Методическая разработка урока литературного чтения во втором классе (УМК "Школа России") по теме: "Поэтическое изображение осенних листьев в творчестве русских поэтов"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
В данном материале представлен интегрированный урок литературного чтения (Литература, ИЗО, природоведение)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Зюзина Наталья Олеговна
Идентификационный номер 233-175-283
2 класс. Литературное чтение.
Урок по теме: Поэтическое изображение осенних листьев в стихотворениях А. Толстого, С. Есенина, В. Брюсова, И. Токмаковой.
Зюзина Наталья Олеговна
Статья отнесена к разделу: «Преподавание в начальной школе».
Цели: организовать деятельность обучающихся по знакомству со стихотворениями русских поэтов, темой которых являются «осенние листья»;
продолжить знакомство детей с картинами осенней природы, созданными в поэтических образах русскими писателями 19 – 20 века;
обеспечить развитие читательских умений, навыков выразительного чтения, речи, образного мышления;
вызвать душевный отклик на произведения о русской природе, раскрыть красоту и поэтичность образа осенних листьев в произведениях русских поэтов;
способствовать воспитание интереса к лирическим произведениям о природе, чувства любви к родной природе.
Оборудование: осенние листья, слайдовая презентация по теме урока (Приложение 2), рисунки детей по теме: «Осень».
Музыкальный репертуар урока: аудиозапись музыки П.И. Чайковского из альбома "Времена года. Октябрь".
Ход урока
I Организационный момент
II Проверка домашнего задания
Дети загадывают друг другу по цепочке загадки на осеннюю тематику, которые они нашли в книгах домашней или школьной библиотеке или самосочиненные.
- Какие краски у осени?
- Какого цвета небо? Трава? Листья деревьев?
После этого учитель загадывает загадки:
Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто ...
(Листопад)
Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.
(Осенний лист)
Дети предлагают варианты ответов на загадку.
- Отгадку мы найдем на слайде.
III Определение темы и цели урока
(слайд 2, 1) – Что объединяет все эти изображения? (На них мы видим осенние листья.)
- Чем они отличаются? (Осенние листья были сфотографированы, нарисованы, использованы для декоративной росписи.)
- Приходилось ли вам любоваться листьями опавших деревьев?
- Кто и как может изобразить осенние листья? (Рассматривают слайд и делают вывод, что фотограф изображает листья на фотографии, художник – на картине, народный художник может выполнить орнамент из листьев на предметах быта).
- Впечатления об увиденных осенних листьях мы можем встретить на фотографиях фотохудожников, картинах художников, прозе и стихах, в произведениях декоративно-прикладного творчества. Сегодня мы увидим, как осенние листья изображают художники. Узнаем, как художник-поэт может изображать листья с помощью слова.
IV Вводная беседа
(слайд 3) - Посмотрим на листья глазами фотохудожника. Листья с каких деревьев привлекли внимание художника-фотографа? (Дети называют.)
- Чем привлекли внимание фотографа листья? (цветом, оттенками, сочетанием цветов)
- Какая погода изображена на фотографиях? Как мы об этом узнаем? (дождливая – по влажным листьям, сухая ясная – по яркому цвету листьев).
- Какое настроение передает художник?
- Что может передать фотохудожник на фотографии, изображая осенние листья? (цвет, тень, форму листьев, настроение)
(слайд 4) – Определите, с каких деревьев эти листья?
(слайды 5) – Посмотрим на осенние листья глазами художника. Чем картина отличается от фотографии? (Ответы детей.)
- К какому жанру относятся эти картины? (пейзаж, натюрморт)
(слайды 6 – 8) - Что изобразили художники на картинах?
- Какие краски использовали художники?
- Какое настроение передают картины?
- Что передает художник на картине, изображая листья? (форму, цвет, настроение, впечатление)
- Художник рисует то, что видит с помощью красок, карандашей, гуаши. Художник не может передать изображение точно, как фотограф. Его задача прежде все передать состояние природы, свое впечатление.
