«Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения».
статья по чтению на тему

Руш Светлана Салимовна

выступление

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_lit._cht..doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Термин  «литературное чтение»  в  педагогической  науке  и  практике употребляется  в  двух  значениях:  как  метод  обучения  и  как первоначальная  ступень  освоения  предмета   «Литература»

Основная  цель  литературного  чтения  в  начальных  классах – ввести  детей в  мир  отечественной  и  зарубежной  детской   литературы,  обогатить читательский  опыт  ребенка,  помочь  ему  стать  читателем.  Литературное образование  и  развитие  предполагает  подготовку  полноценного   читателя,  способного  воспринимать  доступное  возрасту  художественное произведение.

Курс  литературного  чтения  призван  ввести  ученика  в  мир художественной  литературы  и  помочь  ему  осмыслить  образность словесного   искусства.

Научить  маленького  школьника  ясно  и   грамотно  говорить,  обладать хорошо  поставленным   голосом.  Основная  задача   курса   литературы – воспитание  эстетически  развитого  читателя,   способного   понимать позицию  автора  художественного  текста  и  порождать  собственное суждение  о  произведении.

Как  и  все   люди ,  дети  делятся  на   визуалов,   аудилов   и   кинестетиков по   типам   восприятия,  передачи  и  хранения  информации.

Визуалы  легко  обучаются  чтению,  многие  до  школы,  некоторые  учатся этому  самостоятельно  и  сразу – целыми  словами. Но  им  трудно воспринимать  информацию  на  слух. Здесь  же   соединяются   звуковой  и зрительный  образы  слова. Дети  учатся  лучше   понимать  звучащее  слово.

Аудилы  долго  запоминают  написание  букв,  трудно  выучиваются   читать, им  сложно   перекодировать   значки   на   бумаге  в   звуки,   а  при   слоговом   чтении   они   совсем    не  воспринимают  смысл    читаемого, возвращаются  к   началу   строки,   предложения.   Повторы   утомляют, понимание   страдает.

Труднее   всего   дается    чтение   кинестетикам.   При   слоговом    чтении они   не   могут   получить  нужных   ощущений,   а   складывание  слогов   не превращается   в   складывание   ощущений.  Пальчик,   движущийся   по строчке   вслед   за   зрительным   и   звуковым   образами,   помогает    понять   читаемое.   Постепенно   движущийся   пальчик    остается    только  у   киностетиков.   А  вот   артикуляция   при   чтении   ( сначала    внешняя,   а   затем  и   внутренняя)   исчезает. Она   мешает   быстрому   чтению – чтению   про   себя.

На   своих   уроках   часто   применяю     такой  метод:   подбираем   к   стихам   мелодию,   ребятам   очень    нравится.     Они   и   не    догадываются,    что    это     тоже    упражнение    в чтении.    Ведь    во   время   пения   глаза   опережают    на     2-3   слова    звучащий    текст. Очень    помогает    целостному    восприятию    слова,         предложения симультанное     чтение   ( «мелькание» ).   Это    восприятие –  вспышка. Ребенок    не    всегда   успевает     прочесть    слово,      показанное    учителем     (2-3 с),     но   его   глаза   задерживают    зрительный    образ. Через   5-6   слов   он    «дочитывает»     пропущенное    слово    по воспоминаемому     эйдетическому    зрительному    образу.

Чтение –  базовый    элемент       включения     человека     в      современную цивилизацию.     Очень    важно,    какое      настроение     владеет    ребенком в     процессе      чтения:      если    он     увлекается     информацией, событиями,        описаниями.     Заложенными     в     сказках  и   т. д. ,     то его      умение    разовьется      и     станет    чем-то     большим     в   его жизни,     чем    обыкновенное     складывание    букв   в    слова.

Каждый      ребенок    по    природе  – творец,    мечтатель   и      фантазер. Представь    ему   больше    света,    радости     и     интереса  – и   наполнится мир     понятных    детских   слов,   образов,    живой    речи.

Стараться,    чтобы   язык   ребенка   начальных    классов   как    можно   реже    заплетался,   сделать   так,   чтобы    его   мысли    «не    выскакивали растрепанными   и    полуодетыми»,     научится    наслаждаться    красотой устного      и     письменного    слова,    почувствовать    его    истинный смысл    в    наше    время    особенно    необходимо   по   многим    причинам. Сегодня      дети    сплошь   и    рядом у   влечены    боевиками,    фантастикой,      ложными   кумирами  и   понятиями,    что    зачастую порождает    агрессивность,   жестокость,   культ насилия.

Литературное   чтение   в   начальной    школе    специфично:    ученик должен    освоить   чтение   как   речевую   и   в   то   же   время   как читательскую   деятельность,   поэтому   необходимо    параллельно   работать   над    навыками    чтения    (речевой   деятельностью)   и осознанным    восприятием     литературного   произведения,    детской   книги.

