Определение ладов на слух

Учимся определять лады на слух

Лады:
Длительность упражнения:
Тип проигрывания:
Перейти к следующему вопросу:
Инструмент:

Домашнее задание
Поделиться упражнением:

0/0 0% 0:00

Упражнение закончено

Результат



Сегодня мы занимались
минут секунд
Чем займемся дальше?
Нашли ошибку?

Шкала

В теории музыки гамма — это любой набор музыкальных нот, упорядоченных по основной частоте или высоте тона. Шкала, упорядоченная по возрастанию высоты тона, является восходящей гаммой, а шкала, упорядоченная по уменьшению тона, является нисходящей гаммой.

Часто, особенно в период общепринятой практики, большая часть или вся мелодия и гармония музыкального произведения строятся с использованием нот одной гаммы, которую удобно представить на нотном стане со стандартной тональностью. [1]

Из-за принципа эквивалентности октав обычно считается, что гаммы охватывают одну октаву, причем более высокие или более низкие октавы просто повторяют образец. Музыкальная гамма представляет собой разделение октавного пространства на определенное количество шагов шкалы, причем шаг шкалы представляет собой распознаваемое расстояние (или интервал) между двумя последовательными нотами шкалы. [2] Тем не менее, нет необходимости в том, чтобы шаги гаммы были одинаковыми в любой гамме, и, в частности, как показано в микротональной музыке, нет ограничений на количество нот, которые можно ввести в любой данный музыкальный интервал.

Мера ширины каждого шага шкалы обеспечивает метод классификации шкал. Например, в хроматической гамме каждый шаг гаммы представляет собой полутоновый интервал, в то время как мажорная гамма определяется шаблоном интервалов W–W–H–W–W–W–H, где W означает целый шаг (интервал, охватывающий два полутона, например, от C до D), а H обозначает полутон (например, от C до D ♭). На основе их интервальных моделей гаммы делятся на категории, включая диатонические, хроматические, мажорные, минорные и другие.

Конкретная гамма определяется характерным для нее интервальным рисунком и специальной нотой, известной как ее первая ступень (или тоника). Тоника гаммы - это нота, выбранная в качестве начала октавы и, следовательно, в качестве начала принятого интервального рисунка. Как правило, название гаммы указывает как на ее тонику, так и на ее интервальный рисунок. Например, до мажор указывает на мажорную гамму с тоникой до.

Весы обычно перечислены от низкого до высокого тона. Большинство гамм повторяют октаву , что означает, что их структура нот одинакова в каждой октаве (шкала Болена-Пирса является одним исключением). Октавно-повторяющуюся шкалу можно представить как круговое расположение классов высоты тона, упорядоченных по возрастанию (или убыванию) класса высоты тона. Например, возрастающая гамма до мажор — это C–D–E–F–G–A–B–[C], где скобка указывает, что последняя нота на октаву выше первой, а убывающая до мажорная гамма это C-B-A-G-F-E-D-[C], где скобка указывает на октаву ниже первой ноты в гамме.

Расстояние между двумя последовательными нотами в гамме называется шагом гаммы.

Ноты гаммы нумеруются по шагам от первой ступени гаммы. Например, в до-мажорной гамме первая нота — «до», вторая — «ре», третья — «ми» и так далее. Две ноты также могут быть пронумерованы относительно друг друга: C и E создают интервал терции (в данном случае мажорной терции); D и F также создают терцию (в данном случае второстепенную терцию).

Подача

Одна гамма может проявляться на многих различных уровнях высоты тона. Например, гамму до мажор можно начать с C4 (средняя C; см. Обозначение научной высоты тона) и подняться на октаву до C5; или его можно было начать с C6, поднявшись на октаву до C7.

Типы масштаба

Гаммы могут быть описаны в соответствии с количеством различных классов высоты тона, которые они содержат:

  • Хроматический или додекатонический (12 нот на октаву).
  • Nonatonic (9 нот на октаву): хроматическая вариация гептатонической блюзовой гаммы.
  • Octatonic (8 нот на октаву): используется в джазе и современной классической музыке.
  • Гептатоника (7 нот на октаву): самая распространенная современная западная гамма.
  • Гексатонический (6 нот на октаву): распространен в западной народной музыке.
  • Пентатоника (5 нот на октаву): ангемитонная форма (без полутонов) распространена в народной музыке, особенно в азиатской музыке; также известная как шкала «черной ноты»
  • Тетратонический (4 ноты), тритонический (3 ноты) и дитонический (2 ноты): обычно ограничивается доисторической («примитивной») музыкой.

Шкалы также могут быть описаны составляющими их интервалами, например, гемитонными, когемитонными или имеющими несовершенства. [3] Многие теоретики музыки согласны с тем, что составляющие интервалы гаммы играют большую роль в когнитивном восприятии ее звучности или тонального характера.

«Количество нот, составляющих гамму, а также качество интервалов между последовательными нотами гаммы помогают придать музыке той или иной культурной области особое качество звука». [4] «Расстояния между тонами или интервалы между нотами гаммы говорят нам о звучании музыки больше, чем просто количество тонов». [5]

Шкалы также могут быть описаны по их симметрии, например, палиндромной, хиральной или имеющей вращательную симметрию, как в режимах ограниченной транспозиции Мессиана.

Гармоническое содержание

Ноты гаммы образуют интервалы с каждой из других нот аккорда в сочетании. В 5- нотной гамме 10 таких гармонических интервалов, в 6-нотной — 15, в 7-нотной — 21, в 8-нотной — 28 . можно услышать более одной ноты за раз, тем не менее отсутствие, наличие и размещение определенных ключевых интервалов играет большую роль в звучании гаммы, естественном движении мелодии в гамме и выборе аккордов, взятых естественным образом из масштаб. [6]

Музыкальная гамма, содержащая тритоны, называется тритонной (хотя это выражение также используется для любой гаммы всего с тремя нотами на октаву, независимо от того, включает она тритон или нет), а гамма без тритонов называется атритонной . Гамма или аккорд, содержащие полутона, называются гемитонными, а без полутонов — ангемитонными.

Весы в составе

Весы могут быть абстрагированы от исполнения или композиции. Они также часто используются перед композицией, чтобы направлять или ограничивать композицию. Подробное обучение гамме было частью композиционного обучения на протяжении многих веков. В композиции может использоваться одна или несколько гамм, например, в « Жуадном острове » Клода Дебюсси . [7] Справа первая шкала представляет собой полнотоновую шкалу, а вторая и третья шкалы — диатонические. Все три используются на первых страницах произведения Дебюсси.