Урок литературного чтения Г.Цыферов "Тайна запечного сверчка" 3 класс
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Данный урок является 4 уроком в разделе «Наполним музыкой сердца»» в курсе литературного чтения 3 класса по программе «Школа 2100». Тема актуальна, так как имеет огромное воспитательное значение, через изучение литературных произведений этой темы мы вводим  детей в мир человеческих отношений, в мир нравственных ценностей, воспитываем личность со свободным, независимым мышлением, развиваем творческие способности детей. Основная технология, применяемая на уроке: формирование правильного типа читательской деятельности (автор Н.Н.Светловская). Весь урок построен как трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми произведения. Используются различные виды чтения: цепочкой по абзацам, выборочное, «перевертыш», про себя, вслух, выразительное. На уроке просматриваются различные формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. Учителем разработан специальный прием,  дети показывают руками букву «А», когда у них возникает вопрос к автору. Этот прием помогает видеть учителю, что у детей появились вопросы и вовремя на них реагировать. Также в уроке используются элементы технологий: ИКТ и здоровьесберегающей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_urok_smirnova_i.e._gimnaziya_no2.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Смирнова Ирина Евгеньевна

учитель начальных классов

МОУ гимназия №2

г.Мурманска

урок чтения для 3 класса

программа «Школа 2100»

Конспект урока

С использованием информационно-коммуникативных технологий

(ИКТ)

Предмет: литературное чтение, урок-знакомство с новым произведением

Тема урока: Г.Цыферов «Тайна запечного сверчка»

Продолжительность:  1 урок(40минут)

Класс: 3

Технологии: технология формирования правильного типа читательской деятельности с мультимедийной презентацией, здоровьесберегающие технологии.

Аннотация:

Данный урок является 4 уроком в разделе «Наполним музыкой сердца»» в курсе литературного чтения 3 класса по программе «Школа 2100». Тема актуальна, так как имеет огромное воспитательное значение, через изучение литературных произведений этой темы мы вводим  детей в мир человеческих отношений, в мир нравственных ценностей, воспитываем личность со свободным, независимым мышлением, развиваем творческие способности детей. Основная технология, применяемая на уроке: формирование правильного типа читательской деятельности (автор Н.Н.Светловская). Весь урок построен как трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми произведения. Используются различные виды чтения: цепочкой по абзацам, выборочное, «перевертыш», про себя, вслух, выразительное. На уроке просматриваются различные формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. Учителем разработан специальный прием,  дети показывают руками букву «А», когда у них возникает вопрос к автору. Этот прием помогает видеть учителю, что у детей появились вопросы и вовремя на них реагировать. Также в уроке используются элементы технологий: ИКТ и здоровьесберегающей. На уроке используется слайд-презентация. Она направлена на развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем использования средств ИКТ. Презентация на данном уроке, прежде всего, признана нести еще более сильную окраску уроку, экономному расходованию времени. Большой внимание уделяется правильному сочетанию этих технологий: надписи на экране, где это возможно сделаны волнообразно, в многоцветье (здоровьесберегающая технология Базарного). Есть задания, когда нужно рассмотреть надписи на стенах класса «сенсорные кресты», что помогает ликвидировать статичность на уроке и дать возможность отдохнуть глазам; для снятия усталости проводились физминутки «веселые огоньки» (технология Базарного), релаксация «солнце» (по методике Бардиер «Психологическое сопровождение развития детей»). Урок начинается с психологического настроя, заканчивается рефлексией (передача смычка скрипки с ответом на вопрос, что запомнилось)

Практическая реализация:

Анкета участников областного семинара для учителей начальных классов гимназия №2

«На высочайшем уровне! Разумное использование технических средств. Целостное содержание уроков. Умение учителя своим голосом заинтересовать, увлечь. Ирина Евгеньевна, восторг!!! Огромное спасибо! Так держать!»

«Отбор материала для урока «бьет» в одну цель. Моцарт очень современен! В уроке видна систематичность работы по применению современных технологий. Спасибо за труд!»

«Очень понравилось, как дети общаются между собой и с учителем, разные формы работы, как используются информационные технологии. Буду использовать в своей работе».

