К Чуковский "Доктор Айболит"
план-конспект урока чтения (2 класс) по теме

Литературная игра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл K.Chukovskiy.docx28.75 КБ

Предварительный просмотр:

К.Чуковский  «Доктор  Айболит».  Литературная  игра  по  поэме – сказке.

Оборудование : книги К.Чуковского «Доктор  Айболит» ( проза  и  стихи), портрет  писателя, иллюстрации  к  страницам  книги, костюмы  героев, предметы  персонажей  сказки.

                                  Ход  игры :

1. Небольшая  сценка. Герои – Ваня, Таня  и  Айболит ( дети  в  костюмах)

Ваня: Добрый  дяденька  сидит  и  умными  глазами  он  на  нас  глядит.

Таня: Приходи  к  нему  лечиться: человек  или  волчица…

           Всех  излечит, исцелит  добрый  …  доктор  Айболит (хором)

Входит  доктор  Айболит.

Айболит: Совершенно  верно – это  я. А  придумал  меня  замечательный  писатель – Корней  Иванович  Чуковский.

Таня:  А  правда, что  детским  поэтом  и  сказочником  он  стал  совершенно  случайно?

Айболит: Да. Дело  было  так. Однажды  заболел  его  маленький  сын. Он  капризничал, плакал  и, чтобы  хоть  как-то  его  развеселить, Корней  Иванович  стал  рассказывать  ему  сказку.

Ваня:  Эту  сказку  я  знаю: «Жил  да  был  крокодил, он  по улицам  ходил …»

Айболит: Верно, сынишка  затих  и  стал  слушать. А  утром  попросил  опять  рассказать  сказку. Так  дядя  Корней  и  стал  писателем.

Таня: Известно, что  он  писал  везде: и  в  трамвае, и  в  магазине, и  в  очереди, и  в  приёмной  у  врача  …

Айболит:  И  это  верно, а  меня -  Айболита – придумал  тогда, когда  купался  на  Чёрном  море. Писатель  заплыл  очень  далеко  и  сами  собой  вдруг  сложились  слова  «о, если  я  утону, если  пойду  я  ко  дну…»

Ваня:  Знаю, знаю, что  было  дальше. Выскочил  на  берег  и  спрятался  за  скалой … схватил  карандаш  и  мокрыми  руками  по  мокрой  бумаге  стал  писать …  сказку  о  добром  докторе. И  случилось  это  80 лет  назад.

Таня:  Чуковский  писал  так, что  стихи  его  легко  запоминались. Предлагаю  сыграть  с  вами  в  игру «Продолжи  строчку!»

Айболит:  Отличная  идея. Участвуют  все, кто  хочет  и  может  продолжить  строчку. А стихи  из  сказки  про  меня  знаете? Тогда  начинаем!

И  пришла  к  Айболиту  лиса.

Ой, меня  укусила  оса.

И  прибежала  зайчиха, и  закричала: «Ай! Ай! Мой  зайчик!

Мой  мальчик  попал  под  трамвайчик.

И  вперёд  поскакал  Айболит,  и  одно  только  слово  твердит:

«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»

Но  тут  выплывает  кит: «Садись  на  меня  Айболит.  И  как  большой

пароход  тебя  повезу  я  вперёд».

О, если  я  не дойду, если  в  пути  пропаду, что  станет  с  ними

с  больными  моими  зверями  лесными?

И  рыщут  по  дороге  слоны  и  носороги. И  говорят  сердито:

«Что  ж  нету  Айболита?»

А  рядом  прикорнула   зубастая  акула. Зубастая  акула – на

солнышке  лежит.

И  вывихнуто  плечико  у  бедного  кузнечика. Не  прыгает,

не  скачет  он, а  горько - горько  плачет  он.

На  птице – глядите - сидит  Айболит и  шляпою  машет, и  громко  кричит:

«Да  здравствует, милая  Африка!»

И  рада, и  счастлива  вся  детвора: «Приехал!

Приехал! Ура! Ура! Ура!»

И  к  полосатым  бежит  он  тигрятам, и  к  бедным  горбатым

больным  верблюжатам.

Десять  дней  подряд  он  лечит  несчастных  зверят  и  

ставит, и  ставит  им  градусники.

Вот  и  вылечил  он  их! Лимпопо! Вот  и  вылечил  больных. Лимпопо!

И  пошли  они  смеяться, Лимпопо! И  плясать  и  баловаться, Лимпопо!

