Речевая зарядка на уроках чтения
статья по чтению по теме

Макарова Оксана Владимировна

В данной статье даны виды упражнений, используемых на речевых зарядках на уроках чтения для детей, имеющих общее недоразвитие речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevaya_zaryadka.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Речевая зарядка на уроках чтения.

Важнейшей стороной техники чтения является правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового со става. Правильность чтения у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) формируется медленно. Чтение учащихся характеризуется:

  1. Большим количеством ошибок(замены, повторы, пропуски, добавления букв, слогов, слов).
  2. Их стойкостью.

       В свою очередь нарушение правильности чтения затрудняет выработку беглого и выразительного чтения, осознание читаемого текста. Наиболее результативным периодом для воспитания правильного чтения являются 1-3 классы, когда учащиеся от побуквенного восприятия слов переходят к слоговому, а затем к чтению целыми словами.

Одним из эффективных приёмов работы по выработке у учащихся навыка правильного чтения является речевая зарядка.

Речевая зарядка-это система упражнений, направленных на правильное воспроизведение слоговых структур и слов, которые могут вызвать затруднения у учащихся при чтении текста. Термин подобран исходя из того ,что чтение является одним из видов речевой деятельности, а слово зарядка,семантически определяется как подготовка к действию.

Задачи речевой зарядки:

  1. Установление прочной связи между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов.
  2. Дифференциация сходных единиц чтения.
  3. Накопление в памяти слогов и слов, схватываемых сразу, без побуквенного чтения.
  4. Слияние в единый процесс восприятия и осмысления слов.
  5. Совершенствование произносительных навыков учащихся, так как прочтение слогов и слов   предполагает четкость их артикулирования.

Однако в противоположность артикуляционной гимнастике с ее нацеленностью на укрепление мышц артикуляцион ного аппарата, на четкость произношения звуков, речевая зарядка прежде всего готовит учащихся к правильному прочте нию слов. Регулярное проведение речевой зарядки воспитывает в детях убеждение, что любые трудности, связанные с чтением, могут быть преодолены. В момент хорового чтения малообщительные дети в совместной деятельности ведут себя более свободно, раскованно. Дальнейшая работа с текстом не пугает их, а, напротив, вызывает интерес, восприни мается как посильная.

Виды упражнений, используемых на речевых зарядках, могут быть следующими:

  1. Дифференциация сходных слогов и слов:

ла-ра        ма- мя        дом-том

ло-ро        мо-мё        Дима- Тима

лу- ру        му-мю        кадушка-катушка

2.        Чтение слогов по подобию:

а                                       о                 у

ма                          мо            му

са                                     со                          су

ла                                      ло           лу

Учитель обращает внимание школьников на то как образованы слоги, расположенные столбиком: они все с одной и той же гласной, т.е положение губ при произнесении отдельного гласного и слога с этим гласным одинако во.

3.        Чтение слов по подобию:

сом        Маша        шапка

лом        Даша        лапка

ком        Паша        папка

        В процессе неоднократного воспроизведения подборки сходных слов в памяти учащихся быстрее накапливаются зрительные образы слов, узнаваемых ими сразу, с одного взгляда.


4. Чтение слогов и слов с подготовкой:
о-то-сто-стол
        с-то-сто-ит

у-ту-сту-стул        с-та-ста-ли

а-ра-вра-враг        с-ня-сня-ли

Учащиеся 2 класса заканчивают чтение цепочки слоговых структур чтением целого слова без слоговой разбивки в том случае, если слово состоит не более чем из 2-3 слогов, не представляющих особой трудности для восприятия их деть ми. В 3 классе предварительное прочтение слоговых структур заканчивается обязательным глобальным чтением слова:

 а-ра-тра-трам-вай

5.Чтение слов , отличающихся одной-двумя буквами или порядком их расположения:
кто-кот        следы-слёзы

так-тот        мука-муха

рам-как        лыжи-ложись

  1. Чтение родственных слов , отличающихся друг от друга одной из морфем:
    лес-лесок
            шёл-пошёл

