Урок обучения грамоте с презентацией. Тема: Заглавная буква М. Упражнение в чтении слов с изученными буквами.
план-конспект урока (чтение, 1 класс) по теме

Маркова Лада Леонидовна

На уроке используется игровая ситуация, дети через развивающие задания, подводящий диалог, открывают новое знание. Первоклассники имеют возможность продемонстрировать друг другу свои знания, полученные на предыдущих уроках, работают в парах, тренируются в звуковом анализе слова. Смена статического положения при выполнении задания "Покажите буквы Мм с помощью рук и тела", физминутки - помогают детям сохранить работоспособность на протяжении всего урока. А яркая презентация мотивирует каждого на активное участие в предложенном путешествии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obucheniya_gramote_v_1_klasse.doc60 КБ
Файл prezentaciya_k_uroku.pptx484.73 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте с использованием презентации.

Автор работы: Маркова Лада Леонидовна, (эл. адрес: markova.lada@mail.ru),

учитель начальных классов (1 категория),

МБОУ Специальная (коррекционная) начальная школа детский сад №2

 ( С(К)НШДС№2 ) (для детей с сохранным интеллектом, с ограниченными возможностями здоровья)

 г. Нерюнгри, Республика Саха (Якутия)

Урок обучения грамоте. (Образовательная программа «Школа 2100»)

Тип урока - открытие нового знания.

Тема: Заглавная буква М. Упражнение в чтении слов с изученными буквами.

Продолжительность: 35 минут.

1 класс

Технологии: ЭОР: презентация к уроку

Цели:  

1.  Познакомить с заглавной буквой М, учить употреблять заглавную букву в именах собственных, в начале предложения.

 2.  Отрабатывать навык чтения слов с изученными буквами, обогащать словарный запас  учащихся.

 3.  Развивать внимание, фонематический слух и устную речь учащихся, умение анализировать, сопоставлять, делать выводы.

 4.  Воспитывать любознательность и интерес к предмету.

Оборудование:

  • компьютер, проектор, экран;  
  •  космонавт - Дед Мороз (поделка на картоне),
  •  звуковые линейки и пеналы;
  • карточки для работы в парах;
  • звёздочки – награды.

Ход урока.

I.Организационный момент.

 - Сегодня мы отправимся в космическое путешествие. Нам предстоит совершить полёт на Марс и забрать на Землю нашего астронавта. [ слайд 2]

        Далёкие звёзды над нами горят,

        Зовут они в гости умных ребят!

[слайд 3 «Солнечная система»]

       Собраться в дорогу нетрудно для нас.

       И вот мы к полёту готовы сейчас.

       Ждёт нас быстрая ракета

       Для полёта на планету.

       Отправляемся на Марс!

       Звёзды, в гости ждите нас!

II.Актуализация опорных знаний.

- Космонавт должен быть не только физически хорошо подготовлен к полёту, но и должен быть умным и образованным. Давайте посмотрим, можно ли вас принять в отряд космонавтов. Вот вам испытание. Поиграем в игру «Третий лишний». [слайд 4]

Игра «Третий лишний»

- Определите, какой слог/слово в столбике «лишнее». (дети читают слоги/слова)

  ма

  ми

  му

 ( «лишний слог» ми, т.к. 1-й звук в слове мягкий согласный, а в других –

твёрдый.)

- Какая буква «превращает» впереди стоящий согласный в мягкий?

- Что ещё можете рассказать про первую букву в этих слогах?

 (звонкий звук, шапочка у звуковичка – жёлтый колпачок)

   мо

   мы

   ум

( 1 вариант: «лишний слог» - ум, т.к. слог начинается на гласный и он закрытый, а другие слоги начинаются на согласную букву М и они открытые.

 2 вариант: «лишний слог» - мо, т.к. это только слог, а слоги мы и ум могут быть и слогом, и словом.)

 

маг мир маки

 ( «лишнее слово» маки, т.к. в слове 2 слога, а другие слова односложные)

 

- Какое правило мы знаем о слогах? (сколько в слове гласных, столько и слогов)     

- Сколько гласных в русском языке? Перечислите.

- Что знаем про гласные? (бывают ударными и безударными, поются)

[слайд 5]

морс мост мостик

( «лишнее слово» морс, т.к. мост и мостик – однокоренные, имеют  общую часть – корень)

- Что такое «морс»? (напиток из сока ягод)

Самара Сатурн Плутон

 ( «лишнее слово» Самара – название города, а другие слова – названия

  планет) (дети находят на карте Солнечной системы планеты)

- Как записаны эти слова? Почему? (слова-географические названия пишутся с заглавной  буквы)

- Молодцы! [ слайд 6] Вы прошли испытание и достойны быть космонавтами.

