урок литературного чтения М.Пришвин "Моя Родина"
план-конспект урока чтения (4 класс) по теме

Пегушина Юлия Владимировна

урок был открытым в рамках школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 27780_Konspekt_uroka._Poyasnitelnaya_zapiska..doc254 КБ

Предварительный просмотр:

 

МОУ «Основная общеобразовательная школа №13»        

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

В 4   КЛАССЕ.

( М.Пришвин «Моя Родина»,

УМК «Гармония»).

цветочный

                                                                       

   

 

                                     СОЛИКАМСК- 2010г.

Тема: М. Пришвин. «Моя Родина» (из воспоминаний)

Цели:

1.Познакомить с рассказом М. Пришвина «Моя Родина» ; помочь детям проанализировать этот рассказ.

2.Развивать навыки чтения: беглое, осознанное, выразительное через разнообразные задания и упражнения.

3.Развивать речь, умение работать с текстом.

4.Расширять кругозор  и словарный запас детей.

5.Воспитывать любовь к Родине. Учить детей, опираясь на текст, рассуждать, делать выводы о том, что чувствуют и переживают герои.

 

Оборудование: 1.Кубасова О.В.Любимые страницы.

                        Учебник 4 класса по литературному чтению.

                         Часть 3.-Смоленск: Ассоциация XXIвек,2003г.

                                  2.Печатная карточка с набором букв.

                                  3.Печатная карточка с текстом- рассказом о жизни

                                       писателя.

                                  4.Тест по произведению.

                                  5.Карточки для словарной работы.

                                  6. Портрет писателя.

                                   7.Выставка произведений Пришвина.

                                   8. Презентация о Пришвине  (интернет).

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Сообщение темы урока        

Разгадывание кроссворда

1

5

4

2

3

9

6

8

7

                                                                                               

По горизонтали:

1. Глаза - на рогах, а домик - на спине. (Улитка.)

2. Не барашек и не кот,  Носит шубу  круглый год.  Шуба серая -для лета, Для зимы -другого цвета. (Заяц.)

3. Маленький шарик

Под лавкой шарит. (Мышь.)

 По вертикали:

4. Выпуча глаза сидит,
Не по-русски  Говорит, Родилась в воде,

А живет на земле. (Лягушка.)

5. Пришла из лесу
птичница в рыжей шубке -кур посчитать. (Лиса.)

Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Еж.)

Кричит: «Крак!»
Червякам - враг. (Ворона.)

С хозяином дружит,
Дом сторожит.
Живет под крылечком,

А хвост колечком. (Собака.)

9. Не солнце,
Не огонь,

А светит. (Светлячок.)

-        Прочитайте, что получилось в заштрихованных клетках. (Люби живое.)

Вводная беседа.

Как вы думаете, что означает словосочетание «Люби живое»?

(«Береги все живое - растения, животных...».)

-Многие поэты и писатели так же как и вы, дети, любят природу и всегда подмечают в ней что-нибудь необычное, интересное. Сегодня мы познакомимся с удивительным человеком, страстно любящим природу. Он описывал ее так, словно пел торжественную песню в ее честь.

  1. Вам о чём- то говорит фамилия Пришвин?

Свободные высказывания учащихся.

Итак, тема нашего урока: знакомство с произведением Михаила Михайловича Пришвина.

  1. Чтение детьми имени, отчества и фамилии писателя на доске.

Работа над расширением зрения.

  1. А теперь наберите их с помощью печатной машинки. Условие: между словами – хлопок.

 Е

   М

   Т

   А

    О

   И

 Ю

    Г

   Ш

   Р

    Х

   В

 П

    Й

   З

   Э

    Ё

   У

 Ф

    Б

   Я

   Ч

    Д

   Л

 К

    И

   С

   Н

    Щ

   Ж

Закончили работу.

Давайте поставим перед собой задачи, о чем вы бы хотели узнать сегодня на уроке?

- Биография Пришвина.

     - Произведения.

    - Жанр произведения, которое будем изучать.

     - Какие авторы ещё  писали о природе?

3. Подготовительный этап.

  1. Знакомство с биографией писателя.

Вы лучше поймёте произведение, его сюжет, прочитав выдержки из биографии об этом писателе. (Работа по группам.)

