Урок литературного чтения. С.Есенин "Лебёдушка"
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме

Кандыбенко Лидия Фёдоровна

Это заключительный урок по произведению Сергея Есенина "Лебёдушка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_eseninu_lebyodushka.rar10.16 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа- интернат V г. Зернограда.

Урок чтения: С.Есенин «Лебёдушка»

4 класс.

Учитель: Кандыбенко Лидия Фёдоровна.

Г.Зерноград

                                                   2010г.

     

Тема урока: С.Есенин «Лебёдушка»

Цели: познакомить с произведением С.Есенина «Лебедушка»:

       - развивать у учащихся осознанность чтения; формировать гибкость и скорость чтения;  расширять кругозор; развивать умение выделять главное, сопоставлять факты, делать выводы.

      -воспитывать понятие о правильном поведении в разных ситуациях.

Оборудование: проектор, слайды, свеча, цветная бумага.

1.Оргмомент.

Пожелайте друг другу удачи

2.Урок литературного чтения.

Сегодня наш урок посвящен творчеству великого русского поэта.

  Я просила вас подумать и ответить на вопрос «С чего начинается Родина»?

   Да для каждого человека Родина начинается с чего-то своего личного. Для меня это огромное дерево тополь, который  рос в нашем дворе.

- Ответы детей

        Сегодня на уроке мы услышим ещё одно объяснение в любви к нашей скромной, застенчивой, трогательной и прекрасной земле.  И пусть эти строки из его поэзии будут эпиграфом к нашему уроку

Слайд1.

«Я так люблю родину,

Я очень люблю родину»

Слайд2

3.Посмотрите на экран, послушайте отрывки  из стихотворений и скажите :

Кто автор этих строк?

 Дети читают отрывки из стихотворений С.Есенина

«Белая береза»

«Поёт зима аукает» и др. 

  - О чем они?

У.     Он так любил, что мы забыть не в силах,

Тоску поэта, радость и печаль,

Ведь главная любовь его – Россия

Земля добра и голубая даль.

И в дом его со ставнями резными

По–прежнему мы входим не дыша.

Сергей Есенин , то не просто имя, -

России стихотворная душа.

  С.Е.воспевал в своих стихах  луга . поля, реки, туманы и во всём он видел живую душу.


Сегодня на уроке я познакомлю вас с моим любимым стихотворением С.Е. «Лебёдушка»

      - Легко предположить о чем будет ст-е?

      -Как автор назвал лебедя?

      - А что вы знаете о лебеде?

     - С каким чувством он писал это ст-е?

- В старину девушку называли лебедушкой.

Прежде , чем начать читать ст-е я хотела бы зажечь свечу, в память о вечно живой поэзии С. Есенина.

         Я хочу, чтобы дотронувшись до свечи, в вашем сердце и в вашей душе зародилась бы такая же любовь к родному краю, России, ко всему живому, как у великого Сергея Есенина.

        Давайте представим, что мы находимся вместе с поэтом в его домике.

СЛАЙД

В доме тихо, все уснули. Стол накрыт белой скатертью. Есенин любил писать карандашом:  «дерево рукой чувствуешь, и спокойнее как-то…». Ложатся на лист четкие округлые буквы.

Так рождаются стихи…

СЛАЙД   Музыка Чайковского «Лебединое озеро»

ЧТЕНИЕ УЧИТЕЛЕМ.

     - Какие чувства испытывали вы , слушая ст-е?

     -Что напомнило вам ст-е?

Словарная работа.

Ватага – группа детей

Затон

Багровый

Изумрудный

Лазоревый

Распластанный

Хоронились

У: На какие части можно разделить стихотворение.?

               1.Описание природы.

               2.Прогулка Лебёдушки с лебежатами.

               3. Появление орла.

               4.Смерть Лебёдушки.

               

Прочитайте 1 – 3 строфы.

 - Какие эпитеты использует поэт?

                 С4 – 11строфы

 - С чем сравнивает он лебедь?

- Найдите выражения, которые используют в сказках?

                      С12 – 14

Как автор показывает, что Л- а была хорошей матерью?

 -подберите синонимы к слову «Дозорила»

Е. очень любил свою мать . Для него она осталась воплощением нравственной чистоты.

 - как вы понимаете  выражение «человек нравственной чистоты?»

                    Физминутка

Из глубокого колодца

Солнце медленно встаёт

Свет его на нас прольётся

Луч его нам улыбнется

Новый день оно начнёт

                     С15-22

Найдите отрывок, где надвигалась беда?

Найдите отрывок, где автор описывает орла?

Что вы знаете об орле?

           23-25

- как она себя вела?

           24 -25

 - Какой момент самый тревожный?

 - Найдите то место , где орел нападает на лебедь. (здесь в словах встречается  звук(Р)

Он в этих строфах несет трагический смысл.)

     А что же лебедушка?

28

спокойно, ровно.

ВЫВОД: всё осталось в природе и река ит.д. – только нет лебедушки. Но не погибает добро, глубокая нежность Лебедушки к своим детушкам.

    Что вы почувствовали, изучив это стихотворение?

(Чувство грусти, печали, радость, тревогу, боль)

Давайте попробуем наши чувства превратить в краски. Ведь стихи Сергея Есенина очень живописны. Какие цвета вам представлялись , когда вы читали ст-е?

Зеленый,розовый, желтый,

Синий, голубой. Красный.

Серый,

Черный, белый

Зеленый

 Зеленый – цвет лугов …. Передает чувство слияния человека с природой

Синий- цвет реки. Цветов

Желтый – солнца

Красный – радости, удачи, счастья

Темные – печаль, тревога, трагедия.

Белый – перья белой лебедушки

  Мы попытались передать свои чувства через цветовую гамму.

      Дети, если бы вы были волшебниками , чтобы вы изменили в сюжете стихотворения?

Чему учит стихотворение?

Учит любить  природу, любить свою Родину, видеть красоту родного края.

      Так что же для Есенина  Родина?  

   Это его деревня, родной пейзаж, где каждая росинка, каждый стебелёк живут своей жизнью. Эпиграф на слайде.

А что же мы, люди?

Мы часть живой природы. Какая её часть?

Мы должны беречь все живое на нашей планете

Какую главную мысль вы унесете с урока?

Человек – это часть природы. Самая разумная ее часть.

 И мы в ответе за все живое на планете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...