 [ слайд 6, нажатием мыши картинка убирается] 

Нам осталось  отправить звуковое сообщение на Марс нашему астронавту, чтобы он подготовился к полёту.

Фонетический анализ слова.

- На звуковых линейках надо выложить слово магнит. [ слайд 7]

- Сколько в слове слогов? (делим на слоги хлопками)

- Поставьте ударение. [ нажатием мыши появляется маг-нит]

- Произнесите 1 слог. Выложите его самостоятельно на линейке.

- Произнесите 2 слог. Выложите его самостоятельно.

- Прочитайте, что получилось. Сверимся с доской. [ слайд 7, нажатием мыши появляются звуки]

- Давайте покажем движениями рук, какие звуки в слове магнит.

(твёрдый согласный – стучим кулачком о кулачок, мягкий согласный – прикладываем две ладошки к щеке, гласный – две руки подносим ко рту, как-будто кричим «ау» в лесу).

- Молодцы! Звуковой сигнал отправлен. (дети убирают звуковые линейки и пеналы)

 Мы можем лететь. Пристегните ремни. Приготовились? [ слайд 8]

 Считаем вместе: «3,2,1 – пуск!»

 Что такое? Ракета не взлетает.

III. Открытие нового знания. Знакомство с заглавной буквой М.

- Посмотрите на карту. Планета, на которую нам надо лететь без названия. Компьютерная система требует указать название планеты.

- Как записаны названия планет?

- Сможем ли мы напечатать название этой планеты?

- А мы знакомы с заглавной буквой М? Давайте познакомимся. [ слайд 9]

- Похожи заглавная и строчная буквы? Чем отличаются?

Физминутка. Игра «Изобрази букву»

(дети объединяются парами, изображают заглавную и строчную буквы Мм с помощью рук и тела, изображают строчную букву – присели, заглавную – встали)

Печатание слова с заглавной буквы.

- Напечатайте слово Марс в своих бортовых журналах. (в Букварях) [ слайд 10] Взаимопроверка.

- Как напечатали название планеты?) ( на карте появляется слово Марс) [слайд 11]

IV. Употребление заглавной буквы в именах собственных и в начале предложения.

- Компьютерная система в полной готовности. [ слайд 12] 

Считаем вместе: «3,2,1 – пуск!»

- Мы летим в космос! (ракета перемещается вверх по карте) [слайд 13]

Работа по Букварю [1, с. 80.]

- Полёт будет долгим, но мы время проведём с пользой – поработаем в бортовых журналах.[слайд 14]

- Прочитайте слова 1-го столбика про себя.

- Прочитайте слово, которое состоит из одного слога. (Марк)

- Прочитайте слово, которое состоит из трёх слогов. (Марина)

- Прочитайте слово, в котором два слога и первый слог ударный. (Мила)

- Какое слово осталось прочитать? Сколько в нём слогов? Какой слог ударный? (Максим)

- Почему эти слова записаны с заглавной буквы?

- Найдите ещё столбик слов, написанных с заглавной буквы.

- Прочитайте женское имя. (Марта)

- Прочитайте имя сказочного героя (Карлсон)

- Кличку собаки. (Полкан)

- Какое слово осталось в столбике? Что оно означает? (Милан – город в Италии)

Вывод: Какие слова надо писать с заглавной буквы?

Работа в парах.

- Проверим ваши знания в следующем задании. Будем работать в парах. Каждая пара получит по 2 слова, которые начинаются на букву «м». Вам надо подумать и решить, какую букву вставить в начале предложения – строчную или заглавную «Мм».

Слова:        

 _осква

 _атрёшка

_аргарин

 _аргаритка

  _атрос

   _акаров

 _инск

 _атрёна

_аугли

 _аргарита

 _атроскин

   _акароны

Проверка (ученики парами у доски объясняют своё решение).

-Итак, заглавную букву мы используем в именах собственных.

-Когда ещё мы встречаемся с заглавной буквой? (В начале предложения.)

-Молодцы!  Вот мы и прибыли на планету Марс! (на карте ракета переместилась к пункту назначения) [слайд 15]

- В бортовых журналах напечатаем предложение: Мы на Марсе!

- Сколько слов в предложении? Как напечатаем первое слово? Почему?

