урок литературного чтения по теме "Барсук-любитель стихов" 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Конспект урока по литературному чтению  "Таинственный мир Японии. Барсук -любитель стихов". В ходе урока ученики не только познакомятся с японской сказкой, но и попробуют сами сочинить хокку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie_2_klass_barsuk-lyubitel_stihov.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме « Таинственный мир Японии.   

Японская сказка Барсук- любитель стихов»

Цели урока

  1. учить детей ориентироваться в тексте, находить в нем нужные места, опираясь пока на маркировку цветом;
  2. приучать детей все эстетические и нравственные ситуации примерять на себя — только это позволит им глубоко их переживать. (На материале японской сказки «Барсук — любитель стихов».)
  3. продолжить знакомство детей с такой малой поэтической формой, как хокку,   или хайку;
  4. создать ощущение, что у народов мира – единый круг ценностей: в России так же любят и ценят природу, как и в Японии; 
  5. развивать умение бегло читать, слушать, вникать в слушаемое, выбирать объект для наблюдения,

Задачи урока:

  1. обсудить с детьми такую нравственную проблему: осуждать ли барсука за то, что он крал листочки со стихами?
  2. в конце урока подвести детей к выводу, что люди простили барсука из уважения к его эстетическим переживаниям, к его чувству прекрасного (на языке школьника это прозвучит по-другому: барсук любил стихи; барсук умел наслаждаться стихами; барсук умел ценить поэзию и т.п.)

Оборудование: картинки с видом Японии, толковый словарь в учебнике  «Русский язык» (УМК «Перспективная начальная школа», М.Л,Каленчук, О.В.Малаховская, Н.А.Чуракова, Русский язык, с.98).

Ход урока.

1.        Организационный момент.

2.        Постановка  темы и целей. Дети читают стихи:

    Д.   Дружок, нас с тобой путешествие ждёт

В страну, где румяное солнце встаёт.

Увидим на улице, а не в кино,

Людей, что спешат по делам в кимоно.

Традиции древние нас поразят,

И то, как их бережно все здесь хранят.

Цветущая вишня, бамбук и сосна

В стране этой чтятся во все времена.

 

Здесь воин отважный составить готов,

Как девочки наши, букет из цветов.

Нам часто придётся вовсю удивляться,

Скорей собирайся, пора отправляться.

3. Актуализация знаний

У. -  На востоке Азии в Тихом океане лежит небольшая островная страна. Издавна её называют Страной  восходящего солнца, а на языке её жителей звучит Ниппон. Это Япония.

Солнце изображено на флаге Японии, и герб страны - золотая хризантема – тоже

символ солнца.

Расположена Япония  на 3900островах и островках. Четыре главных острова Японии самые крупные из всех – Хоккайдо, Хонсю, Сикоку, Кюсю. На самом большом острове Хонсю находится главный город – Токио.

     На большей части всех островов высятся крутые горы. Самая высокая – Потухший вулкан Фудзияма. Эта гора считается  священной.  

      В сегодняшней Японии живёт около  130 миллион человек. Большая часть населения проживает  в городах. Но в горных районах сохранилось немало традиционных японских жилищ из дерева, бамбука, бумаги. Обычная хижина – одноэтажное здание, внутри нет мебели, пол покрыт циновками из рисовой соломы. На полу сидят, когда обедают, там же спят, подстелив под себя специальные матрасы.  

 Жители страны очень любят красоту нетронутой природы  и стараются сохранить её. Самые любимые деревья – цветущая вишня и вечнозелёная сосна.

 Старое часто соседствует  с новым. В школах изучают иностранные языки, но не забыто и древнее искусство письма. По окончании школы ученик должен уметь писать более 2000 иероглифов. С ними мы скоро познакомимся.

 Д.   Едят здесь не из тарелок, а из чашечек и блюдечек, не вилками, а палочками.(Демонстрирует палочки.)

  Д.    Большинство жителей носит европейскую одежду, но во время праздников надевают свободные накидки – кимоно («вещь для носки»).

Д.   Есть специальные дома, которые называются Чайными домами.