(слайд 9 – 10) – А так изобразили осенние листья народные мастера.
- В каких народных промыслах художники изображают осенние листья? (хохломская, жостовская роспись).
- Для чего используются в узоре осенние листья? (для украшения изделия)
- Как вы думаете, почему? (Осенние листья яркие, нарядные, создают праздничное настроение)
- Художники изображают осенние листья на предметах быта, чтобы сделать их красивыми. Действительно, яркая палитра осенних листьев украсит любое изделие народных мастеров.
V Работа над новым материалом
1. Создание эмоционального настроя на предстоящую работу с художественными текстами.
– А такими увидел осенние листья и листопад писатель Н.И. Сладков.
Учитель читает миниатюру Н.И. Сладкова «Золотой дождь».
ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ
Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки – багряными и золотыми. Налились, отяжелели – и потекли. Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле.
Зашумел в лесу золотой дождь. Капля по листику щелкнет – сорвется лист. Синицы на ветке завозятся – брызнут листья по сторонам. Ветер вдруг налетит – закружится пестрый смерч. А если тяжелый косач с лету вломится в ветви – хлынет сверкающий водопад. По колено в листьях деревья стоят. Елочки листьями украсились. Папоротники под листьями пригрелись. Грибы под деревьями спрятались. Листья шуршат, скребутся, лопочут. Листья летят, скачут, плывут. Листья качаются на паутинках. Листья вверху, внизу и вокруг.
Шумит золотой дождь.
Вопросы по содержанию прослушанного текста:
- Какое чувство вызывает это описание?
- Какое явление автор называет золотым дождем? Почему писатель листопад сравнивает с дождем, водопадом, с движением воды?
- Какие слова изображают листья как живые существа?
- Какие слова-краски использует Н.И. Сладков, чтобы показать разноцветье осени?
- Какие слова передают звуки падающих листьев?
Релаксация. Прослушивание аудиозаписи музыки П.И. Чайковского из альбома "Времена года. Октябрь".
2. Мотивация учебной деятельности детей:
(слайд 11) – Сейчас мы познакомимся с лирическими произведениями русских поэтов, темой которых является описание осенних листьев, листопада. Узнаем, как поэты изображают в стихах осенние листья. Составим словарь поэтических образов и настроений, палитру и партитуру осенних мотивов.
3. Работа по учебнику (Родная речь. Учеб. 2 кл. В 2 ч. Ч. 1 / [сост. Л.Ф. Климанова и др.] – М. Просвещение, 2010. С. 72 – 75):
Работа над стихотворением А. Толстого «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…»
1. Знакомство со стихотворением: чтение учителем стихотворения наизусть.
2. Проверка первичного восприятия: беседа
- Что слушали? Какое произведение по жанру?
- Какие картины вы представляли, слушая стихотворение?
- Какие чувства испытали?
3. Чтение учащимися стихотворения про себя
4. Работа над содержанием стихотворения.
(слайд 12) - Обсудите в паре следующие вопросы:
1. Какую картину наблюдал поэт в осеннем саду?
2. Какое слово помогает представить листья, которые увидел поэт? Какие листья называются пожелтелые?
3. Какой изображена рябина?
4. Какие краски нужно взять, чтобы нарисовать эту картину?
5. Какое настроение должна создать картина?
(слайд 13) - Найдите и прочитайте строки стихотворения, которые соответствуют данным изображениям.
Проверка задания (слайд14).
- С помощью каких слов поэт описывает осенние листья и деревья в саду?
- Какие краски возьмем, чтобы нарисовать осенний сад таким, каким его увидел поэт?
- Какими словами вы выразите настроение этого стихотворения?
5. Упражнение в выразительном чтении стихотворения.
Исполнительское задание: передайте при чтении настроение стихотворения, тишину и покой.
