"ТАНГРАМ - семь дощечек мастерства"

Габидуллина Альбина Ильгисовна

Мастер-класс для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_master-klass_na_gorod.docx22.72 КБ

Предварительный просмотр:

Ход мастер – класса.

Слайд 1

Добрый день, уважаемые коллеги.

Позвольте представить вашему вниманию мой мастер класс

ТАНГРАМ «СЕМЬ ДОЩЕЧЕК МАСТЕРСТВА»

Слайд 2

 Предлагаю вам, мысленно перенестись на несколько тысячелетий назад, окунуться в атмосферу мудрости Древнего Китая и познакомиться одной из легенд создания уникальной игры – головоломки «Танграм».

Слайд 3

Итак, более 4000 тысяч лет назад у одного человека из рук выпала фарфоровая плитка и разбилась на семь частей. Расстроенный, он в спешке старался ее сложить, но каждый раз получал все новые интересные изображения. Это занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии квадрат, составленный из семи геометрических фигур, назвали Ши-Чао-Тю, «семь дощечек мастерства»).

Слайд 4

С помощью обычного листа и ножниц, я покажу простой способ деления квадрата на 7 частей без черчения.

Показываю и рассказываю, как сделать.

Вот и готов Танграм.

____________________________________________________________________

Слайд 5

В любой игре есть правила. Танграм – не исключение.

Суть головоломки заключается в том, чтобы из семи частей квадрата создавать разнообразные фигуры по образцу или замыслу.

 Для этого необходимо использовать все семь фигур «танов», разворачивая их как угодно,  но нельзя накладывать один «тан» на другой.

Изображение силуэта схематично, но его образ вполне угадывается по характерным признакам предмета.

Это могут быть силуэты людей, животных, предметов домашнего обихода, игрушек, цифр, букв и т. д.

Как же в него играть?

Слайд 6

Игру можно освоить в 7 этапов («семь дощечек мастерства»):

 «Первая дощечка мастерства» - анализ частей головоломки.

5 треугольников (2 больших, 1 средний и 2 малых)

1 квадрат, 1 параллелограмм.

Слайд 7

 «Вторая дощечка мастерства» - составление несложных фигур из 2 – 3 и более деталей.

Слайд 8

 «Третья дощечка мастерства» - наложение фигур на схему в натуральную величину.

Слайд 9,10,11

 «Четвертая дощечка мастерства» - составление фигур по схеме.

Продемонстрировать 3 вида схем (разноцветную, черно – белую, цветную  однотонную).

Слайд 12

  «Пятая дощечка мастерства» - составление фигур по контурной схеме (силуэту).

На этом этапе игра и превращается в  увлекательную головоломку.

Слайд 13

Пройдя 5 этапов ознакомления с игрой, и, чтобы его освоить, нужно вспомнить  принцип «От простого к сложному».

Слайд 14

  - уровень Шиньшоу (Новичок)

Слайд 15

  - уровень Сюишен (Ученик)

Слайд 16

  - уровень Джуаньцзя (Подмастерье)

Слайд 17

  - уровень Шифу (Мастер)

Слайд 18

  - уровень Шоу (Учитель)

Освоив «простой» принцип пяти уровней, вам будет доступен, а главное, интересен «сложный» этап игры Танграм.

Слайд 19

 Это «Шестая дощечка мастерства» - использование нескольких комплектов Танграма для составления сюжетной картинки.

Слайд 20

И  наконец, 7этап «Седьмая дощечка мастерства» - составление фигур по карточкам с изображениями объектов.

Это самый сложный этап освоения игры – головоломки.

Человек, который может составить схематичное изображение предметов по  картинке может считаться Гуру головоломки Танграм.

Слайд 21

Головоломка не только знакомит с азами геометрии, но способствует развитию всех познавательных  и мыслительных процессов   (восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления, речи, помогает формировать волевые качества).

 Уважаемые коллеги, предлагаю от теории перейти к практике, а именно: сделать своими руками Танграм.

Перед вами готовые квадраты.

По линиям разметки  разрежьте квадрат на семь фигур.

Воспользуйтесь ножницами.

