"Моё Отечество" конспект урока литературного чтения в 1 классе
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Тарусова Светлана Викторовна

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Предполагает работу по ФГОСам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, 1 КЛАСС

ТЕМА: К.Д. Ушинский «Наше Отечество»

ЦЕЛЬ: способствовать формированию у учащихся знаний о России, её символах;
воспитывать любовь к Родине, уважение к её истории, гражданственность;
совершенствовать навыки чтения; развивать речь; учить рассуждать на заданную тему.

Звучит  песня "С чего начинается Родина" (сл. М.Матусовского, муз. В.Баснера).

Учитель  читает стихотворение под музыку

Что значит: Родина моя?

Ты спросишь. Я, отвечу:

Сначала тропочкой земля

Бежит тебе навстречу,

Потом тебя поманит сад

Душистой веткой каждой,

Потом увидишь стройный ряд

Домов многоэтажных

Потом пшеничные поля

От края и до края,

Все это-Родина твоя,

Земля твоя родная.

Чем старше станешь и сильней,

Тем больше пред тобою

Она заманчивых путей

Доверчиво откроет.

Учитель:- О чем это стихотворение?

-  Как бы вы его назвали?

2. А сейчас, с помощью слоговой таблицы давайте узнаем, как назвал его автор Марина Агашина

 24, 47, 3

- «Родина» Так назвал его и автор.

3. Откройте толковые словари. Найдите слово «Родина» прочтите его значение.

4. Учитель: -На доске слова:  Родители, родня, родственники, родичи, Родина – слова с одним корнем, близким по смыслу.

5. - А что для вас Родина?

(дети показывают свои рисунки , вешают на контур России и объясняют) (Тихо звучит песня «С чего начинается Родина?»

Учитель:- Страна, в которой мы живём, дом, в котором родились, березка у родного порога, место, где жили наши предки – всё это и есть Родина, т.е. родное сердцу место.

6. Физминутка.   Одним из символов России считается медведь. Он и проведёт с вами физминутку. V. Работа  в парах со стихотворениями (СТИХИ НАПЕЧАТАНЫ И ЛЕЖАТ У ВСЕХ НА СТОЛАХ)

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей

За голос звонкий, как ручей.

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть,

Люблю все то, что называют

Одним широким словом – РУСЬ.

Родина! Отечество святое!

Перелески, рощи, берега!

Поле от пшеницы золотое

Голубые то луны стога!

- Прочитайте работая карандашом, стихотворения, которые лежат у вас на столе.

Как поэты относятся к своей родине? (Они её любят)

Найдите строки, которые доказывают любовь поэтов к Родине.

-Чем восхищается 2 поэт?

- Как поэты  называет нашу Родину? (Русь)

 Русью нашу землю называли очень давно, в давние времена.

- А как сейчас её называют? (Россия)

Россией нашу страну стали называть недавно, в конце прошлого века (ХХ век) Названий у нашей страны было много, но в каждое из них народ вкладывал огромную любовь, защищал её, гордился ей.

- Как ещё называет поэт нашу Родину? Отечеством

VI. Работа с книгой

Подготовка к чтению рассказа.

- Сейчас мы будем читать рассказ, который  написал  великий  русский педагог и писатель К.Д. Ушинский. (Портрет на доске)

- Прочитайте название рассказа на доске.

- Как вы понимаете слово "Отечество"?

- Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам ещё раз познакомиться. Меня зовут Светлана. Это имя собственное. Имя есть у каждого человека. Оно сопровождает его всю жизнь. Каждому из вас очень приятно, когда вас называют по имени. Когда вы станете старше, вас будут называть не только по имени, но и по отчеству. К примеру,  вы зовёте меня Светлана Викторовна: Светлана, дочь Виктора.

- Что означает слово отчество?  От какого слова оно произошло?  (Отче, отец)

Мама и папа – самые близкие тебе люди – твоя семья. Недаром и место, где родился человек  стали называть красивым словом – Отечество.

(Слово «Отечество» произошло от слова «отец». Значит, здесь жили наши предки.)

ОТЕЦ, ОТЧЕСТВО, ОТЕЧЕСТВО

Найдите в словаре значение слова «Отечество».

3. Первичное чтение произведения учителем.

4. Беседа по содержанию:

- Как называется рассказ, который я вам прочитала?

Что нового вы узнали из рассказа?

5. Выборочное чтение:

- Почему автор называет Россию  Отечеством?     (прочитайте)

6. Чтение  хором стихотворения на доске

             « Слава нашей стороне!  Слава русской старине!

             Люди русские знать должны о делах родной страны».  

- Зачем надо знать о прошлом нашей страны?

  Много претерпела наша родина. Были и тяжёлые времена, были и получше.

- Откуда мы можем узнать о том, что происходило много веков назад? (Из летописей)
-(Показ слайдов о летописи и летописцах)       чего-то не хватает                                    

- Почему автор называет Россию  Родиной? (прочитайте)
- Самым любимым деревом у нашего народа издавна была березка (обратить внимание на картины).  Милая, родная береза! Ни одно из деревьев не вмещает столько понятий и сравнений: берёзовый лес  как трудовые мозолистые руки наших людей; молодые берёзки как стройные девочки с гибкой талией и русыми косами. (МОЖЕТ КАРТОЧКИ С ВЫРАЖЕНИЯМИ БЕЛОСТВОЛЬНАЯ КРАСАВИЦА, ,,,) Белоствольная красавица щедро поила людей своим соком, лечила от недугов, верно хранила девичьи тайны, собирала в праздники на веселье молодежь.

