Урок по чтению во 2 классе. С. Прокофьева «Сказка про честные ушки».
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Бакакина Ольга Юрьевна

Материал предназначен для учителей коррекционной школы 8 вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_chteniyu.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

                           Урок по чтению во 2 классе.

Тема:  С. Прокофьева «Сказка про честные ушки».

Цели: 1. Познакомить с творчеством детской писательницы С. Прокофьевой и её произведением. Отрабатывать технику чтения, упражнять в чтении по ролям.

             2. Коррекция речи, внимания, мышления.

             3. Воспитывать интерес к книгам, нравственные качества.

Оборудование: учебник, карточки слов для словарной работы, портрет С. Прокофьевой, иллюстрация в учебнике, выставка книг, маршрутная карта, герой урока – Незнайка.  

                                 Ход урока.

I. Оргмомент.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок.

Всё ль на месте, всё ль в порядке –

Твоя книжка и закладка.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти.

- Ребята! Давайте, поздороваемся с гостями, скажем «Добрый день!»

- А теперь, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Как вы себя чувствуете? (мы чувствуем себя хорошо) Какое у вас настроение? (прекрасное, хорошее настроение)

- Ребята, будьте внимательны, берегите время, старайтесь говорить хорошо, давая полные ответы.

II. Дыхательная гимнастика.

- А сейчас проведём дыхательную гимнастику.

1) Вдох – носом, выдох через рот.

2) Вдох, задержка дыхания, выдох.

3) Вдох, выдох по порциям.

4) Вдох – носом, выдох – носом.

III. Чистоговорки.

- Ребята, повторяем все за мной.

Са – са – са – в лесу бегает лиса.

Су – су – су – было холодно в лесу.

Со – со – со – у папы колесо.

Ос – ос – ос – на поляне много ос.

      Скороговорка.

Мы будем разговаривать,

Мы будем выговаривать,

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

IV. Проверка домашнего задания.

- Ребята! Над каким разделом мы с вами работаем? Какие рассказы и о чём читаем в этом разделе? («Буду делать хорошо и не буду плохо…», читаем рассказы о хороших и плохих поступках)

- Что было задано на дом? (читать рассказ Р. Баумволь «Никто не мешает» на стр. 162-163 и отвечать на вопросы)

V. Новая тема.

- Ребята, сегодня на уроке чтения мы отправимся в путешествие за новыми знаниями (познакомимся с творчеством писательницы, прочитаем рассказ). А вот на чём отправимся в путь, вам надо догадаться. Послушайте загадку:

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились

И помчались в путь далёк,

Лишь оставили дымок.

- На чём мы отправимся путешествовать, догадались?

- Верно, на поезде (к доске прикрепляется поезд и схема маршрута). -  Что такое маршрут?

- Правильно, маршрут – это путь, по которому мы будем двигаться, путешествовать.

- Кто управляет поездом? (машинист)

- Кто будет машинистом нашего поезда, вы узнаете, отгадав загадку:

Этот мальчишка пришёл к нам из книжки. Он большой-большой зазнайка, а зовут его … (Незнайка).

- Кто будет машинистом?

- Верно, Незнайка.

- Ребята, что должен иметь пассажир, чтобы попасть в поезд? (билеты) Вот, Незнайка, нам их даёт (раздача билетов).

- Но у него в руках какой-то портфель, а что там лежит, он не хочет показывать, говорит, что покажу в конце путешествия.

- Итак, ребята, отправляемся в путь, напевая песенку:

Мы едем, едем, едем

В далёкие края.

Хорошие соседи

Весёлая семья…

- Вот и приехали, первая станция «Врунишкино». Ребята, узнаем, что это за станция? (да) Я вам прочитаю одну историю, которая приключилась с лисёнком-первоклассником.

                                 Лисёнок – первоклассник.

     У лисы был сын – рыжий лисёнок. Он учился в первом классе.

     Был лисёнок не особенно прилежным учеником. Ему не хотелось рано утром просыпаться, умываться, чистить зубы, завтракать.

     Однажды лисёнок решил: не пойду сегодня в школу.

     - Мама, - жалобно пролепетал он утром, - у меня болит зуб.

     Лисёнок думал, что мама скажет: «Бедный мой лисёнок, лежи в кроватке, не ходи в школу. Сейчас я тебе сладкой каши дам».

     Но мама сказала:

     - Сейчас я схожу за медведем – зубным врачом. Он придёт и вырвет больной зуб.

     Лисёнок испугался. Кому это приятно, если у него вырывают совершенно здоровый зуб?

     И он сказал маме:

     - Мама, у меня уже перестал болеть зуб. Я пойду в школу. Но сначала умоюсь, почищу зубы, позавтракаю.

     - Вот и хорошо, - сказала мама, - А сладкая каша уже готова.

                                                                             В. Сухомлинский.

- Ребята, о чём эта история? (о том, как лисёнок обманул маму)

- Хорошо или плохо поступил лисёнок? (плохо)

- Как его можно назвать? (обманщиком, врунишкой)

- А среди вас есть такие, как лисёнок? Вы все с желанием посещаете школу?

- Молодцы! Узнали, что это за станция, поехали дальше.

Паровоз кричит: «Ду-ду,

Я иду, иду, иду».

А колёса стучат,

А колёса говорят:

«Так так так!»

- Наш поезд пришёл на вторую станцию «Дом писательницы Прокофьевой».

- Ребята, здесь мы узнаем с вами о творчестве детской писательницы С. Прокофьевой.

(учитель показывает портрет и рассказывает биографию писательницы, знакомит с выставкой книг)

                            Софья Леонидовна Прокофьева.

