Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста
материал по чтению (1 класс) по теме

Чтение – основа учения. От умения читать зависит успех ученика и его желание учиться. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_sovershenstvovanie_tehniki_chteniya.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

Система работы по совершенствованию

навыка чтения у детей

младшего школьного возраста

   Чтение – основа учения. От умения читать зависит успех ученика и его желание учиться. В ходе проведения игры и занимательных упражнений можно прививать учащимся любовь к книге, формировать у них навыки осознанного чтения и умение самостоятельно работать с текстом.

   Чтобы учащиеся правильно читали с меньшей затратой сил и быстрее овладевали разными приемами чтения, совершенствовали навыки осознанного чтения, им даются определенные ориентиры, составляются «памятки», «правила».

 

Учись читать правильно

  1. Следи, чтобы глаза двигались по строчке.
  2. Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.
  3. При чтении будь внимателен к каждому слову.
  4. Старайся понять, о чем читаешь.
  5. Читай ежедневно вслух и про себя.

   В работе по совершенствованию техники чтения можно использовать следующие упражнения:

1) на развитие четкости произношения;

2) вырабатывающие внимание к слову и его частям;

3) развивающие оперативное поле чтения и память;

4) развивающие скорость чтения вслух, умение угадывать последующий текст.

   Урок лучше начинать с игровой разминки, т.е. с работы над постановкой дыхания и развитием четкости произношения (чистоговорки). Затем следуют скороговорки. Школьники знают их очень много, находят их в книгах, в детских журналах, и сами разучивают со своими одноклассниками.

   Далее проводится работа с таблицей согласных: ученики называют согласные одного ряда квадрата на одном дыхании; читают согласные с какой-нибудь гласной. После этого учащиеся тренируются в чтении ряда гласный с ударением на одном из них: а о у ы и э.

Таблица комбинации согласных букв

с  д  б  г  р

т  р  с  р  в

к  з  н  д  н

н  г  д  з  б

п  ж  р  в  р

г  л  г  м  л

л  п  р  з  н

з  л  т  м  т

н  с  к  л  п

г  д  р  ж  р

б  х  р  к  д

р  д  б  к  м

г  л  б  к  м

р  т  г  з  б

ж  с  ф  л  м

ж  л  в  г  л

к  б  т  н  с

ш  к  с  л  ж

т  м  р  з  м

п  м  в  н  т

д  к  с  д  м

п  с  к  р  д

л  д  н  ш  г

т  м  б  к  р

л  м  к  л  г

т  з  д  к  ж

л  б  р  б  л

з  т  н  ж  р

в  р  с  н  т

р  м  т  р  с

з  в  д  л  п

ц  р  т  м  с

п  с  п  л  б

н  ш  р  с  н

б  р  з  м  ж

щ  к  в  щ л

г  т  н  к  р

з  р  г  з  м

г  м  ф  л  т

в  т  р  т  м

з  р  ж  б  р

л  д  к  р  т

н  б  л  ч  с

з  р  л  ч  с

н  с  п  р  к


   «Жужжащее» чтение – это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью. Общий тренаж увеличивается во много раз, хотя отводится для чтения всего 5 минут урока. Причем 3 минуты учащиеся читают вслух с использованием решетки, которая накладывается горизонтально на читаемую часть страницы и постоянно двигается вниз. При наложении решетки на текст перпендикулярные перепонки перекрывают некоторые участки текста (буквы, буквосочетания, слова).

   Школьники, воспринимая видимые в окошках элементы текстов, должны мысленно восполнять перекрытые перепонками участки строки, восстанавливая смысл. Если логические связи содержания в отдельных местах теряются, можно сдвигать решетку влево или вправо, чтобы увеличить поле видимого участка текста.

   Также используются такие виды работы, как чтение трудных слов с доски или  таблицы с последующим объяснением значения этих слов; ролевое чтение с инсценировкой; синхронное чтение «буксиром», когда один читает хорошо, а другой чуть похуже, второй слышит «образец чтения» и старается успевать за хорошо читающим; «игра в прятки»: ведущий читает с любого места, называя только страницу, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего; «мнимое слово»: учитель в ходе чтения произносит неправильное слово, ученики должны услышать, прервать чтение и прочитать слово правильно. Этот вид чтения привлекателен для детей тем, что они имеют возможность поправлять самого учителя, что поднимает их авторитет и придает уверенность в своих силах; «чтение за диктором»: диктором может быть учитель, хорошо читающий ученик, грамзапись произведения.

   Большую пользу приносит хоровое чтение. Здесь на равных работают все учащиеся: как быстро читающие, так и читающие медленно.

   Начиная с 1 класса стоит завести с учениками тетради по чтению, где они будут выполнять творческие задания по изученным произведениям и делать рисунки к ним. В 1 классе выполняется штриховка, схемы предложений, ученики печатают слова. Во 2-4 классах в этих тетрадях проводятся тренировочные упражнения по скорописи и зрительные диктанты по текстам. При такой ежедневной работе развивается оперативная память, школьники усваивают смысл предложений, читать им становится интересно, и поэтому процесс обучения идет гораздо быстрее и качественнее.