Работа над стихотворением С. Есенина «Закружилась листва золотая…»
1. Знакомство со стихотворением: дети читают стихотворение самостоятельно вполголоса.
2. Проверка первичного восприятия: беседа
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Какую картину вы себе представили?
- Что связывает эти два стихотворения?
3. Повторное чтение стихотворение:
(слайд 15): - Сделайте подписи к каждой фотографии. Используйте для этого строчки стихотворения. (Дети читают стихотворение, подбирая заголовки к фотографиям).
4. Работа над содержанием стихотворения.
(слайд 16) – Обсудите вопросы к стихотворению в паре:
1. Какую картину изобразил поэт в стихотворении?
2. Какое слово в стихотворении передает цвет листьев?
3. Как вы себе представляете золотые листья?
4. С чем сравнивает поэт золотую листву? Почему поэт сравнивает листву со стаей бабочек?
5. Каким изображен пруд в стихотворении? Почему вода в пруду розоватая?
6. Какое настроение создает это стихотворение?
(слайд 17) – Заполните странички словаря образов и настроения.
- Какими цветами вы дополните нашу осеннюю палитру?
- Что передали поэты в своем стихотворении? (цвет осенних листьев, свои впечатления) Какие средства они использовали для этого? (образные выражения)
5. Упражнение в выразительном чтении стихотворения.
Исполнительское задание: прочитайте стихи С. Есенина, рисуя в воображении осенние картины, которые он увидел. Постарайтесь передать при чтении восторг поэта.
Физминутка (Приложение 1)
Работа над стихотворением В. Брюсова «Сухие листья»:
1. Знакомство со стихотворением: стихотворение читает подготовленный ученик или учитель.
2. Работа над содержанием стихотворения:
(Работа в группе по вопросам слайда 18)
С помощью каких слов описана осень в стихотворении?
Как изображает поэт картины осени?
С помощью чего ему удалось оживить эти картины в нашем воображении?
Какие звуки передают шуршание осенних листьев?
Проверка работы: (слайд 19)
- Чем это стихотворение отличается от других стихотворений, прочитанных на уроке? (в нем поэт с помощью слов передает звуки, которые он услышат шорох листьев)
- Составьте музыкальную партитуру осенних звуков. В каких словах мы слышим звуки [c], [ш]?
- Какими словами можно дополнить словарь настроений?
- Какими красками дополним осеннюю палитру? Вспомните, какого цвета сухие листья.
3. Упражнение в выразительном чтении стихотворения.
Исполнительское задание: прочитайте стихотворение Ирины Токмаковой так, чтобы все услышали шуршание листьев и почувствовали состояние покоя и тишины.
Работа над стихотворением И. Токмаковой «Опустел скворечник…»:
1. Знакомство со стихотворением: дети самостоятельно читают стихотворение, делятся своими впечатлениями о прочитанном.
2. Работа над содержанием стихотворения: работа проводится фронтально по вопросам на доске (слайд 20):
1. Какое явление осени описывает поэт? Какое образное выражение используется для обозначения листопада? Как вы его понимаете?
2. С кем сравнивает поэт листья?
3. Чем похожи листья и птицы?
4. Какое настроение создает это стихотворение?
5. Дополните словарь настроений и образов.
3. Выразительное чтение стихотворения:
Исполнительское задание: передайте при чтении настроение стихотворения, покажите как медленно кружатся, летят листья с деревьев.
Физминутка (Приложение 1)
VI Обобщение по теме урока
1. Составление словаря образов и настроений, палитры и партитуры осени:
- Как изображается осень в стихотворениях А. Толстого, С. Есенина, В. Брюсова, И. Токмаковой?
(слайд 21) Коллективное составление словаря образов и настроений, палитры и партитуры осени (используются слайды 14, 17, 19).