Вот  идёт  гиппопотам  и  кричит  он, И  поёт  он:  

«Слава! Слава, Айболиту! Слава добрым  докторам!»

Входят  ведущие  Таня  и  Ваня: Где  Айболит? Вам  срочная  телеграмма.

Айболит: ( читает  телеграмму) Мне, ребята,  не  справиться  одному. Кто  мне  поможет?

Таня  и  Ваня: Вот  сколько  помощников. Отправляемся  в  путь!                                                         Путевой  лист  получить  и  в  путь  по  морю  повести-сказки «Айболит»!

2. «БЮРО  НАХОДОК» ( Кому  принадлежат  эти  вещи?)

А) верёвка – обезьянке  Чичи                               Г) зонтик – Айболиту  или  Варваре

Б) фонарь – ласточке                                              Д) пряник - Тянитолкаю

В) большой  ключ – Бармалею                             Е) бутылочка  со  слезами – крокодилу

3. «Открыта  больница  для  птиц , зверей  и  людей. Идёмте  лечиться  сюда  поскорей!»

- Поранились. Необходимо  обработать  рану. Что  для  этого  нужно?

- Столкнулись  двое  ребят  на  перемене. У  обоих  «шишки»  на  лбу. Ваши  действия.

-  Болит  голова. Что  необходимо  предпринять?

4. И  так, мы  отправляемся  в  путь. Начинаем  нашу  игру – викторину по  сказке «Доктор  Айболит»

1 тур.  «Общеразвивающий».

1) Сколько  частей  в  этой  сказке? (2) Назовите  их:

         1 часть -  «Путешествие  в  страну  Обезьян»

         2 часть -  «Пента  и  морские  разбойники»

2) Доктор  отправляется  в  страну  Обезьян, а  где  находится  эта  страна? ( в Африке)

3) Кто  были  его  помощники? ( утка Кика, собака Авва, свинка Хрю-Хрю, попугай Карудо, сова Бумба)

4) Кого  лечил  доктор? (зверей). Как  об  этом  было  написано  объявление?

                Открыта  больница  для  птиц  и  зверей,

                Идите  лечиться  туда  поскорей!

5) Кто  такая  Варвара? (злая  сестра  доктора)

6) А  кто  такие  Таня  и  Ваня? ( дети, которых  Доктор  когда-то  вылечил  от  скарлатины  и  кори, они  тоже  помогали  ему )

7) Кто  такой Пента? (маленький  мальчик, сын  рыбака; его  отец  отказался  разбойничать)

8) У  пиратов  был  предводитель – самый  главный  пират. Как  его  звали? ( Бармалей)

 2 тур. «ЗВЕРИНЫЙ  ЯЗЫК»

1) Однажды  к  доктору  пришла  лошадь  и  сказала : «Лама, воной, фифи, куку». Переведите. ( У  меня  болят  глаза, дайте  мне, пожалуйста, очки.)

2) «Чака» по-звериному  это … ( спасибо)

3) «Чичи»  значит … ( молодчина)

4) А  как  по-звериному  назывался  весёлый  обезьяний  танец? (ткелла)

5)  «Карабуки, марабуки, бу!» ( Как  же  нам  не  служить  тебе, ведь  ты  наш  самый  лучший  друг!)

6) «Абузо, мабузо, бах!» ( Мы  никогда  не  покинем  тебя  и  будем  тебе  верными  товарищами.)

7) Доктор  подозвал  к  себе  утку Кику  и  тихо  сказал  ей  на  ухо:

   - Чари – барии, чава – чам!

   - Чука – чук! – ответила  Кика. Переведите. ( Позовите, пожалйста, дельфинов. Дельфины, плывите  сюда!)

8) Авва  вбежала  на  палубу  и  крикнула  Доктору: «Заксара! Заксара! Ксу!»  Что  на  собачем  языке  означает … ( Смотри  на  мой  нос! Куда  поверну  я  мой  нос, туда  и  веди  корабль.)

9)  «Гин – гин!» - кричала  Бумба  и  Кика. ( это  значит «ау»)

10) «Малакуча! Малакуча!» (Да  здравствует, доктор  Айболит!)

3 тур. Узнай  героя  по  описанию. «КТО  ЭТО?»

