Урок внеклассного чтения. Литературная гостиная"А.С.Пушкин"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Урок с использованием ИКТ, педагогики сотрудничества, культуровоспитывающей технологии дифференцированного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pushkin_ya.docx | 27.09 КБ |
prezent_pushkin.ppt | 1.87 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
гимназия г. Узловая
Урок внеклассного чтения
в 4-х классах.
Литературная гостиная
«Тебя, как первую любовь,
России сердце не забудет»
( посвящен А.С. Пушкину)
с использованием ИКТ, педагогики сотрудничества, культуровоспитывающей технологии дифференцированного обучения
Разработали учителя начальных классов
Просецкая Т.В., Ипполитова Е.В.
Узловая 2010-2011 уч.год
ЦЕЛИ:
- расширение и обобщение знаний учащихся о фактах биографии А.С.Пушкина, его творчестве;
- развитие образного мышления, воображения, творческих способностей, навыков выразитель-ного чтения;
- воспитание любви к поэтическому слову, формирование интереса детей к классическому искусству, сплочение детей при подготовке к коллективному творческому делу.
Оборудование:
презентация, компьютер, проектор, рисунки детей, костюмы и декорации для инсценировок, портрет А.С.Пушкина
Ход урока:
( презентация) слайд 2
- Беседа.
Учитель: Сегодня наш урок внеклассного чтения посвящен великому русскому поэту А.С.Пушкину. Эпиграфом его будут слова Федора Тютчева: «Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет».
Надеюсь, что , благодаря этому уроку, вы сумеете глубже понять душу великого поэта и его творчество, насладиться волшебными строками его произведений.
Говорить об Александре Сергеевиче трудно. Ведь его произведения сопровождают нас с раннего детства. Можно сказать, что Пушкин – это живая душа нашего народа. Он заполняет собой наше воображение.
Кто же такой Пушкин?
Чтение стихотворении Павла Антокольского.
Ученик 1 Это имя, знакомое с детства,
Вместе с грамотой впаяно в речь.
Надо заново в имя вглядеться,
Чтобы заново знать и беречь.
- Это имя на то и дано нам
И оно никогда не мало,
Не застыло казённым каноном
И не в школьную пропись легло.
- Это имя подростка смешного,
Что свечу до полуночи жег
И строчил, и вычеркивал слово-
Свой веселый сигнальный рожок.
- Это имя – веселое рвенье,
Лихорадка ночного труда.
Нестареющее вдохновенье,
Не сгорающее никогда.
- Это имя – бессонница вёсен,
Увлекающая за моря,
Золотая, румяная осень,
Бодрый холод в конце октября.
6 Пробуждение в дальней дороге,
И встают первый раз наяву
Горных кряжей клинки и отроги,
Убегающие в синеву.
- Это имя сквозь белые ночи
Всех бессонных касается вех,
Раскрывает все жадные очи
На прошедший и будущий век.
- Это имя как лозунг и знамя!
И опять, веселясь и грустя,
Рядом с нами, за нас и за нами –
Он наш сверстник и наше дитя.
Учитель: Пушкин – наш любимый писатель. Читая его произведения, мы с вами становимся богаче душой, щедрее, счастливее. Но понимать Пушкина мы станем глубже, если будем знать основные факты его биографии.
Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве. Понятно, что гении приходят в мир незаметно. А с Пушкиным было иначе. В день его рождения по всей России празднично звенели колокола, раздавались крики «Ура!». Делалось это не в его честь. В один день с Александром Пушкиным на свет появилась внучка императора Павла I. По этому случаю и был торжественный колокольный звон. Но есть в этом совпадении что-то не только случайное, но и судьбоносное для русской культуры…
СЛАЙД 3
В родословной Пушкина скрестились несколько ветвей, уходящих в глубины русской истории. Прадедом А.С.Пушкина был Абрам Петрович Ганнибал, известная в русской истории личность. У Пушкина были брат Лев и сестра Ольга. В 1831 году Пушкин женился на красавице Наталье Николаевне Гончаровой. У него было 4 детей: Мария, Александр, Григорий, Наталья.
