Согласный звук [Ж]. Буквы Ж, ж. Сочетание ЖИ.
план-конспект урока (чтение, 1 класс) по теме

Урок имеет четкую структуру, один этап плавно перетекает в другой. Использованы различные виды работы. Знакомство с новым звуком происходит в игровой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obucheniya_gramote.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

                  Урок обучения грамоте

Учитель: Григорьева Н.Ю.

Тема: Согласный звук [Ж].

          Буквы Ж, ж.  

          Сочетание ЖИ.

Цели: 1) познакомить с новым звуком и буквой; с правилом «ЖИ»,

              отрабатывать навык правильного, послогового, сознатель-

              ного чтения;

          2) развивать фонематический слух, речь, логическое мышле-

              ние, внимание;

          3) воспитывать любознательность, дружеские отношения.

Оборудование: учебник  «Русская азбука» В.Г. Горецкого, тетрадь

                        для   печатания,  цветные  карандаши,  сигнальные

                        карточки,  цветок,  жук,  рисунки  на  тему «Лето»,

                        рисунки детей «Зимние забавы», диск с записью

                        «Если  с  другом вышел в путь», презентация -  

                        «На что похожа буква», снежинка, ШИ-ЖИ.

                                        Ход урока.

  I. Орг. момент.

 

 II. Проверка домашнего задания.

      1. Обобщение знаний о букве Ш.

       - Какая буква стала нашим другом на прошлом уроке? (Ш).

       - Какой звук она обозначает? Дайте характеристику [Ш].

         (Согласный, глухой, твёрдый).

       - Чем отличается от других согласных звуков? (Не имеет

         парного мягкого).

       - На каком этаже в ленте букв поселилась? Почему? (I, глух.)

      2. Работа со скороговорками.

       - Какие скороговорки со звуком [Ш] приготовили?

      3. Чтение и работа с текстом на с.147.

       - Почему с большой буквы Ш,М,Т? (Как живые).

      4. Выборочное чтение. (Прочитайте ответы на вопросы).

       - Почему проснулась Тишина?

       - О чём спросила Тишина у Машины?

       - Что ответила Машина?

      5. Чтение по ролям.

 

III. Знакомство с новым звуком.

       - А ещё Машина привезла нам на урок  цветок. Это  цветок  не-

      простой,  он  поможет  попасть  из  холодного  декабря  в самое

      тёплое время года.(Изображение зимы, лета на интерактивной доске)

         Ромашка принесла с собой частичку лета.

       - А кто же это на цветке? (Жук).

       - Как жужжит жук? (Жу – жу).

       - Жук что-то жужжит. Жук просит вас назвать одинаковый звук

      в словах: жара, ежи, ужи, лужа, жмурки, журчание. (Звук [Ж]).

       - Что  происходит  с  губками,  язычком,  когда вы произносите

      этот звук? (Губки вперёд, щель, рот не широко).

       - Встречает ли воздух преграду? (Да).

       - Какой это звук? (Согласный).

       - Звонко или глухо он звучит? (Звонко).

       - Звук  [Ж]  всегда  твёрдый, мягкого  парного не имеет. Какой

      звук  из  изученных  тоже  бывает  твёрдый  и не имеет мягкого

      парного? ([Ш]).

IV. Работа по составлению схем.

       - Наш  сегодняшний  гость – жук  очень любит веселиться, осо-

      бенно играть.

       - О какой игре идёт речь?

              Жмурятся глазки

              У кошки, у Мурки:

              Выходите, мышки,

              Поиграем в жмурки!

       - Откройте тетради для печатания. Жук просит составить схему

      слова «жмурки».

 V. Упражнение в развитии фонематического слуха.

       - Послушайте и назовите слова со звуком [Ж]:

              Жук жужжит в железной банке,

              Жук не хочет жить в жестянке.

              Жизнь жука в плену горька,

              Жалко бедного жука!

VI. Знакомство с буквой.

       - А теперь посмотрим, какой же буквой обозначается звук  [Ж].

      Эта  буква, ребята, родится  у  вас  прямо  в руках. (На партах у

      детей вдвое сложенные листочки, на которых написана буква К)

      Раскрыв букву К, дети с радостью убеждаются, что она  превра-

      тилась в неизвестную ранее букву Ж.

              Это – Ж,

              А это – К.

              Целый жук

              И полжука.

       - Нахождение Ж ж – в кассе букв. Печатание. Рассмотрите  ста-

      ринную Ж в «Азбуке» на с.149.

       - Пофантазируйте, на что похожа эта буква?

              Посмотри – ка, буква Ж

              На жука похожа,

              Потому что у неё

              Шесть жучиных ножек.

              Если сноп, как пояском,

              Подпоясать колоском,

              Сноп пшеницы на меже

              Превратится в букву Ж.

 Презентация «На что похожа буква»

VII. Физкультминутка.

              Я нашла себе жука

              На большой ромашке.

              Не хочу держать в руках –

              Пусть лежит в кармашке.

              Ой, упал, упал мой жук,

              Нос испачкал пылью.

