Интегрированный урок по чтению и окружающему миру: Отчего мы иногда болеем. А.И.Куприн "Слон"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Гуслякова Галина Александровна

Интегрированный урок познакомит детей с новыми понятиями: инфекционные заболевания, иммунитет, возбудители болезни, эпидемии. Используя литературное произведение,  учащиеся узнают о психическом заболевании (депрессии ), с причиной появления этой болезни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по литературному чтению и окружающему миру в 4 классе.

Тема: Отчего мы иногда болеем.  А.И. Куприн «Слон»

Цель:

  1. познакомить учащихся с новыми понятиями: инфекционные заболевания, психические заболевания, иммунитет, возбудители болезни, эпидемии;
  2. закрепить знания, используя литературное произведение А.И. Куприна «Слон.»;

Задачи:

  1. формировать навыки исследовательской работы, умение строить предположение и вести доказательства;
  2. развивать умение анализировать прочитанное и делать выводы;
  3. создать ситуацию сочувствования, настроить на эмоционально-чувственное восприятие текста;
  4. закрепить знания детей о гигиенических нормах поведения.

                                    Ход урока.

  1. Актуализация знаний. Постановка учебной проблемы.

У. – Вспомни, что тебе известно о микробах? ( это мельчайшие живые организмы, которые состоят из одной клетки )
- Какие ткани защищают нас от микробов? ( кожа защищает нас, в крови есть белые кровяные клетки, которые уничтожают микробов )
- Если мы так хорошо защищены, почему же мы всё таки болеем? ( предположение детей)
- Определите тему урока. ( почему мы болеем, запись на доске темы )

      II.        Совместное открытие знаний.
У. –Что можно назвать болезнью? ( грипп, ветрянка …)
-  А если это перелом или порез – это что? ( травма )
- Что является причиной болезни? ( микробы )
- У каждой болезни свои возбудители. К ним относятся: простейшие, бактерии и вирусы.
( на доске появляются карточки с названиями )
- Где их можно встретить? ( в транспорте, на улице …)
- Что происходит, когда микробы попадают в кровь? Как вы думаете, когда они не могут справиться с микробами? ( когда микробов очень много, когда организм ослаблен )
- При каких обстоятельствах в наш организм может попасть много микробов? ( при контакте с больным человеком )
- Назовите признаки больного человека. ( дети называют признаки )
- Что нужно сделать при первых этих признаках? ( обратиться к врачу )
- Вспомните из своего опыта о действиях врача, когда он приходит в дом к больному? Почему он моет руки?
- Если вы общаетесь с больным человеком, не соблюдая правила гигиены, то вы тоже можете заболеть. В таком случае говорят об инфекционной болезни. ( на доске появляется карточка )
- Какие же правила гигиены должны соблюдать люди? Откройте учебник «Окружающего мира» на стр.51, самостоятельно №2 .
Проверка. Выводы детей.
-А как часто мы болеем ветрянкой, оспой, корью? ( редко – 1 раз, или совсем не болеем )
- Почему? ( нам делают прививки – это . когда в наш организм вводится ослабленный возбудитель этой болезни )
- После прививок у человека появляется невосприимчивость к этой болезни или иммунитет. ( карточка на доске )
- Всегда ли людям делали прививки? ( Пятиминутка эрудита – выступление ученика про эпидемии в далёком прошлом )
         III.          Работа с текстом до чтения.

- Сегодня мы узнаем ещё об одной болезни, её признаках, способах лечения на примере литературного произведения. Как вы думаете, что можно сказать о человеке по таким строкам:
Спустился ты на дно морское,
Поднялся ты за облака -
Из четырёх стихий в покое
Огонь оставил ты пока!
( Это А.И. Куприн. Он много путешествовал по югу России и Украине. Писатель не владел ни одной гражданской профессией, поэтому пробовал себя в различных сферах деятельности: был грузчиком, кладовщиком, лесным объездчиком, землемером, псаломщиком, корректором, управляющим имением и даже зубным врачом. Полученные именно в это время опыт и впечатления легли в основу его будущего творчества.)

- Откройте учебник чтения на стр. 213. Прочитайте название произведения. ( «Слон» )
- Рассмотрите иллюстрацию. Какие предположения вы можете сделать?
-  История эта не совсем обычная. И в то же время, читая рассказ, мы понимаем. Что всё это могло быть на самом деле. Итак, мы переносимся в дом, где живёт девочка Надя, её папа и мама.

         IV.          Работа с текстом во время чтения.
1) Самостоятельное чтение 1 части.
2) Комментированное чтение.
- Давно ли болеет девочка?
- С какой проблемой столкнулся доктор? ( редкая болезнь, для совета пригласил других докторов )
- Отчего заболела маленькая Надя? ( ей было скучно, не было друзей, она страдала от одиночества, чувства незащищённости )
- Как назвал эту болезнь доктор? ( равнодушие к жизни ) Сейчас эту болезнь называют депрессией. ( на доске карточка )
- Это можно назвать инфекционной болезнью? ( нет ) Это психическое заболевание. ( на доске карточка )
- Какое же лекарство прописал доктор? ( рассмешить, развеселить )
3) Самостоятельное чтение 2 части.
4) Комментированное чтение.
- Как родители переживают болезнь девочки?
- Девочка угасает с каждым днём. Как пишет об этом автор?
- Прочитайте по ролям разговор мамы и дочки. ( чтение по ролям )
- Что чувствует мама, Надя?
5) Чтение 3 части.
6) Вопросы после чтения:
 - Что приснилось Наде?
- Почему ей не понравилась игрушка? ( потому что Надя хотела живого слона ) Вы верите, что слон может вылечить Надю? Каким образом? ( предположения детей )
            V.                Домашнее задание.
- Дома прочитайте 4 и 5 части.

            VI.        Подведение итогов.
-Что узнали на уроке? Какие существуют болезни?  Как лечатся инфекционные заболевания? Как лечатся психические болезни?





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира

Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира по УМК "Начальная школа XXI века" во втором классе по теме:  Г.Скребицкий "Весна-художник". Травянистые растения. Спасибо ...

Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира

урок литературного чтения в 1 классе по программе «Гармония" учебник «Азбука» Н. М. Бетенькова, В. Г. Горецкий, Д. С. Фомин.Тема урока:«Чтение слов с изученными буквами. В гости к деревьям»Цели ...

Конспект интегрированного урока по чтению и окружающему миру в 4 классе. Тема "Первые русские князья"

Урок по окружающему миру. "Первые русские князья". 4 класс. УМК "Планета Знаний"...

Работа по формированию предметных результатов. Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 3 классе (открытый урок в рамках районного семинара в 2013-2014 уч.г.).

Данный материал включает конспект интегрированного урока по литературному чтению и окружающему миру. Используется ИКТ-технология....

Урок окружающего мира "Отчего мы иногда болеем"

Урок окружающего мира "Отчего мы иногда болеем" Вахрушев. ОНЗ...

Разработка урока окружающего мира "Отчего мы иногда болеем?" 4 класс Вахрушев

Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Отчего мы иногда болеем?" по учебнику Вахрушева....