Конспект урока по литературному чтению в 3 классе, Ефросинина Л.А.
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Романова Марина Евгеньевна

Конспект содержит сравнительный анализ произведений А.С. Пушкина "Уж небо осенью дышало..." и Г. Скребицкого "Художник Осень".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

 по литературному чтению

во 2 классе (Л.А. Ефросинина)

Выполнила и провела учитель начальных классов

 МОУ сош №8 Романова Марина Евгеньевна.

Тема урока: Произведения о родной природе.                 А.С. Пушкин  «Уж небо осенью дышало…»,              Г.А. Скребицкий «Осень».

Цель: Сформировать основы читательских и речевых умений.

Задачи: 

  1. Учить видеть и передавать красоту осенней природы;
  2. Отрабатывать навык правильного, осознанного чтения, беглость чтения;
  3. Учить выразительному чтению;
  4. Развивать творческие способности;
  5. Воспитывать нравственно-эстетические представления, любовь к природе;
  6. Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас;
  7. Развивать интерес к чтению;
  8. Учить работать с текстом;
  9. Учить сравнивать произведения по жанру, теме, настроению;

    10.Развивать внимание, память, творческое мышление.

Ход урока.

Психологич. Настрой

1.Постановка учебной задачи.

Зашифрованная пословица

2.Слушание стих-я А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало…» (учитель читает наизусть).

3.Работа с текстом произведения.

На доске: А.С.Пушкин

Грусть, тоска, печаль

Словарная работа.

На доске картина.

Работа с картиной.

4.Выразительное чтение.

5.Физкультминутка

6. Чтение рассказа Г. Скребицкого «Осень»

На доске: Г.А. Скребицкий. Осень.

7.Акцентированное чтение.

8.Сравнение произведений.

На доске:

9.Домашнее задание.

10.Подведение итогов.

-Ребята, мы с вами пришли на урок литературного чтения.

-Давайте вспомним, чему мы учимся на уроках литер. чтения? (читать, пересказывать, а главное – думать) Давайте и подумаем.

ОСЕНЬ – ПЕРЕМЕН ВОСЕМЬ.

- О каких переменах говорится в пословицах?

(то тепло, то холодно; то солнечно, то пасмурно; то дождливо, то сухо; )

-Вот сегодня мы и будем говорить об этом времени года.

-Послушайте, как А.С. Пушкин  описывает осень.

-Какие чувства у вас возникли после прослушивания этого произведения? (грусть, печаль, тоска)

-Почему тебе грустно?

-Не похожи ли эти слова чем-то?

-Откройте учебник на стр. 106. Найдите произведение А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…». Прочитайте его самостоятельно и найдите строчки, подтверждающие это настроение.

- Какое настроение вызывает осень у поэта?

-Прочитайте, какими словами поэт передает свое настроение.

- Как вы понимаете слова «Уж небо осенью дышало…»? (с наступлением осени небо становится другим, падают листья, птицы улетают, солнце реже светит)

Какое небо вы наблюдали летом? Что изменилось с наступлением осени?

-«Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась…»

- Что такое сень? Где можем прочитать значение этого слова?

-Почему сень, автор называет таинственной?

-Что значит «обнажалась лесов таинственная сень»?  (становилась голой)

-Почему «обнажалась с печальным шумом»? (падают, шуршат листья)

-Закройте глаза. Представьте, что вы идете по дорожке в осеннем лесу. Над вами «таинственная сень». Падают и шуршат листья. Обнажаются деревья, из леса уходит одна тайна, приходит другая. Откройте глаза. Какое чувство у вас вызывает осенний лес?

- «Гусей крикливых караван тянулся к югу…»

Что такое караван? А почему именно к югу?

-Почему автор считает ноябрь скучной порой?

-Пушкин предлагает нам осень словами, а художник красками. Как вы думаете, какая репродукция больше подходит к прочитанному произведению? Вы сказали, что у вас настроение грустное, печальное, хмурое, тоскливое, скучное. И у автора такое же, а у художника?

-Не хотелось ли вам прочитать это стихотворение? Как прочитать? (громко или тихо, быстро ли медленно, интонацией передавая грусть)

   Читают 2-3 человека.

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим,

Дунет ветер – полетим.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю снова сели.

-Об осени говорят «дождливая, скучная, сырая», но об осени говорят и по другому: золотая, багряная, кормилица. Послушайте  еще одно произведение об осени: возьмите карандаш и внимательно следите за мной. Назовите автора (Георгий Алексеевич Скребицкий) и название произведения  («Осень»).

-Вы представили себе осень этого писателя? Она такая же, как у А.С. Пушкина? А какой вы ее увидели? (яркой, красочной, радостной, веселой)

-Каким цветом украсила осень дуб – богатырь? Прочитайте. (словарная работа: кованая, броня, могучий).

-Какая картина подходит по настроению к этому произведению?

- Как вы думаете, эти картины рисовал один художник или разные? (Исаак Левитан)

-Что раньше рождается настроение или произведение?

- Чем же отличаются два произведения, с которыми мы с вами познакомились? (настроением, автором)

- Посмотрите на текст произведений. Какой жанр?

-Найдите обложку к произведению А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…», Г.А. Скребицкого «Осень».

- Чем похожи, чем отличаются?

- Почему фигуры закрашены зеленым цветом?

- Почему разные авторы по-разному относятся к этому времени года? Какие чувства у вас вызывает это время года?

(Осень…  Она неуловимо меняется. То это «скучная пора», по словам А.С. Пушкина. Действительно, моросящие дожди, грязь, пасмурные дни вызывают у человека чувство печали, скуки. Но мы знаем осень и другой: роскошной, разноцветной. Именно эту осень описал нам Г. Скребицкий.)

- Выучить наизусть стихотворение А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…» или представьте, что вы художник – осень  и нарисуйте свою картину с помощью красок или засушенных листьев.

-Какие чувства испытывали во время урока?

-Над чем задумались?

-Вы сегодня все были активны на уроке, отдельно хочется поблагодарить…,спасибо всем за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы Багрова - внука»

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы  Багрова - внука»...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей.

Конспект урока по литературному чтению 4 класс  Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей. Школа России...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК Перспектива Тема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»Цели деятельности учителя:ознакомление с авторской сказкой Тим Собакин «Лунн...

конспект урока по литературному чтения 3 класс "Оценка достижений. Проверка техники чтения"

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: «Оценка достижений. Проверка техники чтения»Цель деятельности учителя: проверка знаний, умений и навыков чтения учащихся. Планируемые результа...