Урок литературного чтения во 2 классе.
план-конспект урока чтения (2 класс) по теме

Урок литературного чтения во 2 классе на тему "Пословица- всем делам помощница" Урок изучения нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie_2_kl.konspekt.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Литературное чтение. Урок изучения нового материала.

Класс: 2        

Тема: «Пословица – всем делам помощница».

Цели: Обобщить знания учащихся о пословицах, как об одном из видов устного народного творчества ; показать глубину мысли пословицы, своеобразие языка ; прививать любовь к своей Родине , её прошлому ;развивать устную речь учащихся , память , внимание.

Оборудование: презентация ПК; интерактивная доска ; индивидуальный раздаточный материал ; выставка книг.

Содержание. Урок чтения «Пословица – всем делам помощница» - урок изучения нового материала. На данном уроке учащиеся знакомятся с терминами пословица, фольклор, с их видами, жанрами. Учащиеся учатся подразделять пословицы на темы, работают с толковыми словарями, много играют. В дидактическом материале предлагается тестовая работа, игровой, раздаточный материал. Материал урока адаптирован к работе на интерактивной доске.

Литература. Учебник Бунеевых Р.Н. и Е.В. «Литературное чтение» и М.: Баласс , 2006 ; материал электронной Энциклопедии  «Кирилла и Мефодия»2006 год ; «Толковый словарь» С.И.Ожегова  М: Оникс 2008; иллюстрация Интернета.

Презентация находится на сайте школы в разделе  Моя методическая копилка:
http://www.kazan-sch85.edusite.ru/

Урок литературного чтения.

«Пословица –всем делам помощница»

  1. Организационный момент.

Здесь и красные девицы,

Добры молодцы кругом –

Все уселись за столом.

Будет вам здесь всем приятно

Побывать в гостях у нас.

Все мы рады встретить вас.

2.Актуализация знаний.

О чём мы будем говорить, узнаете, когда прочитаете эти предложения .

-Красна речь пословицей.

-Без пословицы не проживёшь.

-Пословица недаром молвится.

-Старая пословица век не сломится.

-Что же это? (пословица)

-Правильно, тема нашего урока «Пословица – всем делам помощница»

-Что такое пословица? (ответы детей)

3.Беседа о жанрах русского творчества.

Давайте посмотрим , что говорит нам толковый словарь о пословицах.

Пословица – это жанр фольклора, краткое, мудрое изречение, имеющее поучительный смысл. Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает. В пословицах – народный ум, правда. Люди часто употребляют их в своей речи.

Фольклор – народное творчеств, чаще всего устное , отражающее его жизнь(песни , частушки , танцы , предания, пословицы и мн. др. )

В давние времен, когда не было письменности, люди создавали сказки, загадки, пословицы и поговорки, где выражали свои мысли, чувства и передавали из уст в уста. Так появился фольклор или устное народное творчество.

-Итак, какие жанры фольклора бывают ? (поговорки, потешки, скороговорки, загадки, прибаутки и пр.)

- Сохранилось много пословиц и фольклористы, люди, которые занимаются изучением и собиранием всего этого, решили собрать всё это в книгу «Книгу пословиц».

-И сегодня мы с вами будем путешествовать по ней. Каждая страница -тема , на которую собраны пословицы. Путешествие начинается.

-Открываем 1-ю стр.

4.Основной этап урока. Изучение тематики пословиц. Путешествие по книге.

«Чтение – лучшее учение»

-Найдите из предложенных пословиц те, которые соответствуют теме страницы.(дети на листочках соединяют пословицу с темой ).

-Проверяем.

-Книги бывают разные и говорят они о разном. О чём ? (о Родине, природе, об интересных людях, их труде)

-Книга является надёжным помощником в труде. Для чего нужна книга учителю ?(чтобы правильно учить и воспитывать детей).

-Сельскому труженику (чтобы знать как успешно собрать урожай )

Рабочему (книги о станках и как ими управлять)

-Врачу (чтобы правильно лечить больного)

-Поэтому книги надо читать не спеша, внимательно, не пропуская ни страницы.

-Книга нам хочет что-то сказать: Я к вам обращаюсь товарищи дети:

                                                         Полезнее книги нет вещи на свете!

                                                         Пусть книги друзьями заходят в дома.

                                                         Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

Книга: «Помогите ответить на вопросы»

-Что означают слова библиотека и читательский формуляр? (сообщение)

-На чём была написана первая книга? (сообщение).

-Я знаю, что вы хорошо посещаете библиотеку и много читаете. Поэтому выполним маленький и простой тест.

-Проверим. Молодцы!

