Урок внеклассного чтения по теме «Чудо-сказки по произведениям К.И.Чуковского»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Шабалина Наталья Валериановна

 

Тип урока: комбинированный с применением ИКТ.

Класс: 3

 План урока:

  1. Организационный момент.                                                                      
  2. Психологический настрой.                                                                                         

II.Сообщение  темы  урока.                                                                          

Разминка  для  групп.  Биография.                                                                     

  1. Основная часть урока.   Конкурсы  знатоков.                                                       
  2.   1.Узнай  и  назови  сказку.                                                                                  
  3.   2.Конкурс «Продолжи строчку».                                                                              
  4.     3.Конкурс  «поэтов».                                                                                   
  5.   4.Инсценировка отрывка.                                                                                 
  6.   5.Конкурс «Я  знаю».                                                                                                     

IV.Закрепление. Блиц  - опрос.                                                                                                            

V. Итог урока.                                                                                                             

   VI. Оценка деятельности учащихся.                                                                     

  VII. Домашнее задание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Plan-konspekt_uroka_vneklassnogo_chteniya.docx25.76 КБ

Предварительный просмотр:

 Цель:     – продолжить  знакомство с творчеством писателя Корнея

                   Ивановича   Чуковского и прививать любовь и его

                   произведениям;                                                                                                                                          

                   -развивать эмоциональную выразительность речи путем

                      эмоционального чтения отрывков, инсценирования части    

                    произведения;

                  - воспитывать чувства сопереживания     работая  в  группе;

                  - создать положительную атмосферу, которая бы вызывала  

                   интерес к писателю и его произведениям;

Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку,

                           выставка произведений К.И.Чуковского,

                           выставка детских рисунков к произведениям.

Тип урока: комбинированный с применением ИКТ.

Класс: 3

 План урока:

  1. Организационный момент.                                                                       Психологический настрой.                                                                                         

II.Сообщение  темы  урока.                                                                           Разминка  для  групп.  Биография.                                                                      

  1. Основная часть урока.   Конкурсы  знатоков.                                                         1.Узнай  и  назови  сказку.                                                                                    2.Конкурс «Продолжи строчку».                                                                                  3.Конкурс  «поэтов».                                                                                     4.Инсценировка отрывка.                                                                                   5.Конкурс «Я  знаю».                                                                                                    

IV.Закрепление. Блиц  - опрос.                                                                                                            

V. Итог урока.                                                                                                                VI. Оценка деятельности учащихся.                                                                       VII. Домашнее задание.

 Ход урока:

  1. Организационный момент.

Эпиграф урока:

«Способность видеть чудеса в обыкновенном — неизменный признак мудрости». Ральф Эмерсо

Учитель: Какие замечательные слова! А что для каждого из вас означают слова чудо, чудеса, чудесное? А мудрость?   А  теперь  посмотрим, что  об  этом  написано  в  словаре  С.И. Ожегова:                                                                                                      

Чудо — нечто поразительное, удивляющее своей необычайностью.

Мудрость — глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт.  

А для меня   эти  слова  характеризуют  мудрого   человека,  который   в  своих  произведениях  рассказывает  о чудесах.  Давайте узнаем, кто  это?

 - Рассмотрите обложки  книг. Догадались  ли  вы  об имени этого  автора?  

 -Молодцы!  Конечно,  все эти сказки  в стихах  написал чудесный детский писатель К.И. Чуковский. И все вы его очень хорошо знаете.                                                                                                                                                  

«Дорогие мои дети! Я пишу  вам письмецо,
И прошу вас, мойте чаще ваши руки и лицо.
Мойтесь чаще, мойтесь чище, я грязнуль не выношу!
Не подам руки грязнулям, не поеду в гости к ним.
К вам хотел бы я приехать, но с
 условием одним:
Дам я вам задания – пройдите испытания».

Один  из  героев  обратился  к  вам.

- Назовите  автора  письма. (Мойдодыр).