Правила работы в группах вспомним.

Текст для 1 группы:

Пришвин родился в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии (теперь Орловская область), провел здесь свое детство. Среди громадного сада с тополевой, ясеневой, березовой, еловой и липовой аллеями стоял старинный деревянный дом. Это было настоящее дворянское гнездо. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься    наукой, но к 30 годам решил стать писателем.

 

На чтение – 1 минута.

Чтение про себя, текст на карточках.

 Текст  для 1 группы:

 

- Что узнали о жизни Пришвина?

Текст  для 2 группы:

Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи»

  1. - Каких животных особенно любил автор, и чему завидовал Пришвин?

Текст  для 3 группы

Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он умел видеть обыкновенное, волшебное в самом простом .

Михаил Михайлович так любил лес и так умел его понимать, что даже в обыкновенной заячьей  капустке видел интересное: под жарким солнцем она закрывалась, а к дождю раскрывалась, чтобы ей больше дождинок перепало. Как будто она живое, разумное существо.    

-Где побывал Пришвин М.?

Текст  для 4 группы

Его первая книга вышла в 1905 году и называлась «В краю непуганых птиц». Из названия ясно, что Пришвин решил писать книги о природе. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: чаще всего не за птицей или зверем, а за открытиями. Вот как он вспоминал об этом.

«После чаю я уходил на охоту за перепелками, скворцами, соловьями, кузнечиками, горлинками, бабочками. Ружья тогда у меня еще не было, да и теперь ружье в моей охоте необязательно.

Моя охота была и тогда, и теперь - в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и, может быть, никто еще в своей жизни с этим не встречался.

- Чем любил заниматься Пришвин?  (Охотой)

А вот в чём была её особенность, вы узнаете, прочитав  отрывок из воспоминаний Пришвина.

 

Я хочу представить вам презентацию об этом писателе.

  1. Актуализация знаний.

-Скажите, пожалуйста, слышали ли вы когда-нибудь от людей такие слова «Мы хозяева нашей Родины»?

- Как вы их понимаете?

  1. Свободные высказывания учащихся.

Мы будем читать произведение Пришвина М. «Моя Родина»

  1. Словарная работа. Отработка навыков чтения.

Нам встретятся длинные и трудные слова. Чтобы их безошибочно прочитать, давайте потренируемся.  

Читай плавно, по слогам, затем-целыми словами.

Со-кро-ви-ща- сокровища                              

Кла-до-ва-я-кладовая                                      

Встре-чал-ся-встречался                                

Про-буж-да-ет-ся-пробуждается

Читай целыми словами: покрывалось, кипятилось, вставанию.

  1. Работа над произведением.
  2. Приём антиципации(прогнозирование текста)

Произведение называется «Моя Родина».

Как вы думаете, о чём оно?

Свободные высказывания учащихся.

Давайте проверим.

Чтение рассказа вслух «Гонка за лидером» с помощью указки. (Предотвращение регрессии.) Один ребёнок читает вслух бегло, выразительно, остальные шёпотом.

Со слов «Мои молодые друзья!…» отработка навыка чтения про себя.

Со слов «Для рыбы…»  «Догони учителя», «Молчанка».

  1. Фикультминутка для глаз.

Проверка первичного восприятия текста.

  1. Какое по жанру произведение? Докажите.
  2. Рассказ такого вида является очерком. Что означает это слово, прочитаем в толковом словаре:

 «Очерк – это небольшой  документальный рассказ о жизни, людях, Родине, природе, искусстве, музыке и т.д.».

Учитель: С чего начиналась Родина для маленького Пришвина?
Учащиеся: Для маленького Пришвина Родина начиналась с матери.
Учитель: Чем угощала мать будущего писателя?
Учащиеся: «Мать угостила меня чаем с молоком».
Учитель: Почему чай с молоком решил жизнь Пришвина в хорошую сторону?
Учащиеся: Научился вставать рано, до солнца.
Учитель: Как можно назвать первую часть очерка?
1.«Вкусный чай».

Учитель: Всегда ли Пришвин жил в деревне?
Учитель: В городе люди встают обычно позже, чем в деревне.