Софья Леонидовна Прокофьева – русская писательница, автор замечательных рассказов, сказок, историй. Родилась в Москве 14 мая 1928 года, в семье художника. Росла и воспитывалась в доме известного востоковеда (ученого, который занимается изучением стран Востока) В. Марковой, заменившей ей мать. Именно она пробудила  в Прокофьевой интерес к литературному творчеству. Уже в 15 лет  она написала сборник стихотворений. В 1957 году закончила Московский государственный художественный институт им. В. Сурикова и  работала художником-иллюстратором. В этом же году у неё напечаталась первая книжка – сказка в стихах «Кто лучше?» Сказки Прокофьевой прочитал детский писатель - Л. Кассиль, и назвал её «настоящей сказочницей». С тех пор она написала более тридцати книг и продолжает писать новые. Главные герои её книжек – врачи, лётчики, милиционеры, учителя, цирковые дрессировщики, мамы и папы, бабушки и дедушки, мальчишки и девчонки. Автор проводит своих героев через различные испытания и показывает, что никакие лекарства или волшебные средства не могут никому помочь стать добрым, честным и порядочным человеком. Известны такие её произведения: «Приключения жёлтого чемоданчика», «Остров капитанов», «Ученик волшебника», «Пока бьют часы» и т.д.

- Молодцы! Незнайка и я рады за то, что вы внимательно слушали и узнали много интересного. Поехали дальше:

Ду – ду, чух – чух!

Ду – ду, чух – чух!

- Наш поезд подошёл к следующей станции, которая называется «Отдыхайкино». Что же здесь? А здесь мы должны отдохнуть.

VI. Физминутка «Встанем, дети».

Встанем, дети                           (встали)

Скажем тихо:

Раз, два, три, четыре, пять -    (шагаем)

Приподнялись,                         (поднялись на носочки)

Чуть присели                            (приседаем)

И соседа не задели,                  (садимся)

А теперь придётся встать,       (встали, потянулись)

Тихо сесть,                                (сели ровненько)

Читать начать.                          (приготовились читать)

VII. Работа с текстом.

- Поехали дальше:

Ду – ду, чух – чух!

Ду – ду, чух – чух!

- Наш поезд подходит к станции «Прочитайкино». Здесь мы с вами должны прочитать рассказ С. Прокофьевой «Сказка про честные ушки». Но прежде чем начать читать, объясните мне значение слов: врунишка, рассердился.

1) Словарная работа:

Врунишка – человек, который говорит неправду, врёт.

Рассердился – обиделся.

2) Чтение текста учителем и первичное восприятие.

- Понравился вам рассказ? О чём идёт речь в этом рассказе? Давайте подробнее на нём остановимся.

3) Хоровое чтение текста детьми.

4) Чтение рассказа по цепочке.

5) Беседа по вопросам на стр. 164.

6) Чтение по ролям (распределение ролей по желанию детей, раздача ободков с названием роли: автор, мама, девочка Ойка)

VIII. Гимнастика для глаз.

- зажмурьте глаза, а потом откройте их (5раз)

- поморгайте

- сделайте круговые движения глазами (10 раз)

- сделайте «ленивую» восьмёрку

7) Работа по иллюстрации в учебнике на стр. 164.

- Кого мы видим на рисунке?

- Что сделала девочка?

- А теперь найдите в тексте слова, подходящие к этой иллюстрации и прочитайте.

8) Работа с пословицами.

- Ребята,  какие пословицы мы можем подобрать к этому рассказу? Объясните их смысл.

На обмане далеко не уедешь.

Чем дальше в лес, тем больше дров.

9) Чтение рассказа детьми про себя, индивидуальная работа со слабыми по «Букварю» на стр. 52.

- Молодцы, ребята! Мы с Незнайкой рады, что вы старались правильно читать, отвечать на вопросы.

IX. Итог урока.

- Ну вот, мы и прибыли с вами к конечному пункту нашего пути. А сейчас закройте глазки на минутку и вспомните, что нового вы узнали на уроке? Чему учились? По каким станциям путешествовали?  (ответы детей)

- А сейчас, Незнайка хочет открыть свой портфель и показать, что там лежит. А лежат там оценки и домашнее задание (оценивание с комментированием отметок)

- Ребята! Спасибо всем за работу. Урок окончен.

X. Домашнее задание: стр. 163 – 164 читать по ролям, читать по «Букварю» на стр. 53.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 3 класс. Русская народная сказка "Иван крестьянский сын и Чудо-Юдо"

           Бывает добрая, бывает злая. Живёт в избушке на курьих ножках. Служат ей чёрные коты и летучие мыши. Помогает богатырям случайно зашедшим в избушку, но может того, кто ей не понравится в печ...

ФГОСНОО УМК Перспективная начальная школа. Урок литературного чтения 1 класс по теме: сказка-цепочка. Русская народная сказка "Репка"

УМК Перспективная начальная школа. ФГОСНОО Урок литературного чтения по теме: сказка-цепочка. Русская народная сказка "Репка". План-конспект урока в соответствии с требованиями ФГОСНОО....

Урок литературного чтения 2 класс Русская народная сказка "Снегурочка"

Урок, проведенный в рамках семинара городской проблемной группы учителей начальных классов «Формирование метапредметных навыков через технологию развития критического мышления» . В основу у...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

Конспект урока литературное чтение 4 класс ПНШ Тема: Сказка «Снежная королева»

Конспект урока литературное чтение 4 класс ПНШТема: Сказка «Снежная королева»...

Урок литературного чтения 1 класс Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть».

Технологическая карта урока и презентация. На уроке представлены разнообразные формы работ в группах....

Урок литературного чтения 1 б класс Софья Прокофьева «Сказка про честные ушки».

Данный урок является уроком изучения нового материала. На уроке дети самостоятельно определяют тему и ставят задачи.. Используются проблемный и частично-поисковый методы обучения, фронтальная, группов...