План-конспект урока литературного чтения во 2 классе "Честный мальчик"
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Целищева Марина Вениаминовна

План-конспект урока литературного чтения во 2 классе "Честный мальчик (корейская сказка)" . Главная цель: повышение читательской  компетентности учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока литературного чтения

2 класс, УМК «Школа 2100»

Тема: Честный мальчик (корейская сказка).

Цель: формирование читательской компетентности учащихся

Задачи:

  1. Учить пониманию текста  на уровне содержания;
  2. учить эмоциональному переживанию прочитанного;
  3. учить  выражать  своё отношение к героям, событиям, языку произведения;
  4. развивать умение прогнозировать содержание текста по ключевым словам, заглавию, иллюстрации;
  5. развивать умение формулировать основную мысль текста, соотносить основную мысль с заглавием;
  6. развивать воображение, память, речь;
  7. совершенствовать навыки ролевого характерного выразительного чтения;
  8. воспитывать  честность, сострадание.

Оборудование к уроку:

Детский познавательный журнал «Весёлые уроки» №1 за 2012 год, учебник литературного чтения для 2 класса, рабочая тетрадь  по литературному чтению, книга «Честный мальчик» издательства «Детская литература».

Структура и ход урока

Речь и деятельность учителя

Речь и деятельность учащихся

I. Организационный момент.

  1. Настрой на работу.

Прозвенел  и смолк звонок

Начинается …

Поприветствуйте друг друга и пожелайте удачи на уроке.

2) Знакомство с детской периодической печатью.

  1. А знаете ли вы, как приветствуют друг друга жители разных стран?

В рублике «Это интересно» детского познавательного журнала «Весёлые уроки» (демонстрирую журнал) №1 за 2012 год на с.9 об этом написано.

  1. Хотите узнать?

Тогда слушайте.

  1. Интересно? Ещё много интересного вы можете прочесть на страницах этого журнала. (Ещё раз демонстрирую журнал).
  2. Начинаем  урок литературного чтения.

Урок

Ответы детей.

  1. Да…

Статью зачитывает один из учеников.

«”Ели ли вы сегодня?”, “Здоров ли ваш скот?” – спрашивают при встрече жители Монголии.

“Я вас вижу!” – приветствуют друг друга зулусы.

“Как поживаете?” – интересуются англичане.

Русские и американцы пожимают друг другу руки.

Китайцы пожимают руки сами себе.

Лапландцы трутся носами.

Молодой американец,  приветствуя приятеля, хлопает его по спине.

Латиноамериканцы обнимаются.

Французы целуют друг друга в щёку.

Жители острова Самоа обнюхивают друг друга.

Тибетцы снимают шляпу, высовывают язык, а левую руку при этом держат за ухом, будто прислушиваются.»

II. Актуализация знаний 

  1. Как называется раздел, в котором мы изучаем сказки?

Мы познакомились уже с несколькими сказками из данного раздела.

  1. Что объединяет все эти сказки?
  2. Какие человеческие качества можно противопоставить мудрости?
  3. Ребята, а трудно ли быть честным?
  4. Что значит, быть честным?
  5. Иногда люди  друг другу не говорят правду. Правильно ли это?
  1. Сказка мудростью богата.

  1. Учат мудрости.
  2. Глупость, жадность.

Высказывания детей.

Рассуждения детей

III.Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы продолжим знакомство со сказками.

Эпиграфом к сегодняшнему уроку  я взяла пословицу «Где правда, там и счастье»

  1. Как вы понимаете смысл данной пословицы?

Сегодня на уроке нам нужно либо доказать либо опровергнуть истинность данной пословицы. А поможет нам корейская сказка «Честный мальчик» (демонстрирую книгу «Честный мальчик)

Читают запись на доске.

Высказывания детей.

IV. Открытие новых знаний.

  1. Работа с текстом до чтения.

(Выполняют задание 1 на с.35 в рабочей тетради)

а) Работа с заглавием сказки.

  1. Что можно узнать из заглавия?
  1. Кто автор данной сказки?
  2. А кто из вас знает, как называется страна, в которой живёт корейский народ?

Совершенно верно, страна называется Корея, а корейцы - очень трудолюбивый народ.

б) Рассматривание иллюстрации и беседа.

  1. Рассмотрите иллюстрацию.
  2. Кто герои сказки?
  3. Как они выглядят?
  4. Где происходит действие?
  5. Что необычного видите на иллюстрации?

– Можно ли предположить, какие отношения, добрые или злые между стариком и мальчиком?

  1. Как вы догадались?

