Конспект урока по литературному чтению
план-конспект урока (чтение, 2 класс) на тему

Конспект урока + презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zagadki.rar2.16 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по чтению « Русские народные загадки» по литературному чтению УМК 2100

 Подготовила конспект  учитель начальных классов

Шлапак Людмила Николаевна

Краснодарский  край, город Новокубанск , гимназия №2

Цели:

  1. Углубление знаний детей об одной из самых древних и поэтичных фольклорных форм – загадке.
  2. Способствовать развитию интереса к произведениям народного фольклора.Упражнять в выразительном чтении загадок.
  3. Пробудить у детей желание самостоятельно сконструировать загадку.
  4. Воспитывать интерес к чтению, учить доброму отношению к людям.

Оборудование:

- презентационное сопровождение урока;

- компьютер, проектор;

Ход урока.

I.Организационный момент. Эмоциональный настрой класса.

- Мы сегодня с вами узнаем много нового на уроке. Я вас прошу не стесняться. У вас все получиться, только внимательно слушайте и активно работайте.

II. Проверка домашнего задания.

- С каким жанром устного народного творчества мы работали на прошлом уроке? ( С пословицами)

-У вас на партах лежат карточки с пословицами, вы их прочитайте и объясните.

« Детки – радость, детки же и горе» (Родители любят своих детей, но не всегда мы их слушаемся, и они из-за нас огорчаются.)

«Сердце матери греет лучше солнышка» (Мама всегда поддержит, поможет, подскажет. Она самый лучший друг.)

« Кто грамоте горазд, тому и не пропасть» (Умный человек много знает и ему знания помогают в жизни.)

- А сейчас я предлагаю вам продолжить пословицы.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.

Мал золотник, да дорог.

III. Актуализация знаний. Постановка цели урока.

- Давайте разгадаем кроссворд и узнаем тему нашего урока. Для этого нужно вспомнить, жанры фольклора, которые  мы изучили?

1. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь…         (сказка)

2. Сшит колпак не по-колпаковски, надо колпак переколпокавать и выколпаковать. (скороговорка)

3. Умный себя винит, глупый - своего товарища. (Поговорка)

4.  Очень я люблю учиться
     И пятёрки получать,
     Ну, а больше – веселиться,
     Бегать, прыгать и кричать! (частушка)

5.   Федя – бредя

      Съел медведя,

      Упал в яму,

      Кричал маму! (дразнилка)

6.   Ладушки-ладушки!

      Где были?- У бабушки.

      Что ели? – Кашку!

      Что пили?- Бражку! (потешка)

7.  На чужой сторонушке.

     Рад родной воронушке. (пословица)

- А теперь посмотрите на ключевое слово (по вертикали) – это тема нашего разговора.

- Сегодня на уроке мы будем учиться правильно выразительно читать и отгадывать загадки и, а так же попробуем  составить свою загадку.

IV. Сообщение учителя о загадках.

-Ребята, загадки, среди всех жанров народного творчества самые древние. Вы удивлены? Я сама очень удивилась, когда впервые узнала об этом.

      В глубокой древности люди использовали загадку как один из предметов тайного языка, чтобы скрыть свои мысли и желания, чтобы уберечь от «нечистой силы» своё жилище, свою семью, свой скот, орудия труда. (Наши далёкие предки боялись «злых духов», «злого слова», «сглаза» и других опасностей, которые, как им казалось, подстерегали всюду.) По их представлениям, наибольшей опасности подвергались люди честные, умные.

      Загадка была не только «тайным языком». С её помощью испытывали мудрость, находчивость, образованность человека. Загадка служила экзаменом, и это отражено в сказках, песнях, мифах. Вот, например, в древнегреческом мифе чудовище Сфинкс всем загадывает одну и туже загадку: « Кто утром ходит на четырех, в полдень на двух, вечером на трех? Не отгадавшего постигала смерть. Разгадал загадку только Эдип: утром на четырех - в младенчестве передвигается человек, днем на двух – ходит взрослый. Вечером на трех - старец с костылем.

      В сказках загадка  нередко использовалась как сюжетный компонент для проверки сообразительности и находчивости персонажа, что определяло его дальнейшую судьбу, а, порой, и саму жизнь.

- Давайте, ребята, вспомним такие сказки.  Мы  с вами их недавно читали.

( « Мудрый старик» (татарская сказка).

- Вспомните одну из загадок  в этой сказке? («.. Мы тебе покажем двух жеребцов. А ты должен будешь отгадать, который из них молодой, который старый..»)