Инструмент бывалый – Не большой, не малый.

У него полно забот: Он и режет, и стрижёт.

Только надо  аккуратно с ними обращаться.
Чтоб с квадратиком волшебным нам не распрощаться.

ТАНГРАМ готов.

Итак:  Предлагаю вам, отправится в путешествие. А путешествие наше начнется с того, что мы поплывем на корабле.  Предлагаю вам из фигур ТАНГРАМ собрать корабль.

Слайд  «Корабль»

Корабль готов! Поплыли, по морям, по волнам. И доплыли до острова «Рыба». А назвали так остров потому, что по форме похож на рыбу…, а на какую вы отгадайте сами

Слайд «Акула»

Остров рыбы так потому называется,
Что надежно он  охраняется.
Сто зубов в огромной пасти.
Разорвать бы им на части
Все что встретят на пути,
Ни проехать, ни пройти.
Из квадратика частей, 
Акулу ты сложить сумей.

Весьма опасен остров рыбы,
Подводных рифов тьма вокруг.
Чтобы причалить, мы смогли бы - 
Отыщем бухту «Верный друг!»
А наш танграмовский квадрат,
Помочь нам в этом будет рад.

Скажите, пожалуйста, кого человек называет верным другом  (ответ)

Верно, Собаку.

Слайд «Собака»

Соберем из частей Танграм, бухту «Верный друг» в виде собаки.

    Как здесь ярко и красиво, 
    Куда не взглянешь – всюду диво.
Слайд «Бабочка»

Вот бабочка – красавица на цветке сидит.
Нектар она  поела - никуда не спешит.

 Превратим танграм в бабочку.

Слайд «Птица»

Птички пестрые порхают,
Прямо из- под ног взлетают.

 Соберем из деталей птицу.

Слайд «Мост»
       Нужен берег нам другой.
       Будем строить мост с тобой.

Построим  мост.

Слайд «Замок»
   Мост скорее перейдем,
    К чудо- замку попадем.

Строим замок.

Слайд «Чайник»
Здесь немного отдохнем ,
Сладкого чайку попьем.

Чай заварим вот в таком красивом чайнике

Слайд «Вертолёт»
Но пока мы пили чай,
Мост сломался невзначай.
Вызываем вертолет,
Чтоб отправиться в полет.

Соберем вертолет.

Слайд «Ёлка»
Опустил нас вертолет прямо в лес дремучий,
И висит над нами низко дождевая туча .
Вы под елку забирайтесь.
От дождя скорей спасайтесь.

Построим ёлочку

Слайд «Гриб»
 Дождик теплый, был грибной.
И нашли мы гриб большой.

Слайд «Дом»

 Где бы супчик нам сварить?
Видим  дом!  Лесник здесь должен жить.

Построим дом лесника, в котором можем сварить грибной суп и подкрепиться, прежде чем отправиться дальше в путешествие.

Пообедали, спасибо.
Здесь на острове красиво,
Бегают лесные звери.

Слайд «Заяц»
Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Соберем из деталей зайца.

Слайд «Остров»
Правда, было, очень классно Нам по острову гулять,

Но, домой нам плыть пора. Детский сад нас ждёт, друзья
 А-а-а!  Наш кораблик шторм унес, Но не будем вешать нос.
Самолет мы смастерим. И в детский сад свой улетим. 

Слайд «Самолет»

Соберем самолет из деталей , чтобы поскорее оказаться дома.

  Вот и закончилось наше путешествие на остров « Рыбы».

Позвольте, завершить мастер- класс китайской пословицей:

Расскажи мне – и я услышу,

Покажи мне – и я запомню,

Дай мне сделать самому – И я пойму!

Благодарю за внимание.

 


 

Комментарии

Габидуллина Альбина Ильгисовна

Уважаемые, коллеги! Если вам интересен данный мастер-класс, есть готовая презентация. Пишите в сообщения.

Абрамова Ирина Аркадьевна

Здравствуйте! Очень интересная информация. Спасибо. Поделитесь презентацией, пожалуйста!

Тимошенко Ирина Николаевна

Спасибо.