Задачи урока:

  • Продолжить знакомство с творчеством Г.Цыферова, работу над умением вести диалог с автором
  • Развивать наблюдательность, внимание к художественному слову
  • Воспитывать любовь к музыке

Оборудование учителя:

  • мультимедийный проектор
  • компьютер
  • экран
  • мультимедийная презентация к уроку (приложение №1)
  • скрипка
  • имена писателей на стенах
  • учебник литературного чтения Е.В. Бунеева, О.В.Бунеев  «В океане света»

Оборудование учащихся:

  • учебник литературного чтения Е.В. Бунеева, О.В.Бунеев  «В океане света»

Конспект урока

этап урока

содержание

деятельность учителя

деятельность учащихся

использование ИКТ

I этап

Работа с текстом до чтения.

1)Психологический настрой.

2)Определение темы урока. Постановка задач урока.

3)Антиципация чтения.

- Признайтесь, вам давно хотелось узнать что-то необыкновенное, таинственное. Считайте, что вам повезло. Мы откроем сегодня на уроке чтения немало тайн…

- Итак, начнем.

-  Что вы почувствовали, когда слушали музыку? -  Какие слова-ассоциации вам приходят, когда вы слышите слово – музыка?

Музыка – это всегда тайна…

- Догадались, какие  тайны мы попробуем сегодня разгадать?

- Расшифруем название произведения,  которое будем читать.

- Какое насекомое открыло тайну веселому сказочному герою?

Теперь вы можете прочитать название произведения.

- Домовой сверчков за любовь к человеческому жилью прозвали «запечными соловьями»

- Узнаем, кто поможет открыть тайны. Посмотрите вокруг, найдите, кто здесь лишний? На стенах  класса имена писателей: А.Пушкин, Г.Цыферов, Ю.Лермонтов, П.Ершов) Почему?

-Какие произведения Цыферова читали? Что можете сказать об этом человеке по его фотографии?

- Назовите тему урока. Поставьте задачи:

Выделите главную задачу:

Обратимся к учебнику с. 146

- Перед вами новый текст. Ваши действия?

-Кого напоминает сверчок?

Чем он занят? Как догадались?

Мальчик.  Наш современник?

Это 18 век. Прочитайте заголовки частей. Что знаете о Моцарте?

- Прочитайте полное имя композитора

- Прочитайте ключевые слова.

- Лексическое значение каких слов непонятно? Почему слово Зальцбург написано  с большой буквы? В какой стране находится этот город?

Маэстрино  (Прочитаем в толковом словаре, 1 ученик читает значение слова  маэстро - …) Догадались, кто  такой маэстрино?

- Посмотрите, вот она чудесная скрипка (Учитель показывает скрипку)

- Опираясь на ключевые слова, иллюстрации предположите, о чем будет произведение?

слушают музыку, рассматривают фотографию на слайде

рассуждение: в музыке спряталась какая-то тайна…

ответ: тайна портрета, музыки

ответ: сверчок

чтение: «Тайна запечного сверчка»

ответ: Г.Цыферов - современный русский  писатель

рассуждение: веселый, добрый, любит жизнь

 Тема: Г.Цыферов «Тайна запечного сверчка»

Ставят задачи: 1)Продолжить знакомство с творчеством Г.Цыферова

2)Вести диалог с автором

3)Открыть тайну запечного сверчка и человека на первой фотографии

По названию, имени автора, иллюстрациям, названиям частей определяют смысловую, эмоциональную направленность текста, героев, жанр произведения.

Ответ: Сверчок

 дирижера

что-то объясняет, по жесту

парик, не современник

рассказы о Моцарте

предположения о жанре: рассказ или сказка

предположения: тайна сверчка и Моцарта

чтение

чтение слов

Ответ: город

Австрия

рассматривают скрипку

приглушить свет

Слайд № 2 фотография Моцарта (затемнена)

 звучит 40 симфония Моцарта

Слайд № 3 Слово тайна

Слайд №3 Слова тайна сверчок

Слайд 3 Тайна запечного сверчка (слово запечного записано с эффектом полузакрытого звездой, дети отгадывают, звезда исчезает)

Слайд 4 Фотография Г.Цыферова

Слайд №5 Тема урока Г Цыферов «Тайна запечного сверчка»

