урок по литературному чтению по УМК Школа 2100 на тему "Живут волшебники земные тепло своих сердец даря"
план-конспект урока чтения (4 класс) по теме

Тетянникова Наталья Викторовна

Данный урок был проведён в 4 классе по произведению  К.Паустовского "Корзина с еловыми шишками"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

СОШ №8

Конспект урока по литературному чтению

по произведению

 

Константина Паустовского

«Корзина с еловыми шишками»

Учитель: Тетянникова Н.В.

МО Рузаевка

УМК «Школа 2100», Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.

Литературное чтение (заключительный урок)

3 класс

Интегрированный урок

Тема урока: «К. Паустовский. Корзина с еловыми шишками»

Цель урока:  

-  показать, как рождается музыка, как она может  воздействовать на слушателя, о чём может рассказать;

- установить связь между природой, человеком и музыкой;

-  понаблюдать за стилем К.Паустовского;

-  работать над развитием речи учащихся;

-  учить слушать, понимать музыку и выражать свои чувства.

Роль учителя:

подвести детей к выводу о том, что природа  и музыка  вдохновляют человека на создание музыкальных и литературных произведений.

 

Оборудование:

Портреты Э.Грига и К.Паустовского; магнитофон; корзина с шишками; выставка рисунков; карточки с текстами; запись на доске «Живут волшебники земные, тепло своих сердец даря»

План урока.

  1. Актуализация знаний:

              – музыка + стихотворение

              – проза наизусть

  1. Постановка целей и задач:

  1. Введение в сюжет урока.

  1. Проверка домашнего задания.

  1. Анализ прочитанного.

  1. Работа с выставкой рисунков.

  1. Анализ содержания рассказа:

    – отрывок «Описание комнаты Грига»

    – отрывок «Григ пишет музыку»

    - прослушивание музыкального отрывка

    - сравнение музыкального отрывка с литературным

8. Физкультминутка.

9. Анализ заключительной части.

   - что изменилось в жизни Дагни

   - чтение отрывка по листкам

   - олицетворение

   - вывод

   - чтение наизусть учителем заключительного отрывка

10. Рефлексия.

11. Оценивание.

12. Д/З.

                Конспект урока.

  1. Актуализация знаний.

(звучит фрагмент пьесы Эдварда Грига «Шествие гномов» на фоне музыки читаю отрывок из стихотворения «Григ»)

- Тяжёлой поступью подходят гномы

  Всё ближе. Здесь. Вот затихает топ

  в причудливых узорах дивных троп

  лесов в горах. Куда мечты влекомы…

- Ребята, вы узнали этот музыкальный отрывок?

- Как он называется?

- Кто автор музыки?

Проза наизусть, читает ученица.

…Композитор Э.Григ проводил осень в лесах около Бергена. Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев, но особенно хороши горные леса около моря. В них слышен шум прибоя, с моря постоянно наносит туман, и от обилия влаги буйно разрастается мох. Он свешивается с веток зелёными прядями до самой земли. Кроме того, в горных лесах живёт, как птица пересмешник, весёлое эхо, оно только и ждёт, чтобы подхватить любой звук и швырнуть его через скалы…

- А вы догадались, из какого произведения этот отрывок?

  1. Сообщение темы и целей урока.

    – Сегодня на уроке мы с вами отправимся на встречу с великими      волшебниками в области литературы и музыки К.Паустовским и Э.Григом.

    – А ещё попробуем выяснить, являются ли события, описанные Паустовским  реальными, или же автор, взяв отдельные факты из жизни композитора, создал своё произведение.

  1. Введение в сюжет урока.

   - Для того, чтобы понять и глубже почувствовать рассказ   Паустовского, необходимо хорошо знать творчество Грига и его жизнь. О том, в чём же заключается творчество Грига, расскажет Света. 

