Конспект урока по литературному чтению
план-конспект урока (чтение, 2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока по чтению « Русские народные загадки» по литературному чтению УМК 2100
Подготовила конспект учитель начальных классов
Шлапак Людмила Николаевна
Краснодарский край, город Новокубанск , гимназия №2
Цели:
- Углубление знаний детей об одной из самых древних и поэтичных фольклорных форм – загадке.
- Способствовать развитию интереса к произведениям народного фольклора.Упражнять в выразительном чтении загадок.
- Пробудить у детей желание самостоятельно сконструировать загадку.
- Воспитывать интерес к чтению, учить доброму отношению к людям.
Оборудование:
- презентационное сопровождение урока;
- компьютер, проектор;
Ход урока.
I.Организационный момент. Эмоциональный настрой класса.
- Мы сегодня с вами узнаем много нового на уроке. Я вас прошу не стесняться. У вас все получиться, только внимательно слушайте и активно работайте.
II. Проверка домашнего задания.
- С каким жанром устного народного творчества мы работали на прошлом уроке? ( С пословицами)
-У вас на партах лежат карточки с пословицами, вы их прочитайте и объясните.
« Детки – радость, детки же и горе» (Родители любят своих детей, но не всегда мы их слушаемся, и они из-за нас огорчаются.)
«Сердце матери греет лучше солнышка» (Мама всегда поддержит, поможет, подскажет. Она самый лучший друг.)
« Кто грамоте горазд, тому и не пропасть» (Умный человек много знает и ему знания помогают в жизни.)
- А сейчас я предлагаю вам продолжить пословицы.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
Мал золотник, да дорог.
III. Актуализация знаний. Постановка цели урока.
- Давайте разгадаем кроссворд и узнаем тему нашего урока. Для этого нужно вспомнить, жанры фольклора, которые мы изучили?
1. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь… (сказка)
2. Сшит колпак не по-колпаковски, надо колпак переколпокавать и выколпаковать. (скороговорка)
3. Умный себя винит, глупый - своего товарища. (Поговорка)
4. Очень я люблю учиться
И пятёрки получать,
Ну, а больше – веселиться,
Бегать, прыгать и кричать! (частушка)
5. Федя – бредя
Съел медведя,
Упал в яму,
Кричал маму! (дразнилка)
6. Ладушки-ладушки!
Где были?- У бабушки.
Что ели? – Кашку!
Что пили?- Бражку! (потешка)
7. На чужой сторонушке.
Рад родной воронушке. (пословица)
- А теперь посмотрите на ключевое слово (по вертикали) – это тема нашего разговора.
- Сегодня на уроке мы будем учиться правильно выразительно читать и отгадывать загадки и, а так же попробуем составить свою загадку.
IV. Сообщение учителя о загадках.
-Ребята, загадки, среди всех жанров народного творчества самые древние. Вы удивлены? Я сама очень удивилась, когда впервые узнала об этом.
В глубокой древности люди использовали загадку как один из предметов тайного языка, чтобы скрыть свои мысли и желания, чтобы уберечь от «нечистой силы» своё жилище, свою семью, свой скот, орудия труда. (Наши далёкие предки боялись «злых духов», «злого слова», «сглаза» и других опасностей, которые, как им казалось, подстерегали всюду.) По их представлениям, наибольшей опасности подвергались люди честные, умные.
Загадка была не только «тайным языком». С её помощью испытывали мудрость, находчивость, образованность человека. Загадка служила экзаменом, и это отражено в сказках, песнях, мифах. Вот, например, в древнегреческом мифе чудовище Сфинкс всем загадывает одну и туже загадку: « Кто утром ходит на четырех, в полдень на двух, вечером на трех? Не отгадавшего постигала смерть. Разгадал загадку только Эдип: утром на четырех - в младенчестве передвигается человек, днем на двух – ходит взрослый. Вечером на трех - старец с костылем.
В сказках загадка нередко использовалась как сюжетный компонент для проверки сообразительности и находчивости персонажа, что определяло его дальнейшую судьбу, а, порой, и саму жизнь.
- Давайте, ребята, вспомним такие сказки. Мы с вами их недавно читали.
( « Мудрый старик» (татарская сказка).
- Вспомните одну из загадок в этой сказке? («.. Мы тебе покажем двух жеребцов. А ты должен будешь отгадать, который из них молодой, который старый..»)
- Следующая сказка с загадкой? ( « Мудрая девушка» (киргизская сказка)
- Вспомните загадку из этой сказки. ( В этой сказке хан Болотбек загадывает загадки « Какое расстояние между востоком и западом? Какое расстояние между небом и землей? Какое расстояние между правдой и ложью? Ответ: Между востоком и западом всего один день пути, солнце начинает свой путь утром на востоке, а вечером заканчивает на западе, расстояние нетрудно охватить взором, расстояние между ухом и глазом всего четыре пальца, ухо часто слышит ложь, а но глаз всегда видит только правду)
- Вспомните еще сказку с загадками? ( «Мудрая дева» (русская сказка))
- А какие загадки загадал царь братьям, что бы разрешить их спор? ( Что всего в свете сильней и быстрей? Что всего в свете жирнее? Что всего мягче? Что всего милее? Ответ: Быстрей всего ветер, жирнее всего земля, мягче всего - рука)
- С течением времени, с развитием культуры « тайный язык» постепенно теряет свое значение, и загадка начинает использоваться как развлечение, игра, проведение досуга.
