Главные вкладки

    Урок литературного чтения в 3 классе на тему: "Научно-познавательный и художественный тексты" (проектная деятельность: создание опорной таблицы по теме)
    план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

    Шаталова Галина Дмитриевна

    Урок обобщения и систематизации изученного материала в разделе "Люби живое"

    I.Организационный момент.

     

    Сообщение темы и цели урока.

    Сегодня у нас будет урок проектной деятельности. Для этого вы пересядете по группам в соответствии с табличками: «Аналитики», «Исследователи», «Иллюстраторы», «Испытатели»

    II. Создание проблемной ситуации.

    Мы завершили изучение раздела «Люби живое», накопили большой материал по теме. Для того чтобы умело использовать собранную нами информацию, нужно научиться ее обрабатывать и систематизировать.

    Я предлагаю вам такую форму систематизации как опорная таблица.

    III. Формулирование целей и задач проектной деятельности.

    Цель: учиться обрабатывать и систематизировать информацию

    Задача: создать опорную таблицу для сообщения об отличии научно-познавательного текста от художественного

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proekt_lit_3kl_shatalova.doc74.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Филиал МБОУ Староюрьевской сош в с. Поповка

    Урок литературного чтения

    в 3 классе на тему:

    «Научно-познавательный и художественный тексты»

    (проектная деятельность:

    создание опорной таблицы по теме)

    Учитель: Шаталова Г. Д.

    2012 год

    Учащиеся должны знать: порядок анализа текста; признаки научно-популярного и художественного текстов

    Учащиеся должны уметь: анализировать текст; сравнивать различный литературный материал; обобщать материал; работать со справочной и художественной литературой; владеть элементарными способами получения и обработки информации; работать группами

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    Сообщение темы и цели урока.

    Сегодня у нас будет урок проектной деятельности. Для этого вы пересядете по группам в соответствии с табличками: «Аналитики», «Исследователи», «Иллюстраторы», «Испытатели»

    II. Создание проблемной ситуации.

    Мы завершили изучение раздела «Люби живое», накопили большой материал по теме. Для того чтобы умело использовать собранную нами информацию, нужно научиться ее обрабатывать и систематизировать.

    Я предлагаю вам такую форму систематизации как опорная таблица.

    III. Формулирование целей и задач проектной деятельности.

    Цель: учиться обрабатывать и систематизировать информацию

    Задача: создать опорную таблицу для сообщения об отличии научно-познавательного текста от художественного

    IV. Подготовка к созданию проекта.

    Назовите основные этапы создания проекта. (Что нам нужно сделать, чтобы создать опорную таблицу?)

    1. Проанализировать два текста на одну тему: научно-познавательный и  художественный.
    2. Выявить самые важные различия в этих текстах
    3. Внести эти различия в таблицу
    4. Проверить эту таблицу на других произведениях

    Наметим разделы проекта (таблицы) с целью удобства систематизации информации (Проводится в виде «мозгового штурма». Все предлагают свои идеи. «Аналитики» отбирают наиболее подходящие) Лучше всего подходит план анализа текста. Его пункты могут быть названиями столбцов таблицы (отличительными чертами исследуемых текстов)

    В результате на доске помещаются заготовки для будущего проекта:

    Различия в художественном и научно-познавательном текстах

    Тема текста

    Основная мысль текста

    Средства выражения основной мысли

    Отношение автора к героям и событиям

    Моё отношение к героям и событиям

    Научно-познавательный текст

    Художественный текст

    V. Основной этап создания проекта.

    Начнем исследование (работают «Исследователи»)

    - Какие тексты возьмем для исследования: знакомые или незнакомые? Знакомые.

    «Исследователи» выбирают тексты из изученных на уроках в разделе «Люби живое» и заполняют таблицу

    Пример.