Красоту   скандинавских напевов, издревле звучащих на скалистых берегах
  Норвегии, во второй половине XIX века узнал весь мир, благодаря
  Григу. Григ открыл миру сокровищницу Норвежских мелодий. Он
  был не только композитором, но и пианистом, дирижером,
  музыкальным критиком.. Григ был обаятельным, сердечным человеком и в то же   время очень принципиальным в отстаивании своих идей. Все
  произведения Грига посвящены Норвегии. Главная тема его
  произведений – тема Родины. Он любил свою Родину, ее леса, озера,
  реки. Григ говорил: «Я черпал богатые сокровища в напевах моей
  Родины и из этого до сих пор неисследованного источника
  норвежской народной души пытался создать национальное
  искусство». Григ показывает и раскрывает тему Родины с разных
  сторон. В зарисовках природы – «Птичка», «Бабочка»; в картинках
  народного танца – «Норвежские танцы»; в сказочно-фантастических
  образах - «Шествие гномов», «В пещере горного короля». Григ был
  автором более 120 романсов и песен. Он писал их на протяжении всей
  жизни. Умер Григ в Норвегии, живя на холме троллей.

     - Паустовский также как и Григ любил природу. Но писал он не только о природе, но и о замечательных людях, у него даже была мечта – собрать сборник биографий знаменитых людей, описать наиболее интересные случаи из их жизни.

    … Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя      косичками – дочь лесника.

             - Как вы думаете, почему именно этот случай описан Паустовским?

- Почему Григ в рассказе с такой любовью и вниманием относится к девочке?

- А ведь этот случай, описанный Паустовским, можно связать с фактами из биографии композитора. Давайте послушаем Аллу.   

                          … Григ очень любил детей. Когда-то у него была дочь Александра. Белокурая, зеленоглазая, очень красивая. Но прожила она совсем недолго- чуть больше года. Больше детей в семье не было. Всю жизнь вспоминал композитор эту утрату. Любовь к своей дочке он перенёс на своих друзей- ребятишек…

  1. Проверка Д\З. Чтение по ролям.

-   Действительно, самым драматичным моментом в жизни Грига была смерть дочери. И поэтому в каждой девочке он видел свою дочь.

    Это несомненно знал и Паустовский.

- Дома вы должны были подготовить чтение по ролям отрывка встречи Дагни с Григом.

   

 5.  Проверка восприятия.

ебята, что в разговоре Грига с Дагни самое главное?

   (то, что Григ решил сделать подарок Дагни)

- Почему Григу захотелось сделать подарок Дагни?

   (она ему очень понравилась: трудолюбива, доверчива, добра)

- Главное, что могло понравиться Григу, наверное в том, что девочка умеет думать и печалиться о других.

                             

- Но почему же Григ отсрочил подарок, ведь подарков всегда ждёшь с нетерпением? Найдите и прочитайте об этом в книге.

   

 ( …я делаю подарки для взрослых, ты ещё мала и многого не  понимаешь, учись терпению…)

- Конечно же подарки материальные - куклы, игрушки - легче дарить. Григ же задумал очень сложный - духовный подарок- музыку, поэтому композитор обещает его через 10 лет.

- А почему через 10 лет?

   (потому что тогда Дагни вырастет и сможет понять подарок)

6. Работа с выставкой рисунков.

- Посмотрев на выставку рисунков, можно увидеть, что многие из вас проиллюстрировали именно этот отрывок. Почему?

    (не было бы этой встречи - не было бы музыки и рассказ стал бы другим)

- Есть на выставке и другие работы. К каким сценам вы их нарисовали?

   (рассказы детей)

- Действительно, читая рассказ, всегда хочется ещё и видеть то, о чём читаешь. Вы молодцы, что сумели изобразить на бумаге некоторые сцены из рассказа.

- А что помогло вам их нарисовать?

     (текст, написанный Паустовским)

7. Работа над содержанием рассказа.

                   

Отрывок «Описание комнаты Грига»

- Найдите и прочитайте мне описание комнаты Грига.

- С чем сравнивает Паустовский дом Грига?

   (с жилищем дровосека)

- А почему?   (очень мало мебели и вещей)

- В доме дровосека, наверное, не совсем уютно?