Читательская     деятельность    связана    с    его    литературным образованием.    Цель   литературного   чтения   как   предмета   в   начальных классах  – развитие    читателя,  а   это  предполагает    формирование деятельности,    включающей   умения:         1) воспринимать  текст    (читать вслух   и    молча,   выразительно,    выборочно,    подробно);    2) понимать читаемое  ( не  только  факты,  но  и  смысл);        3) высказывать  свои суждения  о  произведении,    выражать    эмоциональное     отношение    к прочитанному     и   воссоздавать   в    своем   воображении    художественные    образы   ( представлять   мысленно   героев,   события);                4) воспроизводить текст   ( подробно,  выборочно,   сжато).   Эти четыре компонента    и   именно   в    указанной     последовательности,    необходимы   для   осуществления   полноценной   читательской деятельности.

Но,   для   того   чтобы   ребенок   стал   полноценным   читателем,    нужны определенные   условия.    Первое   условие –    отбор   произведений, позволяющую   развивать   читательскую   деятельность,    и    второе – организация    учебной    работы    детей,    формирующей     конкретные читательские    умения.   Ребенку   нужно   помочь    разобраться   в   мире детской     литературы,   научиться    осознано,   читать    и     чувствовать художественное    произведение,   испытывать   удовольствие   от   чтения.

Убеждаю   своих   учеников   в    необходимости    постоянной   работы    с толковыми    словарями,    стараюсь    пробудить    интерес  к   отдельно   взятому    слову.   Изучаем    происхождение    слова,  строение, произношение,   написание   его   значение.   Показываю   как   живет   и развивается   это   слово   в   структуре   словосочетаний,    предложений,  небольшого   текста.   Как   можно   раньше   и    всеми     доступными средствами,   включаю    мимику,    жесты,    музыку,    творческую импровизацию.

Знакомлю   ребят   со    значениями   слов,   которые   связаны   с    нашей повседневной    жизнью :   интуиция,    авторитет,   образ….   Стараюсь связать   слово   с    конкретной    речевой   ситуацией.       И конечно же,    на помощь    придет   игра.    Разнообразные   игры   со    словом   должны   быть частью    каждого    занятия,    так   как    они    развивают   у    детей природное   языковое      чутье,    подготавливают    их  к      восприятию поэтических   форм,   которые   будут   изучаться    в   старших    классах.

Одна    из   наиболее   любимых    страничек   наших    уроков   это   « Я начну,   а   ты    продолжи…»    На   доске   записываю    две   стихотворные строки.   Дети   самостоятельно   за   определенное    количество    времени должны   продолжить    начатое.    Поэтические    неожиданности   рождаются    незаметно.

Пословицы   и    поговорки   –   традиционный    дидактический   набор   на уроках.   Чаще   всего   дальше   написания,   объяснения    смысла    и   заучивания   наизусть    работа   не   продвигается.   Из копилки   пословиц   и поговорок    предлагаю   например,   такие:

Доброе   дело    и   в   воде    не   тонет.

Мал    золотник,   да   дорог.

Задания   могут   быть   такими:

1.Прочитай    одно    (по  выбору)   предложение  – пословицу.  Устно    передай    ее    основной    смысл.    Сформулируй   тему.

2. Отталкиваясь    от     данного   предложения,    разверни   свою   мысль,  в  письменной     форме  ( от 5- 15 предложений)    Текст  может    иметь    форму    небольшого    рассказа,   поучительной    сказки,    маленького стихотворения     или    текста    рассуждения.

Вот   что получается   у  ребят:

Доброе   дело    и    в    воде    не    тонет.

Мне    кажется,   доброта   должна  быть   в    каждом   из   нас.  Она  помогает   жить,    добиваться   какой-то    важной   цели.  По- моему    мир  будет    прекрасен   и   удивителен,   если в   нем   будут    жить   добрые   чувства    и  добрые  дела.  Человек     должен     как   можно   больше    совершать   добрых    и  светлых    поступков.  Вот    тогда   и могут     сказать:     «Доброе    дело    и    в    воде    не    тонет»

Уроки   чтения    младших    школьников    должны   быть    уроками воспитательного      чтения,    углубляющими     эмоциональное     восприятие    художественного    текста.  

Как   я    работаю   над    крупнообъемными    произведениями,   как    и    над  любыми    другими,    зависит   от    характера    текста,    его    жанровых, стилистических    и    языковых    особенностей.    Но   в    любом     случае  работу   провожу    так,    чтобы    она    являлась     средством    более глубокого    проникновения    в   художественное     произведение ,   средством    приближения   к     личности    ребенка,    средством     его развития.

К    крупнообъемным    произведениям    относятся    некоторые      народные  сказки,    прозаические   и    стихотворные    литературные    сказки,   рассказы,   научно –   познавательные   тексты,    мифы    и    легенды, былинные    сказы.