1. «Больше  всего  на  свете  этот  человек  любил  зверей. В  комнате  у  него  жили  зайцы, в  шкафу  у  него  жила  белка. В  буфете  жила  ворона. На  диване  жил  колючий  ёж. А  в  сундуке  жили  белые  мыши».                                            ( Доктор  Айболит)

2. «Очень  сердилась  она  на  Доктора  за  то, что  у  него  в  комнате  столько  зверей. «Прогоните  их  сию  минуту! – кричала  она. – Они  только  комнаты  пачкают. Не  желаю  жить  с  этими  скверными  тварями».                                                      ( сестра доктора – Варвара)

3. «Однажды  вечером, когда  все  звери  спали, к  Доктору  кто-то  постучался.

    - Кто  там? – спросил  Доктор.

    - Это  я, - ответил  тихий  голос.

    Доктор  открыл  дверь  и  в  комнату  вошла  …   очень  худая  и  грязная. Доктор  посадил  её  на  диван  и  спросил: «Что  у  тебя  болит?» «Шея!» - ответила  она  и  заплакала». (обезьянка  Чичи)

4. « Я  дам  тебе  корабль  с  удовольствием. Ведь  ты  спас  мне  жизнь, и  я  рад  оказать  тебе  любую  услугу. Но  смотри:  привези  мой  корабль  назад, потому  что  другого  корабля  у  меня  нет» (моряк  Робинзон)

5. «Нет! – сказал  лохматый  старик  и  захохотал  ещё  громче. – Вы  отсюда  никуда  не  уйдёте! Я  убиваю  каждого, кто  попадёт  ко  мне  в  плен!»    (пират  Бармалей)

6. « Тихо-тихо  подкрался  он  к  Бармалею  и  вытащил  у  него  из-под  подушки  ключ. Если  бы  разбойник  проснулся, он  непременно  бы  убил  бесстрашную  птицу». (попугай  Карудо)

7.  «У  него  две  головы: одна  спереди, а  другая  сзади. Когда  ему  хочется  спать, то  сначала  спит  одна  голова, а  потом  другая. Сразу  же  весь  он  не  спит  никогда. Одна  голова  спит, а  другая  смотрит  по  сторонам, чтобы  не  подкрался  охотник». (Тянитолкай)

8.  «Доктор  зажёг  спичку. Ах, как  тут  неуютно  и  грязно! Ни  стола, ни  скамейки, ни  стула! На  полу  куча  гнилой  соломы, а  на  соломе  сидит  маленький  мальчик  и  плачет. Увидев  Доктора и  всех  его  зверей, мальчик  испугался  и  заплакал  ещё  сильнее». (Пента)

9. «Нет, это  очень  скверно! – сказала  Бумба. – Ведь  они  живут  внизу, в  трюме, и  чуть  только  в  днище  корабля  появится  течь, они  видят  эту  трещину  раньше  всех, прыгают  в  воду  и  плывут  прямо  к  берегу. Значит  наш  корабль  тонет». ( крысы)

10 «Этих  птиц  было  много, они  мчались  вперёд  быстро  и  тянули  за  собою  корабль. Корабль  летел  как   стрела. Доктор  даже  за  шляпу  схватился, чтобы  шляпа  не  слетела  в  воду». (журавли)

4 тур. «БЕГУЩИЕ  МИНУТКИ»

Вопросы  1 команде:

1) Кто расклеивал  объявления  об  открытии  больницы  для  зверей? (Таня и Ваня)

2) Из  чего  сделал  Айболит  крылышко  мотыльку? ( из  лоскутка: он  ярко  синий, с  пунцовыми  крапинками0

3) Что  обещал  не  есть  крокодил  у  Доктора? ( ни  зайцев, ни  белок, ни  птиц)

4) Что  болело  у  обезьян? ( животы)

5) Кого  взял  Айболит  в  Африку? ( крокодила, обезьяну  Чичи, собаку  Авву, Кику, Бумбу  и  свинку Хрю-Хрю)

6) Кто  спас  тех зверей, которые  не  умели  плавать? (крокодил)

7) Как  Карудо  спас  пленников? ( вытащил  ключ  от  темницы  и  принёс  его  друзьям)

8) Кого  подарили  Доктору  обезьяны, которых  вылечил  Айболит? (Тянитолкая)

9) Куда  отвёз  Робинзон  злую  Варвару? ( на  необитаемый  остров)

10) Обезьяны  побежали  в  лес  и  прикатили  оттуда  огромный, тяжёлый  камень. Зачем? ( он  будет  памятником  доброму  Доктору)

