Разработка урока литературного чтения во 2 классе
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Ярушина Ирина Владимировна

«Правда, мы будем всегда?» - так  называется  сказка  С. Г. Козлова. Эта  сказка  затрагивает  вопросы   быстротечности  жизни,  неми­нуемой смерти   и  вечности.  Обычно эти вопросы  волнуют  детей начальной школы.   Они  проявляют   ин­терес  к  самому  понятию  «смерть»,  переживает   её безысходность. С помощью  этой  сказки,  рассуждений  и выводов,  которые  делают  герои  сказок  можно  помочь  ребёнку разобраться  в  этих трудных  вопросах.  Герои  сказки,  наблюдая  за природой,  осознают,  что  всё  в  природе  умирает,  чтобы  возродиться вновь.  Ослик  пытается  провести  аналогию  между  сменой   времён  года (лето «умрёт  совсем  ненадол­го,  а  потом  снова  родится»), смертью  и рождением.  Он  успокаивает  умирающего  Медвежон­ка:  «Ты  весной вырастешь  снова».  Надежда  на  возрождение  согревает  душу  героям сказки  и  помогает  маленькому  читателю  по-другому  взглянуть  на безысходность  смерти.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.rar96.77 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Тисовская средняя общеобразовательная школа »

Конкурс методических разработок

воспитательных мероприятий духовно-нравственного содержания

«Жизнь, зачем ты мне дана?»

Номинация «Урок»

Разработка урока литературного чтения

во 2 классе по программе «Гармония»

учебник О.В. Кубасовой

Автор работы:  Ярушина Ирина Владимировна,

                                                                  учитель начальных классов

                                                               МОУ «Тисовская средняя

                                                                        общеобразовательная школа »

2012 год

Пояснительная записка к уроку.

         «Правда, мы будем всегда?» - так  называется  сказка  С. Г. Козлова. Эта  сказка  затрагивает  вопросы   быстротечности  жизни,  неминуемой смерти   и  вечности.  Обычно эти вопросы  волнуют  детей начальной школы.   Они  проявляют   интерес  к  самому  понятию  «смерть»,  переживает   её безысходность. С помощью  этой  сказки,  рассуждений  и выводов,  которые  делают  герои  сказок  можно  помочь  ребёнку разобраться  в  этих трудных  вопросах.  Герои  сказки,  наблюдая  за природой,  осознают,  что  всё  в  природе  умирает,  чтобы  возродиться вновь.  Ослик  пытается  провести  аналогию  между  сменой   времён  года (лето «умрёт  совсем  ненадолго,  а  потом  снова  родится»), смертью  и рождением.  Он  успокаивает  умирающего  Медвежонка:  «Ты  весной вырастешь  снова».  Надежда  на  возрождение  согревает  душу  героям сказки  и  помогает  маленькому  читателю  по-другому  взглянуть  на безысходность  смерти.

Тема урока: С.Г. Козлов «Правда, мы будем всегда?»

Цель   урока: Знакомство со сказкой С.Г. Козлова «Правда,  мы будем всегда?»

Задачи урока:

1. Познакомиться с новым видом сказок – сказки-размышления, сказки-переживания.

2. Развивать умения работы с текстом, находить в тексте нужный отрывок, ответы  на вопросы,  идею и  главную мысль  сказки.

3.  Способствовать развитию умения работать в микрогруппах.

4.  Обсудить   вопросы   быстротечности   жизни,  неминуемой  смерти  и вечности   на   основе сказочной  ситуации  и рассуждений героев сказки. 

 5. Воспитывать  внимательное  отношение  к слову, учить  выражать своё отношение к героям, событиям.

Место урока:  Сказка помещена во 2 части учебника «Литературное чтение» О.В. Кубасовой  в разделе «Учимся работать с текстом. Автор и его герои.»

Тип урока: изучение нового.

 

Оборудование урока:

Учебник литературного чтения О.В. Кубасовой,  2 класс, 2 часть, программа «Гармония».

Картинки с изображением сказочных героев сказок С. Козлова.

Запись песен «Облака»  «Я на солнышке лежу».