- Березку милую, родную русские люди издавна считают символом России, символом Родины. Береза воспета в прозе, в поэзии, в музыке, в живописи, в фольклоре.

На столах карточка. Прочтите. Какой жанр этого произведения? (загадка)

Эта модница лесная

 Часто свой наряд меняет:

 В шубке белой – зимой,

 Вся в сережках – весной,

 Сарафан зеленый – летом,

 В день осенний – в плащ одета.

 Если ветер налетит,

 Золотистый плащ шуршит.

Работа в парах. Придумайте вопросы по тексту загадки. Загадайте их другим детям.                                                          

- Почему автор называет Россию  матерью? (прочитайте)

- У каждого из нас есть своя мама, но есть и общая мать – наша земля. Мать растит, воспитывает, кормит, учит ходить, мыслить. Потом выросший ребенок никогда не даст в обиду свою мать и в старости  воздаст ей добром за те бессонные ночи, муки, слезы, пот, которые отдала она, чтобы он стал человеком.

         - А какая игрушка стала главным сувениром нашей страны? слайд    

Следующее задание вам предлагаем матрёшка. У вас на столах матрёшки с разными заданиями. Матрёшка с синим платком – задание полегче.
Матрёшка с красным платком – задание труднее.    
Выберите матрёшку для себя и выполните задание.
(ПРОВЕРКА)            

- Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Её населяют более 180 национальностей и народностей. И все они составляют дружную семью.

Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи и свою культуру. И мы вправе гордиться тем, что создавал наш народ на протяжении многих веков.

Инсценировка стихотворения

Живут в России разные

Народы с  давних пор.

Одним - тайга по нраву,

Другим - степной простор

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один - черкеску носит,

Другой надел халат.

Один - рыбак с рожденья,

Другой - оленевод.

Один кумыс готовит,

Другой готовит мед.

Одним - милее осень,

Другим - милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех - одна.

Россией зовется общий наш дом,

Пусть будет уютно каждому в нём.

Любые трудности мы осилим

И только в единстве сила России.

Учитель: Россия – это большая родина, страна в которой мы живём. Но у каждого человека есть ещё и «малая родина». Память людей связана с тем местом, где они родились, где прошло их детство, где они научились понимать жизнь. Это могучая сила! Она влечет птиц из дальних стран к месту, где они родились, она всю жизнь согревает человеческое сердце, делает его счастливым .

Именно о такой  родине я предлагаю вам посмотреть сценку

Сценка

Рассказчик: У деревенского мальчика Сеньки было все: были у него отец и мать, изба, огород, сад, домашние животные. И жил Сенька хорошо, но вот появилась у него маленькая сестренка, и Сенька решил, что он у родителей стал лишний.

Сенька: Пора уходить. Теперь я для них совсем лишний.

Рассказчик: Идет Сенька по своей улице, а навстречу ему тетя Маша.

Тетя Маша: И куда это ты Сенька путь держишь?

Сенька: Здравствуйте, тетя Маша. Ухожу. Не хочу здесь жить.

Тетя Маша: А ты полезь на бугорок, да посмотри вокруг.

Рассказчик: Полез Сенька на бугор. Поднимается все выше и выше, и земля становится все шире. А когда он забрался на самый верх, то стало ему видно далеко-далеко. Вокруг разноцветные поля простирались. Овес ли, гречиха – у всего свой цвет. Под бугром красный клевер, сверху плотный, как бархат. У озера растут белоствольные березки. Темный орешник, бледная, как зеленый дымок малина возле болота. Деревенские жители, Сенькины соседи, кто на лошади сено везет, кто граблями работает, кто коров пасет. Всех сверху увидел Сенька. И других жителей из соседних деревень, и поезд увидел, и даже дальний город на горизонте. От своей земли, от ее прекрасного, широкого вида почувствовал Сенька в сердце тепло. Оборачивается и видит отца и деда.

Сенька: А вы тут зачем?

Отец: А за тем, за чем и ты.

Дед: Землю свою смотрим.

Сенька: Ух, ты! Куда от такой земли уйдешь, если она моя. И мама моя, и отец, и Сестренка, и все люди-соседи, и птицы – все мои. Потому мои, что я – их.

Рассказчик: Не знал пока Сенька, что называется все это Родиной. Что где бы он ни был после, хоть у самого дальнего моря, хоть на другой стороне земли, станет он видеть во сне бугор посреди клевера и все, что вокруг бугра.

Если сесть в самолёт и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи  льда и знойные жаркие пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашего государства – её зеленый наряд – леса.

 Рефлексия:
(Родина, подобна огромному дереву  на котором  не сосчитать листьев. Листья - наши мечты и желания. Все, что мы делаем доброго, прибавляет ему силу. Дети записывают на заранее приготовленных листочках свои мечты и желания и озвучивая прикрепляют к дереву)

Учитель: Вот так, плечом к плечу, как на дереве листик к листику, мы будем творить историю нашей страны, нашей Родины! Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы – граждане великой страны, имеющие богатую и славную историю, чтили её символы, гордились своей страной. Вы – граждане многонациональной страны, но все вы – Россияне. У каждого человека есть своя дорога в жизни и только от него зависит, каким будет его путь и его будущее. Вы – дети России.  Вы надежда и будущее нашей страны. Все в ваших руках!

Итог урока:

-Что нового вы для себя узнали?

-Что понравилось вам больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.

Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...