Вопросы  2 команде:

1) Всех  лечил  Доктор,  но  их  ни  у  кого  не  брал. Потому  что  их  нет  ни  у  черепах, ни  у  орлов. ( деньги)

2) Кто  научил  детей  танцевать  весёлый  обезьяний  танец? (Чичи) Как  он  назывался? (ткелла)

3) Что  лечил  Доктор  у  крокодила? (зубы)

4) Кто  принёс  весть  из  Африки  о больных  обезьянах? (ласточка)

5) Почему  звери  удивились  прилёту  ласточки? ( была  зима)

6) От  чего  вылечил  Айболит  Робинзона? ( от  злой  лихорадки)

7) Что  случилось  с  кораблём  Робинзона  возле  Африки? ( кораблекрушение )

8) Как  называлась  пустыня  в  Африке, где  жили  обезьяны? (Сахара)

9) Корабль  моряка  разбился. На  чём  же  Айболит  вернулся  домой? ( на  корабле  пиратов)

10) Из  чего  обезьяны  построили  мост  через реку? ( из  себя)

Вопросы  3 команде:

1) Сколько  звериных  языков  знал  Айболит? ( сколько  зверей – все)

2) Кто  мучил  и  таскал  на  верёвке  обезьяну  Чичи? (злой  шарманщик)

3) Айболит  не  брал  денег  за  лечение. А  кто же  его  кормил? (звери)

4) Кто  дал  Айболиту  корабль, чтобы  поплыть  в  Африку  лечить  обезьян? ( моряк  Робинзон)

5) Кто  показывал  путь  кораблю  в  Африку? ( ласточка, она  летела  впереди)

6) Куда  бросили  пираты  пленников? ( в  тюрьму)

7) что  устроили  обезьяны  на  прощанье  Доктору? ( чудесный  обед)

8) Кто  нашёл  рыбака – отца  Пенты? (Авва)

9) За  спасение  Пенты  и  его  отца  Авве  подарили  … ( красивый  ошейник)

10) Какой  чудесный  подарок  сделал  Айболит всем  детям  своей  страны, когда  вернулся  на  родину? ( Тянитолкая, он  катал  детей  по  всему  город

5 тур. «ОБОБЩАЮШИЙ».

( какая  команда быстрее поднимет руку и  ответит  правильно, та  и  получает  балл )

1) Где  нашли  Пенту  Айболит  с  друзьями? ( в  пещере )

2) Как  он  там  оказался? ( его  туда  посадили  разбойники-пираты)

3) Кто  помогал  в  поисках  отца Пенты? ( дельфины – в  море, орлы – имеют  зоркий  глаз, собака  Авва)

4) Как  Авва  отыскала  рыбака? ( по  запаху )

5) Где  она  его  нашла? ( за  морем  в  яме )

6) Кто  ждал  Пенту  и  рыбака  дома? ( рыбачка, 20 дней )

7) Какой  подарок  получила  Авва  и  что  на  нём  было  написано? ( на  ошейнике  написано «Авве – самой  умной, доброй  и  храброй  собаке)

Три  дня  гостил  Айболит  с  друзьями  у  жителей  рыбацкого  посёлка. А  потом  отправился  домой  на  корабле.

8) С  кем  он  встретился  на  пустынном  острове? ( с  пиратами)

9) Кто  помог  Айболиту  уйти  от  преследования? ( ласточка  позвала  журавлей)

10) Почему  крысы  стали  покидать  корабль  Айболита? ( стал  тонуть. Течь)

11) Корабль  Доктора  захватили  … (пираты) и  скоро  пошёл  ко  дну. Пиратам  никто  не  помог. Вдруг  на  поверхности  моря  показались … огромные  страшные  рыбы  с  острыми  зубами  и  широкой  пастью. Это  … (акулы)

12) Вот  показался  их  родной  город  Пиндемонте. Над  городом  стояло  высокое  зарево. Что  это  было  за  «зарево»? ( ил-лю-ми-на-ция)

Из  окон  глядели  люди  и  бросали  доктору  цветы. И  устроили  они  пир  на  весь  мир!

ПОДВЕДЕНИЕ  ИТОГОВ. НАГРАЖДЕНИЕ  ПОБЕДИТЕЛЕЙ.

Увлекательного  чтенья  мы  желаем  всей  душой!

Вам, девчонки! Вам, мальчишки! С  книжкой  ладить  и  дружить.