трава-травка        нырял-нырнул

решила-решала        увидел-увиделся

7.Чтение слов, начинающихся с одной и той же приставки, но имеющих разные корни:
прошёл        увял

проделал        увёл

просмотрел        увёз

Выполнение 5,6,7-го упражнений предупреждает ошибку читать слово с ориентацией только на его формальные при знаки, а не на смысл. Так, часто повторяющиеся буквосочетания или опорные буквы ведут к прочтению более привычно-

го слова: « лесной» вместо лесистой,,, серый,, вместо сизый и т.д. Предварительное чтение слов текста, имеющих буквен ное сходство, приучает детей внимательно вглядываться в слово , прочитывать правильно каждую его часть.

  1. Чтение скороговорок , двустиший с отработанными слоговыми структурами.

Был у бабушки баран.

Бил он бойко в барабан.

Задания подобного рода закрепляют чтение слов с трудными слоговыми структурами, отрабатывают ритм, темп чтения, четкость артикуляций.

Виды упражнений для речевой зарядки выбираются с учетом общего состояния навыка чтения у детей, характера их ошибок, в связи с особенностями структуры слов изучаемого текста. В зарядку включаются наиболее трудные элементы языкового материала.

Речевая зарядка проходит с наибольшим эффектом, если она непосредственно предшествует чтению текста самими детьми. К этому моменту содержание произведения ученикам уже знакомо из чтения учителя. Слова, отработанные для речевой зарядки, легче осмысливаются детьми, поскольку ранее они были восприняты в контексте. После первого чтения слов выясняется значение тех из них, которые не знакомы школьникам или которые, по мнению учителя, могут быть не точно поняты ими. На речевую зарядку отводится 4-5 мин. в зависимости от объема материала. 

Задания:

  1. Ди- ли -ти; Динка, наш-ли, де-ти.
  2. Ли- шли- нашли;

     та- ста- ста- ли;

     во- дво- дворе;

     ко- кор- корм.

  1. т-ть,ит-ить, сит-сить, но-сит-носить.

*Прочитывая данные строки, ученик повторяет весь процесс образования слова путем наращивания букв в сло гах.

Составляя таблицы на дифференциацию сходных звуков и слогов, учитель должен всегда помнить, что сам звук или слог не несет смысловой нагрузки. Это строительный материал, часть значащей единицы речи—слова. Поэтому работу над звуком и слогом необходимо связывать с работой над словом, стремясь к тому, чтобы процесс восприятия буквенного кода слова и понимания его значения все больше совпадал во времени, становился единым. С этой целью в материал ре чевой зарядки могут быть включены картинки. Например, перед чтением текста «Зима» предлагается задание на диффе ренциацию «с» и

«з», при этом демонстрируются картинки: 

с—са—ни—са-ни ( картинка)

сан-ки (картинка)

з—за-зи—зи-ма (картинка)

Си-ма(картинка)

Ту-зик (картинка)

Учащиеся, прочитывая, например, слово Сима, соотносят его с предметом, изображенном на картинке, за счет чего достигается слияние слова и предмета, слова и понятия.

На этапе перехода к чтению целыми словами во 2 кл. наряду с вышеперечисленными заданиями в речевую зарядку вклю чаются следующие упражнения:

* преобразование слов путём замены одной из согласных при их стечении

зверь-дверь

слон-стон

*путём замены гласной в слоге со стечением согласных

  стол-стул

*путём замены 2-го слога в слове, в то время как 1-ый слог со стечением согласных

 остаётся неизменным

сто-лы

сто-ял

сто-ит

сто-нут

*чтение слов с одним и тем же стечением согласных
   
право        прыгал

       прошу        принёс

       пруды        прямо

Если позволяет материал текста из рассказа выделяется группа слов, в которой слоги со стечением согласных можно получить путём наращивания 2-го согласного и одному и тому же звуку: 

с-не-сне-снеж-ки

с-не-сне- сне-го-пад

с-пе-спе-спе-ци-аль-ный

с-ко-ско-скольз-ко

с-ко -ско-ско-рый

с-лу-слу-слу-чи-лось

Ученики прочитывают, следя за указкой учителя, согласную букву, потом слог, включающий эту букву, затем чита ют слово по слогам, а некоторые слова—целым словом.