    Если «Исследователи» выбрали для анализа отрывок из  текста И. Соколова-Микитова «Листопадничек» (о бобрах) и энциклопедический текст «Бобры», то таблица после анализа может выглядеть так:

    Различия в художественном и научно-познавательном текстах

    Тема текста

    Основная мысль текста

    Средства выражения основной мысли

    Отношение автора к героям и событиям

    Моё отношение к героям и событиям

    Научно-познавательный текст

    Текст о бобрах

    Автор рассказывает о том, как выглядят бобры, как живут

    Точные факты, научные слова, термины

    Не понятно

    Интересно было узнать о бобрах

    Художественный текст

    Текст о бобрах

    Автор рассказывает о бобрах как о заботливых родителях

    Выразительные слова: эпитеты, метафоры, сравнения

    Хорошо понятно

    Понравились бобры

    Таблицу на доске заполняют «Иллюстраторы»

    VI. Работа «Аналитика»

    - Все ли пункты анализа текста подходят для выявления различий между научно-познавательным и художественным текстами? Во всех ли столбцах видны эти различия?

    «Аналитик»:

    - Не все пункты подходят: столбец «Тема текста» показывает не различия, а сходство; столбец «Моё отношение к героям и событиям» может иметь столько различий, сколько человек выскажет своё мнение о тексте, т.е. слишком много.

    - Следовательно, столбцы «Тема текста» и «Моё отношение к героям и событиям» надо удалить из таблицы.

    «Иллюстраторы» убирают ненужные столбцы.

    VII. Этап испытания проекта

    В результате подробной обработки информации и фиксирования результатов этой обработки получилась опорная таблица для составления сообщения об отличии научно-познавательного текста от художественного.

    Различия в художественном и научно-познавательном текстах

    Основная мысль текста

    Средства выражения основной мысли

    Отношение автора к героям и событиям

    Научно-познавательный текст

    Автор рассказывает о том, как выглядят бобры, как живут

    Точные факты, научные слова, термины

    Не понятно

    Художественный текст

    Автор рассказывает о бобрах как о заботливых родителях

    Выразительные слова: эпитеты, метафоры, сравнения

    Хорошо понятно

    Испытание проекта будем проводить все вместе по алгоритму:

    1. Подойти к учительскому столу, выбрать текст-отрывок из произведений, изученных в разделе «Люби живое», зачитать его.
    2. Из разложенных на столе энциклопедических текстов выбрать текст на ту же тему, что и зачитанный отрывок. Передать его любому ученику для чтения вслух.
    3. Проанализировать свои тексты по созданной опорной таблице, сделать вывод, научно-познавательный это текст или художественный.
    4. Вспомнить название художественного произведения и его автора.
    5. Подумать, всё ли в таблице удобно для анализа текстов на разные темы.

    (Не удобен столбец «Основная мысль текста». Его надо по-другому назвать, чтобы он подходил для текстов на разные темы: «Основная цель автора» или: «Зачем автор создал текст?»

    В ячейке, соответствующей научно-познавательному тексту, будут слова: «Дать знания».

    В ячейке, соответствующей художественному тексту, будут слова: «Вызвать чувство».)

    В результате таблица приобретает вид:

    Различия в художественном и научно-познавательном текстах

    Основная цель автора

    (Зачем автор создал текст?)

    Средства выражения основной мысли

    Отношение автора к героям и событиям

    Научно-познавательный текст

    Дать знания

    Точные факты, научные слова, термины

    Не понятно

    Художественный текст

    Вызвать чувство

    Выразительные слова: эпитеты, метафоры, сравнения

    Хорошо понятно

    В процессе анализа художественных текстов учащимся предлагается дополнительный вопрос:

    - Почему это произведение помещено в раздел «Люби живое»?

    - Какие важные мысли выражены в произведениях раздела «Люби живое»?

    VIII. Итоги урока.

    1. Какую цель и какую задачу мы ставили перед собой в начале урока?
    2. Удалось ли нам достигнуть поставленной цели и задачи?
    3. Какие трудности встретились? Что показалось наиболее интересным?