- Какое слово печатаем дальше? (слово предлог – на) И третье слово? (комментирует ученик: Марсе) Проверяем предложение… Что поставим в конце? [слайд 16]

Итак, мы на Марсе! А вот и наш астронавт. Вы узнали его? (Это Дед Мороз.)

Заберём его с собой! Ведь скоро Новый год! Все дети ждут подарки, пора, Дедушка, домой!

 V. Итог урока. [слайд 17]

                       Возвращаться нам пора,

                       Мы закончили дела!

                       Из полёта возвратились

                       И на Землю приземлились.

- Где мы сегодня побывали?

- С какой буквой познакомились?

- Для чего нужны заглавные буквы?

- Что особенно вам запомнилось?

Вы все были находчивыми и сообразительными космонавтами и получаете в награду звёздочки. [слайд 18]

Список использованных источников:

  • Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В, Пронина О.В. Букварь. Учебник по обучению грамоте и чтению. Образовательная система «Школа 2100».- 3-е изд., перераб.- М.: БАЛАСС, 2008.
  • Чтение и обучение грамоте. 1 класс: поурочные планы по учебнику Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В, Прониной О.В./ авт.-сост. Николаева С.В. – Волгоград: Учитель,2008.
  • Коваленко В.И. Здоровье-сберегающие технологии в нач. шк. 1-4 кл. М.: «ВАКО», 2004.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок обучения грамоте. 1 класс (Образовательная программа «Школа 2100…») Тема: Заглавная буква М. Упражнение в чтении слов с изученными буквами.

Слайд 2

КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ Далёкие звёзды над нами горят, Ждут они в гости умных ребят! Собраться в дорогу не трудно для нас. И вот мы к полёту готовы сейчас. Ждёт нас быстрая ракета Для полёта на планету. Отправляемся на Марс! Звёзды, в гости ждите нас!

Слайд 3

СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА Земля Плутон Уран Юпитер Нептун Сатурн Меркурий Венера

Слайд 4

ИГРА «Третий лишний» МА МО МАГ МИ МИ МИР МУ УМ МАКИ

Слайд 5

«Третий лишний» морс Самара мост Сатурн мостик Плутон

Слайд 6

МОЛОДЦЫ !

Слайд 7

магнит маг-н ú т

Слайд 8

3, 2, 1 – ПУСК! ?

Слайд 9

М м м м

Слайд 10

БУКВАРЬ наш бортовой журнал

Слайд 11

СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА Земля Плутон Уран Юпитер Нептун Сатурн Меркурий Венера Марс

Слайд 12

3, 2, 1 – ПУСК! Мы летим в космос!

Слайд 13

СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА Земля Плутон Уран Юпитер Нептун Сатурн Меркурий Венера Марс

Слайд 14

БУКВАРЬ наш бортовой журнал

Слайд 15

СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА Земля Плутон Уран Юпитер Нептун Сатурн Меркурий Венера Марс

Слайд 16

МОЛОДЦЫ ! Мы на Марсе!

Слайд 17

Мы закончили дела! Возвращаться нам пора!

Слайд 18

Урок закончен. СПАСИБО!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте и технологии по теме: "Чтение слов с изученными буквами Кк, Гг. Формы и краски зимы. Аппликация "Снеговик" 1 класс Программа "Гармония"

Данный урок - интегрированный урок - практикум по предметам "обучение грамоте", "технология" с использованием технологии развития критического мышления, применением активных, интерактивных методов обу...

Урок обучения грамоте (письмо) по теме "Заглавная буква Ч".

Урок составлен и проведен в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения...

Урок обучения грамоте (чтения) в 1 «Б» классе на тему: «Буква Д. Чтение слов с изученными буквами»

Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе на тему: "Буква Д. Чтение слов с изученными буквами"....

Урок обучения грамоте (письмо) на тему "Заглавная и строчная буква С,с"

Представлена презентация урока письма по теме "Заглавная и строчная буква С,с"...

Урок обучения грамоте (письмо) на тему "Заглавная и строчная буква С,с"

Презентация к уроку обучения грамоте (письмо) на тему "Заглавная и строчная буква С,с"...

Урок обучения грамоте и самоанализ урока в 1 классе. «Чтение слов с изученными буквами. Закрепление изученного материала»

Тема урока: «Чтение слов с изученными буквами».Тип урока: урок рефлексии. Цель урока: закреплять знания о буквах Ее, Ёё и звуках, которые эти буквы обозначают, о роли этих букв в обоз...


 

Комментарии

Орищак Наталья Витальевна

Очень хороший материал, обязательно воспользуюсь. Спасибо талантливому педагогу!