Цель     деления    текста   на    части,    составления    плана,    очевидна    для обучения     младших     школьников     подробному,    краткому, выборочному      пересказу      прочитанного,   т. е. для   развития    логического     мышления   и    речи.   Необходимо    вспомнить ,    что    не все     произведения     годятся    для   этой    цели.     Благодатным    же материалом    для     данной     работы    являются    рассказы     очеркового, научного      характера.     Содержание     плана       (оглавление частей) зависит    от    того,    что   следует     сделать    на   уроке,     исходя   из    его целей.    Если    необходимо    акцентировать    внимание   на   событийной   стороне   произведения,   то работа одна,   а   если    важен    анализ внутреннего    мира    героев,    персонажа,    план и   работа   над    ними будут    иными.   В  первом   случае   план – вопросительные   предложения, во – втором,   чаще   цитаты  из  текста.

Составленный   план служит детям   опорой   при    пересказе    текста. В зависимости   от   целее занятия    работа   над   планом    может   иметь   место    на  любом    этапе    урока    или   в    домашнем   задании.

В   младших    классах   работа   над   планом    проводится   на    основе эмоционального   восприятия  содержания    литературного    произведения   и     сам     план    часто   имеет   образное   (картинное)   содержание.

Как    начальное    упражнение    даю   детям    несколько   иллюстраций    к тексту,    располагая    их   с   нарушением    последовательности    в пояснении    его,   и    предлагаю   учащимся   расставит   их     сообразно содержанию.    Усложняю    работу:   дав    название   рисунку,   дети   отмечают   в   тексте   место     каждого – получается    картинный    план.

Например,   в    сказке В. Гаршина   «Лягушка – путешественница   предлагаю    шесть   иллюстраций    и   дается   задание:    расположить   их   в  текстовой   последовательности   и   подобрать   к   ним   предложения   из  произведения.   В   результате   выполнения   заданий   составляется    план.

Картинный    план    дети   могут   составлять    сами   на   основе   творческого    воображения.   Эта   работа    углубляет    эмоциональное восприятие    произведения,    помогает   понять   его  идею.   Обсуждение вопроса   о    количестве   рисунков   уже   есть  деление    произведения    на части,   т. е.   аналитическая    работа.   Представление      содержание иллюстрации     и    ее    название    синтез.    Работа    над    картинным планом     имеет    несколько    вариантов.    Мы    знаем  что   в    детстве закладываются    представления   об    основных   понятиях,    формируется вкус.    Там    торжествуют   Солнце и   Добродетель,   там    понимают, чувствуют,    что   в    человеке – это   бескорыстие,    что    и    духовное   и материальное    богатства    даются    за   добрые   и     на    добрые    дела его.

Работа    над    картинным    образным,    цитатным   планами     помогает учащимся    определять   свое    отношение    к    прочитанному, вырабатывать    внимание    к    деталям    текста,    развивает    творческие способности     детей.

Несколько    особо   хочется   отметить   работу    по    составлению логического    плана.      Составление       плана     на   основе     выявления последовательности    событий – это   работа   над   простейшей     логической         связью.    При   этом   полезна       постановка    вопросов каждой    части    произведения,    запись    которых   с   последующим анализом     выделить   главную   мысль   искусство   слова.

В   своем   классе  работа   над   логическим    планом      отличается  большей самостоятельностью,    определенным     разнообразием    и  сложностью.

Даю   такие   задания:

-озаглавить   каждую   часть   текста    (работа   по   делению   на     части коллективная)   и    установить   смысловую   связь    между    ними.

-По   рассказу К.    Паустовского    « Барсучий нос».    План    может выглядеть   так:

  1. Рыбалка   на   озере   осенью.
  2. Ужин      у    костра.
  3. Барсук   решил    поужинать   у    людей.
  4. Маленький      барсук     лечит     нос.
  5. Встреча   через    год.

- Озаглавить        одну   крупную    часть    коллективно    и самостоятельно,      разделить    ее    на    более    мелкие  смысловые части,   дав  им    названия.

Д. Мамин- Сибиряк,    «Серая Шейка» ( составляют план текста.)

-Дома  составит    план    рассказа  в     форме     вопросительных предложений     и    подготовить   ответы     на эти вопросы.

Объединить     несколько   пунктов    плана, составленного    на    уроке,  в   озаглавить   его.   Например ,    по    рассказу А. Чехова «Белолобый»

Вся     эта    работа     дает   положительный    результат,   так    как провожу     планомерно,    целенаправленно,   последовательно   в    течение   всех    четырех    лет    обучения    детей    в   начальной    школе.

«Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения».

2007 уч. год

Руш С. С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения

Выступление на тему "Развитие творческих способностей учащихся младших классов на уроках литературного чтения". Развитие творческих способностей – цель работы каждого учителя. Творчество оживляет позн...

Презентация "Развитие творческих способностей на уроке литературного чтения в первом классе"

В публикации представлен материал творческих заданий на уроках обучения грамоте и литературного чтения...

Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ на тему:"Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения через использование игровых технологий".

В данной работе описываются формы и методы работы с учащимися, направленные на развитие творческих способностей на уроках литературного чтения в начальных классах....

Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения

В этой работе прибоводятся некоторые примеры по развитию творческих способностей учащихся....