II.  Сообщение  темы  урока.

-Сегодня мы посвятим наш урок творчеству писателя К.И.Чуковского

 1.Разминка  для  групп.  Биография.

Работа  в  группах. Класс  делится  на  группы. Выбирают  лидера.    

 

                                                                             

 1)В каком году родился К. И. Чуковский? (В 1882 г.)

 2) К.И.Чуковский – настоящее имя писателя? (Нет, это псевдоним.)

 3)Назовите настоящее имя К.И.Чуковского. (Корнейчуков Николай             Васильевич.)

 4)В каком городе родился К.И.Чуковский? (В Петербурге).                                                                    

5)  Что писал К. И. Чуковский? (Стихи и сказки  в стихах).

  III.  Основная часть урока.  

Все  сказки  написаны звонкими стихами.  Они забавны и веселы, наверно потому, что автор родился первого апреля – в день смеха. К.И. Чуковский был очень весёлый и интересный человек. Он очень любил детей и старался писать для них интересные сказки в  стихах. И дети очень любили его произведения. А вы любите? (Да)

Конкурсы  знатоков:

Знаете  ли  вы  сказки  К.И. Чуковского?                    

  1. Узнай  и  назови  сказки.                                                                                                            

(Ф Н О Л Т Е Е ) “ТЕЛЕФОН”

(Й О Р М Д О Д Ы Р ) “МОЙДОДЫР”

 (А Л Б А Й Р М Е ) “БАРМАЛЕЙ”

(Й О Т И Б А Л ) “АЙБОЛИТ”

 («Телефон»,  «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», «Краденое солнце», «Чудо-дерево»,  «Путаница», «Бармалей»,  «Айболит», «Тараканище», «Федорино горе»   и  др.)

  -А  знаете  ли  вы,  как  появилась сказка  «Мойдодыр?

 Об  этом вспоминает сам Корней Иванович: “Однажды, работая в своём кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо сказал:

                 

  Надо, надо умываться                                                                                                    По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам                                                                                    Стыд и срам!
Стыд и срам!

2.Конкурс «Продолжи строчку».

Добрый доктор Айболит… (он под деревом сидит)

Вдруг, откуда- то, летит
Маленький комарик,  и в руке его…  (горит маленький фонарик)

Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,… (но пузатый от меня убежал, как от огня).

А потом позвонила свинья,...( нельзя ли прислать соловья?)

               Скачет сито по полям,...( а корыто по лугам.)

Замяукали котята;

«Надоело нам мяукать  мы хотим,(… как поросята хрюкать! )

 3. Конкурс  «поэтов». 

Солнце по небу гуляло,
И за тучу забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке
смешно (темно)

Но мохнатые боятся.
“Где нам, с этаким сражаться?”
Он и грозен, и зубаст.
Он нам солнце не
продаст. . (отдаст) 

– Сказка?

– Сказка?

Оттого – то, мы от бабы
Ускакали, как от
краба. (жабы)
И гуляем по полям,
По болотам, по лугам.

Долго, долго целовала
И ласкала их она.
Поливала, умывала,
Разбивала их она. (полоскала)

– Сказка?

– Сказка?

А потом позвонили цапли:
Пришлите, пожалуйста, капли.
Мы
подушками нынче объелись (лягушками)
И у нас животы разболелись.

-Сказка? 

                                                                                                 

Но не слушали газели
И по – прежнему
глазели. (галдели)
- Неужели, в самом деле,
Все качели погорели?

– Сказка?

         

4.  Инсценировка отрывка (представление от   каждой  группы)           “Путаница”                                                       

 “Замяукали котята:
Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать!”

А за ними и утята:
“Не желаем больше крякать!
Мы хотим, как лягушата,
Квакать!”

Свинки замяукали:
“Мяу, Мяу!”

Кошечки захрюкали:
“Хрю, хрю, хрю!”

Уточки заквакали:
“Ква, Ква, Ква!”

Курочки закрякали:
“Кря, Кря, Кря!”

