Конспект урока по литературному чтению
план-конспект урока (чтение, 2 класс) по теме

Ворогушина Наталья Викторовна

Материалы этого урока помогут учителям, классным руководителям, студентам педагогических ВУЗов при подготовке к урокам чтения по творчеству В. А. Осеевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению

Тема: « В. А. Осеева «Хорошее», «Просто старушка».

Цели: - продолжить знакомство с творчеством В. А. Осеевой;

            - учить детей проникать в глубину произведения;

            - развивать воображение;

            - формировать нравственные понятия о добром деле, дружбе, помощи;

            - воспитывать  в детях честность, ответственность за свои поступки, любовь к близким людям

Обор-ие: портрет В. А Осеевой, выставка книг, иллюстрации к рассказу « Хорошее», сочинения на тему « Нет лучше дружка, чем родная матушка», пословицы, рисунки к рассказу «Почему?»,  плакат со словами о доброте, изображение солнца, ТСО, жетоны.

Ход.

Организация урока.

         Долгожданный дан звонок –

         Начинается урок

         Тут пословицы, загадки,

         Всё для Вас!

         Пожелаю всем удачи –

         За работу, в добрый час!

Техника чтения, отработка дикции

( чтение с доски )

          Три сестрицы тараторки

          Тараторили на горке

          Съел молодец

          Тридцать три пирога с пирогом,

           Да всё с творогом.

( учитывается правильность чтения, чёткость, уч-ся получают жетоны 4 – 5 человек)

Вступительная беседа учителя.

У. Какую тему мы начали изучать?

Д. – « Я и мои друзья!»

   4. Проверка домашнего задания.

      1)  У. – На прошлых уроках мы познакомились с творчеством В. А. Осеевой. Какой рассказ этой писательницы вы читали дома?

        Д. – « Почему»

        У. – Как мальчик повёл себя?

             - Почему ему было стыдно?

             - Почему так сильно расстроилась мама?

       2) Защита рисунков (3 – 4 человека)

Уч-ся читают выразительно отрывки.

        3) Чтение сочинений на тему: « Нет лучшего дружка, чем родная матушка»

        4) Работа с пословицами (по 5 пословиц, 5 вариантов)

             (работа в парах).

Дети читают пословицы и доказывают правильность выбора

Обобщение изученного.

У. – О каких человеческих качествах заставляет задуматься автор?

     - Чему учит нас рассказ?

                Физкультминутка.

Мы осанку исправляем

Спинки дружно прогибаем

Вправо, влево мы нагнулись

До носочков дотянулись.

Плечи вверх, назад и вниз,

Улыбайся и садись.

Изучение нового материала.

     У. – Сегодня мы прочитаем ещё два рассказа В. А. Осеевой, обсудим проблемы, которые она поднимает в этих рассказах, и подумаем, как надо себя вести в подобных ситуациях

     У. – Послушайте и подумайте, хватит ли нам информации, чтобы предположить, о чём рассказ «Хорошее».

                    (выступают уч-ся. Показ портрета.)

1 ученик: В. А. Осеева родилась в 1902 г. в Украине. Она училась на драматическом факультете Киевского института искусств. В 1923 г. семья Осеевых переезжает в Москву. С 1937 года она начинает печать своей книги. Её стихи, сказки и короткие рассказы для малышей вошли в сборник « Рыжий кот», « Волшебное слово», « Отцовская куртка», « Простое дело».

2 ученик: Юная Осеева работала педагогом в детских колониях для беспризорников. Она проработала 10 лет педагогом, помогла вернуть детям радость и стать достойными гражданами страны. Заслуги В. А. Осеевой в деле воспитания подрастающего поколения не остались незамеченными. В 1951 году она получила Сталинскую премию  за повесть « Васёк Трубачёв и его товарищи». Эта трилогия. По 2-части создан кинофильм « Отряд Трубачёва сражается». В. А. Осеева прожила 67 лет.

У. – Хватит ли нам информации, чтобы предположить, о чём рассказ «Хорошее»?

      2) Первое чтение рассказа «Хорошее».

У. -  Давайте послушаем рассказ.

- Как вы думаете, о чём рассказ?

       3) Проверка понимания.

У. Что же хорошего в рассказе?

(хорошие мысли, хорошие желания)

У. – А что было не очень хорошим?

( поступки мальчика)

У. – О каких делах мечтал Юра?

У. – А как поступал на самом деле?

У. – Как это характеризует мальчика?

У. – Надо ли дожидаться беды, или можно найти хорошие дела в обычной жизни?

У. – Мог ли Юрик стать хорошим другом? Почему?

У. – Что бы вы посоветовали Юре?

У. – Какие пословицы подходят к этому рассказу?

       4) Чтение по ролям.

(с предварительной подготовкой)

У. – Сколько действующих лиц в этом рассказе?

     - Кто должен читать слова, после авторских: «Юра думает....»?

     - Есть ли слова у Трезора?

(то что он думает, как будто хочет сказать)

     - Как можно читать мысли Юры?

(мечтательно)

     - А слова, обращённые к сестре, няне и к собаке?

(грубо, резко)

(чтение 2 – 3 раза)

                           Физкультминутка (под музыку)

Продолжение изучения нового материала

Чтение рассказа учителем

«Просто старушка» В. А. Осеевой.

У.  – Послушайте рассказ. Подумайте, почему я прочитала вам этот рассказ после рассказа « Хорошее»?

          2) Беседа.

У. – Почему мальчик так поступил?

     - А почему девочка задавала такие вопросы?

     - Как бы вы поступили на месте этих детей?

   8. Итог урока.

У. – О каких человеческих качествах заставляют задуматься рассказы В. А. Осеевой?

     - Какие хорошие поступки вы можете делать каждый день?

( ответы уч-ся)

     - Будете ли вы ждать награды?

     -А вас хочет поблагодарить солнышко.

     -Какое слово спрятало солнышко?

(Доброта) Чтение  уч-ся с плаката.

« Добрым быть, совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются и взрослые и дети».

       - Мы можем сравнить доброту с солнцем, а его лучами являются добрые слова.

Здравствуйте                                                                   Спасибо

                                             ДОБРОТА

Будьте любезны                                                           До свидания

Пожалуйста                         Простите                        Благодарю

( В течение всего урока уч-ся за ответы получали жетоны)

- А как вы думаете, ребята, чему я хотела научить вас своим уроком?

(Быть добрыми, совершать хорошие поступки).

У. – Спасибо, мои дорогие!

Это главное, чему я хочу вас научить!

 

   

       

ДОБРОТА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».

Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.     ...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...