- Следующая сказка с загадкой? ( « Мудрая девушка» (киргизская сказка)

- Вспомните загадку из этой сказки. ( В этой сказке хан Болотбек загадывает загадки « Какое расстояние между востоком и западом? Какое расстояние между небом и землей? Какое расстояние между правдой и ложью?  Ответ: Между востоком и западом всего один день пути, солнце начинает свой путь утром на востоке, а вечером заканчивает на западе, расстояние нетрудно охватить взором, расстояние между ухом и глазом всего четыре пальца, ухо часто слышит ложь, а но глаз всегда видит только правду)

- Вспомните еще сказку с загадками? ( «Мудрая дева»  (русская сказка))

- А какие  загадки загадал царь братьям, что бы разрешить их спор? ( Что всего в свете сильней и быстрей? Что всего в свете жирнее? Что всего мягче? Что всего милее?  Ответ: Быстрей всего ветер, жирнее всего земля, мягче всего - рука)

- С течением времени, с развитием культуры « тайный язык» постепенно теряет свое значение, и загадка начинает использоваться как развлечение, игра, проведение досуга.

V. Изучение нового материала.

1.Отработка навыка чтения. Речевая разминка.

- Прочитайте чистоговорку.

Ва-фа-ва- в лесу живет сова.

Фы-фы-вы- в саду росли сливы.

Ва-ва-фа- платье новое из шкафа.

Фе-ве-фе-подушка на софе.

- Послушайте скороговорку:

     От топота копыт пыль по полю летит.

-Какой звук нам нужно четко проговорить? ( [т],[п]).

-Теперь самостоятельно прочитайте скороговорку.

- Теперь прочитайте вслух (медленно), « жужжащее чтение».

-  Прочитайте пословицу. Любуемся тем, как красиво скачет конница: «Мне нравится, как мчится конница».  

-А теперь прочитаем с недовольством « Фу, как напылили»

– Прочитайте на одном выдохе:

СТА-СТО-СТУ-СТИ

СМО-СМУ-СМА-СМИ

А-о-у-е-э     е-и-я-у-ы-А

2.Чтение авторского текста на стр.43

-Что предлагает Афанасий и Саша?( Афанасий и Саша предлагают нам отгадывать загадки)

-Вы любите отгадывать загадки? А  сегодня  вы  еще и сами составите загадку. Но сначала надо понять, как «устроена» загадка. Отгадайте загадку «Держит девочка в руке облачко на стебельке»  (Одуванчик)

- Как вы догадались, как узнали? (Одуванчик похож на облачко, только про него сказано, что это облачко на стебельке)

- А чем похож? (Одуванчик такого же цвета, он кажется таким же мягким, пушистым, как облако)

- Вот, оказывается, что особенного в загадке, в ней совсем не называется предмет, или называется не тот, который загадывается, а другой похожий на него. Отгадывая загадку, мы обращаем внимание на признаки предмета. Проверим этот вывод? Тогда давайте прочитаем загадки, которые нам предлагает Афанасий.

- С чем сравнивается  морозный узор на окне? ( с лесом)

-О каких особенностях говориться? ( Белый лес, в который, невозможно не войти, не въехать)

-Прочитайте следующую загадку.

- Про что говориться в этой загадке? ( про снег)

-О каких особенностях снега здесь говориться? ( маленький, покрывает всю землю, на солнце блестит, как алмаз)

- Теперь когда вы знаете , как «устроена» загадка, вам не составит труда отгадать все загадки, предложенные Афанасием. Ну, что продолжим, такое занимательное занятие?

3.Физкультминутка.

Мы ходим ночью, ( ходят на месте)
Ходим днем,
Но никуда
Мы не уйдем.

Мы бьем исправно ( хлопают в ладоши)
Каждый час.
А вы, друзья,
Не бейте нас!

- Что же это? ( часы)

4. Составление загадки.

- Теперь попробуем сами составить загадку о ромашке. Рассмотрите внимательно картинку с ромашкой.

_ На что похожа ромашка, ее отдельные элементы?

- С чем можно сравнить? ( Серединка похожа на солнышко, лепестки – на лучики, а стебелек похож на тоненькую ножку)

- Ваши варианты  загадок. ( На тоненькой ножке сияет золотое солнышко с белыми лучами)

-Вы составили загадку. Есть ли у нее автор? Нет, так как составляли вместе, значит , эта загадка народная. И мы с вами внесли маленькую частичку в устное народное творчество.

- А вот какие уже загадки про ромашку составлены:

Стоит в поле  кудряшка-

Белая рубашка,

Сердечко золотое.

Что это такое?

Белая корзинка,
Золотое донце.
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.

Шёл я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи
Cолнца белые лучи.

- Очень любили сочинять  и отгадывать загадки в кубанских семьях. Сможете ли вы отгадать кубанские загадки?

Кубанские загадки:

Стоит столбом, горыть огнём, ни жару, ни пару, ни угольев. (свеча)

Новая посудына уся в дырах. (решето)

Жовтый шар сыпэ жар.(солнце)

Висит, телепается, всяк за него хватается. (рушнык)

Длинна дровыняка в желизо нарядылась, в работе пригодылась.(лопата)

VI.Итог урока.

- Что нового узнали на уроке? ( кКак возникла загадка, как ее использовали древние люди)

- Чему учились на уроке? ( Учились правильно отгадывать загадки, сами составляли загадку о ландыше, отгадывали кубанские загадки)

VII. Домашняя работа.

Придумать загадку, и проиллюстрировать отгадку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».

Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.     ...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...