытки наталкивались на еще большее неприятие, вплоть до отказа общаться вообще. Выход может быть в разговоре с подругами девочки. Хотя это никак не прозвучало в комментарии, возможно их у нее нее нет. Тогда это крайне запущенный случай.

Да, душа болит, проблема еще и в том, что болит она только у учителя, а не у родителей. Видится, что проблемы скорее, не мальчике и не прыщах, а в семье. И если не изменится ситуация в семье - рассичтывать на успех учителя за оставшееся время в 11 классе - бессмысленно.

А вообще - терпения Вам, Светлана Анатольевна. Тут кроме Вас никто не разбертся. Коллеги могут много советовать, писать очень правильные и очень красивые слова. И спасибо всем за них, это позволяет учиться, приобретать опыт. Только вот без подробного анализа ситуции и ее ПРИЧИН - это разговоры... А вот В причинах проблемы и не разобрались. Предположений множество - потому и рецепты разные - от трагедии первой любви и подросткового "синдрома гадкого утенка" - до сознательного неприятия процесса обучения и школы вообще. В каждом варианте - разные способы решения - от административных - до психологических. Что выбирать? Вот дилемма, стоящая перед Светланой Анатольевной. Но, видимо, решать ей самой, исходя из тех фактов, которые нам, собеседникам не известны

Орлова Елена Алексеевна

17 лет ... Это не так уж и много!Возможны ещё долгие поиски своего места в жизни! Это нам легко судить, а современная молодёжь в более сложных условиях чем наше поколение!

Ведерникова Наталья Ивановна

Елена Алексеевна, это вряд ли :))) У каждого поколения свои сложности. Этой девочке сложно в другом - у нее нет того, что важно для сегодняшних молодых - умения конкурировать. Наше поколение - а это большинство учителей на сегодняшний день - более романтичны, возвышенны. А жизнь сейчас до предела рациональна. Образование - залог успеха и старт в будущее. Искать себя долго теперь нельяз. 40 лет - и ты никому не нужен и не востребован. Сегодня продвигаются и делают карьеру очень молодые. Таково современное общество. Это не значит, что оно сложнее времен нашей молодости - это просто другое время.

Беда в чем-то нашей школы, что мы воспитываем детей и воспринимаем их с наших позиций. "Легко ли быть молодым?" - помните фильм?

Девочка не верит педагогам, что ее нежелание учиться приведет к фатальным последствиям. Более того, погрузилась в свои внутренние переживания. Это означает отсутсвие цели в жизни. Ее просто нет, чего хочу - не знаю. Мы научили детей копаться в себе, погружаться в свои личные переживания (на литературе, обществознаии - это как раз прослеживается), но не научили отделять ТРУД (а учеба - это труд) от ЛИЧНЫХ проблем. Для многих детей сейчас "Я-личное" затмевает все вокруг. Что, Вы верно заметили, в нашей молодости было редко - нас воспитывали пионерами с коллективистскими идеалами. Вот и пожинаем.

Будем надеется. что ребено сумеем выбратьмя из своего психоанализа и проблем. Но чаще теперь - иначе. Ведь уже через 7 месяцев учителя, так за нее переживающего рядом не будет. Девочке придется уезжать из маленького населенного пункта в большую жизнь. И там, к сожалению, надеятся она сможет только на себя. 17 - это не много, но время уже упущено

Орлова Елена Алексеевна

Спасибо за ответ! Я ничего плохого в пионерии не вижу,мы были заняты и верили ,что сбор макулатуры нужен государству,делали это с удовольствием,примеров предостаточно! Сейчас нужно добиться чего -то сверхестественного,тогда ты молодец,а если человек несколько ограничен в своих возможностях или закомплексован его куда? Раньше была хорошо отлаженная система среднего профтехобразования,сейчас дети слабо успевают в школе,но родители всеми правдами и неправдами "запихивают" их в ВУЗ (часто платят все 5 лет),результат есть диплом,а специалиста нет! Я,наверное не совсем о том ,извините!