- Что придавало уют его комнате?  (рояль)

- Почему Григ не решался выбросить старый диван?

- Вот видите, благодаря точному описанию Паустовского, мы узнаём о том,  что у Грига было много друзей- поклонников его таланта.

  Отрывок «Как Григ писал музыку».

- Как долго писал Григ музыку?

- Найдите и прочитай те отрывок, в котором рассказывается  о чём была

  эта музыка?

- Вы поняли, о чём была написана музыка?

- Как вы думаете, трудно описывать музыку словами?

   Муз.отрывок из концерта для фортепиано с оркестром Э.Грига.

- Давайте послушаем отрывок из концерта для фортепиано с оркестром,

   написанного Э.Григом и подумаем, можно ли сказать, что это

   произведение было написано специально для Дагни?

- Какое впечатление произвела на вас музыка?

- Что вы представили, слушая музыку?

- А что произвело на вас большее впечатление, сама музыка или описание музыки Паустовским?

- Что вы лучше поняли, художественное произведение или музыкальное?

- Как вы думаете, почему так почему так происходит, что для того, чтобы понять музыку, её надо услышать?

- Верно, это и Паустовский тоже понимает. Найдите и прочитайте фразу,

  в которой он объясняет, что трудно описывать музыку словами?              

          (невозможно описать музыку словами, как бы ни был богат наш язык)

8. Физкультминутка

          (под музыку Э.Грига «Шествие гномов»)

            9.  Работа над заключительной частью.

                                   1.

-  А теперь давайте перенесёмся на 10 лет вперёд.

- Что изменилось в жизни Дагни? Какой она стала? Прочитайте.

- Изменилась ли Дагни внешне?

- Куда любила ходить Дагни в городе?

- Почему она плакала после спектаклей?

- А внутренний духовный мир Дагни изменился?

- Помните, а ведь именно этими качествами Дагни понравилась Григу.

- Прошло 10 лет, Дагни выросла - а в душе осталась всё тем же добрым и

  чутким ребёнком.

- Почему тётушка Магда настояла на том, чтобы Дагни сходила в  

  концерт?

                                           

                                        2.

- У вас на партах лежат листочки.. Давайте прочитаем о том, как Дагни

  слушала музыку.

              … Дагни впервые слушала

                  Она произвела на неё     симфоническую музыку.

                  Все переливы и громы   странное действие.

                  множество картин,         оркестра вызвали у Дагни

                                                           похожих на сны.

                  Сначала она ничего не

                  шумела буря. Потом       слышала. Внутри у неё

                  как поёт  ранним утром  она наконец услышала  

                  в ответ ему сотнями        пастуший рожок и

                  откликается струнный    голосов, чуть вздрогнув

                                                            оркестр.

                   Мелодия росла,

                   как ветер, неслась по       подымалась,бушевала,

                   срывала листья, качала    вершинам деревьев,                                                

                   прохладными брызгами.  траву, била в лицо

                   порыв воздуха,                 Дагни почувствовала

                   и заставила себя               исходивший от музыки  

                 успокоиться…

- Какое действие музыка оказала на Дагни?

- Что почувствовала Дагни?

        (слушая музыку, она представляла себе картины)

- Ребята, а как Паустовский помогает нам лучше воспринять текст?

        (он подбирает точные слова, оживляет музыку)

 

- Какая музыка по словам Паустовского?

        (живая)

- Докажите, что музыка живая.

       (она росла, подымалась и пенилась, неслась. бушевала, срывала листья)

- А на самом деле музыка бывает живой?

                                         

3.

- Автор одушевляет её, наделяя человеческими качествами.

- Паустовского можно по праву считать мастером олицетворений.

- Давайте вспомним, где ещё в рассказе Паустовский использовал олицетворения?

- Прочитайте те отрывки из фраз, которые, по-вашему, являются

олицетворениями.

Дагни плакала, клавиши убегали, пароходы дремали, мелодия росла, поёт рожок, откликается оркестр, идёт дождь.

