Тема ВОВ в стихотворениях местных поэтов Марковой Л.И. и Бочкаревой Л.М.
план-конспект по чтению на тему

Байдашина Снежана Николаевна
Материал может быть полезен всем учителям литературы и начальных классов для проведения уроков внеклассного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_vneklassnogo_chteniya.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока внеклассного чтения

Тип урока:

ТЕМА: «Тема Великой Отечественной войны в стихотворениях местных поэтов Марковой Л.И и Бочкарёвой Л.М.»

Дата проведения: 11 ноября 2010года

Класс: 2

Цели урока:

1.  Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне на материалах местных поэтесс Марковой Л.И. и Бочкарёвой Л.М.

  1. Развивать способность эмоционально откликнуться на прочитанное, чутко относиться к поэтическому слову.
  2. Воспитывать любовь к малой Родине, чувства уважения и благодарности к её защитникам.

Учебные материалы: презентация Microsoft PowerPoint ; тест, созданный в программе «Инструментальная среда для создания программно-педагогических тестов и адаптивного тестирования» («СТ М-Тест»); музыкальные фрагменты; выставка книг о Северобайкалье; выставка книг о Великой Отечественной войне; плакаты «Победа»; стенды о Марковой Л.И. и Бочкарёвой Л.М. школьного краеведческого музея.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие. Позитивный настрой на урок.

  1. Вступительное слово. (слайды 2 – 4)

Подготовленный ученик читает стихотворение на фоне лирической музыки:

Родина моя! Моя Россия!

Как сказать тебе, что я тебя люблю!

Это море, это небо синее,

Эту жизнь в родном краю,

Этот дождь и эти вьюги злые.

Эти клены! Эти тополя…

Родина моя! Моя Россия!

Как сказать тебе, что я люблю тебя!

Учитель: Россия! Слово-то какое… Родина! Матушка Россия! Она, как мать, защищает и бережет нас от всяких врагов. Много есть, кроме России, хороших различных государств и земель, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

- Как называется наше село, которое является частью России? (Верхняя Заимка)

- Чем для нас является Верхняя Заимка? (Малой родиной)

Подготовленный ученик читает  стихотворение «Песня о родной деревне» местного поэта - Марковой Л.И. Учащиеся просматривают слайды с видами села Верхняя Заимка.   (слайды 6 -22)

«Край отчий, край древний», ты рядом с Байкалом.

И с детства тебя я любить не устала.

Душою, Заимка, с тобой породнилась

И сердцем навеки тебе покорилась.

Припев:      Деревня, одна ты такая,

Одна ты такая, как мама родная.

Одна ты такая,  как мама родная.

Нет краше тебя, дорогая.

«Край отчий, край древний», глубинка России,

Здесь люди простые, душою красивы.

И вместе с тобою они выживали,

Своих сыновей на войну провожали.

 

История края как книга большая.

Ты столько невзгод испытала, я знаю.

Ты много семей приютила, родная,

Им жить помогала, надеждой питая.

«Край отчий, край древний». Березы, рябины.

Источник Дзелинда, озера, долины,

Река Ангара, рыбаки да покосы,

Влюбленные пары и девичьи косы.

Учитель: Вы прослушали стихотворение о нашем селе Верхняя Замка. А знаете ли вы, сколько лет нашему селу? (Ответы детей)  (слайд 24) В истории села Верхняя Заимка были трудные времена, связанные с Великой Отечественной войной. Об этом сложном периоде пишут в своих замечательных стихотворениях наши местные поэтессы Маркова Л.И. и Бочкарёва Л.М.. Это прекрасные женщины. И мы с вами на уроке будем говорить об их творчестве  и читать стихотворения о годах Великой Отечественной войны.

 Ребята, скажите, а кто такие поэты? (Люди, которые пишут стихотворения)

III. Знакомство с биографией Марковой Л.И. и Бочкаревой Л.М.

Учитель: Мы сегодня уже услышали стихотворение Марковой Лидии Ивановны «Песня о родной деревне», которое читала ваша одноклассница. Познакомимся с биографией Лидии Ивановны.  

Рассказ учителя сопровождается слайдами. (слайды 25 – 29)

Маркова Лидия Ивановна родилась в селе Верхняя Заимка   26 января 1949 года.  Сейчас ей 61 год. Все свое детство она провела в родном селе, училась в нашей Верхнезаимской школе до 8 класса.   9-10 классы училась в поселке Нижнеангарск, жила вместе с другими ребятами в интернате. После каникул, которые проводила в Верхней Заимке, пешком с ребятами шла в Нижнеангарск. Дороги в те годы не было, добирались через село Холодное, где делали остановку. Их там встречали наши местные рыбаки. Зимой идти было очень холодно, но все равно шли вперед. После школы Лидия Ивановна окончила педагогическое училище, стала учителем русского языка и литературы. Много лет работала в нашей школе. Все ученики очень любили Лидию Ивановну за ее доброе сердце, понимание и хорошее знание своего предмета.  Сейчас она на заслуженном отдыхе, продолжает писать свои стихотворения о селе и его жителях, о родном крае, о любви.