* Необходимо научить внимательно вглядываться в каждую-часть слова. С этой целью учащимся предлагается группа уп ражнений «Кто самый внимательный». В речевую зарядку включаются специально подобранные слова с одним корнем, но с различными приставками, суффиксами и окончаниями. Чтение столбиков слов можно проводить как игру по рядам, оценивая выполнение Задания соответствующим количеством баллов каждому ряду.

*Второй вариант этого упражнения - чтение слов, сходных по звуковому составу, но отличающихся одной или несколь кими буквами, либо порядком их расположения. Группу таких слов проще выделить из стихотворения:

Мелом-делом-белым

Утром- уютном

Дверь- поверь

На коне- на мне

Если в тексте нет группы таких слов, можно проводить это упражнение на произвольно подобранном мате риале, в основу которого взять все же слова из текста:

Стать- спать- опять

Калина- кабина- рябина

Забота- работа- ребята

Параллельно с отработкой правильности чтения слоговых структур и слов речевая зарядка может способство вать накоплению словарного запаса, выработке умения подбирать родственные слова задолго до изучения соответ ствующей темы. В этом случае школьники прочитывают материал таблиц, а затем подбирают слова, начинающиеся с отрабатываемой слоговой структуры. Первоначально в этом подборе слов участвует сам учитель. Он показывает картинки, задает вопросы, называет слова:

во- кво-скво- сквор-цы

ро-тро-стро-стро-ить

             Отработав одну строчку этого задания, учащиеся подбирают слова с сочетанием «сквор»: скворец, скворчик, скворушка, скворечник. Некоторые из этих слов учитель помогает воспроизвести, спрашивая: Как называется ма ленький скворец? А что это (демонстрируется картинка с изображением скворечника)?

Для проведения речевой зарядки необходимы определённые наглядные пособия и прежде всего таблицы. Удобно сделать планшетку в виде наборного полотна с 4-мя-5-ю рядами пазов, куда вставляются карточки с буква ми, слогами и словами, накопление которых идёт из урока в урок. Есть и иные способы конструирования подвиж ной таблицы - фланелеграфе, когда обратная сторона карточек делается из бархатной бумаги, легко удерживающее их на полочке из фланели, или на магнитной доске. Применение таких таблиц кроме эффекта рациональности даёт учителю возможность изменять содержание таблицы в момент проведения речевой зарядки дополнить её, пере ставлять слоги, слова, изменять их, показывая ученикам образование слогов и слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая зарядка на уроках чтения

Набор упражнений, которые можно использовать во время речевой разминки на уроке чтения...

Речевая зарядка на уроке английского языка, 2 класс, учебник Rainbow English

В данной презентации представлен материал для проведения речевой зарядки во 2 классе по учебнику Rainbow English, steps 24-25....

Речевая зарядка на уроках английского языка

Статья об использовании речевой зарядки на уроках английского языка...

Речевая зарядка на уроках чтения

Одним из эффективных приемов работы по выработке у учащихся навыка правильного чтения является речевая зарядка. Это система упражнений, направленных на правильное воспроизведение слоговых структур и с...

РЕЧЕВАЯ ЗАРЯДКА НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ

Одной из задач начальной школы является формирование и совершенствование навыка чтения, определяемого как автоматизированное умение воспринимать, озвучивать и осмысливать читаемое.Одним из эффективных...

Речевая зарядка на уроках чтения

В этой статье представлен материал, которым может пользоваться учитель начальных классах на уроках литературного чтения в качестве разминки перед чтением текстов....

РЕЧЕВАЯ ЗАРЯДКА НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ

Речевая зарядка — особый этап урока, где в момент хорового чтения ученики осознают себя частью классного коллектива. Правильно проведенная речевая зарядка воспитывает у учащихся убеждение, что л...