Разработка урока внеклассного чтения "Какие вопросы задают сказки?"
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме
Урок внеклассного чтения для 3класса в рамках раздела "Сказки народов мира"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vneklassnoe_chtenie.doc | 26.89 КБ |
Предварительный просмотр:
3 класс
ОТКРЫТЫЙ УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ
Тема урока: Какие вопросы задают сказки? (Чтение сказок народов мира)
Цели урока: • Осмысление прочитанных сказок, в названии которых есть
вопрос;
• Формирование интереса к книгам и положительного отношения к самостоятельному чтению;
• Создание представлений о нравственно-эстетических ценностях.
ХОД УРОКА
1. Организация класса
2. Инсценировка (бабушка и внучек) В: Бабушка, расскажи мне сказку.
Б: А какую хочешь сказку, внучек? В: А разве сказки бывают разные?
Б: Есть сказки волшебные. Они все могут. Превратить лебедя в девицу, построить серебряный дворец. Превратить лягушку в царевну, молодца в комара.
В: А есть еще сказки про зверей.
Б: Верно. Но в них нет волшебных превращений.
В: Но эти сказки очень забавные. В них медведь добродушный, заяц трусливый, лиса хитрая.
Б: А есть еще сказки про мужиков, солдат, сирот. Это все бытовые сказки,
В: Бабушка, а почему А.С.Пушкин говорит: «Сказка - ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок?»
Б: А ты поди к ребятам. Они тебе помогут. Да и я послушаю.
Звучит музыка «Сказки гуляют по свету»
3. Выставка книг (все мои вопросы)
- Какие произведения вы готовили к уроку? (сказки народов различных республик)
- Какие книги вы нашли и прочитали? (2-3 книги (изд., худ.))
- Почему книги, выставленные на выставке наиболее интересны? (сборники)
- Что объединяет все прочитанные сказки? (в названии есть вопрос)
- Что же занимало людей, рассказывавших такие сказки? (внешний вид животных, явления природы: «На кого похож слон» - индийская, «Почему у сороки длинный хвост»)
- Что же представляют собой ответы на вопросы сказок? (как бы заповедь старших младшим)
4. Основная часть
а) Какие эпизоды из прочитанных сказок вызвали у вас улыбку? Прочитайте их так, чтобы и нам стало весело.
Мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши»
- Какова мораль сказки? (Не подслушивай чужих разговоров)
б) Ительменская сказка «Почему у Сороки длинный хвост»
- Какая из пословиц, представленных на доске подходит к этой сказке? (язык голубит, язык и губит)
- Почему?
в) Какие эпизоды заставили вас переживать, поволноваться за героев?
- Прочитайте отрывки так, чтобы и мы услышали грусть и волнение.
Казахская сказка «Почему человек дружит с ласточкой»
«Отчего у белого медведя нос черный»
- Почему же и с черным носом медведю удается быть незаметным? (теперь, когда медведь крадется к тюленям, он нос лапой прикрывает. Вот какой хитрый!)
г) Может быть, какой-либо момент заставил вас прийти в негодование, возмутиться чьим-либо поступком?
Корейская сказка «Отчего воробей прыгает»
(хотел высмеять пчелу, а сам попал впросак. Злость закрыла глаза и он готов был растерзать пчелу, которая оказалась права)
д) Может быть кто-либо прочитал сказку, содержание которой подходит вот к этой пословице:
Правду как ни прячь, она наружу выйдет.
Белорусская сказка «Есть ли правда на свете»
- Докажи, что пословица действительно подходит к твоей сказке.
Краткий пересказ.
е) Инсценировка индийской сказки «Чьи руки краше» -
Чьи же руки краше всех?
-- Почему женщины чуть не сгорели со стыда?
-Над чем заставила вас задуматься эта сказка?
- Какая из пословиц более всего подходит к сказке?
- Почему вы так считаете?
1. Не затем руки даны, чтоб даром болтались.
2. Кончил дело - гуляй смело.
3. Как аукнется, так и откликнется.
ж) Инсценировка сказки «Откуда у верблюда горб»
- Из какой сказки эти герои?
- А разве это народная сказка? (Нет. Р.Киплинг (авторская))
- Откуда у верблюда горб? (его наказал джин за безделье)
- Какова мораль сказки? (Без дела жить - только небо коптить)
- Какие выводы вы сделали для себя?
Чтение наизусть стихотворения в переводе С.Маршака «Горб»
5. Заключительная часть
Слово учителя:
- Итак, конечно, все ответы на вопросы сказок могут быть названы занимательными, остроумными, но научными их назвать нельзя.
Читаю отрывок из энциклопедии.
- Это сказка? (нет) А почему я прочитала? (в названии есть вопрос) Это научная статья, но мы нашли ответ на интересующий нас вопрос.
Представляю энциклопедию «Что такое? Кто такой», где легко найти ответы (научные) на вопросы: кто такие броненосцы, зачем верблюду горб и т.д.
ИТОГ УРОКА
- Что объединяет все прочитанные произведения? (во всех сказках поучительные моменты, все они побуждают нас к тому, чтобы мы обогащали свои знания научными подтверждениями; повествование сказочное, а проблемы затрагиваются реальные)
- В каких сказках вопрос звучал в шутку, а проблемы решались всерьез?
«Есть ли правда на свете»
«Чьи руки краше»
«Отчего у верблюда горб»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 3 классе «Тема войны и мира. Символичность образа журавля»
Цели: • выявление роли образа журавля в ходе обсуждения рассказа Ю. Яковлева «Белые журавлики», песня «Журавли» и стихотворения «Я не хочу войны» Р. Гамзатова; • знакомство с культурой Японии; • вы...
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 3 классе «Тема войны и мира. Символичность образа журавля»
Цели: • выявление роли образа журавля в ходе обсуждения рассказа Ю. Яковлева «Белые журавлики», песня «Журавли» и стихотворения «Я не хочу войны» Р. Гамзатова; • ...
Разработка урока внеклассного чтения "А.С. Пушкин "Сказка о попе и работнике его Балде"
Цели урока:1. Формировать у обучающихся представление о творчестве А.С. Пушкина2. Познакомить с историей создания «Сказки о попе…»3....
Разработка урока внеклассного чтения во 2 классе на тему: Чтение стихотворений А. Барто и рассказов Л. Толстого о том, что в шутку сказано, да всерьез задумано.
Урок знакомит детей с широким кругом произведений писателей, доступных для самостоятельного чтения; учит осознанно выбирать для себя книги и читать их, задумываясь, размышляя над прочитанным; развивае...
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 4 классе по теме: " А. Н. Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино».
Урок - литературная игра по сказке А. Толстого "Приключения Буратино" с мультимедийной презентацией.В приложении дан рисунок для "пазлов"....
Разработка урока внеклассного чтения
Разработка урока внеклассного чтения по произведениям Н.Носова в коррекционной школе 8 вида...
Разработка урока внеклассного мероприятия КВН "Природа вокруг нас"
Разработка урока внеклассного мероприятия КВН "Природа вокруг нас". В ней содержаться интересные вопросы и задания о животных, о птицах, явлениях природы, о влиянии человека на природу. К данной разда...