Учитель:  А теперь послушайте рассказ о биографии Бочкарёвой Л.М.

     Рассказ учителя сопровождается слайдами. (слайды 31 – 35)

Бочкарёва Любовь Михайловна родилась в селе Верхняя Заимка   апреля 1939 года. Сейчас ей 71 год.  Детство было трудное, так как пришлось на военные годы. Отец ушёл на фронт в 1942году. Маленькие дети находились с бабушкой. Мама её была рыбачкой, дома появлялась только к вечеру. В возрасте восьми лет  пошла в первый класс, одевать было нечего. Любовь Михайловна со слезами на глазах вспоминает: «Бабушка разрезала мешок и сшила мне юбку, а кофту скроила из занавески и выкрасила желтыми таблетками. Обувь одевали только в школу, дома ходили босиком».

Всю свою жизнь Любовь Михайловна прожила в нашем селе. Она с грустью вспоминает детство, но не жалеет, что так сложилась её судьба. Трудности сделали детей того поколения очень крепкими, помогали пережить все невзгоды.

IV. Актуализация знаний учащихся о Великой Отечественной войне.        

Учитель: Почти 70 лет назад для нашей Родины были сложные времена. Началась Великая Отечественная война. Что вы знаете о ней? (Ответы учащихся)

Подготовленные ученики на фоне звучания метронома читают отрывок из стихотворения А.Твардовского и сообщают о днях начала войны. (слайды 37 – 39)

         

Ученик 1. Война – короче нету слова.      

Война – печальней нету слова.

Война – святее нету слова

В тоске и славе этих лет,

И на устах у нас иного

Ещё не может быть,  и нет.

Ученик 2.  Немало испытаний выпало на долю нашей Родины. 1941год 22 июня. Тихое утро. Стрелки часов отсчитывают последние секунды мирной жизни. Впереди четыре года войны – страшной жестокой войны. Она унесёт миллионы людских жизней: жёны потеряют мужей, братья – сестёр, сотни тысяч детей останутся сиротами.  

 

V. Подготовка к восприятию стихотворений Марковой Л.И. и Бочкарёвой Л.М. о войне.

Учитель: Ни один дом, ни одну семью не обошла стороной страшная Великая Отечественная война. В годы войны в нашем селе остались только женщины, дети и старики. Все мужчины и парни ушли на фронт. Любовь Михайловна Бочкарёва потом напишет:

Это было в сорок первом, началась великая война.

Уходили парни из деревни, оставляя хаты навсегда.

Оставляя мать свою старушку, детей, любимую жену.

Вернёмся мы, вы только ждите, как только отстоим проклятую войну.

Учитель: Чем же занимались люди, оставшиеся на селе? (Ответы детей) Давайте послушаем воспоминания из статьи Бочкарёвой Л.М., опубликованные в газете «Северобайкальские вести». (слайд  41)  

Подготовленный ученик читает выдержки из статьи «Мы дети войны» Бочкарёвой Л.М., газета «Северобайкальские вести» №13 от 6 апреля 2010г.  (Загнаева И.)

«Остались воспоминания в нашей памяти о войне и послевоенных годах. Как уходили на фронт наши мужчины, и многие не вернулись. Наш отец, Бочкарёв Михаил Степанович, ушёл на фронт 17 февраля 1942 года, а погиб 5 мая 1943 года.

В  селе оставались женщины, дети  и старики. Сколько же досталось на их долю… Набирали детей с десятилетнего возраста, они работали на поле, рыбачили. В колхозе держали коров, лошадей. Выращивали много овощей, сеяли овёс, ячмень. Всё это обрабатывали вручную. В зимнее время на поле в снегу валили лес и пилили ручной пилой. Сено и дрова возили на лошадях. Нужна была рабочая сила, и всё это делали женщины, дети и старики».

Учитель:  В годы войны из нашего села все, кто могли воевать, ушли на фронт, но, к сожалению, многие из них не вернулись. В центре села Верхняя Заимка стоит памятник (слайды 42 -43), в честь тех, кто погиб в годы Великой Отечественной войны. На нем написаны некоторые фамилии погибших людей. Мы всегда будем помнить о них.

Физкультминутка

А) для глаз «Шайба» (см.Приложение)

Б) маршевая песня «Бравые солдаты»

VI. Словарная работа (слайды 45 – 46)

Взрастила – вырастила

Отчая земля – родная земля        

В годину – в годы

Белоруссия –  в годы войны союзная с нашей страной республика

Новгородская земля – места близ города Новгорода

Поднять деревню – работать на благо родной деревни

VII. Чтение и анализ отрывка из стихотворения «О родном селе» Марковой Л.И.

Учитель читает стихотворение (слайды 47)

Взрастила земля наша отчая

Надежных, достойных сынов

В годину суровую, грозную

Спасали страну от врагов.

В сражении за Белоруссию

Погиб рядовой Ключерев,

За новгородскую землю –

Сержант Михаил Бочкарев

И только ли? Нет, и другие,

Есть памятник в центре села,

На нем обозначены в списках

Бессмертные их имена.

Домой же вернулись немногие,

И это – подарок судьбы.