Слайд №6 Вольфганг Амадей Моцарт

Слайд  №7

Зальцбург маэстрино волшебная скрипочка Сверчок Знаменитый музыкант (записаны в разных направлениях декоративным текстом WordArt)

II этап

Работа с текстом во время чтения

  1. Первичное чтение

2)Перечитывание текста

3)Беседа по содержанию в целом

1 часть. Предисловие

- Прочитаем текст по абзацам, будем вести диалог с автором, проверим наши предположения (комментарии по ходу чтения)

1 абзац

2 абзац (после чтения) Учитель рассказывает:  В те дни Зальцбург – маленький городок среди величественных Альп. «Да разве это город, говорили  вокруг. Это настоящая музыкальная шкатулка».  Жители города любили петь, играть на разных инструментах.

3 абзац (во время чтения остановки, поясняет учитель) Бутафорское оружие – ненастоящее.

-Какие звуки и запахи наполняли Зальцбург?

4 абзац (Читает учитель)

-На что обратили внимание? Какое слово нужно обязательно вставить в ключевые слова?

- Какой прием автор использует, описывая музыку?

- Какие слова подтверждают мысль о бессмертии музыки?

5 абзац

-Какой вопросы задает автор? Как ответите? Спустя столетия, не может так долго жить человек. (Вопрос-провокация)

- Как отвечает Цыферов на свой вопрос?

Чтение текста до конца части.

-Как выглядит маленький Моцарт? Какие вопросы появились у вас?

Что это сказка или быль? (ответ-вопрос автора) Наши предположения подтвердились? (Ученики: не совсем)

 Тайну узнали? Предположите. Что это за тайна?

Работа над 2 частью

а) Читаем про себя, способ «перевертыши» (перевернув книгу), по сигналу – обычным способом

Физминутка для глаз «Веселый огонек» (лазерный огонек на стене)

Какие предположения оправдались?

 С кем встретился маленький Моцарт?

Что удивило в их диалоге?

- Прочитаем еще раз, поразмышляем над содержанием.

б) Читаем цепочкой

1 абзац Сюртук – длиннополый пиджак

2,3 абзац

-Поясните, как это. А вы бы, что подумали, услышав такой звук?

4 абзац

- Почему скрипка волшебная? А моя скрипка волшебная? (учитель обращает внимание на скрипку)

5 абзац

- Отвесил низкий поклон. Как это? Покажите.

6 абзац

-Вскинул смычок.  Покажите на скрипке.

7,8 абзацы

- Прочитайте глагол, выражающий чувства мальчика. О чем мечтал Моцарт, слушая сверчка?

 - Однажды я спросила знакомого музыканта, как стать хорошим музыкантом. Он мне ответил:

-Вы согласны с ним? А как сказал Сверчок?

9 абзац

- С досадой топнул ножкой. О какой черте характера говорит этот факт?

10 абзац

- Сколько лет Моцарту?

11абзац

-  Смутился. Поясните. Почему? Что нового в характере Моцарта мы открываем?

12абзац

-  Какую тайну открыл сверчок Вольфгангу? Почему именно ему?

13 абзац

-Какие синонимы слова удалился вы бы вставили? (ушел, исчез, пропал) Почему автор употребил именно этот глагол?

- Прочитайте последние слова сверчка с усмешкой, зло, назидательно, с надеждой! Какая интонация подходит больше?

Физминутка-релаксация «Солнце» под музыку Моцарта

Обобщение

 Какой вопрос задает нам автор в конце части? Как ответите? Какие у вас возникли вопросы к автору, размышления…Верите в эту историю? Это сказка или быль?

 Подтвердились наши предположения?