               Сохранилась ли у   Пришвина привычка вставать рано? Прочитайте.
Учащиеся: «Потом и в городе я вставал рано, и теперь пишу всегда рано, когда

                       весь животный и растительный мир пробуждается и тоже

                         начинает     по-своему работать.)
Учитель: Он пробуждался вместе с животным и растительным миром.

               О чём это говорит?
Учащийся: Он очень любил природу.
Учитель: Какое значение он придаёт раннему подъёму?
Учащиеся: «Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья,

                                    радости жизни и счастья!»
Учитель: Как можно озаглавить вторую часть?
2.«Восход солнца». 

Учитель: Куда уходил Пришвин после чаю?
Учащийся: «После чаю я уходил на охоту».
Учитель: В чём заключалась охота писателя?
Учащиеся: «Моя охота была тогда и теперь – в находках».
Учитель: Что это за находки?
Учащиеся: «Старался найти в природе то, чего ещё никогда не видел».
Учитель: Как можно озаглавить эту часть?
3.«Находки».

Учитель: Что значит «охранять природу»?
Учащиеся: «Охранять природу – значит охранять Родину».
Учитель: Мы не раз говорили с вами о том, что без растений и животных жизнь на Земле не возможна.
Как можно озаглавить часть?

4. Обращение к молодым друзьям.

Учитель: К кому же обращается писатель?
Учащиеся: Писатель обращается к детям, которые читают его книги.
Учитель: Что значит «кладовая солнца»?
Учащиеся: Так
образно Пришвин называет природу. Именно солнце – источник жизни, а его «кладовая» – природа – позволяет существовать всему живому.
Учитель: Что называет Пришвин «сокровищами жизни»?
Учащиеся: «Сокровищами жизни» Пришвин называет растения и животных.
Учитель: К чему призывает Пришвин?
Учащиеся: Пришвин призывает охранять Родину.

Учитель: Какие слова главные в этом произведении? Какова основная мысль?
Учащиеся: «Охранять природу – значит охранять Родину».
Вывод: Писатель не только показывает красоту и своеобразие природы, он призывает нас внимательно изучать её и беречь всё живое. Ибо, оберегая природу, живое, мы сберегаем свою Родину.

             Учитель – А каков Пришвин, как художник? Обратите внимание, как он очень точно описывает и называет природу. Как хорошо надо знать природу, быть очень внимательным, наблюдательным.  (Природа на латинском языке – натура ).Таких писателей, которые изучали природу, то есть натуру, и  называют   натуралисты.

Физминутка.

Учитель читает, ученики шагают, а затем выполняют движения.

- В руках человека, а значит, и в ваших руках красота и богатство родной земли – нашей Родины. Помни об этом! «Остановись! Присядь! Нагнись! И под ноги взгляни! Живой живому удивись они же тебе сродни ...»

Подведение итогов. Какие задачи ставили для изучения?

- Биография Пришвина.

     - Произведения.

    - Жанр произведения, которое будем изучать.

     - Какие авторы ещё  писали о природе?

Добились мы их выполнения (да).

Рефлексия по группам.

- Мы узнали о Пришвине М.М., что этот писатель особенно любил природу.

- Мы поняли, что охранять природу, значит беречь Родину.

- Мы  учились читать бегло, выразительно и понимать текст.

- Мы узнали, что Пришвин М.называл свои произведения очерками.

Выполнение теста.

Самостоятельная работа.

Тема: Пришвин М.М.Тестирование. (Раздаются каждому ребёнку)

Тестирование покажет, как точно вы запомнили некоторые фразы и образные выражения, которые встречались в тексте.

1. Мать угостила меня …

а) чаем;

б) кофе с молоком;

в) чаем с молоком.

2. Потом и в городе …

а) я вставал на заре;

б) я вставал с первыми петухами;

в) я вставал рано.

3. После чаю …

а) я уходил на охоту;

б) я уходил на работу;

в) я уходил спать.

4. Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца …

а) с драгоценными камнями;

б) с великими сокровищами жизни;

в) с большим богатством.

5. Я прочитал(а)…

а) сказку;

б) рассказ;

в) очерк.

6. Очерк …

а) Пришвина М.М.;

б) Паустовского  К.Г.;

в) Чарушина Е.И.