- Давайте подумаем, для чего можно использовать этот материал? (нарисовать картину на тему «Осень», используя цвета из осенней палитры; для выразительного чтения, правильно определив настроение стихотворения; для сочинения своих рассказов и стихотворений об осени).
2. Сочинение детьми рассказа-миниатюры на тему «Осень»:
- Придумайте свой рассказ или сочините маленькое стихотворение на тему «Осень», иллюстрируйте его.
Опорные вопросы для составления рассказа-миниатюры (слайд 22):
- Где происходит событие? (в парке, в лесу, в саду, на пруду)
- Какое настроение будет передано в рассказе? (грусть, покой, восторг, печаль, радость)
- Передайте в рассказе цвет листьев, состояние деревьев. (деревья красуются, вянущие рябины, листья как солнышки – багряные и золотые, пожелтелые листья, золотая листва)
- Как ведут себя осенние листья? (по ветру летят, кружат, на деревьях не сидят, прыгают, скачут, плывут, полетели, запрыгали, понеслись; листья словно бабочек легкая стая)
- Какие звуки можно услышать в осеннем парке? (листья шуршат, скребутся, лопочут, шепчут, говорят)
VII Подведение итогов урока: беседа по вопросам:
- С какими произведениями познакомились?
- Кто их автор?
- О чём они?
- Чему учились?
- Что нового узнали?
VIII Домашнее задание: (слайд 23)
Задание предлагается на выбор ребенка:
Нарисуй, какой ты представляешь осень. Используй цветовую палитру, которую составили на уроке.
Создай свой осенний узор для украшения изделий народных мастеров, нарисуй его.
Сочини стихотворение или рассказ об осени или осенних листьях. Используй словарь образов и настроений.
Подготовься к конкурсу стихов на тему «Золотая осень». Используй лирические стихотворения, которые читали на уроках литературного чтения или из других источников. Передай настроение стихотворения.
Предварительный просмотр:
Физминутка 1.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише,
Деревцо все выше, выше.
Физминутка 2.
Мы шагаем, мы шагаем.
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем,
Дышем ровно, глубоко.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисицу обхитрим,
На носочках побежим.
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературного чтения во втором классе по теме: «Анализ взаимоотношений в семье в произведениях Л.Н. Толстого. Нравственный смысл поступков героев произведений Л.Н. Толстого»
Уроки литературного чтения не могут решить в полной мере проблему межличностных отношений в семье. Но именно чтение и анализ художественный произведений, в которых показаны взаимоотношения между...
Методическая разработка урока литературного чтения для 3 класса по теме "Русские народные сказки"
Данная разработка содержит конспект урока по теме "Русские народные сказки" (литературное чтение, 3 класс, УМК "Школа России"). Тип урока - урок-закрепление. Форма проведения - соревнование кома...
Методическая разработка урока литературного чтения во втором классе по теме: "Как мудрость в жизни помогает (татарская сказка «Мудрый старик»)".
Технологическая карта урокаУрок во 2а классе по ОС «Школа 2100» «Литературное чтение» (1 час), «Маленькая дверь в большой мир» Р.Н.Бунееев, Е.В. Бунеева, Москва БАЛАСС, Тетрадь по литератур...
Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе по теме: Жанровые особенности русской народной сказки "Гуси - лебеди"
Методическая разработка урока с приложениями и презентация урока....
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе (УМК «Школа России»)
Тема урока: К.И.Чуковский «Телефон». Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС....
Методическая разработка урока литературного чтения в 3 классе по теме "Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели»".
Учитель: Голикова Елена ЮрьевнаЦели урока: обобщить сведения учащихся о писателях, изученных в разделе; совершенствовать навыки выразительного чте...
Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе на тему: «Путешествие по стране устного народного творчества»
Изучение литературы в начальной школе с детьми ОВЗ — этап школьного обучения, в течение которого должны быть сформированы навыки чтения. Данная методическая разработка подготовлена для детей с н...
Комментарии
Спасибо за интересный урок