Разработка урока внеклассного чтения "Какие вопросы задают сказки?"
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Урок внеклассного чтения для 3класса в рамках раздела "Сказки народов мира"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_vneklassnoe_chtenie.doc26.89 КБ

Предварительный просмотр:

3 класс

ОТКРЫТЫЙ УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ

Тема урока:            Какие вопросы задают сказки? (Чтение сказок народов мира)

Цели урока:            •   Осмысление прочитанных сказок, в названии которых есть

вопрос;

•   Формирование интереса к книгам и положительного отношения к            самостоятельному чтению;

•   Создание представлений о нравственно-эстетических ценностях.

ХОД УРОКА

1.   Организация класса

2.   Инсценировка (бабушка и внучек) В: Бабушка, расскажи мне сказку.

Б: А какую хочешь сказку, внучек? В: А разве сказки бывают разные?

Б:  Есть  сказки  волшебные.  Они  все  могут.  Превратить  лебедя  в девицу,  построить серебряный дворец. Превратить лягушку в царевну, молодца в комара.

В: А есть еще сказки про зверей.

Б: Верно. Но в них нет волшебных превращений.

В: Но эти сказки очень забавные. В них медведь добродушный, заяц трусливый, лиса хитрая.

Б: А есть еще сказки про мужиков, солдат, сирот. Это все бытовые сказки,

В: Бабушка, а почему А.С.Пушкин говорит: «Сказка - ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок?»

Б: А ты поди к ребятам. Они тебе помогут. Да и я послушаю.

 Звучит музыка «Сказки гуляют по свету»

3.   Выставка книг (все мои вопросы)

- Какие произведения вы готовили к уроку? (сказки народов различных республик)

- Какие книги вы нашли и прочитали? (2-3 книги (изд., худ.))

- Почему книги, выставленные на выставке наиболее интересны? (сборники)

- Что объединяет все прочитанные сказки? (в названии есть вопрос)

-   Что  же  занимало людей,  рассказывавших  такие  сказки?  (внешний  вид животных, явления природы: «На кого похож слон» - индийская, «Почему у сороки длинный хвост»)

-  Что же представляют собой ответы на вопросы сказок? (как бы заповедь старших младшим)

4.   Основная часть

а) Какие эпизоды из прочитанных сказок вызвали у вас улыбку? Прочитайте их так, чтобы и нам стало весело.

Мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши»

- Какова мораль сказки? (Не подслушивай чужих разговоров)

б) Ительменская сказка «Почему у Сороки длинный хвост»

-  Какая из пословиц, представленных на доске подходит к этой сказке? (язык голубит, язык и губит)

- Почему?

в) Какие эпизоды заставили вас переживать, поволноваться за героев?

- Прочитайте отрывки так, чтобы и мы услышали грусть и волнение.

Казахская сказка «Почему человек дружит с ласточкой»

«Отчего у белого медведя нос черный»

- Почему же и с черным носом медведю удается быть незаметным? (теперь, когда медведь крадется к тюленям, он нос лапой прикрывает. Вот какой хитрый!)

г) Может быть, какой-либо момент заставил вас прийти в негодование, возмутиться чьим-либо поступком?

Корейская сказка «Отчего воробей прыгает»

(хотел высмеять пчелу, а сам попал впросак. Злость закрыла глаза и он готов был растерзать пчелу, которая оказалась права)

д)  Может быть кто-либо прочитал сказку, содержание которой подходит вот к этой пословице:

Правду как ни прячь, она наружу выйдет.

Белорусская сказка «Есть ли правда на свете»

- Докажи, что пословица действительно подходит к твоей сказке.

Краткий пересказ.

е) Инсценировка индийской сказки «Чьи руки краше» -

 Чьи же руки краше всех?

--  Почему женщины чуть не сгорели со стыда?

-Над чем заставила вас задуматься эта сказка?

- Какая из пословиц более всего подходит к сказке?

- Почему вы так считаете?

1. Не затем руки даны, чтоб даром болтались.

2. Кончил дело - гуляй смело.

3. Как аукнется, так и откликнется.

ж) Инсценировка сказки «Откуда у верблюда горб»

- Из какой сказки эти герои?

- А разве это народная сказка? (Нет. Р.Киплинг (авторская))

- Откуда у верблюда горб? (его наказал джин за безделье)

- Какова мораль сказки? (Без дела жить - только небо коптить)

- Какие выводы вы сделали для себя?

Чтение наизусть стихотворения в переводе С.Маршака «Горб»

5.   Заключительная часть

Слово учителя:

-  Итак, конечно, все ответы на вопросы сказок могут быть названы занимательными, остроумными, но научными их назвать нельзя.

Читаю отрывок из энциклопедии.

- Это сказка? (нет) А почему я прочитала? (в названии есть вопрос) Это научная статья, но мы нашли ответ на интересующий нас вопрос.

Представляю энциклопедию «Что такое? Кто такой», где легко найти ответы   (научные) на вопросы: кто такие броненосцы, зачем верблюду горб и т.д.

ИТОГ УРОКА

-   Что   объединяет   все   прочитанные   произведения?   (во   всех   сказках   поучительные моменты, все они побуждают нас к тому, чтобы мы обогащали свои знания научными подтверждениями; повествование сказочное, а проблемы затрагиваются реальные)

- В каких сказках вопрос звучал в шутку, а проблемы решались всерьез?

«Есть ли правда на свете»

«Чьи руки краше»

«Отчего у верблюда горб»       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 3 классе «Тема войны и мира. Символичность образа журавля»

Цели: • выявление роли образа журавля в ходе обсуждения рассказа Ю. Яковлева «Белые журавлики», песня «Журавли» и стихотворения «Я не хочу войны» Р. Гамзатова; • знакомство с культурой Японии; • вы...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 3 классе «Тема войны и мира. Символичность образа журавля»

Цели: •    выявление роли образа журавля в ходе обсуждения рассказа Ю. Яковлева «Белые журавлики», песня «Журавли» и стихотворения «Я не хочу войны» Р. Гамзатова; •   ...

Разработка урока внеклассного чтения "А.С. Пушкин "Сказка о попе и работнике его Балде"

Цели урока:1.      Формировать у обучающихся представление о творчестве А.С. Пушкина2.      Познакомить с историей создания «Сказки о попе…»3....

Разработка урока внеклассного чтения во 2 классе на тему: Чтение стихотворений А. Барто и рассказов Л. Толстого о том, что в шутку сказано, да всерьез задумано.

Урок знакомит детей с широким кругом произведений писателей, доступных для самостоятельного чтения; учит осознанно выбирать для себя книги и читать их, задумываясь, размышляя над прочитанным; развивае...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 4 классе по теме: " А. Н. Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино».

Урок - литературная игра по сказке А. Толстого "Приключения Буратино" с мультимедийной презентацией.В приложении дан рисунок для "пазлов"....

Разработка урока внеклассного чтения

Разработка урока внеклассного чтения по произведениям Н.Носова в коррекционной школе 8 вида...

Разработка урока внеклассного мероприятия КВН "Природа вокруг нас"

Разработка урока внеклассного мероприятия КВН "Природа вокруг нас". В ней содержаться интересные вопросы и задания о животных, о птицах, явлениях природы, о влиянии человека на природу. К данной разда...