чтение текста по абзацам

свои вопросы задают ученики

выборочное чтение

Ответ: один  из героев: музыка

Ответ: олицетворение

рассуждения: можно вечно жить в памяти людей

задают вопросы

Ответ: и сказка, и быль

рассуждения

предположения: чья тайна, что за тайна

чтение текста про себя,

чтение способом «перевертыш»

следят глазами за огоньком, двигаясь всем телом

проверка своих предположений, рефлексия: почему прогноз оказался неточным

чтение цепочкой

рассматривание  фото на слайде

пояснение

рассуждение

показывают

чтение глаголов

выборочное чтение

пояснение

выборочное чтение, размышление, аргументация своей точки зрения

чтение с разной интонацией, выбор правильной

Выполняют физминутку-релаксацию «Солнце» под музыку Моцарта

Развернутые и краткие ответы, элементы пересказа, выразительное чтение

Слайд № 8 Виды города Зальцбурга

Слайд №9 появляется слово музыка 

Слайд 10 Изображение сюртука

Слайд №11«Главное – знать все ноты, выучить побольше произведений…» 

Слайд12 «Откланявшись, удалился» (ушел, исчез, пропал)

Слайд №13 Восход солнца Музыка Моцарта

IIIЭтап

Работа с текстом после чтения

1)Концептуальная беседа по тексту

2)Знакомство с писателем.

3)Работа с иллюстрациями.

4) Творческие задания

5) Домашнее задание

6) Рефлексия

–Чьи тайны мы раскрыли?

Чей портрет скрыт?

 

Можно ли, слушая сверчка научиться музыке?

Почему Моцарт стал знаменитым  музыкантом?

-Что нового узнали о Цыферове?

Мне он напомнил другого писателя, который верил в детей и чудаков?

 -Какими строчками можно подписать иллюстрацию на с.146?

- Давайте обратимся к музыке Вольфганга Моцарта

Задание по командам:

1команда

- Если бы я попросила вас изобразить музыку в цвете, какие цвета вы бы выбрали? Объясните выбор. (На доске разноцветные фигуры: черные, желтые, красные, коричневые, оранжевые)

2,3 команда

- Вставь прилагательные в стихотворение, чтобы оно подходило к музыке

… музыка была,

…музыка звучала.

… скрипочкой сверчка

Она сегодня зазвучала

Индивидуальное задание

 «Колодец желаний» Если бы я встретилась с Моцартом…(продолжи рассуждение)

- Давайте вместе закончим фразу:

«Вечный солнечный свет в музыке, имя тебе –

(Моцарт)»

Домашнее задание

- Какое бы задание вы хотели выполнить дома?

Рефлексия.

Передай волшебный смычок, скажи, что запомнилось…

ответ: Моцарта, музыки, Свечка

коллективная дискуссия, выдвижение гипотез, корректировка своей точки зрения

Ответ: Экзюпери

подпись под иллюстрацией

выполнения заданий в группах

индивидуальное задание

Ответ: Моцарт

Предложения:  прочитать  следующую сказку, вести диалог с автором

Слайд №14 прослушивание  40 симфонии Моцарта дальше

Слайд 15 Надпись и слайд «Колодец желаний»

Слайд 16 Фотография Моцарта, начало фразы «Вечный солнечный свет в музыке, имя тебе - …»

Слайд 16 появляется слово Моцарт

Примечание  экран отключить


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения с использованием ИКТ. 1 класс Г..Юдин "верблюжонок Бюль-Бюль"

Урок с использованием ИКТ. На конкурсе уроков занявший 1 место....

Интегрированный урок литературного чтения и информационной культуры 2 класс

Интегрированный урок литературного чтения и информационной культуры        2 класс.Тема:А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»Множество.Тип урока: урок-закрепление изу...

Урок Литературного чтения "А.С.Пушкин" (4 класс)

Урок по творчеству А.С. Пушкина. Знакомство с биографией поэта....

Урок литературного чтения и ИЗО в 3 классе. С. Есенин "Поет зима, аукает..."

Представляю вашему вниманию разработку интегрированного урока по литературному чтению и ИЗО в 3 классе по учебнику Р. Н. Бунеева (ОС "Школа 2100")...

Интегрированный урок литературного чтения и рисования в 1 классе по программе Л.В.Занкова. Тема: "В.Драгунский Друг детства"

Этот урок является вторым уроком изучения рассказа В.Драгунского Друг детства. На уроке учащиеся знакомятся со 2 частью рассказа и рисут игрушечного медведя частично по шаблонам....

План-конспект урока "Литературное чтение" (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "ПНШ", тема "«Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»»

Урок  литературного чтения (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "перспективная начальная школа", по теме «Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»» (первый урок) разр...