    Карточки с отрывками из произведений

    Не успел хорошенько осмотреться зайчонок, как бобры над хаткой крышу поставили. Один бобр обглоданные палки таскает, другой замазывает крышу илом. Толстым хвостом громко пришлёпывает, как штукатур лопаткой. Ходко работают бобры. (И. Соколов-Микитов. «Листопадничек»)

    Бежит домой деловито, ни на что не оглядывается. Кривые ножки так и мелькают на белом снегу. На следующий день – опять. Я удивился: куда это она бегает? Да ещё каждый день и всегда в одно и то же время.

    (В. Белов «Малька провинилась»)

    Перед самым носом Пика шлёпнулся на землю пучеглазый маленький лягушонок. Он испуганно уставился на мышонка. Мышонок с удивлением и страхом рассматривал его голую скользкую кожу.

    А кругом по-прежнему слышалось – плюх-шлёп! плюх-шлёп! – точно целое стадо перепуганных лягушат, спасаясь от кого-то, скакало по траве.

    (В. Бианки. «Мышонок Пик»)

    Мордочка сморщенная, старушечья, а глазки живые, блестящие. Шерсть на ней рыжая, а лапки чёрные. Как будто человечьи руки в перчатках чёрных.

    Тут я рассмотрел, какие у неё хорошенькие чёрные ноготки. Игрушечная живая ручка. Я стал гладить лапку и думаю: совсем как ребёночек.

    (Б. Житков. «Про обезьянку»)

    Наконец настало утро. Разбитый, с головной болью, я кое-как поднялся, оделся и пошёл на занятия.

    И вдруг на плацу, где мы всегда маршировали, я увидел чудо…Собака, убитая мною накануне, стояла, как всегда, около нашего «дядьки» и помахивала хвостом. Завидев меня, она как ни в чём не бывало подбежала и с ласковым повизгиванием стала тереться у ног. (В. Дуров. «Наша Жучка»)

    Крылья у неё всё ещё разброшены, и она мела ими землю. На гнезде она сидела с распущенными крыльями, прикрывала своих будущих птенцов, сохраняла для них тепло. Потому и закостенели от неподвижности крылья птицы. Она металась и не могла взлететь. (В. Астафьев «Капалуха»)

    Я открыл коробочку и сперва ничего не увидел, а потом увидел маленький светло-зелёный огонёк, как будто где-то далеко-далеко от меня горела крошечная звёздочка, и в то же время я сам держал её сейчас в руках.

    (В. Драгунский. «Он живой и светится»)

    После чаю я уходил на охоту…Моя охота была и тогда и теперь – в находках.

    Нужно было найти в природе такое, чего я ещё не видел, и, может быть, и никто ещё в своей жизни с этим не встречался…

    Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать. (М. Пришвин. «Моя Родина»)

    Научно- художественные тексты

    Бобры из отряда грызунов. Крупные водные звери, известные своим умением возводить плотины, создавая пруды, в которых они устраивают жилище. Бобры весят от 15 до 30 кг при длине 90–120 см, включая плоский хвост (41 см). Большими перепончатыми задними лапами они гребут при плавании, используя в качестве руля широкий чешуйчатый хвост. Маленькие передние лапки используются как для ходьбы по земле, так и для переноски грунта и камней при строительстве уникальных плотин и частично погруженных в воду «хаток». Глаза маленькие, как и у многих других животных, большую часть времени проводящих в воде. Уши и нос снабжены клапанами и закрываются, когда животное ныряет. Огромные резцы позволяют перегрызать стволы деревьев.

    Бобры возводят плотину, чтобы заполнить пруд, посреди которого строят островную «хатку», недосягаемую для рыскающих поблизости хищников. Она служит и жильем, и кладовой для зимних запасов корма. Начатую плотину бобры всегда доводят до конца, а готовой не дают разрушаться.