в) Составление сказки по ключевым словам

  1. Прочитайте ключевые слова к сказке и составьте по ним сказку.
  2. Кто хочет поделиться с нами составленной сказкой?
  3. Слова были у всех одинаковые, а содержание сказок получилось разное. Почему?
  1. Физкультминутка. Гимнастика для глаз «Сова».
  2. Работа с текстом во время чтения.

Давайте прочитаем сказку и сравним её с  нашими, оправдаются ли наши предположения?

а) Чтение учащимися про себя.

  1. Оправдались ли наши предположения?
  2. Кто герои сказки?
  3. За что старик наградил мальчика?

б) Повторное чтение сказки вслух, ответы на вопросы по содержанию сказки и  деление её  на части.

Давайте внимательно прочитаем сказку, разделим её на смысловые части, и постараемся понять ее содержание. (План по мере его составления  записывается на доске)

  1. Почему мальчику пришлось идти за дровами?

  1. Что случилось с мальчиком?
  1. Как отнесся к этому мальчик?

  1. Можно ли случившееся назвать “бедой”?

  1. Как бы вы озаглавили эту часть?

Читаем дальше.

  1. Как это «топор дороже золота»?
  2. Почему?

  1. Что произошло?
  2. Кто же этот старичок?
  3. Как отнесся старичок к беде мальчика? Прочитайте.
  4. Как озаглавим эту часть?

Продолжим чтение

  1. Как старичок отнёсся к тому, что мальчик не взял золотой топор? Найдите в тексте ответ.
  2. Почему старичок ухмыльнулся?

  1. Как старичок выполнил обещание?
  2. Почему старичок предлагал мальчику не его топор, а очень дорогие?

  1. Подберите название к 3 части.

Давайте прочитаем, чем закончилась сказка.

  1.  Как понимаете выражение «Не позарился на серебро, да золото»?
  2. Почему мальчик не взял себе чужого?
  3. Зачем старичок отдал все три топора мальчику? Почему?

  1. Найдите слова, которые доказывают, что мальчик был не только честный, но и вежливый, добрый.
  2. Как озаглавим 4 часть?
  3. Прочитайте, какой план у нас получился.

4) Работа с текстом после чтения.

  1. Что произошло бы, если бы мальчик сказал старику, что золотой или серебряный топор принадлежат ему?
  2. Кем был старик из озера, и почему он решил испытать мальчика на честность?
  3. Почему эта сказка помещена в разделе «Сказка мудростью богата»?
  4. Кто в ней носитель мудрости?
  5. В чём проявилась его мудрость?
  6. А за что наградил старичок мальчика? Выберите наиболее точную формулировку в задании 2 на с.35 рабочей тетради.
  1. Физкультминутка.  

«Личностные качества»

Отзывчивость, леность, почтительность,  хитрость, вежливость, грубость, справедливость,  жадность, доброта, смелость, уступчивость, злобность, заботливость, внимательность,  эгоизм, честность, трудолюбие.  

  1. Молодцы, вы были очень внимательны к качествам личности.

  1. Главный герой мальчик и он честный.
  2. Корейский народ.
  3. Корея.

  1. Мальчик и старик.

Описываю внешний вид героев.

  1. На берегу какого-то водоёма.
  2. Старик выходит из воды. Он похож на Водяного, борода из волн.

  1. Добрые.
  2. Улыбка на лице старика добрая и взгляд ласковый. Он по дружески обнял мальчика.

Читают ключевые слова, составляют сказку.

2-3 человека рассказываю составленные сказки.

Высказывания детей.

Высказывания детей.

  1. Мальчик и старик.
  2. За честность.

Дети читают первую часть сказки до слов «Чем он теперь дрова рубить будет?»

  1. Отец умер, а мать с утора до ночи работала, и мальчик помогал матери зарабатывать деньги
  1. Он уронил топор в воду.
  2. Он заплакал и подумал: «Чем он теперь дрова рубить будет?»
  3. Да, отец мальчика умер, а мальчик рубил дрова и продавал их на рынке.
  4. С мальчиком случилась беда.

Дети читают 2 часть до слов: “Сказал он так и под водой скрылся”

  1. Он был ему слишком дорог.
  2. Может он ему от отца достался и это был единственный топор, которым он мог рубить дрова.
  1. Появился старичок.
  2. Он волшебник.
  3. А старичок и говорит: «Не горюй мальчик, найду твой топор».
  4. Встреча мальчика со стариком.

Дети читают 3 часть сказки до слов: «– Вот мой топор, дедушка, – говорит».

  1. Он «усмехнулся в седую бороду»
  2. Был удивлён  поступком мальчика. Ему понравилось, что мальчик не взял чужой топор.
  1. Он нашел топор мальчика.
  2. Проверял мальчика – возьмёт ли он чужое?

Хотел проверить возьмет мальчик золотой топор и серебряный топор или нет?