 Перед вами «мишень» , закрасьте те части, которые считаешь нужным, был активным участником-закрась, было понятно- закрась и т.д.

Домашнее задание. 

На «3» Читать выразительно.

 На «4» Читать выразительно, ответить на вопросы  в учебнике.

На «5». Пересказать текст, выучить последний абзац.

Тема: Пришвин М.М.    Тест.

Тестирование покажет, как точно вы запомнили некоторые фразы и образные выражения, которые встречались в тексте.

1. Мать угостила меня …

а) чаем;

б) кофе с молоком;

в) чаем с молоком.

2. Потом и в городе …

а) я вставал на заре;

б) я вставал с первыми петухами;

в) я вставал рано.

3. После чаю …

а) я уходил на охоту;

б) я уходил на работу;

в) я уходил спать.

4. Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца …

а) с драгоценными камнями;

б) с великими сокровищами жизни;

в) с большим богатством.

5. Я прочитал(а)…

а) сказку;

б) рассказ;

в) очерк.

6. Очерк …

а) Пришвина М.М.;

б) Паустовского  К.Г.;

в) Чарушина Е.И.

ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ:

Е                                

М

Т

А

О

И

Ю

Г

Ш

Р

Х

В

П

Ь

З

Э

Ъ

У

Я

Б

Ф

Ч

Д

Л

К

Ц

С

Н

Щ

Ж

Физминутка.

Учитель: Куда любил ходить Пришвин?

Учащиеся: Пришвин любил ходить в лес.

Учитель: Совершим небольшое путешествие и мы в лес.

– Только в лес мы зашли – налетели комары. (Отгоняют).

–Дальше по лесу шагаем, волка серого встречаем. (Рычат).

– Но его мы обхитрим – на носочках убежим! (Прыгают на носочках).

– Ближе к полянке мы подходим и землянику там находим. (Собирают).

– Привезём домой скорей, угостим своих друзей. (Поворачиваются к друг другу)

 

       Я обучаю детей по УМК «Гармония»- это традиционная программа с элементами развивающего обучения. При решении задач обучения, воспитания и развития, учащихся акцент делается на задаче развития: знания являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сфер учащихся, их творческих способностей. Наблюдая, сравнивая, классифицируя объекты и явления окружающего мира, выясняя их закономерности, делая самостоятельные выводы, учащиеся осваивают основы естественнонаучного, гуманитарного и утилитарного знания в процессе активной познавательной деятельности.

Чтение – это особый вид самостоятельной деятельности ученика, как в школе, так и дома. Читательская самостоятельность – сложное явление, в основе которого лежат знания, умения, навыки, приобретаемые учениками на уроках обучения грамоте и чтению. Это – чтение и элементарный анализ литературных произведений, а также формирование моральных, этических и эстетических представлений и понятий.

Однако для того, чтобы все учащиеся научились самостоятельно обращаться с книгами за недостающими знаниями, полюбили этот вид деятельности, осознали его жизненную необходимость, нужно вооружить их еще и специальными умениями, позволяющими продуктивно читать.

        Я представляю урок из курса «Литературное чтение» по теме М.М. Пришвина

«Моя Родина».

  Цели урока:

1.Познакомить с рассказом М. Пришвина «Моя Родина» ; помочь детям проанализировать этот рассказ.

2.Развивать навыки чтения: беглое, осознанное, выразительное через разнообразные задания и упражнения.

3.Развивать речь, умение работать с текстом.

4.Расширять кругозор  и словарный запас детей.

5.Воспитывать любовь к Родине. Учить детей, опираясь на текст, рассуждать, делать выводы о том, что чувствуют и переживают герои.

       

При изучении данного предмета помимо специальных умений

 ( центральная линия курса - формирование навыка чтения и умений работать с текстом) формируется и мировоззрение, позиция ученика, культура речи, эмоциональная сфера.