    Бобровые хатки, как и плотины, строятся из веток и ила. Пол с удобной мягкой подстилкой из мелких кусочков коры находится чуть выше уровня воды. В крыше оставляется небольшое отверстие для вентиляции. Вход находится под водой, зимой он остается открытым.

    Мягкая кора молодых веток тополей и осин – любимая пища бобров.

    Макаки — приматы средней величины с крепким туловищем и сильными конечностями. Окрас шерсти серо-коричневый, однако бывает и чёрным. У некоторых особей грудка красивого голубого цвета. На мордочке нет волосяного покрова. Величина тела у макак достигает 80 см, а вес колеблется от 6 до 15 кг.  В дикой природе живут главным образом по берегам водоёмов на деревьях и умеют хорошо плавать. Содержание яванских макак возможно в домашних условиях, но, человеку, который решается взять на себя такую ответственность, надо хорошо взвесить все за и против.

    В идеале нужна большая, просторная клетка, где вашему малышу будет уютно. В клетке должны быть канаты, игрушки, место для сна. Кормушки, поилки. Обезьянам обязательно нужно общение.

    Собака - самый распространённый вид животных на земле.

    Собака верно служит человеку, сопровождает его всюду: в военных и мирных походах, помогает охранять границы и стада, ловить преступников и отыскивать наркотики или, просто живя рядом и радуя.

    Собаки могут быть активны в любое время дня или ночи. Собака - одомашненное хищное животное. Хотя собака и приспособилась к жизни с человеком, но всё же сохранила свои специфические потребности как вид животного и осталась, в сущности, волком. Собаки много дней могут жить без еды, долго терпят жажду, но без сна погибают в течение нескольких дней. Собаки много спят глубоким сном, храпят, видят сны, но способны мгновенно просыпаться.

    Глухарь - таёжная, очень крупная птица семейства фазановых. Само название птицы говорит об их особенности: во время брачного периода самцы утрачивают чуткость. К ним можно легко подойти на выстрел. Глухарь – птица эффектная. Его широкий полукруглый хвост напоминает по форме павлиний. А жабо украшено перламутровыми зелёными пёрышками. Над глазами – ярко-красные брови.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    презентация к уроку литературного чтения в 3 классе на тему "Л. Н. Толстой "Лев и собачка"

    Презентация состоит из 9 слайдов, сопровождающих весь урок. Содержание слайдов указано в конспекте урока по данной теме....

    КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 3 КЛАССЕ НА ТЕМУ: В. Драгунский «...Бы».

                      Рассказ  «…Бы»  Виктора  Юзефовича  Драгунского относится  к...

    урок литературного чтения в 3 классе на тему "А.П. Чехов. Белолобый" по программе "Начальная школа 21 века"

    Урок включает в себя как биографию А.П. Чехова, так и анализ произведения....

    Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему "И. Соколов-Митков «Листопадничек»"

    Цели урока: познакомить с отрывком произведения И. Сокова-Миткова «Листопадничек» и ознакомить с жизнью и творчеством писателя; совершенствовать навык осознанного выразительного чтения вслух, понимани...

    Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему "В.Ю. Драгунский "Он живой и светится""

    Предмет: Литературное чтениеКласс: 3Тема урока:  В.Ю. Драгунский «Он живой и светится»Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Ю. Драгунского; научить видеть и понимать окружающую...

    Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему "В.Ю. Драгунский "Он живой и светится»"

    Предмет: Литературное чтениеКласс: 3Тема урока:  В.Ю. Драгунский «Он живой и светится»Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Ю. Драгунского; научить видеть и понимать окружающую...

    «Использование технологий развития критического мышления на уроках литературного чтения в 3 классе при изучении стихотворения Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою» ( Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою…» 5 урок в теме: «Зимы ждала, ждала природа…)

    Урок новых знаний.Составлен в таблице в соответсвии с требованием ФГОС. Цель урока:создание условий для проведения анализа поэтического произведения.В ходе урока дети делятся на  группы по интере...