«Дерево сильно корнями, а человек – трудом»

-Это 2-я страница нашей книги. Как выдумаете, о чём можно узнать прочитав её?

-Найдите на листочках пословицы и соедините с темой.

-Проверяем.

Объясните значение той пословицы, которая вам больше понравилась.(ответы детей)

-А сейчас Диана расскажет нам стихотворение С.Михалкова.

                        Стол за которым ты сидишь,

                        Кровать, в которой ты уснёшь,

                        Тетрадь, ботинки, пара лыж,

                        Тарелка, вилка, нож.

                        И каждый гвоздь, и каждый дом,

                        И каждый ломтик хлеба _

                        Всё это создано трудом,

                        А не свалилось с неба.

                        За всё, что создано для нас,

                        Мы благодарны людям.

                        Придёт пора, настанет час,

                        И мы трудиться будем.

-Сейчас вы пока школьники, главный ваш труд-учёба , хорошие , крепкие знания. Они помогут вам в будущем получить интересную профессию.

 А сейчас загадки о профессиях.

-Вот на краешке  с опаской

Он железо красит краской.

У него в руках ведро,

 Сам расписан он пестро. (маляр)

-Мастер, мастер помоги-

Прохудились сапоги.

Забивай покрепче гвозди –

Мы пойдём сегодня в гости. (сапожник)

-Ему нужны такие вещи:

Молоток, тиски и клещи,

Ключ, напильник и ножовка,

А всего нужней – сноровка. (слесарь)

 

-Кто в дни болезней всех полезней,

И лечит нас от всех болезней. (доктор)

5. Проверка домашнего задания. Игра «7-1»

-А теперь проверим как вы умеете трудиться. Д/з вам было найти и выписать в тетрадь пословицы, в которых есть слова «семь» и «один». Проверим.(ответы детей)

6.Физминутка.

7.Основной этап..

«Птица сильна крыльями, а человек – дружбой»

-Открываем 3-ю страницу книги и она говорит о дружбе.

-Работа на листочках.

-Проверяем.

-Что такое дружба? Для чего она нужна? (ответы детей)

-Проверим как вы умеете дружить. (работа парами)

Задание: восстановить пословицы:

-дольше, лес, Чем, тем, дров, в, больше.

-не, Шила, утаишь, мешке, в.

-кормит, а, портит, Труд, человека, лень.

-боится, мастера, Дело.

«Одна у человека родная мать, одна у него и Родина»

-Как вы понимаете эту тему? (ответы детей)

-Работа на листочках

-Проверка.

-А сейчас Равиль нам прочтёт стихотворение Н.Александровой «Родина»

                            Если скажут слово Родина,

                            Сразу в памяти встаёт

                           Старый дом, в саду смородина,

                            Толстый тополь у ворот.

                            У реки берёзка-скромница

                            И ромашковый бугор…

                            А другим, наверно, вспомнится

                            Свой родной московский двор.

                            В лужах первые кораблики,

                            Над скакалкой топот ног

                            И большой соседней фабрики

                            Громкий радостный гудок.

                            Или степь от маков красная,

                            Золотая целина

                             Родина бывает разная,

                             Но у всех она одна.

-Да, и у нас с вами есть Родина , страна , где мы с вами живём. Как она называется?(Россия)

-А что значит термин малая Родина ? (место, где мы родились Татарстан , Казань )

-Почему для человека важно иметь Родину?(ответы детей)

8.Работа с учебником.

-А теперь поработаем с учебником ,страница 42.

-Прочитайте про себя пословицы.

-Вслух.

-К какой теме можно отнести эти пословицы? (мудрость и глупость)

-Объясните значение одной пословицы.(ответы детей)

9.Закрепление. Игры

«Викторина пословиц»

-Слышали пословицу «Повторение – мать учения»? О чём она говорит?(ответы детей) И мы с вами тоже повторим и закрепим изученное.Продолжите пословицы.

-Кто много читает,…(тот много знает)

-Поздно встанешь,…(мало сделаешь)

-Что одному не под силу…(легко коллективу)

-Мир освещается солнцем,…(а человек знаниями)

-Не красна изба углами…(а красна пирогами)

-Молодцы!

Игра «Отгадай пословицу»

-Поиграем?

Коса-камень (Нашла коса на камень.)

Дело-мастер (Дело мастера боится.)

Лес- дрова (Чем дальше в лес, тем больше дров)

Язык-дело (Не спеши языком, торопись делом)

 10.Итог урока. Оценки. Д. з.

-О чём мы сегодня говорили? Чему учат нас пословицы?

-Молодцы ! Спасибо ! С вами было очень приятно работать!

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.

Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...