Дворецкая Ольга Владимировна

Большая беда современных подростков - отсутствие веры в то, что они нужны хоть кому-то. Ведь окружающий мир их в этом не убеждает. Может быть, стоит показать это обсуждение самой девочке, чтобы она увидела сколько людей из разных городов за неё искренне переживают?

Арютина Ирина Евгеньевна

На мой взгляд девочка нашла легкий выход на неудобные для нее обязанности.

Яндышев Геннадий Иляевич

Мы все пытаемся вразумить их, внушить им, наставить и т.д. и т.п. Предложите различные варианты: переход в другую школу, колледж. Часто бывает так, что ученики, попав в новую среду, меняют свои взгляды. Дайте ей право выбора, не настаивайте на принятие вашего совета.

Лариса Сергеевна Шипаева

У меня была похожая история, но уже в колледже,девочка просто оставила учебу на 2 курсе и все.... Недавно встретила ее: вышла замуж, в положении, говорит, что счастлива, что по профессии она все равно бы не стала работать и все в таком духе... А столько было трудов вложено: и уговоры, и беседы с мамой, и советы профилактики, и вызовы на комиссию КДН. Но вот таков ее выбор!

Уважаемая Светлана Анатольевна!
Спасибо Вам! Вы подняли достаточно актуальную тему, для нашего современного мира!
Уважаемая Ольга Владимировна, я согласна с Вами! Одно настораживает, если показать девочке, сколько людей, без ее ведома и согласия, обсуждают ее проблему, строят догадки, не имея представления о сути ее проблемы, да еще, эти обсуждения (высказывания) порой жесткие и прямолинейные, мне так думается, что девочка озлобится еще больше! (Одна из причин - ведь ни кому не нравится, когда говорят за спиной! А тем паче, в данной ситуации, когда девочке и без того трудно.)
Мне, почему то на миг, показалось, что девочка не смогла адаптироваться, в какой - то момент осталась одна, растерялась и т.д. А как следствие, «ком с горы», наслоилось все остальное. Мы, взрослые, порой не знаем, что делать, а что там это несчастное существо, и пусть уже 17 (тем более!).
Как выше заметили, (как упрек?) что школа не детский сад, но ведь дети остаются детьми в любом возрасте, а то какими их воспринимают взрослые, так это проблема самих взрослых! К тому же, детский сад и школа тесно связаны между собой.
Забегая вперед, понимаю, что люди, высказывающие здесь свои мнения, имеют за плечами опыт, награды, дипломы, собственные разработки и т.п. «Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию», - писал Л.Толстой.
Себя отношу к молодому поколению педагогов, и пусть нет стольких регалий и большого педагогического опыта, но есть стремление и искреннее желание учится, развиваться. Еще у нас есть маленькое преимущество, это то, что мы еще не забыли, что значит быть детьми, быть подростками, и в наших душах еще остались искры юношеского максимализма и детской непринужденности и впечатлительности! «В каждом учителе должна сиять и никогда не угасать маленькая искорка ребенка», - писал В.А.Сухомлинский.
В.А.Сухомлинский «Сто советов Учителю» писал следующее: «Учительская профессия – это человековедение, постоянное, никогда не прекращающееся проникновение в сложный духовный мир человека. Нет ни одной педагогической закономерности, нет ни одной истины, которая была бы абсолютно одинаково применима ко всем детям. Потому что практическая педагогика – это знание и умения, доведенные до степени мастерства, Но и поднятые до уровня искусства. Безграничная вера в человека, в доброе начало в нем – вот что должно жить в нашей душе, если вы думаете посвятить свою жизнь благородному учительскому труду.
Краеугольный камень педагогического призвания – это глубокая вера в возможность успешного воспитания каждого ребенка. Должно быть терпимым к детским слабостям. Речь идет о мудрой способности понимать и чувствовать тончайшие побудительные мотивы и причины детских поступков.
Еще одна черта, без которой, по-моему, невозможно педагогическое призвание. Я бы назвал эту черту гармонией сердца и разума.
Воспитывая это умение, необходимо глубоко проникать в душу ребенка, вдумываться в то, чем он живет, как он смотрит на мир, что представляют собой для него люди, окружающие его».