 Чайный домик – маленький индивидуальный храм, место, где можно сосредоточиться, побыть одному или с друзьями. Домик совершенно пустой. Хозяин и гости сидят на циновке из соломы – татами. Очаг установлен в центре . Украшением служит ваза или свиток.

 

Д.    В Чайном домике проводится чайная церемония – определённый ритуал, когда готовится зелёный чай (хозяин взбивает измельчённый в порошок зелёный чай с кипятком специальным венчиком, разливает по чашкам, раздаёт друзьям). Чашки глиняные, у каждой своя форма. На чайной церемонии принято рассматривать свои чашки, пить чай маленькими глотками, читать стихи, поддерживать беседу, рассматривать вазу или свиток.

 У.  Уже в школе дети учатся любоваться  увиденным, есть специальные уроки – уроки любования.  На этих же уроках пишут стихи любования – хокку (хайку) . Вспомните хокку.

  Вот выплыла луна.

 И самый мелкий кустик

На праздник приглашен.

Мы продолжаем  уроки любования.

4. Работа по теме урока.

 1. Работа с текстом.  (Учебник литературного чтения  автор Чуракова Н.А )

Чтение цепочкой по цветовой отметке.

У.  Вспомните, кто нас встретил в чайном домике? Гостеприимный Барсук. Что он любил делать?

 Читаем сказку про предков нашего барсука  по цветовой  отметке.

У.   Какие слова отмечены? Может кто-то знает их значение?

2. Работа по  толковому словарю с выделенными словами.

 3.   Ответы на вопросы. Разбор сюжета сказки.

- Осуждаете ли Барсука за то, что он украл стихи?

-Почему после чтения стихов Барсук бьёт себя лапами по животу?

-Приходилось ли вам чувствовать нечто такое в своей жизни?(Восторг, восхищение.)

-Чем восхищается Барсук ?

-Почему люди простили Барсука?

5. Творческая мастерская.

У. А вы любите стихи? Так же как барсук? Представьте, что наш класс Чайный Домик. Есть что-то такое, чем можно любоваться в нашем классе? (ваза с голыми ветками и один желтый листок, желтые листья…) Попробуем сочинить хокку?

Творческая работа учащихся: высказывания о ветке, о листе, восхищение красотой желтого листа, коллективное сочинение стихотворения из трех строчек.

Желтый листок
на голой ветке,
как солнце освещает мой дом.

Осенние листья

Под моими ногами,

Как солнца осколки.

Последний цветок орхидеи,

Ты остался один

В ожидании зимы.

8. Итог урока.

-Чем запомнился вам урок? Спасибо за интересную работу.

9. Домашнее задание. Перечитать сказку, нарисовать иллюстрации, попробовать сочинить хокку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения с использованием ИКТ. 1 класс Г..Юдин "верблюжонок Бюль-Бюль"

Урок с использованием ИКТ. На конкурсе уроков занявший 1 место....

Интегрированный урок литературного чтения и информационной культуры 2 класс

Интегрированный урок литературного чтения и информационной культуры        2 класс.Тема:А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»Множество.Тип урока: урок-закрепление изу...

Урок Литературного чтения "А.С.Пушкин" (4 класс)

Урок по творчеству А.С. Пушкина. Знакомство с биографией поэта....

Урок литературного чтения и ИЗО в 3 классе. С. Есенин "Поет зима, аукает..."

Представляю вашему вниманию разработку интегрированного урока по литературному чтению и ИЗО в 3 классе по учебнику Р. Н. Бунеева (ОС "Школа 2100")...

Интегрированный урок литературного чтения и рисования в 1 классе по программе Л.В.Занкова. Тема: "В.Драгунский Друг детства"

Этот урок является вторым уроком изучения рассказа В.Драгунского Друг детства. На уроке учащиеся знакомятся со 2 частью рассказа и рисут игрушечного медведя частично по шаблонам....

План-конспект урока "Литературное чтение" (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "ПНШ", тема "«Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»»

Урок  литературного чтения (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "перспективная начальная школа", по теме «Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»» (первый урок) разр...