СЛАЙД 4
Детство Пушкина прошло в Москве. Он был нелюбимым ребенком в семье. Неповоротливый мальчик подрастал в шалостях. То и дело бил он мамень-кину посуду, и Надежда Осиповна, случалось, в гневе наказывала его. Только няня Арина Родионовна прижимала к себе мальчика:
- Ничего, пойдёмте, Александр Сергеич, я вам сказку скажу, добрую, легкую…
Она укладывала своего любимца, принималась сказывать… И в комнате словно бы появлялись и Кот Баюн, и Серый Волк, и Иван-царевич…
А главное, он подружился на всю жизнь с книгами. То и дело забирался тайком в отцовскую библиотеку. Там, в шкафу, чего только не было. Истории, сказки, романы… И он читал…
Когда дом наполняли знакомые родителей Пушкина писатели и поэты, начинали спорить о книгах, читать стихи, голубые глаза мальчугана оживали, разгорались, и он тоже принимался сочинять озорные стихи. Поэтический дар Пушкина обнаружился в раннем детстве и написаны первые его произведения были по-французски.
Летние месяцы, с 6-летнего возраста, Саша обычно проводил у своей бабушки Марии Алексеевны в подмосковном селе Захарово. Именно здесь возникли первые его живые впечатления о простых людях. Здесь бабушка учила его говорить по-русски. Няня Арина Родионовна и добрейший дядька Никита задушевно одаривали его сказками, которые западали в поэтическую душу мальчика на всю жизнь.
СЛАЙД 5
Шли годы. Александр стал крепким, подвижным и уже не давался домашним обидчикам.
Шесть лет провел он в Царскосельском Лицее, открытом 19 октября 1811года. Пушкина сюда привез, по решению семьи, для получения образования его дядя Василий Львович Пушкин.
Он говорил: «Совершенно новое учебное заведение. При царском дворце, в Царском Селе! И на государственный счет! Учить станут лучшие умы. И сечь не будут».
СЛАЙД 6
В Лицее Пушкина приметили сразу. И стихи его тоже заметили. Товарищи сочиняли неплохо, поначалу даже лучше Александра, но он быстро их превзошёл. Всё у него получалось живей, энергичней. И если друзья видели, что Пушкин покусывает гусиное перо, посмеиваясь, рисует и что-то пишет, они ждали конца лекции и просили:
– Александр, прочитай!
Стихи были остроумны. Однажды в Лицей на экзамен пожаловал Державин, самый знаменитый русский стихотворец. Был он стар и, слушая лицеистов, подрёмывал в кресле. Но вот перед ним остановился смуглый юнец, произнёс: "Воспоминания в Царском Селе" – и, вскинув руку, с жаром стал читать звучные стихи о великих мужах русской земли, о грозных битвах. Голос Пушкина звенел и когда он закончил, старый поэт со слезами на глазах встал и протянул руки, чтобы обнять поэта молодого, но Пушкин смутился и убежал.
Теперь все признавали: Пушкин – талант.
ЧТЕНИЕ стихотворения «О лицее».
СЛАЙД 7 После окончания лицея Пушкину пришлось много путешествовать. Можно с уверенностью сказать, что в этот период особое влияние на его творчество оказала красота русской природы. Особенно поэт любил осень.
(Чтение учащимися стихотворений «Уж небо осенью дышало», «Осень»)
Учитель: Но много стихов у поэта и о зиме.
(Чтение учениками стихотворений «Зимний вечер», «Зимнее утро»)
Учитель: Будучи даже взрослым, Пушкин любил бывать в родовом имении Михайловское. Приходя в домик к няне, он с удовольствием слушал её, читал свои произведения.
- Напомните, ребята, как звали няню Пушкина?