Где наши такие качества, как доброжелательность, такт, сопереживание и др.
Чтобы мои мысли, личные высказывания не были трактованы не верно, для того, что бы передать свою мысль, воспользуюсь выдержками из трудов В.А. Сухомлинского (он и его труды, имеют в педагогике значимое место), которые так точно выражают мои взгляды, зарождают во мне уверенность в том, что выбрала правильную профессию и верное направление в ней!
Читая, вслушайтесь в мудрость слов В.А. Сухомлинского.
«Только в том случае я могу считать себя воспитателем коллектива, когда я, утверждая красоту души, открывая эту красоту для сверстников, ровесников, товарищей, друзей, творю единомышленников и людей, влюбленных в идейные, интеллектуальные, эстетические ценности человечества.
Чтобы нравственный идеал стал реальностью, надо учить человека правильно жить, правильно поступать, правильно относиться к людям и к самому себе. Учитель лишь тогда становится воспитателем, когда в его руках тончайший инструмент воспитания — наука о нравственности, этика…»
Есть детские вопросы, которые слышать больно, а отвечать на них страшно трудно. Воспитание не обладает столь магической силой, чтобы делать человека счастливым независимо от тех обстоятельств, в которых он живет, но воспитание обязано беречь это огромное, ни с чем несравнимое духовное достояние, духовное богатство маленького сердца — радость, счастье. И если в детскую душу пришло горе, мы должны помнить, что перед нами человек, которому надо дать, прежде всего, мир, покой, снять страдание, смятение, огорчение, а потом принести маленькому человеку радость бытия — ту радость, без которой журавли никогда не кажутся голубыми. Если ваш ребенок видит мир жизнерадостным, если каждое явление окружающего его бытия поворачивается к нему той стороной, которая озарена красотой, тонкостью, хрупкостью, нежностью, он легче поддается воспитанию. Он жадно вслушивается в каждое ваше слово. Я знаю детей, которые не могли постигнуть ни умом, ни сердцем нравственной красоты, о которой им говорил учитель, лишь потому, что они были глубоко несчастны. Иногда событие; кажущееся нам, взрослым, совершенно незначительным, приносит ребенку огромное страдание. Одна пятилетняя девочка ночь не спала: молча, без слов и без слез страдала, узнав, что куклу ее маленькой подружки оставили под открытым небом, и она вымокла под дождем. Если свое маленькое горе ребенок пережил в одиночестве, без сочувствия и сострадания, его сердце может надолго покрыться ледяной корой равнодушия…»
«Воспитуемым, ребенок становится, когда среда, в которой он общается с природой и с людьми в годы детства и отрочества, делает его сердце беспокойным, тревожным, хрупким, тонким, легко уязвимым, нежным, отзывчивым, — речь идет о культуре чувств, о высокоразвитой способности видеть человека, находящегося рядом, принимать близко к сердцу его радости и огорчения, тревоги и смятение, чувствовать одиночество как большую беду, которая может постигнуть человека.
Говоря о хрупкости, тонкости, уязвимости, нежности детского сердца, я имею в виду не слабость и беспомощность, а твердость, мужество, стойкость, способность избрать свою собственную позицию и собственную точку зрения. Но — в этом тысячу раз убеждала меня жизнь — подлинная душевная стойкость, мужество, верность принципам немыслимы именно без тонкости и хрупкости. Сердца детей должны быть широко открыты радостям и горестям других людей — в этом одна из важнейших предпосылок к тому, чтобы маленькие люди, стали воспитуемыми. Когда мои дети начинают жить в коллективе, первая моя забота о том, чтобы самой большой бедой каждого ребенка стала чужая беда, самой большой радостью и утешением была мысль о том, что он принес радость другому человеку.»
«Воспитатель коллектива маленьких детей — это дирижер, по мановению палочки которого, каждый участник оркестра, творит чужое счастье, и благодаря этому переживает первое гражданское счастье коллективиста. Тот, кто живет заботами о других людях, становится восприимчивым, чутким к слову, заключающему в себе призыв к идеалу нравственности, к творению красоты в самом себе. Там, где дети творят радость людям, слово воспитателя становится могучей силой.»