воробушек прискакал,
Коровою замычал:
“Му-у-у!”                                                                                                      

Биографические  сведения.  К.И.Чуковский особенно запомнил –               29 августа 1923 г. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба.

 5.  Конкурс «Я  знаю».  По  предметам   узнать    произведение.

  1. телефон –  У меня зазвонил телефон… (“Телефон”) 
  1. воздушный шарик –  Ехали медведи на велосипеде А за ним комарики на воздушном шарике… (“Тараканище”) 
  2. мыло – Вот и мыло подскочило… (“Мойдодыр”) 
  3. блюдце –  А за ними блюдца… (“Федорино горе”) 
  4. калоша  – Пришли мне дюжину новых калош… (“Телефон”) 
  5. термометр – И ставит и ставит им градусники… (“Айболит”) 

Далее учитель обращается к портрету К.И.Чуковского.  Читают  дети  вступительную часть к книге Чуковского “ От двух до пяти”.   

- Громадный, громкоголосый, щедрый на ласку, всегда имевший про запас для каждого – маленького и большого – шутку, присказку, доброе слово, громкий смех, на который нельзя не отозваться, от которого у малышей блестели глаза и розовели щёки.

 IV. Закрепление.

  1. Блиц  - опрос  (группа  группе). Дети называют сказку и читают из неё наизусть отрывок.

Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами, и блинами,
      И        сушёными грибами.

(“Путаница”)

                                                                                                                                                                      Бедный крокодил
        Жабу проглотил.

(“Тараканище”)

 Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый крокодил
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил…

(“Мойдодыр”)

…И со слезами просил:
– Мой милый, хороший,
    Пришли мне калоши,
    И мне, и жене, и Тотоше.
(“Телефон”)

     Повернулся,
    Улыбнулся,
    Засмеялся Крокодил
    И злодея Бармалея
    Словно муху
    Проглотил.
(“Бармалей”)

      А в Большой Реке
     Крокодил Лежит
     И в зубах его
     Не огонь горит –
     Солнце красное…
(“Краденое солнце”)

      Жил да был Крокодил
     Он по улицам ходил…
     А за ним – то народ
     И поёт и орёт:
    “Вот урод так урод!
     Что за нос, что за рот!
     И откуда такое чудовище?”
(“Крокодил”)

   -  Кто  главный  герой  всех этих    строчек?  Почему  он  выбрал  его?

V.Итог  урока.

- Писатели  о  писателе.  «Талант у Чуковского  неиссякаемый, умный, блистательный, весёлый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь”.

- Что вам запомнилось с урока?

- Что вам понравилось в стихах К.И.Чуковского?

VI. Оценка деятельности учащихся на уроке.                                                                      

VII.Домашнее задание:

нарисовать  рисунок к  любой  сказке,  «озвучить».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения по теме: Писатели о детях. Произведение К.М. Станюковича "Максимка"

В разработке приводится материал по работе над прочитанным материалом....

Урок литературного чтения по теме: "Образ зимы в произведениях разных видов"

Урок литературного чтения по теме" Образ зимы в произведениях разных видов"...

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему "Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях живописи А. Куинджи"

Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях живописи А. Куинджи.Цели урока: проверить знание ...

Конспект урока по литературному чтению на тему "Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях живописи А. Куинджи" 2 класс "Перспектива"

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: познакомить учащихся с творчеством И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова о весне; учить анализировать произведения, восприн...

Конспект урока по литературному чтению по теме: Закрепление изученного по произведению Р. Киплинга «Рикки-Тикки-Тави». «Храбрость, страха не знает, но страх делает нас слабыми, а бесстрашие – сильными в бою».

Данный конспект урока позволяет учителю с помощью разнообразных игровых форм закрепить полученные знания по произведению Р. Киплинга "Рикки-Тикки-Тави"...

Конспект урока по чтению на тему "Работа с текстом произведения Б.Жидкова «Про обезьянку» " 3 класс

Конспект урока по чтению на тему "Работа с текстом произведения Б.Жидкова «Про обезьянку» " 3 класс...