 –Три топора.

Чтение сказки до конца.

  1. Не хотел взять чужого.

  1. Он был честным.
  2. Он наградил мальчика за его честность, добросовестность, трудолюбие, почтительность.
  3. «Взял мальчик топоры, поблагодарил старика сто и тысячу раз и домой пошёл».

  1. Награда за честность.

Читают план:

 1. С мальчиком случилась беда.

 2. Встреча мальчика со стариком.

 3. Три топора.

 4. Награда за честность.

  1. Старик не стал бы ему помогать.

  1. Он похож на волшебника. Хотел убедиться в честности мальчика.
  2. Потому, что старик поступил мудро.

  1. Старик.
  2. Он наградил мальчика.

Обводят наиболее точную формулировку.

Если качество положительное – учащиеся хлопают в ладоши, если отрицательное то топают ногами

V. Первичное закрепление и беседа о жанре произведения.

  1. А для чего мы внимательно читали сказку?
  2. Для чего необходимо понимать содержание?
  3. Назовите главную мысль сказки.

  1. Похожа ли эта сказка и те, которые мы придумали по ключевым словам?

Вот мы говорим сказка, сказка, а докажите что данное произведение – сказка.

  1. К какой группе сказок её можно отнести?
  2. Есть ли в сказке отрицательные герои?
  1. Чтобы понять содержание.
  2. Выделить главную мысль произведения.
  3. Старичок наградил мальчика за его честность и трудолюбие.
  4. И да и нет.

  1. В этом произведении есть зачин, троекратный повтор, волшебные события, устойчивые сказочные обороты, добрый конец.
  2. Волшебная.
  3. Нет.

VI . Рефлексия.

Прочитайте пословицу-эпиграф к нашему уроку.  Подходят ли она к сказке? Можем ли мы утверждать, что где правда, там и счастье? Почему?

  1. Почему корейский народ выбрал именно такое заглавие для своей сказки? Можно ли озаглавить по другому?
  2. Зачем эту сказку взрослые рассказывают детям? Чему учит сказка?

  1. В жизни эти качества важны или нет?
  2. Если бы вы были на месте мальчика, как бы вы поступили?
  3. Какой волшебный совет вы дали бы человеку, который не хочет стать честным?

Ответьте на вопрос: чем схожи сказка В.Одоевского «Мороз Иванович» и сказ П.Бажова «Серебряное Копытце» с корейской сказкой «Честный мальчик»?

Самооценка деятельности на уроке.

Домашнее задание: учебник с.28-30, подготовить чтение по ролям и пересказ по составленному плану.

 

Дети высказывают своё мнение.

  1. Быть честным, добрым, вежливым, трудолюбивым….
  2. Важны. Дети высказывают свою точку зрения

Высказывания детей.

Высказывания детей.

  1. Честные и хорошие поступки всегда вознаграждаются.  В сказке В. Одоевского «Мороз Иванович» Рукодельница была вознаграждена сундуком с драгоценностями за честную работу, трудолюбие, вежливость. В сказе П.Бажова «Серебряное копытце» девочку Дарёнку наградили драгоценными камнями за доброту и заботу. В корейской сказке «Честный мальчик» герой получил награду за честность, воспитанность, почтительность к старшим, трудолюбие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект к уроку литературного чтения 2 класс Обобщение к разделу "Зарубежная литература".

План-конспект у уроку литературного чтения 2 класс по учебнику Л.Ф. Климановой Обобщение к разделу "Зарубежная литература".Презентация позволяет подвести итоги знаний  по сказкам зарубежных писат...

План-конспект интегрированного урока литературного чтения, технологии и изобразительного искусства во 2 классе»Б» по теме «Авторские загадки» Проект выполнен в программе ПервоЛого.

План-конспект интегрированного урока литературного чтения, технологии и изобразительного искусства во 2 классе»Б» по теме «Авторские загадки»Проект выполнен в программе ПервоЛого....

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ «Е.Л. ШВАРЦ «СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ»

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ  «Е.Л. ШВАРЦ «СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ». Интегрированный урок с элементами профориентации, с применением современных образовательных тех...

План-конспект к уроку литературного чтения 2 класс С.В.Михалков "Мой щенок"

Конспект урока по литературному чтению: "Мой щенок" С.В. Михалков, 2 класс "Школа России"...

Урок литературного чтения О.Уайльд "Мальчик-звезда" сказка

Урок литературного чтения по сказке О.Уайльда не только познакомит детей с творчеством писателя, но на примере героя художественного произведения поможет понять в чем заключена истинная красота челове...

План-конспект 2 класс литературное чтение «Малые жанры фольклора. Обобщение».

План-конспект 2 класс литературное чтение «Малые жанры фольклора. Обобщение»....