«Нравственный опыт отдачи своих духовных сил для счастья людей, дает маленькому человеку, исключительно важную способность видеть себя, как бы со стороны, глазами других людей, способность чувствовать открытость своей души, своих поступков, своего поведения. Тот, кто в детстве на собственном нравственном опыте изведал самое высокое счастье бытия — вложил частицу своей души в другого человека, становится честным наедине с самим собой, а это, пожалуй, важнейшее качество, делающее человека воспитуемым.»
«… человека делает воспитуемым его глубокая вера в другого человека. Прежде чем для ребенка станет непререкаемой, нерушимой истиной нравственный принцип, правило, норма, он должен, образно говоря, чувствовать свою руку в руке того, кому безгранично доверяет, кем дорожит, кем восхищается и одухотворяется как образцом нравственности. Диву даешься, когда видишь иной раз, как воспитатель беспомощно разводит руками, удивляясь: ничего не сделаешь с этим мальчишкой, никакие средства на него не влияют. А удивляться нечему как раз потому, что рядом с этим непутевым мальчишкой нет человека, слово которого было бы для него, малыша, откровением и вместе с тем утверждением истины, поступки которого изумляли бы, восхищали бы его как яркая человеческая красота. Да, в мире нет ничего изумительнее человеческих поступков, потрясающих воображение того, кто еще только-только становится на ноги и открывает мир.
Если ребенок потерял веру в человека или совсем не знал ее, в его душе происходит надлом, а нередко и трагедия. Он теряет веру в правду, истину, становится или озлобленным, ожесточенным, или же безвольным и лицемерным, двуличным и лживым. Какими бы пороками ни взошли семена безверия, человек становится нравственно толстокожим, этические ценности для него не существуют. Он очень зорко подмечает малейшие проявления безнравственности в окружающем его мире, зло притягивает его, он как будто бы мстит кому-то, поступая не так, как его наставляют. Несколько таких учеников в классе — и воспитание словом становится делом безнадежным. Как важно для всего дела воспитания своевременно заметить эту опасность, когда кто-нибудь из ваших питомцев может потерять веру в человека или — что еще хуже — вообще не знает, как хорошо, когда твоя рука в умной и твердой руке старшего, когда твой путь озаряют мудрость, дальновидность и мужество наставника. Надо обладать большой человеческой чуткостью, чтобы заметить эту опасность и предотвратить ее. Надо заметить человека, который падает, и не дать ему упасть. Мудрость настоящего воспитания заключается в том, что воспитатель сам является опорой и светочем для тех, кто не знает веры в человека или теряет опору и путеводный огонек.»!
«Человек не может жить один. Высшее счастье и радость человеческая — общение с другими людьми. Каждый твой шаг, каждое слово, даже взгляд, даже то, как ты открыл глаза или поднял руку, — всё это отзывается в сердце другого человека.
Встреча с человеком не проходит бесследно, он входит в душу, человек привязывается к другому человеку, переживает ни с чем не сопоставимую радость открытия человеческого мира.»
« В сущности, воспитание является длительной, многолетней подготовкой маленького человека к постижению истины: Человек — высшая ценность. Постижению не потребительскому, не для себя, а для людей. Одна из тонких граней педагогического мастерства — творить в своем питомце потребность в человеке, готовить маленького гражданина к тому, чтобы он умел быть верным другому человеку.»
«Очень опасно, когда добро творится напоказ; оказывая помощь товарищу, ребенок заранее рассчитывает на похвалу, поощрение… Так воспитываются лицемеры и бездушные, бессердечные люди. Идеал воспитания в том, чтобы отдача духовных сил во имя человека хранилась в сердце как нечто сокровенное и неприкосновенное»…