              Улетел зелёный жук,

              Улетел на крыльях.

VIII. Чтение слогов – слияний.

        - Прочитаем слоги.

        - Каких гласных вы не увидели после Ж? (ы,я)

        - Прочитаем слоги с гласными, которые  обозначают  мягкость

        согласного. (же, жи).

        - Что особенного заметили? (Читаются твёрдо). Напомню, звук

        [Ж] – твёрдый, не  имеет  парного  мягкого,  поэтому  стоящие

        после Ж «И» и «Е» теряют свою функцию мягкости  предшест-

        вующего согласного.

  IX. Чтение слов.

        - Чем  отличаются  слова?  (Друг – дружок (ласково), могу – я,

        а  может – кто-то,   жук – Жучка  (кличка),   телега – большая,

        тележка – маленькая).

    X. Работа по сюжетной картинке.  

        - Рассмотрим рисунок. Во что играют дети?

        - Узнаем имя мальчика, если прочитаем текст. (Женя).

        - Какая погода? Докажите, что прошёл дождь. (Лужа).

        - Как можно назвать рассказ? («Жмурки»).

        - Когда у человека есть друзья, ему не бывает скучно.

  XI. Чтение пословиц.

        - Прочитаем пословицы о дружбе. Как вы понимаете?

        1. Если люди дружны, им ничто не страшно. Настоящая друж-

        ба сумеет всё победить.

        2. Дружбу  надо  беречь.  Если  друга  предал,  то  уже былую

        дружбу не вернёшь.

 XII. Работа с иллюстрацией.

        - Посмотрите на иллюстрацию.

        - Узнали сказку? Как она называется? («Дюймовочка»).

        - Почему Дюймовочка плачет? (Осталась одна без друзей).

        - Каких насекомых узнали со звуком [Ж]. ( Жук, божья коров-

        ка).

        - Что делают? (Окружили, играют).

        - Что необычного, сказочного?

        - Ребята! Посмотрите, что стало с буквой Ж. Она уже  совсем

        не похожа на жука, а очень похожа на … снежинку.

          Наверное, волшебство цветка закончилось и снова возвраща-

        ется зима. Звук [Ж] так замёрз, что даже тепло лета не смогло

        его растопить, он навсегда остался твёрдым как лёд.

          с.150. – правило ЖИ.

XIII. Чтение текста «Первые снежинки».

        - В каких словах звук [Ж] слышится ясно?

        - В каких «заколдованный» звук, неясно, что писать?

        - С каким звуком можно перепутать [Ж],[Ш]?

        - Чем похожи [Ж],[Ш] (согласный, твёрдый), чем отличаются?

        (Звонкий, глухой).

        - Назовите слова с сочетаниями ЖИ.

        - Ребята, каждое время года прекрасно по-своему: зимой нема-

        ло разных игр, развлечений, совсем скоро наступит  любимый

        всеми праздник Нового года.

        - Прочитайте слова  в альбоме.  Какой  рисунок  больше  всех

        подходит?

XIV. Итог урока. Рефлексия.

- Кому из вас понравился урок?

-Какая работа понравилась?

-А что было трудным?

        - Кто доволен своей работой на уроке?

        - Сегодня вы хорошо потрудились.  Какая  же  буква  помогла

        нам совершить путешествие? (Ж).

        - Дайте характеристику звука [Ж].

        - Какое правило нужно помнить?

        - Прочитать все слова, предложения, ответить на все вопросы

        вам помогла дружба. Ведь не каждый из вас в одиночку спра-

        вился бы со всеми заданиями. В  заключении  нашего  урока я

        хочу вам подарить песню. Желаю, что-бы  ни  дождь, ни  снег

        не помешали бы вашей дружбе.

          Песня «Если с другом вышел в путь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока по литературному чтению "Твердый согласный звук [ш],буквы Ш,ш. Сочетание ши"

Тема урокаТвердый согласный звук [ш],буквы Ш,ш. Сочетание ши. Класс1классПредметЛитературное чтениеПедагогическая цель Создать условия для открытия новых знаний, познакомить учащихся с тверд...

Урок литературного чтения. 1 класс. Тема"Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши".

Урок литературного чтения. 1 класс. Тема "Твёрдый согласный звук [ш],буквы Ш,ш. Сочетание ши"....

Тема урока азбуки 1 класс УМК Школа России: Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши (закрепление)

Педагогическая цель: Создать условия для закрепления знаний учащихся о твердом согласном звуке [ш], буквах Ш, ш, развивать речь, память, логическое мышление.Тип урока: Решение частной задачи.Планируем...

Технологическая карта интегрированного урока Обучения грамоте и Письма по теме "Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши."

Данный материал поможет вам в проведении интегрированного урока Обучения грамоте и Письма в 1 классе по теме "Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши"....

Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши.

Литературное чтение (обучение грамоте)Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши.( Урок №32, букварный период)...

Конспект урока «Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш . Сочетание ши»

Конспект урока «Твёрдый согласный звук [ш], буквы  Ш, ш . Сочетание ши»....