Урок литературного чтения во 2 м классе «УМК»Гармония». Тема: Определение эмоционального тона для передачи характера персонажа. К. Ушинский “Спор деревьев”
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Развивать познавательный интерес учащихся; способствовать развитию целенаправленной фантазии и творческому подходу к анализу произведения; совершенствовать навык осмысленного и выразительного чтения; прививать любовь к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx27.1 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения во 2 классе «УМК»Гармония»

Тема: Определение эмоционального тона

 для передачи характера персонажа К. Ушинский “Спор деревьев”

Цели и задачи урока: развивать познавательный интерес учащихся; способствовать развитию целенаправленной фантазии и творческому подходу к анализу произведения; совершенствовать навык осмысленного и выразительного чтения; прививать любовь к природе;

  1. Артикуляционная гимнастика

  1. Работа по таблице: a o у ы и э

- Прочитать: - беззвучно

                         - шепотом

                         - громко с плюсом

                         - золотая середина артикуляции

        б)  аоуэ, аиуоэ

  1. Создание проблемной ситуации “Яркое пятно”

- Как вы думайте, о чем мы будем говорить на уроке? (о деревьях)

- Но мы о деревьях говорим на уроке окружающего мира, а сейчас урок литературного чтения? (значит мы будем читать произведения о деревьях)

* Героями нашего урока будут деревья (показ слайдов: бутылочное дерево, секвойя).

- Что удивило вас в этих деревьях? (мощные, старые, долгожители, деревья властелины…)

* Каждое дерево – это целый мир. Мир деревьев прекрасен и неповторим. Это деревья – долгожители. Они многие живут несколько тысяч лет. Вот такое чудо природы мы увидели.

-А как вы думайте, есть ли характер деревьев? А хотите узнать? (ответы детей)

-  Приходилось ли вам слушать или слышать, как разговаривают деревья.

* Кто же научит нас видеть и слышать, понимать разговор цветов и деревьев.

Кто переведет нам язык растений на человеческий язык? И есть ли такие переводчики. Оказывается есть. Это писатели и поэты, художники и музыканты.

С одним из таких мастеров мы сегодня на уроке повстречаемся. Это фамилия уже вам известна.

  1. Знакомство с произведением

*  Обратите внимание на выставку, произведения, какого автора выставлены на выставке?

(выставка книг  К. Д. Ушинского).

-  Какие произведения Ушинского вам уже известны и есть ли среди них книги о деревьях?

(рассказ ученика об Ушинском)

* Произведение, с которым мы сегодня познакомимся, поведет нас в необыкновенный мир деревьев. (К. Д. Ушинский “Спор деревьев”)

- Итак, может, догадаетесь по обложке книги – какого жанра может быть это произведение? Почему? (потому что первичное восприятие обманчиво)

* Сейчас зазвучит текст. Внимательно послушайте его, представьте то, о чем рассказывает автор, прислушайтесь к своим чувствам. (звучит запись произведения, дети внимательно следят по учебнику)

- Какое настроение, какие желания возникли у вас?

- Так правильно мы угадали жанр произведения? (это сказка)

- Как вы думаете, как автор добился того, что вы смогли всё это почувствовать? (Благодаря мастерству писателя ушинский непревзайденный мастер слова.)

* Ребята сегодня на уроке мы должны пронаблюдать каким образом автор добивается у нас “читателей”, видение действий персонажей, о которых он рассказывает; будем учиться размышлять, точно и образно говорить.

  1. Подготовительная работа с текстом.

- А сейчас проведем подготовительную работу перед чтением произведения.

1) поработайте в парах (1-е задание – в учебнике)

(прочитайте друг другу слова)

2) на доске трудные слова из текста

плавно - по слогам, а затем – целыми словами.

* А сейчас ёще раз внимательно пролистаем это произведение и карандашом отметьте непонятные слова, только не отмечаем те о смысле которых можно догадаться по содержанию сказки.

Словарная работа

  • вырезные – изготовленные с резьбой, значит резные, н.р. – листья
  • молвила – сказала, произнесла (устаревшее слово)
  • на потеху – забава, развлечение

Мы знаем, главное в слове – его значение, без значения, без смысла нет настоящих слов, нет настоящей речи.

- А какие деревья ведут спор? (дуб, яблоня, сосна)

- Ребята, а в произведении есть характер деревьев? (конечно есть)

* Чтобы точнее передать характер деревьев, послушайте небольше сведения о них.

( выступления детей о дубе, яблоне, сосне).

* Мы послушали о важности этих деревьев, а сейчас постараемся передать характер деревьев, их убеждения, настроения.

- Ребята, а при помощи чего мы это передадим? (при помощи громкости и тона, а также темпа речи; т.е. поработаем над эмоциональным тоном произведения)

- Вы хотите научиться читать выразительно?

* Ушинский характеризует персонажей через их диалог. Диалог очень эмоциональный, со множеством чувств и их оттенков. Автор ведет речь как настоящий сказочник.

