Главные вкладки

    Урок внеклассного чтения. Литературная гостиная"А.С.Пушкин"
    план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

    Урок с использованием ИКТ, педагогики сотрудничества, культуровоспитывающей технологии дифференцированного обучения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pushkin_ya.docx27.09 КБ
    Office presentation icon prezent_pushkin.ppt1.87 МБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    гимназия г. Узловая

    Урок внеклассного чтения

    в 4-х классах.

    Литературная гостиная

    «Тебя, как первую любовь,

    России сердце не забудет»

    ( посвящен А.С. Пушкину)

    с  использованием ИКТ, педагогики сотрудничества, культуровоспитывающей технологии дифференцированного обучения

    Разработали учителя начальных классов

    Просецкая Т.В., Ипполитова Е.В.

    Узловая  2010-2011 уч.год

    ЦЕЛИ:

    1. расширение и обобщение знаний учащихся о фактах биографии А.С.Пушкина, его творчестве;
    2. развитие образного мышления, воображения,  творческих способностей, навыков выразитель-ного чтения;
    3. воспитание любви к поэтическому слову, формирование интереса детей к классическому искусству, сплочение детей при подготовке к коллективному творческому делу.

    Оборудование:

     презентация, компьютер, проектор, рисунки детей, костюмы и декорации для инсценировок, портрет А.С.Пушкина

                         Ход урока:

    ( презентация) слайд 2

    1. Беседа. 

    Учитель: Сегодня наш урок внеклассного чтения посвящен великому русскому поэту А.С.Пушкину. Эпиграфом его будут слова Федора Тютчева: «Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет».

    Надеюсь, что , благодаря этому уроку, вы сумеете глубже понять душу великого поэта и его творчество, насладиться волшебными строками его произведений.

    Говорить об Александре Сергеевиче трудно. Ведь его произведения сопровождают нас с раннего детства. Можно сказать, что Пушкин – это живая душа нашего народа. Он заполняет собой наше воображение.

    Кто же такой Пушкин?

    Чтение стихотворении Павла  Антокольского.

    Ученик 1  Это имя, знакомое с детства,

                      Вместе с грамотой впаяно в речь.

                      Надо заново в имя вглядеться,

                      Чтобы заново знать и беречь.

    1. Это имя на то и дано нам

    И оно никогда не мало,

    Не застыло казённым каноном

    И не в школьную пропись легло.

    1. Это имя подростка смешного,

    Что свечу до полуночи жег

    И строчил, и вычеркивал слово-

    Свой веселый сигнальный рожок.

    1. Это имя – веселое рвенье,

    Лихорадка ночного труда.

    Нестареющее вдохновенье,

    Не сгорающее никогда.

    1. Это имя – бессонница вёсен,

    Увлекающая за моря,

    Золотая, румяная осень,

    Бодрый холод в конце октября.

                 6   Пробуждение в дальней дороге,

    И встают первый раз наяву

    Горных кряжей клинки и отроги,

    Убегающие в синеву.

    1. Это имя сквозь белые ночи

    Всех бессонных касается вех,

    Раскрывает все жадные очи

    На прошедший и будущий век.

    1. Это имя как лозунг и знамя!

    И опять, веселясь и грустя,

    Рядом с нами, за нас и за нами –

    Он наш сверстник и наше дитя.

    Учитель: Пушкин – наш любимый писатель. Читая его произведения, мы с вами становимся богаче душой, щедрее, счастливее. Но понимать Пушкина мы станем глубже, если будем знать основные факты его биографии.

    Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве. Понятно, что гении приходят в мир незаметно. А с Пушкиным было иначе. В день его рождения по всей России празднично звенели колокола, раздавались крики «Ура!». Делалось это не в его честь. В один день с Александром Пушкиным на свет появилась внучка императора Павла I. По этому случаю и был торжественный колокольный звон. Но есть в этом совпадении что-то не только случайное, но и судьбоносное для русской культуры…

    СЛАЙД 3

    В родословной Пушкина скрестились несколько ветвей, уходящих в глубины русской истории. Прадедом А.С.Пушкина был Абрам Петрович Ганнибал, известная в русской истории личность. У Пушкина были брат Лев и сестра Ольга. В 1831 году Пушкин женился на красавице Наталье Николаевне Гончаровой. У него было 4 детей: Мария, Александр, Григорий, Наталья.