Хоть ранены руки, безногие,

  Деревню поднять помогли.

Отец – ветеран рассказал своим детям

О жизни, победе, войне.

Учил нас и словом, и делом

Ценить труд людской на земле.

Краткий анализ стихотворения:

- Как относится Лидия Ивановна к людям, защищающим нашу Родину?

- Почему автор говорит, что имена тех людей, которые погибли на войне и написаны на памятнике, бессмертны?

- Почему Лидия Ивановна говорит, что   для тех, кто вернулся домой, - это возвращение – «подарок судьбы»?

- Чему учил отец-ветеран своих детей?

VII. Словарная работа (слайды 48 – 49)

Работать сколько есть мочи – работать, сколько есть сил

Тянуть лямку – работать

Бремя – груз        

Похоронка –  официальное извещение родным о гибели военнослужащего

Непосильная упряжка – то же, что и бремя, то есть груз

Пусть будет земля пухом – говорят об умерших людях, чтобы им в другой жизни жилось хорошо, легко

 VIII. Чтение и анализ стихотворения «Посвящается маме» Бочкарёвой Л.М. (слайды 50 – 51)

Туман над озером сгущался

И на рассвете дня

Солдат с женой своей прощался

И наказал ей: «Жди меня».

Она ждала и дни, и ночи,

Не забывая дни разлук.

Работала, сколь было мочи,

Не покладая рук.

Она детей своих растила,

Тянула лямку рыбака,

Пахала, сеяла, косила,

Работала за мужика.

Тяжело было это время:

И не поесть, и не одеть,

А мать тянула это бремя,

Чтобы детей своих сберечь.

Она тайком от нас грустила,

Смахнув слезу свою с лица.

Ох, люди добрые, поверьте,

Как трудно было без отца.

Как похоронку получила,

Так вся надежда умерла.

Ну, а те силы, сколько было,

Все для нас уберегла.

Всё досталось нашей маме,

Беды все перенесла.

Непосильную упряжку

На плечах своих везла.

И вот вернулись ветераны

Домой с победою тогда.

Давно зажили у них раны,

А наши раны – никогда.

Домой вернулись с честью, славой,

Трудом страну свою храня.

А тем, что с боя не вернулись,

Пусть будет пухом им земля.

Краткий анализ стихотворения:

- Какое время описывает Любовь Михайловна в этом стихотворении?

- Как автор относится к своей маме?

- Что говорил отец Любовь Михайловны, прощаясь  со своей женой? Что он хотел сказать этими словами?

- Чем занималась мама Любовь Михайловны во время войны? А дети, как вы думаете?

- Почему автор говорит, что их раны никогда не заживут? Что она имела этим  в виду?

- Чем занимались все жители села после войны?

- Почему Любовь Михайловна решила рассказать нам о своей маме?

  1. Тестирование.

Проверим свои знания, которые получили на уроке.

Учащиеся выполняют тест, созданный в программе «СТ М-Тест»

  1. Итог урока

- Почему люди вспоминают войну – ведь говорят, что тяжёлое, плохое, грустное нужно скорее забыть?

- Что нового узнали вы после этого урока?

Наш урок мне хотелось бы закончить словами:

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям.

Давайте, люди, никогда об этом не забудем!

Пусть память верную о ней

Хранят об этой муке

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки!

Помните о тех, кто защищал нашу Родину.  Читайте стихотворения наших местных поэтов.

  1. Домашнее задание.

Подготовить сообщение о своих родственниках, которые воевали в годы Великой Отечественной войны. Спросить об этом вы можете у своих родителей.

Выставляются оценки за урок.

- Спасибо всем за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

стихотворение средневекового поэта

стихотворение для родителей....

Открытый урок внеклассного чтения в 3 классе по теме: "Стихотворения русских поэтов о зиме"

На уроке создается образное представление о зиме на основе восприятия поэтических, живописных и музыкальных произведений искусства....

Стихотворения русских поэтов об осени

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5024304","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 329px; height: 211px;"}}]]        [[{"type":"medi...

Стихотворения русских поэтов на тему "Первый снег". И.А. Бунин "Зимним холодом пахнуло..."

Конспект урока по литературному чтению. 2 класс. Тема: "Стихотворения русских поэтов на тему "Первый снег". И.А. Бунин "Зимним холодом пахнуло..."...

Методическая разработка урока по литературному чтению в 3 классе по теме «Осень в стихотворениях русских поэтов»

Цели урока:1. Продолжить работу по формированию навыков выразительного чтения стихотворного текста.2. Обучать пониманию смысла стихотворного текста, умению определять настроение лирического героя, вид...

Тема урока: «Знакомство с творчеством поэтов С. А. Есенина и М. А. Волошина. Знакомство со стихотворениями С. Есенин «С добрым утром!», М. Волошин «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток…». Тренировка в заучива-нии». Класс: 4

Образовательные:Знакомство с творчеством поэтов С. А. Есенина и М. А. Волошина;Разучивание стихотворения С. А. Есенина «С добрым утром!», проверка ранее разученных стихотворенийРазвивающие...