- Кто первым начал спор среди деревьев? (дуб)

- Каким тоном прочитаем слова дуба? (тон должен быть высоким, темпераментным)

- А каков сам дуб? (самовлюбленный, гордый, хвастливый) – слова выставляются на доске.

* Отмечаем слова дуба (Д)

- Ребята, а какими словами автор оживляет деревья? (говорит, услышала, сказала…) При озвучивании, эти авторские авторские слова – фразы, разбивающие реплики героев мы читать не будем – возьмем их в скобки.

* Найдите слова яблони (буква Я)

- Какой вы представили ее? (рассудительная, тоже хвастливая, гордая)

- Как она говорит? насмешливо

                                оскорбительно

                                возмущенно (слова на карточках)

- Как к спору отнеслась сосенка? (слова отмечаем буквой С)

* Речь деревьев простая. Так говорят в обыденной жизни, но богата образными выражениями, уменьшительно-ласкательными словами. Деревья в лесу разные. И люди тоже разные. У каждого свой характер, своя внешность.

- Ребята, а как можем при чтении выразить удивление? (поднять брови, пожать плечами, не забываем о выразительности лица)

* Как вы думайте, рассудила бы деревья жизнь? (мне кажется, каждый прав по-своему. Каждое дерево осталось при своем мнении. Автор не закончил даже историю… Каждое дерево, каждый его вид не похож друг на друга. У каждого свой характер; свой если хотите секрет.)

  1. Игра “Радиотеатр”. Чтение по ролям.

*Пронаблюдали, как раскрываются характеры, столкнувшись в конфликте, который показал писатель.

* А сейчас разыграем маленький спектакль, если конечно вы хотите, изображая “радиотеатр” (Наши родители и я позаботились об элементах костюмов). Удивились! Читаем так, чтобы мы и наши гости “увидели” и почувствовали необыкновенный мир деревьев.

(3 персонажа, а остальные критики, отмечаем хорошее и недочеты)

* Смогли они путём эмоционального тона передать характер произведений?

- А кого автор считает правым в этом споре? (Никого. Автор даёт нам возможность самим это решить.)

- В чем мудрость этой сказки? (Мне кажется, что каждый в жизни выбирает свою дорогу. Каждому от природы дано своё. Каждый в чем то силен, а в чем то слаб. Один живет ярко, словно звезда, вспыхнул и погас; другой как речка – течёт медленно и размеренно. Важно быть сильным, быть мастером в одном деле каком-то; и помогать другим; и делать добро.)

- Могли бы посоветовать прочитать эту сказку своим младшим братикам и сестричкам!

- А сейчас, ребята послушайте другое произведение. Это стихотворение собственное сочинение Вити К. о важности деревьев.

Ведь каждое дерево – это целый мир. И все мы можем сказать – спасибо вас деревья! И помните простую вещь: Лес – твой друг, будь и ты его другом.

* Завершая работу, мне хочется спросить.

Проанализируйте своё внутреннее состояние – какое оно было у вас в начале урока и как чувствуйте себя в конце урока?

А  сейчас мыц с вами вернемся к нашему дереву. Создадим Дерево Успеха и радости! Вы – молодцы.

Скажите себе: “Я молодец, я думал, я старался, я делал открытия” (у каждого ребенка на парте 3 листочка разного цвета.)

Дерево у нас получилось: весёлое, счастливое, успешное.

Д/з:         по выбору творческого характера

  • Сочини свою сказку одеревьях
  • Продолжи эту сказку
  • Прочитай это произведение по ролям, и по желанию рисунки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе УМК "Гармония" “Русская народная сказка “Самое дорогое”

Цель:познакомить учащихся с русской народной сказкой “Самое дорогое”.Задачи урока:образовательные:  познакомить учащихся с русской народной сказкой “Самое дорогое”,способствовать формированию у у...

Проект урока литературного чтения в третьем классе (УМК Гармония) Тема: Знакомство с произведением В.Ю. Драгунского «Кот в сапогах»

Тема урока: знакомство с произведением В.Ю.Драгунского «Кот в сапогах».  Предмет: литературное чтение.Тип урока:  комбинированный, с применением компьютерных технологий.Учебник:  Кубасо...

Тематическое планирование уроков литературного чтения в 1 классе УМК "Гармония" (О. В. Кубасова)

Тематическое планирование уроков составлено в соответствии с учебным планом...

Конспект урока литературного чтения во 2 классе УМК «Гармония»

Вид урока: коммуникативно – креативный Цель: способствовать у учащихся творчески воссоздающего воображения, прививать любовь и интерес к образному слову. Задачи: 1. Познавательный аспект: • познакомит...

Н.Н. Носов "Огурцы. На ошибках учатся" Урок литературного чтения в 3 классе УМК "Гармония"

Урок литературного чтения "Н.Н.Носов Огурцы. На ошибках учатся" в 3 классе УМК "Гармония" по ФГОС с презентацией, с краткой биографией Н. Носова...

Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе. УМК «Гармония». Тема: «М. Пляцковский «Добрая лошадь». В.Осеева «Кто хозяин»».

Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе.УМК «Гармония». Тема: «М. Пляцковский «Добрая лошадь». В.Осеева «Кто хозяин»»....