    СЛАЙД 4

    Детство Пушкина прошло в Москве. Он был нелюбимым ребенком в семье. Неповоротливый мальчик подрастал в шалостях. То и дело бил он мамень-кину посуду, и Надежда Осиповна, случалось, в гневе наказывала его. Только няня Арина Родионовна прижимала к себе мальчика:

    - Ничего, пойдёмте, Александр Сергеич, я вам сказку скажу, добрую, легкую…

    Она укладывала своего любимца, принималась сказывать… И в комнате словно бы появлялись и Кот Баюн, и Серый Волк, и Иван-царевич…

     А главное, он подружился на всю жизнь с книгами. То и дело забирался тайком в отцовскую библиотеку. Там, в шкафу, чего только не было. Истории, сказки, романы… И он читал…

    Когда дом наполняли знакомые родителей Пушкина писатели и поэты, начинали спорить о книгах, читать стихи, голубые глаза мальчугана оживали, разгорались, и он тоже принимался сочинять озорные стихи. Поэтический дар Пушкина обнаружился в раннем детстве и написаны первые его произведения были по-французски.

    Летние месяцы, с 6-летнего возраста, Саша обычно проводил у своей бабушки Марии Алексеевны в подмосковном селе Захарово. Именно здесь возникли первые его живые впечатления о простых людях. Здесь бабушка учила его говорить по-русски. Няня Арина Родионовна и добрейший дядька Никита задушевно одаривали его сказками, которые западали в поэтическую душу мальчика на всю жизнь.

    СЛАЙД 5

    Шли годы. Александр стал крепким, подвижным и уже не давался домашним обидчикам.

    Шесть лет провел он в Царскосельском Лицее, открытом 19 октября 1811года. Пушкина сюда привез, по решению семьи, для получения образования его дядя Василий Львович Пушкин.

    Он говорил: «Совершенно новое учебное заведение. При  царском  дворце, в Царском Селе! И на государственный счет! Учить станут лучшие умы. И сечь не будут».

    СЛАЙД 6

    В Лицее Пушкина приметили сразу. И стихи его тоже заметили. Товарищи сочиняли неплохо, поначалу даже лучше Александра, но он быстро их превзошёл. Всё у него получалось живей, энергичней. И если друзья видели, что Пушкин покусывает гусиное перо, посмеиваясь, рисует и что-то пишет, они ждали конца лекции и просили:

    – Александр, прочитай!

    Стихи были остроумны. Однажды в Лицей на экзамен пожаловал Державин, самый знаменитый русский стихотворец. Был он стар и, слушая лицеистов, подрёмывал в кресле. Но вот перед ним остановился смуглый юнец, произнёс: "Воспоминания в Царском Селе" – и, вскинув руку, с жаром стал читать звучные стихи о великих мужах русской земли, о грозных битвах. Голос Пушкина звенел и когда он закончил, старый поэт со слезами на глазах встал и протянул руки, чтобы обнять поэта молодого, но Пушкин смутился и убежал.

    Теперь все признавали: Пушкин – талант.

    ЧТЕНИЕ стихотворения «О лицее».

    СЛАЙД 7  После окончания лицея Пушкину пришлось много путешествовать. Можно с уверенностью сказать, что в этот период особое влияние на его творчество оказала красота русской природы. Особенно поэт любил осень.

    (Чтение учащимися стихотворений «Уж небо осенью дышало», «Осень»)

    Учитель: Но много стихов у поэта и о зиме.

    (Чтение учениками стихотворений «Зимний вечер», «Зимнее утро»)

    Учитель: Будучи даже взрослым, Пушкин любил бывать в родовом имении Михайловское. Приходя в домик к няне, он с удовольствием слушал её, читал свои произведения.

    - Напомните, ребята, как звали няню Пушкина?