«Для матери и отца ты всегда будешь дитя — даже тогда, когда тебе исполнится пятьдесят, шестьдесят лет, а отцу и матери — семьдесят, восемьдесят, девяносто. Каждый твой шаг, каждый твой поступок — и хороший, и плохой — отзывается в материнском и отцовском сердце радостью или болью, счастьем или страданием. Помни, что ты — смысл жизни, цель жизни, сладость и горечь жизни твоих родителей. В своей безграничной любви к тебе они порой забывают о том, что придет время, когда у них не останется сил для того, чтобы давать тебе материальные — ощутимые и конкретные — радости бытия, и у них останутся силы только на то, чтобы любить тебя. Знай, что человеческий долг детей — платить родителям за их заботы о тебе, за их безграничную любовь и преданность — платить тем же: заботами, любовью, преданностью. Долг детей перед родителями нельзя измерить никакой меркой, нельзя сосчитать никаким счетом».
«Самое тонкое человеческое умение — это умение любить. Любовь может открыть самые сокровенные человеческие родники, и из них будет вечно журчать животворное добро…
Самое страшное во взаимоотношениях родителей и детей — это бездумное «кормление» материальными удовольствиями и пустота, убогость духовной, сердечной жизни ребенка. Это и есть неумение любить. К чему оно ведет…
Нет ничего мудрее и сложнее человеческой любви. Это самый нежный и в то же время самый скромный, самый красивый и самый незаметный цветок в букете, имя которому Нравственность. Любя своих детей, учите их любить вас; не научите — будете плакать на старости лет — вот, по-моему, одна из самых мудрых истин материнства и отцовства. Только там, где эта истина становится требованием, почва детского сознания, образно говоря, вспахивается под семена любви к родителям.
Как же учить детей любить своих родителей? Ребенок с малых лет должен научиться видеть людей. Научиться понимать, что каждый человек имеет право на радость, счастье, неприкосновенность своего мира. Я считаю очень важным предупредить духовное тунеядство ребенка: он должен понять, что отбирать радости у других людей — бесчестно; строить свои радости на чужом горе — предательство. Исключительно тонкая воспитательная задача — воспитать у маленького человека презрение, органическую нетерпимость к этому, не заметному с первого взгляда предательству. Как же это делать практически? Ребенок обладает безграничной способностью отдавать свое сердце другому человеку. Его надо учить сочувствовать, сопереживать, жалеть людей. Нет ничего важнее в семейной жизни, как духовное соучастие ребенка во всех делах, которые совершаются человеком для человека.»
Хотелось бы обратить внимание на следующие слова: «Хорошие, добрые желания живут в душе того, кто умеет отдавать силы своей души другим людям». Педагог справедливо считал, что быть счастливым оттого, что отдаёшь другим частичку своей души – одна из главных наук, которым нам всем стоит научиться и научить своих детей.
«Если в твоей душе зашевелилось чувство радости в связи с тем, что твой товарищ хуже тебя (Добавлю от себя, - если кто – то в чем - то ошибся, оступился или заблуждается), - значит, тебе надо ещё много, очень много учиться, воспитывать самого себя, изгонять из себя эгоизм, тщеславие и малодушие».
«Искреннее, чистосердечное желание добра неотделимо от самовоспитания. Поистине добрый человек сегодня становится лучше, чем был вчера, а чувствование добрых побуждений приносит ему самому счастье».
Прошу меня извинить, много написала. Долго думала, решалась, и все же, "Бумага все стерпит"! Кто – то прочтет, откроет для себя новое, сделает новые выводы, вспомнит забытое, старое, просто задумается.
На примере одной девочки, которая растревожила столькие души, давайте задумаемся о будущих девушках и парнях, которые сегодня еще играют в куклы и войнушки. Сегодня начнем строить с ними доверительные, небезразличные, добрые и искренние взаимоотношения, что бы завтра, не хвататься за голову с вопросами типа – Что делать?
Целиком и полностью, принимаю сторону ребенка - подростка - девушки!
Удачи ей! Во всем!

