урок литературного чтения по сказке братьев Гримм "Заяц и еж"
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

Ларина Наталия Николаевна

Урок построен по технологии развития критического мышления

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chteniya_po_skazke_Bratev_Grimm__Zayac_i_ezh.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения 2 класс (школа 2100)

Учитель Ларина Наталия Николаевна МОУ «СОШ  8»

Тема: Сказка братьев Гримм «Заяц и еж»

Цель: развитие умения антиципации ( умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, группе ключевых слов); обогащение словарного запаса учащихся; совершенствование техники чтения и развитие умения понимать прочитанное, не только на уровне содержания, но и на уровне смысла ( основной мысли текста, подтекста); учить работать детей в группах ( умению слушать других, высказывать и доказывать свою мысль).

Ход урока:

Организационный момент

Актуализация изученного материала

Вводная беседа:

- Послушайте стихотворение:

В мире сказок грустных и смешных

Нам нельзя без света, нам нельзя без них.

Пусть герои сказок дарят нам тепло,

Пусть добро навеки побеждает зло!

- Вы догадались, что мы сегодня будем читать на уроке?

- На какие группы мы делим сказки?

- В чем особенность сказок о животных?

- Назовите известных вам животных-героев сказок.

 Работа с опорными словами:

- Прочитайте слова, записанные на доске:

                        Заяц    братья Гримм  еж   поле  воскресное утро   гречиха   брюква

- Что вы можете предположить по данным словам?

Работа с текстом сказки

Чтение 1ой части сказки (про себя)


Случилось это в одно воскресное утро, в пору жатвы, как раз когда зацветает гречиха. Солнце на небе взошло яркое, утренний ветер дул по скошенному жнивью, жаворонки распевали над полями, пчелы гудели на гречихе; люди шли в праздничных одеждах в церковь, и всякая тварь земная радовалась и еж в том числе тоже.



И стоял еж у своей двери сложа руки, дышал утренним воздухом и напевал про себя веселую песенку – не хорошую и не плохую, какую поют обычно ежи в теплое воскресное утро. И вот когда он тихо напевал про себя песенку, пришло ему в голову, что он может, пока его жена купает детей, прогуляться немного по полю да поглядеть, как растет брюква. А брюква росла совсем близко возле его дома, и он всегда ел ее вместе со своей семьей, потому и смотрел на нее, как на свою. Сказано – сделано. Запер еж за собой дверь и направился в поле. Отойдя недалеко от дома, он хотел было пробраться через терновник, что рос возле поля почти у того места, где росла и брюква, и вдруг заметил он зайца, который вышел за тем же делом – посмотреть на свою капусту. Увидел еж зайца и пожелал ему доброго утра. А заяц был господин вроде как бы знатный и уж очень надменный. Он ничего не ответил на привет ежа и сказал ему, скорчив презрительную гримасу:



--  Чего это ты так рано бегаешь тут по полю?



--  Гуляю , -- говорит еж.



--  Гуляешь? – засмеялся заяц. – Мне думается, что ты мог бы применить свои ноги для какого—нибудь более полезного дела.



Это ответ сильно раздосадовал ежа: он мог бы все перенести, но о своих ногах он не позволял ничего говорить, -- уж очень они были у него кривые.



--  Ты видно, воображаешь, -- сказал еж зайцу, -- что своими ногами ты можешь управлять лучше?



-- Я думаю, -- ответил заяц.



-- Это надо еще проверить, -- сказал еж. – Я готов биться об заклад, что, если мы с тобой побежим в запуски, я прибегу первым.



--  Да это прямо смешно – ты—то , со своими кривыми ногами? – сказал заяц. – Ну, что ж, если у тебя такая большая охота, я, пожалуй согласен.  А на что мы будем спорить?



 -- На один золотой  луидор, -- говорит еж.



-- Идет! – ответил заяц. – Ну, тогда уж давай  начнем сейчас.


- Какие из ваших предположений оправдались?

- О чем договорились заяц и еж?

- Что значит в запуски?

- Кто предложил соревнования? Почему?

- Как по-вашему будут развиваться события дальше?

Чтение 2ой части сказки (по цепочке)  


--  Нет, зачем нам так торопиться, я не согласен, -- говорит еж, -- ведь я еще ничего не ел и не пил. Сперва пойду домой и немного позавтракаю, а через полчаса вернусь на это же самое место.



Заяц согласился, и еж направился домой. По пути еж подумал про себя: «Заяц надеется на свои длинные ноги, но я то его перехитрю. Хотя он и знатный господин, да глупый, он наверняка проиграет».



Пришел еж домой и говорит своей жене:



--  Жена, скорее одевайся, придется тебе вместе со мной на поле идти.



-- А что случилось? – спрашивает жена



--  Да вот поспорили мы с зайцем на один золотой луидор: хочу бежать я с ним взапуски, и ты должна быть при этом.



--  Ах, боже ты мой! – стала кричать на него жена. – Да ты что, одурел в самом деле. Да в своем ли ты уме? Как можешь ты бежать с зайцем взапуски?



--  Да ты уж, жена, лучше помолчи, -- говорит ей еж, -- это дело мое. В мужские дела ты не вмешивайся. Ступай оденься и пойдем вместе со мной.