    Ученик о няне:   Имя Арины Родионовны известно любому школьнику. Она не была обучена грамоте. Её руки привычны были  к веретену, а не к перу. Она была крепостной у прадеда великого поэта. В церковных книгах и документах её именовали Ириной, а в жизни звали Ариной.

      Когда у Пушкиных родились Ольга и Александр, Арину Родионовну взяли к ним няней, и с тех пор вся ее жизнь была связана с жизнью и судьбой Пушкиных.  Очень сблизили няню и Пушкина годы ссылки в Михайловском. Там они жили в маленьком ветхом домике. Александр Сергеевич записал со слов няни 7 сказок. Они послужили материалом для написания «Сказки о царе Салтане», «Сказки о попе и работнике его Балде».   Пушкин очень трогательно  относился к своей няне, звал её «мама».

    Чтение учащимися стихотворения «Няне».

    СЛАЙД 8     Учитель: Произведения А.С.Пушкина живут в наших сердцах, в нашей душе. Вы, конечно, очень любите его замечательные сказки. Пушкин не мог не писать их – они запали в его душу с детства.

    - Какие сказки Пушкина вы знаете?

    2. Инсценировка «У Лукоморья».

    3. Викторина по произведению «Сказка о попе и работнике его Балде».

    * За какую плату Балда работал у попа? (в год за 3 щелчка попу в лоб )

    * За скольких человек ел Балда? ( за четверых )

    * Как попенок звал Балду? ( тятя )

    * Какое средство придумала попадья, чтобы избавиться от Балды и спасти лоб попа? ( отправить Балду за оброком к чертям )

    * Чьим голосом говорил подосланный к Балде бесенок? ( мяукал, как голодный котенок )

    * Сколько зайцев поймал Балда в соседнем леске? ( двух )

    * Какую хитрость с кобылой придумал Балда? ( он дал задание чертенку пронести кобылу, а сам , сказав, что пронесет коня под собой, сел на него и поскакал )

    * Чего лишился поп после второго щелчка? ( лишился поп языка )

    * Что приговаривал Балда с укоризной? ( « не гонялся бы ты,  поп, за дешевизной» )

    * Какое самое главное противоречие в Балде? ( хитрый, находчивый, но – Балда ).

    4. Инсценировка отрывка из «Сказки о царе Салтане».

    - Из какой сказки эти строки?

    В синем небе звезды блещут,

    В синем море волны хлещут.

    Туча по небу идет,

    Бочка по морю плывет.

    - Посмотрим инсценировку, которую подготовили наши ребята.

    5. Игра «Угадай, из какой сказки предмет».

    Яблоко («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

    Зеркало («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

    Орех («Сказка о царе Салтане»)

    Веревка («Сказка о попе и работнике его Балде»)

    Мешок («Сказка о попе и работнике его Балде»)

    Сеть («Сказка о рыбаке и рыбке»)

    6. Продолжение беседы

     Слайд 8:     В 1831 году Александр Сергеевич женился на юной красавице Наталье Николаевне Гончаровой.Осенью 1836 года Пушкин поселился со своей большой семьей  в Петербурге по адресу: Набережная Мойки,12. Но вот за молодой красавицей, женой Пушкина, начинает при всех ухаживать близкий ко двору офицер, француз Дантес. Пушкин предупреждает: это оскорбительно! Но тот становится ещё назойливей. В адрес поэта посыпались насмешливые оскорбления. Пушкин вспылил. Вызвал Дантеса на дуэль.

    Слайд 10:(рассказывают ученики)   Зимним снежным вечером за Петербургом, на Чёрной речке, секунданты отсчитали шаги, и противники стали сходиться. Первым прицелился Дантес. Раздался выстрел – и смертельно раненный Пушкин упал в снег. Его бросились поднимать, но он сказал: "Погодите", – собрался с силами, выстрелив в Дантеса, радостно крикнул: "Попал! Попал!" – и лишился чувств.