- Паустовский помогает нам лучше понять текст, настроение героев, музыки при помощи олицетворений.

10. Рефлексия.

(учитель читает наизусть отрывок из заключительной части на фоне музыки)

Дагни так глубоко вздохнула, что у неё заболела грудь. Этим вздохом она хотела унять подступавшие к горлу слёзы. Но это не помогло. Дагни нагнулась и  закрыла лицо руками. Так значит это был он! Тот седой человек, что помог донести ей до дома корзину с шишками. Это был Эдвард Григ, великий волшебник и композитор. Так вот тот подарок, что он обещал сделать ей через 10 лет! Дагни плакала, не скрываясь, слёзами благодарности. Он умер!- думала Дагни- Зачем? Если бы можно было увидеть его! Если бы он появился здесь! С каким стремительно бьющимся сердцем она бросилась бы ему навстречу, обняла бы за  шею, прижалась бы мокрой от слёз щекой к его щеке и сказала бы только одно слово.

- Спасибо! – За что?- спросил бы он.

- Я не знаю…- ответила бы Дагни.

- За то, что вы не забыли меня. За вашу Щедрость. За то, что вы открыли передо мной то главное, чем должен жить человек.

- Вы узнали этот отрывок?

- Почему плакала Дагни?

- Ей понравился подарок?

- А вам бы хотелось получить такой же?

- А разве нельзя сказать, что мы тоже получили его?

«Живут волшебники земные, тепло своих сердец  даря».

(открывается запись на доске)

- Кого мы называем земными волшебниками и почему?

( Григ подарил нам талантливо написанную музыку, Паустовский – рассказ).

- Можно ли сказать, что Григ был счастливым человеком?

- Почему?

- А разве можно быть счастливым, отдавая всего себя другим?

- Итак, скажите,  всё-таки была ли эта история на самом деле, или

  её придумал Паустовский?

- Музыка Грига вдохновляет писателей, поэтов и художников на создание произведений. Он своей музыкой воздействует на наши чувства, вызывает эмоции, пробуждает воображение.

- Людей искусства благодарят аплодисментами, давайте и мы поблагодарим К.Паустовского за прекрасный рассказ и Э.Грига за чудесную музыку.

11. Оценивание.

   12. Д\З: подготовить отзыв о рассказе (письменно).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Концовки волшебных сказок" для урока литературного чтения.2 класс."Школа 2100"

В презентации содержатся концовки волшебных авторских, русских, белорусских сказок. Рекомендуется для использования на  уроках литературного чтения во 2 классе по программе "Школа 2100"....

Пояснительная записка к урокам литературного чтения 4кл.ОС "Школа 2100"

Поянительная записка сотавлена  по расширенному тематическому планированию "Литературное чтение"  4класс ОС "Школа 2100....

Расширенное тематическое планирование уроков литературного чтения 4кл.ОС "Школа 2100"

Тематическое планирование составлено на основе авторской программы Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой ОС "Школа 2100,расчитана на 3 часа в неделю, всего 102 часа....

Урок литературного чтения. 1 класс. "Школа 2100". Тема урока: Обобщение раздела "Попрыгать, поиграть..."

Данный урок является восьмым уроком литературного чтения раздела «Попрыгать, поиграть». Эта тема очень легко воспринимается моими учениками, так как восприятие и осмысление материала основано на...

Проект урока по литературному чтению 2 класс "Школа 2100"

Конспект урока по литературному чтению разработан в соответствии  с ФГОС второго поколения....

Интегрированный урок по литературному чтению по программе «Школа 2100». Тема урока: «Введение в раздел «Мы с мамой и папой». Э.Н.Успенский «Всё в порядке», «Если был бы я девчонкой».

Цели урока:·         познакомить учащихся с новым разделом по литературному чтению и со стихотворениями;·         расшир...

Конспект урока по литературному чтению. 3 класс. Школа 2100

Конспект урока литературного чтения 3 классУМК Школа 2100Тема урока: «В ожидании новогоднего чуда» (Юнна Мориц «Настоящий секрет»)...