Ведерникова Наталья Ивановна

Екатерина Бахтияровна, спасибо за возможность снова вчитаться в свова великого педагога. Действительно, проникновенные слова.

Была мысль процитировать слова других ВЕЛИКИХ, благо их немало, но... что-то остановило...

Если прочитать высказывания, то здесь никто и не говорил о том, что девочке не стоит помогать, что кто-то не желает ей добра. В том-то и дело, что кроме ТЕОРИИ воспитания есть еще и ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ и т.п. вещи. Учитель, открывший дискуссию, показал себя человеком, искренне переживающим за девочку. Вот только одних ЧУВСТВ ей не хватило. Встал вопрос - ЧТО ДЕЛАТЬ? Если вспомнить труды великий педагогов - то можно припомнить и то, что не только лаской и поглаживаниями по головке добивались они результата. Они призывали учитывать и возрастные особенности детей. Дите в 17 лет - это человечек, с которым надо вести себя как со взрослым, помня при этом, что они дети. То есть - на равных, с уважением, с открытым "забралом", не лукавя и поддерживая в нем это ощущение "взрослости".

А любовь, не поверите, выражается по-разному. Вы не обращали внимания, почему во многих школах любимцами детей становятся физкультурники и военруки, многие из которых ведут себя достаточно жестко? Иногда это даже не мужчины. Просто - они естественны и понятны. Они не "лезут" с душеспасительными беседами, как это часто делают остальные педагоги. Они делают дело - привлекают детей к занятиям, которые для этого возраста интересны и понятны. Там, в секциях, в походах, на соревнованиях - отношения, основанные на четких правилах. Отношения, при которых ретенок понимает свою значимость.

Педагог прежде всего должен УВАЖАТЬ ребенка и стараться его ПОНЯТЬ. Это трудно. Может быть, это и есть любовь. Я, кстати, вообще не считаю правильным использовать этот термин в работе учителя. Мы любим маму, мужа, своих детей. И это совсем другая любовь. Но мне хорошо с детьми в школе, я переживаю за них и многое стараюсь сделать, чтобы им было комфортно и счастливо в школьные годы. Наверное, это любовь?

А девочке, конечно, счастья. Пусть повезет - и она вовремя поймет, что на попытки учителя помочь стоит отреагировать

Кушнарева Татьяна Анатольевна

Дать ей возможность сделать свои ошибки.

Смоленков Дмитрий Юрьевич

Можно быть рядом, стараться помочь, общаться по-человечески, дружить, объяснять, уверять. Но нет гарантии, что от этого будет какой-то толк.
Ведь воспитывает ученика не только учитель, но родители, друзья, обстоятельства. Учитель сталкивается уже, по сути, с готовым человеком. Может ли он его перевоспитать?
Что-то сломалось в этой девочке, к чему-то она оказалась неспособна. Почему? Потому что её первые воспитатели - родители - чего-то не додали ей в первые годы жизни, чему-то не научили, что-то важное не показали. И проблемы, которые ярко выявились в 16-17 лет, начались, увы, не в 16-17 лет, а гораздо раньше. И стоит учитель перед человеком, который попал в ловушку жизни из-за собственных своих недостатков, собственных своих поступков, которые явились результатом неумелого воспитания его родителей и близких.
Долг учителя - отдать себя, свои способности на то, чтобы постараться принести этому ребёнку, этой девочке благо. Но: "Можно подвести лошадь к воде, но нельзя заставить её пить". Возьмёт ли эта девочка то, что ей хотят дать? Поймёт ли, что заботятся о её пользе? Не обязательно.
По-моему, бывают случаи, когда учитель бессилен...

Орлова Елена Алексеевна

Согласна с Вами!

Полностью согласна, как можно дать ей знания если нет желания.

Уважаемые коллеги, хочу поделиться с вами хорошей новостью. Девушка сдала русский язык и математику с очень малым числом баллов, НО сдала.... и аттестат получит.... а далее будем надеется повзрослеет ...но это уже другая история не школьная...

Хлобыстова Карина Александровна

Очень грустно наблюдать как одни взрослые не хотят слушать другого почти взрослого человека. не хочет учиться, я что тогда хочет? Работать. Замечательно. Предложите девочки варианты. Может она себя найдет, а может быть, трезво оценит ситуацию и поймет необходимость образования.