Определение структуры ладов

Учим лады народной музыки

Лады:
Длительность упражнения:
Тип проигрывания:
Перейти к следующему вопросу:
Инструмент:
Домашнее задание
Поделиться упражнением:

0/0 0% 0:00

Упражнение закончено

Результат



Сегодня мы занимались
минут секунд
Чем займемся дальше?
Нашли ошибку?

Шкала

Гаммы в традиционной западной музыке обычно состоят из семи нот и повторяются в октаве. Ноты в обычно используемых гаммах (см. Чуть ниже) разделены целыми и полутоновыми интервалами тонов и полутонов. Гамма гармонического минора включает шаг в три полутона; ангемитонная пентатоника включает два из них и не содержит полутонов.

Западная музыка в периоды Средневековья и Возрождения (1100–1600) имеет тенденцию использовать диатоническую шкалу с белыми нотами C – D – E – F – G – A – B. Случайности встречаются редко и используются несколько бессистемно, часто во избежание тритона.

В музыке периодов обычной практики (1600–1900) используются три типа гаммы:

  • Диатоническая гамма (семь нот) включает мажорную гамму и натуральный минор.
  • Мелодические и гармонические минорные гаммы (семь нот)

Эти гаммы используются во всех их транспозициях. Музыка этого периода вводит модуляцию, которая включает в себя систематические переходы от одной гаммы к другой. Модуляция происходит относительно традиционными способами. Например, мажорные пьесы обычно начинаются с «тонической» диатонической гаммы и модулируются до «доминантной» гаммы на квинту выше.

Вся шкала тонов, начиная с F, по возрастанию

В 19 веке (в определенной степени), но больше в 20 веке были исследованы дополнительные типы весов:

  • Хроматическая гамма (двенадцать нот)
  • Полнотоновая гамма (шесть нот)
  • Пентатоника (пять нот)
  • Октатоническая или уменьшенная гамма (восемь нот)

Существует множество других шкал, некоторые из наиболее распространенных:

  • Фригийская доминанта (модус гармонического минора)
  • Арабские весы
  • Венгерская минорная гамма
  • Византийские музыкальные гаммы (называемые эхои)
  • Персидская шкала

Такие гаммы, как пентатоническая шкала, могут считаться промежутками по сравнению с диатонической шкалой. Вспомогательный строй — это строй, отличный от основного или исходного лада. См.: модуляция (музыка) и Вспомогательная уменьшенная гамма.

Названия заметок

Во многих музыкальных обстоятельствах в качестве тоники выбирается определенная нота гаммы — центральная и наиболее устойчивая нота гаммы. В западной тональной музыке простые песни или пьесы обычно начинаются и заканчиваются на тонической ноте. Что касается выбора определенной тоники, ноты гаммы часто помечаются числами, показывающими, на сколько ступеней шкалы они выше тоники. Например, ноты гаммы до мажор (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) могут быть помечены {1, 2, 3, 4, 5, 6, 7}, отражая выбор до как тоник. Степень шкалы выражений относится к этим числовым меткам. Такая маркировка требует выбора «первой» ноты; следовательно, метки шкалы-степени присущи не самой шкале, а скорее ее модусам. Например, если мы выберем А в качестве тоники, то мы можем пометить ноты гаммы до мажор, используя A = 1, B = 2, C = 3 и так далее. Когда мы это делаем, мы создаем новую гамму, называемую гаммой ля минор. См. Статью о музыкальных нотах, чтобы узнать, как ноты принято называть в разных странах.

Степени гаммы гептатонической (7-нотной) гаммы также можно назвать с помощью терминов тоника, супертоника, медиана, субдоминанта, доминанта, субмедианта, субтоника. Если подтоник отстоит от тоники на полтона, то его обычно называют вводным тоном (или вводной нотой); в противном случае ведущий тон относится к повышенному подтону. Также широко используется соглашение об именах сольфеджио (подвижное до), в котором каждая ступень шкалы обозначается слогом. В мажорной гамме слоги сольфеджио: до, ре, ми, фа, со (или соль), ля, ти (или си), до (или ут).

При наименовании нот гаммы принято, чтобы каждой ступени гаммы присваивалось собственное буквенное название: например, мажорная гамма пишется A–B–C♯–D–E–F♯–G♯, а не A. –B–D♭–D–E–E –G♯. Однако это невозможно сделать в гаммах, содержащих более семи нот, по крайней мере, в англоязычной номенклатурной системе. [ нужна ссылка ]

Весы также могут быть идентифицированы с использованием двоичной системы из двенадцати нулей или единиц для представления каждой из двенадцати нот хроматической гаммы. Предполагается, что гамма настроена с использованием 12-тональной равной темперации (так что, например, C ♯ совпадает с D ♭), и что тоника находится в крайнем левом положении. Например, двоичное число 101011010101, эквивалентное десятичному числу 2773, будет представлять любой крупный масштаб (например, C–D–E–F–G–A–B). Эта система включает гаммы от 100000000000 (2048) до 111111111111 (4095), что дает в общей сложности 2048 возможных видов, но только 351 уникальную шкалу, содержащую от 1 до 12 нот. [1]

Весы также могут быть показаны как полутона от тоники. Например, 0 2 4 5 7 9 11 обозначает любую мажорную гамму типа C-D-E-F-G-A-B, в которой первая ступень, очевидно, составляет 0 полутонов от тоники (и, следовательно, совпадает с ней). ), второй — на 2 полутона от тоники, третий — на 4 полутона от тоники и так далее. Опять же, это означает, что ноты взяты из хроматической гаммы, настроенной на 12-тональную равную темперацию. Для некоторых ладовых струнных инструментов, таких как гитара и бас-гитара, гаммы могут быть обозначены в виде табулатуры, подход, который указывает номер лада и струну, на которой играется каждая степень гаммы.

Транспозиция и модуляция

Композиторы преобразуют музыкальные паттерны, перемещая каждую ноту в паттерне на постоянное число шагов гаммы: так, в гамме до-мажор паттерн C-D-E может быть сдвинут вверх или транспонирован на один шаг гаммы, чтобы стать D-. Э – Ф. Этот процесс называется «скалярной транспозицией» или «переходом на новую тональность» и часто встречается в музыкальных последовательностях и паттернах. (Это DEF♯ в хроматической транспозиции). Поскольку ступени гаммы могут иметь разную величину, этот процесс вносит в музыку тонкие мелодические и гармонические вариации. В западной тональной музыке самый простой и наиболее распространенный тип модуляции (или смены тональности) - это переход от одной мажорной тональности к другой тональности, построенной на пятой (или доминантной) ступени гаммы первой тональности. В тональности до мажор это будет означать переход к тональности соль мажор (в которой используется F ♯ ). Композиторы также часто модулируют другие связанные тональности. В некоторых произведениях эпохи романтической музыки и современной музыке композиторы модулируют «удаленные тональности», которые не связаны с тоникой или близки к ней. Примером удаленной модуляции может быть песня, начинающаяся с до мажор, и модуляция (смена тональности) на фа ♯ мажор.