Что тут было ей делать? Хочешь не хочешь, а пришлось ей идти вслед за мужем.



Идут они вдвоем по дороге в поле, и говорит еж жене:



-- А теперь внимательно выслушай, что я тебе скажу. Видишь, вон по тому большому полю мы и побежим с зайцем взапуски. Заяц будет бежать по одной борозде, а я по другой, а бежать мы начнем с горы. А твое дело – только стоять здесь, внизу, на борозде. Когда заяц пробежит по своей борозде, ты и крикнешь ему на встречу: «А я уже здесь!»



С тем и добрались они на поле. Указал еж жене место, где ей надо стоять, а сам отправился повыше. Когда он пришел заяц был уже на месте.



--  Давай, что ли начинать? – говорит заяц.



--  Ладно, -- отвечает еж, -- начнем.



И стал каждый на свою борозду. Начал заяц считать: «Ну, раз, два, три», и помчался, как вихрь, вниз по полю. А еж пробежал примерно шага три, забрался затем в борозду и уселся себе там преспокойно.



Добежал заяц до конца поля, а ежиха и кричит ему навстречу:



--  А я уже здесь!


- Что решил сделать еж?

- Почему еж решил перехитрить зайца?

- Что сделает заяц после слов ежихи?

Чтение 3ей части сказки ( шепотом)


Заяц остановился и был немало удивлен: он подумал, что это кричит, конечно, сам еж, -- а известно, что ежиха выглядит точно так же, как и еж. Но заяц подумал: «Тут что—то неладно» -- и крикнул:



--  Давай побежим еще раз назад!



И кинулся он вихрем, прижав уши, по борозде, а ежиха осталась преспокойно на своем месте. Добежал заяц до конца поля, а еж кричит ему навстречу:



--  А я уже здесь!



Разозлился заяц и крикнул:



--  Давай бежать еще раз назад!



--  Как хочешь, -- ответил еж, -- мне все равно, сколько тебе будет угодно.



Так бегал заяц еще семьдесят три раза, а еж приходил первым. Всякий раз, когда заяц прибегал на край поля, еж или ежиха говорили:



--  А я уже здесь!


- Чему удивился заяц?

- Чем по-вашему закончатся эти соревнования?

Чтение 4ой части сказки ( про себя)




Но на семьдесят четвертый раз не добежал заяц до конца: упал на передние ноги, и не мог он двинуться дальше.



Взял еж выигранный им золотой луидор, вызвал свою жену из борозды, и они пошли вместе домой, оба друг другом вполне довольные. Если они не умерли, живут они еще сейчас.



Вот как оно вышло, что простой полевой еж обогнал зайца, и с той поры уже ни один заяц не решался больше бегать с ежом взапуски.


Предполагали ли вы такую развязку?

- Кто в сказке положительный герой? Почему?

- Жалко ли вам зайца?

Работа с пословицами

- Прочитайте пословицы записанные на доске:


Хорошо смеется тот, кто смеется последний.



В чужом глазу сучок видим, а в своем бревна не замечаем.



Слово не воробей, вылетит не поймаешь.



Выше головы не прыгнешь.


 - Какая из этих пословиц больше всего подходит к сказке? Докажите свой выбор.

Работа в группах

- Чему учит сказка?

- Какой вывод могли сделать авторы сказки?

               *** заслушивание ответов детей, после их работы в группе

- А теперь послушайте авторский вывод. (читает учитель)


А сказки этой поученье такое: во-первых, никто, каким бы знатным он себя не почитал, не должен себе позволять глумиться над простым человеком – хотя бы даже и над ежом. Во-вторых, дается совет такой: если надумает кто жениться, то пускай тот берет себе жену из того же круга, что и сам, и пусть будет она на него самого похожа. Вот, скажем, если ты еж, то и бери себе в жены ежиху, и так дальше.


- Чем интересен вывод авторов сказки?

Итог урока. Рефлексия.

- - Захотелось ли вам познакомиться с другими сказками братьев Гримм?

- Что особенно запомнилось на уроке?

- Какое задание было наиболее интересным?

Домашнее задание по выбору учащихся

Чтение сказки по ролям

Рисунок к понравившемуся эпизоду

Подготовить вопросы к сказке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по сказкам А.С.Пушкина "Что за прелесть эти сказки!"

Урок литературного  чтения во 2 по сказкам А.С. Пушкина с презентацией...

Урок литературного чтения по теме "Братья Гримм. "Семеро храбрецов"

Урок литературного чтения по теме "Братья Гримм. "Семеро храбрецов" по УМК "Начальная школа 21 века" под ред. Н.Ф. Виноградовой по учебнику "Литературное чтение 2 класс" Л.А. Ефросининой...

Тест по литературному чтению по сказке братьев Гримм "Король Дроздобород"

Тест по литературному чтению по сказке братьев Гримм "Король Дроздобород"...

конспект урока литературного чтения по теме: Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов»

Тема: Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов»Цели деятельности учителя:-  формировать представление о литературных сказках зарубежных писателей;-  формировать навыки литературоведческого ана...

Урок литературного чтения по сказке Братьев Гримм "Бременские музыканты"

Конспект урока литературного чтения по сказке Братьев Гримм "Бременские музыканты"...