V. Изучение нового материала.
1.Отработка навыка чтения. Речевая разминка.
- Прочитайте чистоговорку.
Ва-фа-ва- в лесу живет сова.
Фы-фы-вы- в саду росли сливы.
Ва-ва-фа- платье новое из шкафа.
Фе-ве-фе-подушка на софе.
- Послушайте скороговорку:
От топота копыт пыль по полю летит.
-Какой звук нам нужно четко проговорить? ( [т],[п]).
-Теперь самостоятельно прочитайте скороговорку.
- Теперь прочитайте вслух (медленно), « жужжащее чтение».
- Прочитайте пословицу. Любуемся тем, как красиво скачет конница: «Мне нравится, как мчится конница».
-А теперь прочитаем с недовольством « Фу, как напылили»
– Прочитайте на одном выдохе:
СТА-СТО-СТУ-СТИ
СМО-СМУ-СМА-СМИ
А-о-у-е-э е-и-я-у-ы-А
2.Чтение авторского текста на стр.43
-Что предлагает Афанасий и Саша?( Афанасий и Саша предлагают нам отгадывать загадки)
-Вы любите отгадывать загадки? А сегодня вы еще и сами составите загадку. Но сначала надо понять, как «устроена» загадка. Отгадайте загадку «Держит девочка в руке облачко на стебельке» (Одуванчик)
- Как вы догадались, как узнали? (Одуванчик похож на облачко, только про него сказано, что это облачко на стебельке)
- А чем похож? (Одуванчик такого же цвета, он кажется таким же мягким, пушистым, как облако)
- Вот, оказывается, что особенного в загадке, в ней совсем не называется предмет, или называется не тот, который загадывается, а другой похожий на него. Отгадывая загадку, мы обращаем внимание на признаки предмета. Проверим этот вывод? Тогда давайте прочитаем загадки, которые нам предлагает Афанасий.
- С чем сравнивается морозный узор на окне? ( с лесом)
-О каких особенностях говориться? ( Белый лес, в который, невозможно не войти, не въехать)
-Прочитайте следующую загадку.
- Про что говориться в этой загадке? ( про снег)
-О каких особенностях снега здесь говориться? ( маленький, покрывает всю землю, на солнце блестит, как алмаз)
- Теперь когда вы знаете , как «устроена» загадка, вам не составит труда отгадать все загадки, предложенные Афанасием. Ну, что продолжим, такое занимательное занятие?
3.Физкультминутка.
Мы ходим ночью, ( ходят на месте)
Ходим днем,
Но никуда
Мы не уйдем.
Мы бьем исправно ( хлопают в ладоши)
Каждый час.
А вы, друзья,
Не бейте нас!
- Что же это? ( часы)
4. Составление загадки.
- Теперь попробуем сами составить загадку о ромашке. Рассмотрите внимательно картинку с ромашкой.
_ На что похожа ромашка, ее отдельные элементы?
- С чем можно сравнить? ( Серединка похожа на солнышко, лепестки – на лучики, а стебелек похож на тоненькую ножку)
- Ваши варианты загадок. ( На тоненькой ножке сияет золотое солнышко с белыми лучами)
-Вы составили загадку. Есть ли у нее автор? Нет, так как составляли вместе, значит , эта загадка народная. И мы с вами внесли маленькую частичку в устное народное творчество.
- А вот какие уже загадки про ромашку составлены:
Стоит в поле кудряшка-
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое?
Белая корзинка,
Золотое донце.
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.
Шёл я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи
Cолнца белые лучи.
- Очень любили сочинять и отгадывать загадки в кубанских семьях. Сможете ли вы отгадать кубанские загадки?
Кубанские загадки:
Стоит столбом, горыть огнём, ни жару, ни пару, ни угольев. (свеча)
Новая посудына уся в дырах. (решето)
Жовтый шар сыпэ жар.(солнце)
Висит, телепается, всяк за него хватается. (рушнык)
Длинна дровыняка в желизо нарядылась, в работе пригодылась.(лопата)
VI.Итог урока.
- Что нового узнали на уроке? ( кКак возникла загадка, как ее использовали древние люди)
- Чему учились на уроке? ( Учились правильно отгадывать загадки, сами составляли загадку о ландыше, отгадывали кубанские загадки)
VII. Домашняя работа.
Придумать загадку, и проиллюстрировать отгадку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1
Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по учебнику Горецкий по теме "Обобщение по разделу "Литературные сказки""
Открытый урок....
Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».
Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся. ...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"
Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...
Конспект урока по литературному чтению А.В. Жигулин. « О,Родина! В неярком блеске...»(4 класс,литературное чтение)
Конспект урока по литературному чтегнию для 4 класса...