Одним из видов активизации деятельности учащихся является соревнование. Соревнование «Веселая гусеница» проводится в классе, прививает любовь к чтению, причем не только к содержанию прочитанного, но и к самому процессу чтения, превращает обучение в увлекательную игру. Суть игры в следующем: прочитав самостоятельно 10 страниц художественного текста (условия оговариваются в каждом классе), ученик вырезает кружок из цветной бумаги или окрашивает в какой-нибудь цвет одну сторону диаметром 5-10 см. Затем изображает либо главное действующее лицо, либо основное действие прочитанной книжки. На цветной стороне он записывает название книжки, фамилию автора и прикрепляет все это к голове гусеницы. Прочитав следующие 10 страниц, ученик к первому кружочку присоединяет второй и т.д. Таким образом, получается цепочка, напоминающая гусеницу. По мере увеличения числа прочитанных школьником книг гусеница становится все длиннее и длиннее.

   Задача научиться бегло читать, наряду с задачей формирования интереса к чтению, должна быть поставлена как перед учащимися, так и перед их родителями. Если родители заинтересованы, то можно познакомить со специальными упражнениями по технике чтения. Для этого учитель организует тематические собрания и консультации, где подробно рассказывает, как организовать работу с детьми дома. Для этого составляются рекомендации для индивидуальной работы с ребенком дома.

Рекомендации родителям

   Уважаемые родители, известный педагог В.А.Сухомлинский писал: «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга. Начинается кропотливая работа над словами».

   Только совместными усилиями школы и семьи можно добиться того, чтобы ваш ребенок полюбил книгу. Начинать чтение нужно с обложки и титульного листа.

   Ваша домашняя библиотека дает возможность обмениваться книгами с товарищами, что вызывает интерес к чтению.

Упражнения

для развития техники чтения

  1. Столбик слов. Поочередно читать слова вслух в столбике слов, стараясь за одну минуту прочитать все большее количество раз этот столбик.
  2. Написать буквы и прочитать их. Звуковая разминка:

а-о-у-ч-и-э; а-у, ы-и, э-а, и-э;

аоуиэ, аоуи;

         с-з-ж,ш-з-с,жа-ча-ща,жба-жбэ

   3.   Читать скороговорки, каждый раз увеличивая темп.

   4.   Выбрать из текста слова, в которых 4-5 слогов, научиться их проговаривать.

   5.   Игра «Фотоглаз» Сфотографировать (запомнить) несколько слов, написанных      

         Взрослым, и ответить на вопрос, есть ли слово, которое произносит взрослый, в

         перечне, или нет.

6.   Найти нужную строку в тексте (упражнение тренирует вертикальное движение глаз

      по странице).

  1. Сравнение скорости чтения известного текста и неизвестного.

   8    Чтение за взрослым (упражнение вырабатывает скорость произношения слов).

   9.   За 1 минуту найти в тексте слова на какую-либо букву.

   10. Найти вторую половину:

         Кос – ничий    мо – монт       ко – на

         Лес – та            ре – вок          го - са

         Пар – мос         со – тор          вес - род

Задания, формирующие

интерес к чтению

  1. Чтение по ролям.
  2. Придумать к рассказу свой конец, сравнить с авторским.
  3. Составить вопросы к тексту.
  4. Взрослый читает текст и заканчивает на самом интересном месте, предлагает ребенку закончить чтение.
  5. Взрослый, ставя проблемный вопрос, для ответа на который у ребенка нет необходимых знаний, предлагает найти ответ на него в тексте.

   Совместно с родителями проходят открытые уроки-праздники «Чтение – главное учение», «Папа, мама, я – читающая семья», на которых происходит знакомство всех с новинками литературы, родителей – с техникой чтения детей.

    Такая работа помогает обеспечить устойчивое овладение учащимися навыком чтения, снимает трудности чтения, а значит, повышает у детей интерес к нему. Практикуя различного рода задания, оживляя уроки чтения дидактическими материалами, могу заметить, что мои ученики хорошо читают, а самое главное – учатся любить книгу.

Литература

1. Журнал «Начальная школа» № 11, 4  2007год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Тема : Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста

Статья.   Тема : Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста «Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Он...

Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста.

Данный  текст подойдет для выступлении на методическом объединении....

Этапы овладения навыком чтения у детей младшего школьного возраста.

Доклад в рамках семинара ГППЦ "Особенности практической работы учителя - логопеда в условиях Центра"Доклад посвящён памяти выдающегося учёного Тихона  Георгиевича Егорова. В докладе рассмотрены в...

Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста.

Данный  текст подойдет для выступлении на методическом объединении....

Формирование навыков чтения у детей младшего школьного возраста

Дано понятие навыков читательской грамотности. даны занятия, упражнения,задания различного характера для формирования читательской грамотности у детей младшего школьного возраста...