    Весть о ранении поэта пронеслась по Петербургу. К дому Пушкина стала собираться толпа. Газетчики, торговцы, моряки, офицеры, простой люд – все спешили "к Пушкину". У его постели днём и ночью дежурили поэты, писатели. Последний раз, придя в сознание, Пушкин простился с близкими.

     Умер Александр Сергеевич Пушкин 10 ноября 1837 года (по новому стилю).

    Слайды 11 и 12 :

    Шли годы. Произведения Пушкина жили – в книгах, музыке, рисунках, на сценах театров, людской памяти. В 1871 году в России произошло важное событие – разрешили поставить памятник великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. По всей России объявили сбор средств на сооружение памятника. Решено было поставить его в Москве, на Тверском бульваре. Из 15 проектов памятника выбрали один. Автором его оказался Александр Михайлович Опекушин. К памятнику несли нарядные венки, забрасывали его фиалками и ландышами .С тех пор памятник Пушкину работы Опекушина считается одним из самых лучших в русской скульптуре. Пушкин как живой перед нами. Венок из лавра – в благодарность поэту за труд. И рядом высечено только одно слово: ПУШКИНУ. А на боковых сторонах – строки из знаменитого стихотворения «Памятник»:

    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал...

    Учитель: Сегодня мы с полным правом можем сказать следующие слова:   Ученик: Люблю я Пушкина творенья,
    И это вовсе не секрет.
    Его поэм, стихотворений
    Прекрасней не было, и нет!

    7. Выступление школьного библиотекаря. Выставка книг А. С. Пушкина для детей.

    Учитель: Давайте проверим, а настолько ли хорошо знаем биографию Пушкина, его произведения.

    8.Игра с использованием слайдов №13-31 

    9. Творческая работа детей.

    Учитель: Наши ребята вдохновились от чтения стихотворений А. С. Пушкина и решили попробовать свои силы в сложном деле – сочинении стихов. Вот что у них получилось.( По5 человек из каждого класса читают стихи собственного сочинения.)

    Учитель: Сегодня мы с вами создадим первый сборник стихотворений и посвятим его А.С. Пушкину. Для этого каждый из вас запишет своё стихотворение на отдельном листочке и украсит его иллюстрацией. Получится замечательная книга, которую смогут прочитать все желающие.

    10.Подведение итогов урока. Рефлексия.

    -О каком замечательном поэте мы сегодня с вами говорили?

    -Что нового вы узнали об А. С. Пушкине?

    - Понравился ли вам урок? Если понравился, то поднимите красный кружок. Если возникали затруднения, то поднимите жёлтый. Если не понравился, то –зелёный.

    Учитель: Вот и подошло к концу наше занятие. Что можно сказать в заключение? Читайте произведения Пушкина, изучайте произведения Пушкина, а главное – любите Пушкина.

       

         


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внеклассное мероприятие "Литературная гостиная" Родные поэты"

    Расширить представления о поэзии, о творчестве поэтов классиков...

    Урок внеклассного чтения "Литературные сказки XIX века" 4 класс (ОС "Школа 2100") Тест.

    Тест составлен  к уроку внеклассного чтения  по теме: "Литературные сказки XIX века"  4 класс.Программа "Школа 2100"...

    Урок внеклассного чтения по сказкам А. С. Пушкина

    Урок- игра способствует закреплению знаний учащихся по прочитанным сказкам А. С. Пушкина....

    Урок внеклассного чтения " Литературный Петербург. Памятники литераторам и литературным героям" 4 класс.

    Урок посвящен обобщению материала после знакомства с произведениями А.С.Пушкина, Дж.Свифта, И.А.Крылова, А. Волкова, Н.А.Некрасова....

    Внеклассное мероприятие " Литературная гостиная,посвященная творчеству В.А. Осеевой"

    Данное мероприятие направлено на учащихся началной школы. Содержит постановку по произведениям В.А. Осеевой и основные сведения об авторе....

    Конспект урока по литературному чтению "Литературная гостиная, посвященная творчеству М.Ю.Лермонтова"

    Дан конспект урока, в котором показано, как провести занятие в форме "Литературной гостиной", работа в группах по задаанному материалу....