Ученик о няне: Имя Арины Родионовны известно любому школьнику. Она не была обучена грамоте. Её руки привычны были к веретену, а не к перу. Она была крепостной у прадеда великого поэта. В церковных книгах и документах её именовали Ириной, а в жизни звали Ариной.
Когда у Пушкиных родились Ольга и Александр, Арину Родионовну взяли к ним няней, и с тех пор вся ее жизнь была связана с жизнью и судьбой Пушкиных. Очень сблизили няню и Пушкина годы ссылки в Михайловском. Там они жили в маленьком ветхом домике. Александр Сергеевич записал со слов няни 7 сказок. Они послужили материалом для написания «Сказки о царе Салтане», «Сказки о попе и работнике его Балде». Пушкин очень трогательно относился к своей няне, звал её «мама».
Чтение учащимися стихотворения «Няне».
СЛАЙД 8 Учитель: Произведения А.С.Пушкина живут в наших сердцах, в нашей душе. Вы, конечно, очень любите его замечательные сказки. Пушкин не мог не писать их – они запали в его душу с детства.
- Какие сказки Пушкина вы знаете?
2. Инсценировка «У Лукоморья».
3. Викторина по произведению «Сказка о попе и работнике его Балде».
* За какую плату Балда работал у попа? (в год за 3 щелчка попу в лоб )
* За скольких человек ел Балда? ( за четверых )
* Как попенок звал Балду? ( тятя )
* Какое средство придумала попадья, чтобы избавиться от Балды и спасти лоб попа? ( отправить Балду за оброком к чертям )
* Чьим голосом говорил подосланный к Балде бесенок? ( мяукал, как голодный котенок )
* Сколько зайцев поймал Балда в соседнем леске? ( двух )
* Какую хитрость с кобылой придумал Балда? ( он дал задание чертенку пронести кобылу, а сам , сказав, что пронесет коня под собой, сел на него и поскакал )
* Чего лишился поп после второго щелчка? ( лишился поп языка )
* Что приговаривал Балда с укоризной? ( « не гонялся бы ты, поп, за дешевизной» )
* Какое самое главное противоречие в Балде? ( хитрый, находчивый, но – Балда ).
4. Инсценировка отрывка из «Сказки о царе Салтане».
- Из какой сказки эти строки?
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут.
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
- Посмотрим инсценировку, которую подготовили наши ребята.
5. Игра «Угадай, из какой сказки предмет».
Яблоко («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
Зеркало («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
Орех («Сказка о царе Салтане»)
Веревка («Сказка о попе и работнике его Балде»)
Мешок («Сказка о попе и работнике его Балде»)
Сеть («Сказка о рыбаке и рыбке»)
6. Продолжение беседы
Слайд 8: В 1831 году Александр Сергеевич женился на юной красавице Наталье Николаевне Гончаровой.Осенью 1836 года Пушкин поселился со своей большой семьей в Петербурге по адресу: Набережная Мойки,12. Но вот за молодой красавицей, женой Пушкина, начинает при всех ухаживать близкий ко двору офицер, француз Дантес. Пушкин предупреждает: это оскорбительно! Но тот становится ещё назойливей. В адрес поэта посыпались насмешливые оскорбления. Пушкин вспылил. Вызвал Дантеса на дуэль.
Слайд 10:(рассказывают ученики) Зимним снежным вечером за Петербургом, на Чёрной речке, секунданты отсчитали шаги, и противники стали сходиться. Первым прицелился Дантес. Раздался выстрел – и смертельно раненный Пушкин упал в снег. Его бросились поднимать, но он сказал: "Погодите", – собрался с силами, выстрелив в Дантеса, радостно крикнул: "Попал! Попал!" – и лишился чувств.