     При проведении  урока я использовала информационно- коммуникативные технологии, чтобы сконцентрировать внимание детей, повысить интерес к изученному материалу.  Формы и приёмы работы были определены с позиции здоровьесбережения и эффективности. С целью успешной подготовки к обучению в основной школе учащимися с помощью курса «Литературное чтение» О.В. Кубасовой на этом уроке осваиваются различные приёмы   познания литературного произведения: 1) работа над расширением зрительного анализатора ;2)словарная работа; 3) приём антиципации;         4) чтение рассказа вслух «Гонка за лидером» с помощью указки (предотвращение регрессии.)                                                                                                                                                                        Осваиваются и разные виды учебной деятельности: работа с учебным и научно-популярным текстом, с дидактическим рисунком и иллюстрациями.                                                                                       С целью формирования интегративного мышления учебно-познавательная деятельность младшего школьника осуществляется в процессах восприятия, осмысления, запоминания, овладения знаниями и способами деятельности.                                                                                                     Развитие эмоций и раскрытие творческого потенциала учащихся осуществляется через активизацию сенсорного восприятия окружающего мира, использование литературных и художественных образов объектов и явлений природы. Особую значимость для развития личности ребёнка имеет возможность проживания душевного состояния автора, делающая обучение более человечным, одухотворенным.                                                                                 Актуализация урока помогает вызвать интерес к теме, мотивировать на дальнейшую работу, эмоционально их настроить. Уместна здесь и работа с ключевыми словами.  Приём антиципации помогает детям высказать свое предположение об очевидном (жанре, о чём это произведение) и после прочтения сделать вывод, правильно ли сделан прогноз. Работая по системе работы по формированию продуктивного чтения, учащиеся пишут грамотно, Читают вдумчиво, хорошо запоминают текст, говорят и читают выразительно. У детей повысился интерес к книге, к самому процессу чтения. Используемые приемы дают хорошую установку на внимание и интерес к новым знаниям.                                                                                                                                                                       Урок был открытым для коллег школы. У детей хорошие остаточные знания по данной теме. Активность на уроке высокая.

Список литературы:

  1. Кубасова О.В. Любимые страницы. Учебник для 4класса по литературному чтению. В 4 частях.- Смоленск: Ассоциация XXIвек , 2006.
  2. Кубасова О.В. Литературное чтение: рабочая тетрадь к учебнику»Любимые страницы» для 4 класса общеобразовательных учреждений.  2006г.
  3. Персидская И.В. Литературное чтение.4 класс: Поурочные планы по учебнику О.В. Кубасовой «Любимые страницы», 2003г.
  4. Презентация о Пришвине М.М., интернетресурсы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 1класс.Тема:«Родина!Она всего милей!»

Это сценарий урока литературного чтения по программе «Начальная  школа  ХХI века». Основа плана урока - авторская (автор курса литературного чтения Ефросинина Л.А.)  ...

Урок литературного чтения в 4 классе по теме "Работа над выразительным чтением стихотворения Н.М. Рубцова "Тихая моя родина"

Урок построен на использовании технологии работы с текстом и ИКТ, раскрывает этапы работы над выразительным чтением стихотворения....

Конспект урока литературного чтения в 4 «В» классе на тему: «СТИХИ О РОДИНЕ. Н. М. РУБЦОВ «ТИХАЯ МОЯ РОДИНА»

Педагог: Леванова Юлия АлексеевнаТип урока: изучение нового материалаЦель: создание условий для  формирования умения осознанно, грамотно, выразительно читать стихотворение Н. М. Рубцова «Ти...

Урок литературного чтения по теме: Родина, родная природа в произведении М. М. Пришвина «Моя Родина». 3 класс УМК «Начальная школа XXI века»

Урок литературного чтения по теме:  Родина, родная природа  в произведении М. М. Пришвина  «Моя Родина».3 класс УМК «Начальная школа XXI века»...

Урок литературного чтения. Очерк "О Родине" И.С. Соколов - Микитов

Интегрированный урок, презентация к уроку...

Конспект урока литературного чтения в 4 классе. Обобщение раздела “Родина”. Образ Родины в поэзии и истории”.

Аннотация.          Урок литературного чтения в 4  классе на тему : Обобщение раздела “Родина”. Образ Родины в поэзии и истории. Тип урока...

Урок литературного чтения по разделу «Родина» в 4 классе

Урок литературного чтения в 4 классе на тему: Обобщение раздела "Родина". Тип урока-урок-обобщение.Урок разработан с использованием системно-деятельностного подхода по формирован...