Урок литературного чтения в 4 классе по теме В.М. Гаршин "Жаба и Роза"
план-конспект урока чтения (4 класс) по теме

Матвеева Ирина Валентиновна

Урок помогает учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания;

Учить видеть прекрасное, сделать прекрасное частицей своей жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Urok_po_literaturnomu_chteniyu.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по литературному чтению.

В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе" (4-й класс)

Цель:  Закрепление знаний учащихся о сказке как авторском произведении, признаках сказки как литературного жанра.

Завершение  работы  над «Сказкой о жабе и розе» В.М. Гаршина.

Задачи:

  • Развивать творческие способности учащихся, навыки работы в группе,
  • Помочь учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания;
  • Учить видеть прекрасное, сделать прекрасное частицей своей жизни;
  • Формировать понятия счастья, смысл жизни, способность к самоотдаче, добро, зло, красота;
  • Работать над развитием речи, развивать воображение и наблюдательность;
  • Воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности.

Ход урока

1. Оргмомент

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями русских писателей, будем читать, писать, сравнивать, свободно говорить, обсуждать и рассуждать, думать, высказывать своё мнение и слушать чужое, учиться спорить.

Давайте прочитаем эпиграф нашего урока (Слайд 1).

Проявлять любовь ко всему живому, что нас окружает, мы научимся на уроке.

2. Вхождение в тему

Читаем текст (Слайд 2).

О чём мы будем говорить на уроке?

Узнаёте героев, которых так старались нарисовать?

(Слайд 3)

Мы продолжаем работать над «Сказкой о жабе и розе».

Что хотел писатель подсказать названием сказки? (жаба и роза вместе не смотрятся)

Что это будет? (конфликт)

3. Сообщение целей урока

(Слайд 4)

Наша задача понять, что существует два мира добро и зло.

4. Работа по теме урока

(Слайд 5)

Выразите свои представления о жабе и розе по следующему плану.

5. Поисковая работа

(Слайд 6)

А теперь давайте прочитаем, что думает о розе автор.

Рождение розы.

Подробно ли описана красота розы? (нет)

А что описано? (утро, роса, всё вокруг)

О чём это говорит? (о счастье)

Какие чувства испытывает роза? (плакать не от горя, а от счастья жить)

Когда плачут люди от счастья?

Главное для розы: СЧАСТЬЕ ЖИТЬ

Что помогает понять счастье розы? (аромат)

Что автор использует для этого? (эпитеты, образные определения)

ТОНКИЙ СВЕЖИЙ АРОМАТ БЫЛ СЛОВАМИ, СЛЕЗАМИ, МОЛИТВАМИ

Что вы поняли? (роза счастлива)

Говорит ли автор об этом напрямую? (нет)

Автор использует аллегорию.

А вы ощущаете, что роза счастлива, красива? (это соответствует вашим словам)

А теперь посмотрим, что использовал автор при описании жабы?

Выберем точные подробные выражения.

Какая она?

(Слайд 7)

Вывод: В чём разные жаба и роза?

6. Физминутка

(Слайд 8)

7. Групповая работа

(Слайд 9)

1 группа (с. 172, 175)

Докажите, что жаба завистлива.

Озаглавить.

Распределить чтение.

Какие слова использует автор для описания жабы.

Вывод: какая душа у жабы?

Докажите, что она нехорошая.

Что она придумала.

2 группа (с. 171-172, 175)

Докажите, что роза добрая, красивая.

Что описывает автор?

Назовите мир вокруг розы.

Озаглавить.

Какими человеческими качествами наделена роза?

Что больше всего хотела роза?

Что описывает автор, когда создаёт образ розы?

Что он использует?

3 группа (с. 175-177)

Докажите, что конфликт сохраняется.

Озаглавить.

Душевное состояние жабы.

Какие слова использует автор?

Какая черта открылась у жабы.

4 группа

Докажите, что роза и мальчик похожи.

Мальчик – часть мира розы.

Какая у них душа?

Любит ли их автор?

8. Итог

Где кульминация, то есть самый напряжённый момент?

(Слайд 10)

Можно ли сказать: «Мальчик умер, роза завяла, и они навсегда ушли из жизни?»

Какова главная мысль рассказа?

Красота спасёт мир.

Добро победит зло.

9. Рефлексия

(Слайд 11)

Предлагаю составить свое небольшое стихотворение, связанное с темой урока. У вас есть выбор: вы можете работать индивидуально или объединиться в группу. Вам помогут рифмы.

10. Домашнее задание

(Слайд 12)

"Когда роза начала вянуть, ее положили в толстую старую книгу и высушили, а потом, уже через много лет, подарили мне. Потому-то я и знаю всю эту историю".

А вы дома, напишите всю эту историю, но от имени, от лица розы, которая и рассказывает всю эту историю Гаршину. Или перескажите сказку или составьте тест по сказке.

(Слайд 13)

Заканчиваем урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 1 класс по теме "Знакомство с разделительной фукцией мягкого знака" программа "Начальная школа XXI века"

В папке содержится разработка урока обучения грамоте по теме " Знакомство с разделительной функцией мягкого знака" ( программа " Начальная школа XXI века") по ФГОС, презентация  к уроку, поясните...

Разработка урока литературной чтении 2 класса на тему "Хәтерсез күке" (на татарском языке)

Можно использовать на уроках литературы во 2 классе. Творчество Ф.Яруллина....

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"

Технологическая карта урока литературного чтения  составлена в соответствии с ФГОС....

технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения 2 класс по теме :" В.Осеева"Почему?" (1-й урок)

материал содержит технологическую карту и презентацию к уроку литературного чтения 2 класс УМК "Школа России" по теме "В.Осеева"Почему?" ( 1 урок)...

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....

План-конспект урока литературного чтения 2 класс на тему "Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»"

В данном план-конспекте приведёен прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения во 2 классе....


 

Комментарии

Матвеева Ирина Валентиновна

Урок  помогает  учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания;

Учить видеть прекрасное, сделать прекрасное частицей своей жизни.