Весть о ранении поэта пронеслась по Петербургу. К дому Пушкина стала собираться толпа. Газетчики, торговцы, моряки, офицеры, простой люд – все спешили "к Пушкину". У его постели днём и ночью дежурили поэты, писатели. Последний раз, придя в сознание, Пушкин простился с близкими.
Умер Александр Сергеевич Пушкин 10 ноября 1837 года (по новому стилю).
Слайды 11 и 12 :
Шли годы. Произведения Пушкина жили – в книгах, музыке, рисунках, на сценах театров, людской памяти. В 1871 году в России произошло важное событие – разрешили поставить памятник великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. По всей России объявили сбор средств на сооружение памятника. Решено было поставить его в Москве, на Тверском бульваре. Из 15 проектов памятника выбрали один. Автором его оказался Александр Михайлович Опекушин. К памятнику несли нарядные венки, забрасывали его фиалками и ландышами .С тех пор памятник Пушкину работы Опекушина считается одним из самых лучших в русской скульптуре. Пушкин как живой перед нами. Венок из лавра – в благодарность поэту за труд. И рядом высечено только одно слово: ПУШКИНУ. А на боковых сторонах – строки из знаменитого стихотворения «Памятник»:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал...
Учитель: Сегодня мы с полным правом можем сказать следующие слова: Ученик: Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было, и нет!
7. Выступление школьного библиотекаря. Выставка книг А. С. Пушкина для детей.
Учитель: Давайте проверим, а настолько ли хорошо знаем биографию Пушкина, его произведения.
8.Игра с использованием слайдов №13-31
9. Творческая работа детей.
Учитель: Наши ребята вдохновились от чтения стихотворений А. С. Пушкина и решили попробовать свои силы в сложном деле – сочинении стихов. Вот что у них получилось.( По5 человек из каждого класса читают стихи собственного сочинения.)
Учитель: Сегодня мы с вами создадим первый сборник стихотворений и посвятим его А.С. Пушкину. Для этого каждый из вас запишет своё стихотворение на отдельном листочке и украсит его иллюстрацией. Получится замечательная книга, которую смогут прочитать все желающие.
10.Подведение итогов урока. Рефлексия.
-О каком замечательном поэте мы сегодня с вами говорили?
-Что нового вы узнали об А. С. Пушкине?
- Понравился ли вам урок? Если понравился, то поднимите красный кружок. Если возникали затруднения, то поднимите жёлтый. Если не понравился, то –зелёный.
Учитель: Вот и подошло к концу наше занятие. Что можно сказать в заключение? Читайте произведения Пушкина, изучайте произведения Пушкина, а главное – любите Пушкина.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Литературная гостиная" Родные поэты"
Расширить представления о поэзии, о творчестве поэтов классиков...
Урок внеклассного чтения "Литературные сказки XIX века" 4 класс (ОС "Школа 2100") Тест.
Тест составлен к уроку внеклассного чтения по теме: "Литературные сказки XIX века" 4 класс.Программа "Школа 2100"...
Урок внеклассного чтения по сказкам А. С. Пушкина
Урок- игра способствует закреплению знаний учащихся по прочитанным сказкам А. С. Пушкина....
Урок внеклассного чтения " Литературный Петербург. Памятники литераторам и литературным героям" 4 класс.
Урок посвящен обобщению материала после знакомства с произведениями А.С.Пушкина, Дж.Свифта, И.А.Крылова, А. Волкова, Н.А.Некрасова....
Внеклассное мероприятие " Литературная гостиная,посвященная творчеству В.А. Осеевой"
Данное мероприятие направлено на учащихся началной школы. Содержит постановку по произведениям В.А. Осеевой и основные сведения об авторе....
Урок внеклассного чтения по произведениям А.С.Пушкина. 3 класс.
Методическая разработка урока....
Конспект урока по литературному чтению "Литературная гостиная, посвященная творчеству М.Ю.Лермонтова"
Дан конспект урока, в котором показано, как провести занятие в форме "Литературной гостиной", работа в группах по задаанному материалу....