Сценарий урока литературного чтения во 2 классе. В.Г.Короленко "Слепой музыкант!"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Данный урол является ознакомительным в теме, помогает детям понять творчество писателя и увидеть ту проблему, которую раскрывает автор в своём произведении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slepoy_muzykant.doc47 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок № 4

                                  Урок литературного чтения в 3 классе

Тема: В.Г.Короленко « Слепой музыкант», отрывок из повести.

 

Место данного урока в общем планировании: первый урок

Цель:

  1. Познакомить с отрывком из  произведения В.Г.Короленко «Слепой музыкант».
  2. Развивать:

                   навыки чтения для восприятия текста через разнообразные виды чтения

                   умение составлять словесный портрет героев, анализировать их внутренний мир через самостоятельное чтение

                   коммуникативные компетенции ребёнка через работу в парах

Ход урока

  1. Орг. момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мне выпала честь провести в вашем классе урок литературного чтения.

      Шкатулка ( определение самого важного человека на уроке)

 

2.  Определение цели урока.

Сегодня мы познакомимся с отрывком из произведения В.Г.Короленко «Слепой музыкант».

- Знаком ли вам этот писатель?

 Значит, это будет у нас с вами первое знакомство и с этим автором, который жил  более ста лет назад, но его произведения живут и в наши дни.

-Судя по названию, как вы думаете, о чём или о ком пойдёт речь в  этом произведении?

 Ну, а кто оказался прав, вы узнаете, когда прослушаете весь отрывок.

А так как это произведение  написано очень  давно, в нём  встречаются незнакомые или малознакомые слова. Давайте попробуем  объяснить некоторые из них.

(данные толкования взяты из словаря Ожегова)

Дремота – полусон, состояние, при котором хочется спать и закрываются глаза

Истома – чувство приятной расслабленности.

Гнев – чувство сильного возмущения.

Уступчивый - сговорчивый

Досада – чувство раздражения и неудовлетворения вследствие неудачи

Береговая галька – мелкий, гладкий камень округлой формы

Пренебрежение – лишённое высокого уважения и внимания  к кому - либо

Достоинство – уважение к себе за лучшие человеческие качества

Унижение - оскорбление

Калека – увечный человек

Солидный- прочный, надёжный, представительный

  1. Знакомство с содержанием отрывка

Сейчас я предлагаю вам прослушать весь отрывок, обозначить, какие ещё слова вам не понятны. И посмотреть, правы ли вы были, предполагая, о чём пойдёт речь?

       

     Чтение текста учителем.

 - ребята, чьи предположение подтвердились?

- Какие ещё слова вам  непонятны? (объяснение толкования этих слов учителем или учащимися с помощью учителя)

  1. Проверка первичного восприятия.

Понравился ли вам этот отрывок?

Какие чувства, ощущения вызвал он в вас?

  1. Работа над первой частью

 Орфоэпическое и орфографическое чтение  многосложных слов, таких как:

  • Возвращавшегося
  • Смягчённое
  • Дремотной истоме
  • С неудовольствием
  • Простодушного
  • Простодушно – удивлённым
  • Всеобщей уступчивостью
  • Негодующее замечание

  1. Работа над содержанием  отрывка.

- Ну а теперь, для более точного понимания смысла произведения прочитаем часть текста до слов  жужжащим чтением:

 

«- Ах, какой гадкий мальчик! – услышал он за собой искренне негодующее замечание»

 -  Работа над первой частью по вопросам:

Учитель:

  Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы:

  1. как встретились мальчик и девочка?
  2. хотел ли Петрик общаться с незнакомкой? Почему? ( Нет, не хотел, он не любил, когда нарушали его одиночество)  подтвердите это словами из текста.
  3. Как  вы думаете а почему Петрик так себя повёл, всячески стараясь не заводить знакомство с этой девочкой, только ли его грубость является причиной?
  4.  А, что вы можете сказать про девочку, она чем – нибудь отличалась от мальчика? Почему же она не уступила  Петрику? Только ли из вредности?

( Она хотела с ним подружиться)

-Были ли в ваше жизни случаи, когда вы сильно хотите с человеком пообщаться, а он этого не хочет? Как поступить в таких случаях, надо ли обижаться?

- Нет, надо просто быть внимательнее друг к другу.

  1. Рефлексия.

 У вас на столах лежат листы, в которых вы видите две колонки, я вам предлагаю поработать парой.

-На доске  есть прилагательные,  среди которых вы должны выбрать те которые подходят для характеристики настроения мальчика и девочки во время первой встречи.

-Слова на доске:

Жизнерадостный, тоскливый, скромный, весёлый, печальный, добродушный, стеснительный, радостный, беспечный, грубый.

Вам на работу 5 минут.  Дети заполняют таблицу.

Мальчик (какой?)

Девочка (какая?)

                                          Ответы нескольких пар.

  1. Итог урока:

Учитель:

- Что мы с вами сейчас учились делать?

 ( составлять характеристику героя, анализируя его настроение)

 Ребята, сравнивая их настроение, их внутренний мир во время первого знакомства, что мы можем сказать?

 ( Он был разный, а они были ещё маленькие и не заметили этого)

 -А почему у мальчика было такое внутреннее состояние?

 -Потому что он был слепой и стеснялся этого. Этот недуг не давал ему покоя. И к таким людям надо относиться более трепетно и осторожно.

 Мальчику было  очень больно  говорить о своём недуге, об этом  прочитаем во второй части.

 

Ребята, целью нашего урока было учиться составлять характеристику главных героев, мы с вами начали это делать?

 У нас получилось?

 Что нам помогло ? ( учебник, наши знания, умение читать и понимать смысл прочитанного)

Проследив на последующих уроках, как изменяются отношения главных героев, вы сможете дополнить ту таблицу, которую начали сегодня и составить полную характеристику главных героев.

  1.  Домашнее задание:
  1. Прочитать отрывок до конца.
  2. Прочитать отрывок из любого другого произведения В.Г.Короленко.

Сегодня мне понравилось с вами работать, я хочу сказать, что ответы были полные, чтение правильным, чётким, быстрым, вы были активными.

 ШКАТУЛКА

Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарии урока литературного чтения в 1 классе

Сценарий урока литературного чтения для 1 класса...

Сценарий урока литературного чтения в 1 классе в рамках ФГОС.

Урок проведен в соответствии с новым  государственным стандартом....

Сценарий урока литературного чтения в 1 классе. "Звуки [г], [г. Буква Г,г.]

Сценарий урока литературного чтения,  данного в 1 классе по теме "Звуки [г],  [г]. Буква Г,г....

Конспект урока литературного чтения 2 класс В.Бианки " Музыкант"

Данная разработка поможет детально разобрать произведение. Урок открытия новых знаний. Формирование навыков выразительного чтения....

Урок литературного чтения 2 класс В.Бианки "Музыкант"

Урок литературного чтения 2 класс В.Бианки "Музыкант"...

Урок литературного чтения по сказке Братьев Гримм "Бременские музыканты"

Конспект урока литературного чтения по сказке Братьев Гримм "Бременские музыканты"...

Урок литературного чтения по произведению В.В. Бианки "Музыкант"

Конспект урока составлен с использованием приемов формирования смыслового чтения при работе с текстом....