Пусть  любовь  к  хорошей  книжке  с  вами  будет  вместе  жить!

1. «Больше  всего  на  свете  этот  человек  любил  зверей. В  комнате  у  него  жили  зайцы, в  шкафу  у  него  жила  белка. В  буфете  жила  ворона. На  диване  жил  колючий  ёж. А  в  сундуке  жили  белые  мыши».  

                                         

2. «Очень  сердилась  она  на  Доктора  за  то, что  у  него  в  комнате  столько  зверей. «Прогоните  их  сию  минуту! – кричала  она. – Они  только  комнаты  пачкают. Не  желаю  жить  с  этими  скверными  тварями».                                                      

3. «Однажды  вечером, когда  все  звери  спали, к  Доктору  кто-то  постучался.

    - Кто  там? – спросил  Доктор.

    - Это  я, - ответил  тихий  голос.

    Доктор  открыл  дверь  и  в  комнату  вошла  …   очень  худая  и  грязная. Доктор  посадил  её  на  диван  и  спросил: «Что  у  тебя  болит?» «Шея!» - ответила  она  и  заплакала».

4. « Я  дам  тебе  корабль  с  удовольствием. Ведь  ты  спас  мне  жизнь, и  я  рад  оказать  тебе  любую  услугу. Но  смотри:  привези  мой  корабль  назад, потому  что  другого  корабля  у  меня  нет»

5. «Нет! – сказал  лохматый  старик  и  захохотал  ещё  громче. – Вы  отсюда  никуда  не  уйдёте! Я  убиваю  каждого, кто  попадёт  ко  мне  в  плен!»    

6. « Тихо-тихо  подкрался  он  к  Бармалею  и  вытащил  у  него  из-под  подушки  ключ. Если  бы  разбойник  проснулся, он  непременно  бы  убил  бесстрашную  птицу».

7.  «У  него  две  головы: одна  спереди, а  другая  сзади. Когда  ему  хочется  спать, то  сначала  спит  одна  голова, а  потом  другая. Сразу  же  весь  он  не  спит  никогда. Одна  голова  спит, а  другая  смотрит  по  сторонам, чтобы  не  подкрался  охотник».

8.  «Доктор  зажёг  спичку. Ах, как  тут  неуютно  и  грязно! Ни  стола, ни  скамейки, ни  стула! На  полу  куча  гнилой  соломы, а  на  соломе  сидит  маленький  мальчик  и  плачет. Увидев  Доктора и  всех  его  зверей, мальчик  испугался  и  заплакал  ещё  сильнее».

9. «Нет, это  очень  скверно! – сказала  Бумба. – Ведь  они  живут  внизу, в  трюме, и  чуть  только  в  днище  корабля  появится  течь, они  видят  эту  трещину  раньше  всех, прыгают  в  воду  и  плывут  прямо  к  берегу. Значит  наш  корабль  тонет ».

10 «Этих  птиц  было  много, они  мчались  вперёд  быстро  и  тянули  за  собою  корабль. Корабль  летел  как   стрела. Доктор  даже  за  шляпу  схватился, чтобы  шляпа  не  слетела  в  воду».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доктор Айболит

Приучение к здоровому образу жизни....

Урок внеклассного чтения в 1-м классе К.И. Чуковский «Доктор Айболит».

Цели урока:1.     Совершенствование навык чтения.2.     Продолжить знакомство с творчеством Чуковского.3.     Проверить и закрепить знания д...

Айболит

Сказка на новый лад по здоровому образу жизни.Музыкальное оформление можно найти в разделе "Аудиозаписи"...

проектная задача "Доктор Айболит"

Проектная межпредметная задача, может использоваться в качестве составной части рефлексивной фазы учебного года. Класс 3-4....

Диафильм К. И. Чуковский "Айболит"

Литературное и внеклассное чтение, 1-4 класс. Данный ресурс можно использовать при фронтальной, групповой и индивидуальной работе.http://lidia.rusedu.net/post/2339/54094...

Конспект внеклассного занятия "Добрый доктор Айболит от болезней защитит"

Цель:формировать у учащихся, воспитанников знание о профессии "врач",дать представление о некотрых врачебных специальностях (окулист, стоматолог,хирург, педиатр).Воспитание потребности расти здоровым,...

Литературная игра по поэме – сказке К.Чуковского «Доктор Айболит».

Методическая разработка урока литературного чтения и презентация к нему....