Портрет С. Козлова.

Правила работы в группе (на доске).

Выставка книг С. Козлова. 

Запись мелодии  песни «Песня о дружбе»

Для выставки:

Книги С. Козлова: Ежик в тумане. Осенняя рыбалка. Страшный, серый, лохматый. Как львенок и черепаха пели песню. Как ежик и медвежонок встречали новый год. Трям! Здравствуйте! Золотая липа. Зимняя сказка. Как ежик и медвежонок небо меняли. Волшебная травка зверобой. Новогодняя сказка. Старичок - лесовичок. Лунная дорожка. Поросенок в колючей шубке. Австралийская пегая. И др.

2. Содержательная часть:

2.1. Конспект урока.

Этапы урока

Содержание

Примечание

I. Организационный момент

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте порадуем их своей работой. Поприветствуем наших гостей.

 Давайте порадуемся солнцу и птицам,
А также порадуемся улыбчивым лицам,
 И всем, кто живёт на этой планете,
 "Добрый день! " скажем мы вместе.
"Добрый день!" взрослые и дети.

Создание доброжелательной психологической атмосферы в классе. Мотивация на работу.

II.Актуализация знаний

Викторина.

1. Отгадайте, из какого произведения эти строки.

Жил-был в Африке Львёнок. Звали его Ррр-Мяу. Вот вышел он однажды погулять по пустыне и встретил Большую Черепаху. Черепаха лежала на солнышке и мурлыкала себе под нос весёлую песенку:

2.Какую песенку пела  Черепаха? Прослушивание песни.

3.Отгадайте, из какого произведения эти строки.

— Ура! Ура! — снова закричали все и поплыли на облаке в Тили-мили-трямдию — выдуманную страну. Они летели над лугами, лесами на легком облаке и, обнявшись, пели свою любимую песню:

4.Какую песенку пели друзья?  Прослушивание песни.

5.Отгадайте, как называется  это стихотворение?

 В жаркий день в лесу глухом

Гном сидел под лопухом.

Из волнушки пил росу,

 Слушал бабушку Осу.

6.Отгадайте, к какой сказке эти иллюстрации.  

    

   

Отгадайте, чей портрет?

8.Что вы знаете о Сергее Козлове? (ответы детей)

Добавления учителя: (если не скажут) Сергей Григорьевич Козлов родился 22 августа 1939 года в Москве. Окончил Литературный институт имени М. Горького. До того как стать профессиональным писателем, Сергей Козлов был рабочим в типографии, работал токарем, учителем пения, кочегаром на паровозе, ездил в геологические экспедиции, был экскурсоводом в пушкинском музее-заповеднике Михайловское.
Сергея Козлова похоронили 12 января 2010 года на Троекуровском кладбище в Москве.

9.Какие книги вы уже  читали? Добавления учителя: (если не скажут) "Ежик в тумане",  "Как Львенок и Черепаха пели песню", "Правда, мы будем всегда?", "Облака", "Цыпленок вечером" и многие другие

10.Какие мультфильмы смотрели?

Добавления учителя: (если не скажут) "Осенняя рыбалка" (1968), "Страшный, серый, лохматый" (1971). "Как Львенок и Черепаха пели песню" (1974), "В порту" (1975), "Ежик в тумане" (1975), "Как Ежик и Медвежонок встречали Новый год" (1975), "Трям! Здравствуй!" (1980), "Поросенок в колючей шубке" (1981), "Зимняя сказка" (1981) и многие другие. 

11.Где происходят события?

 12.Кто герои сказок С. Козлова? Добавления учителя: Ёжик – тонкий поэтичный философ, Медвежонок – очень эмоциональный, чувствительный, разговорчивый,  Заяц – открытый и общительный, Ослик –  задумчивый, Львёнок – беззаботный и весёлый, Черепаха – мудрая и дружелюбная.

Правильные ответы:

«Как львёнок и черепаха пели песню.»

«Я на солнышке лежу.»

«Трям! Здравствуйте!»

 

«Облака, белокрылые лошадки»

«Баллада о лесном гноме»

Приготовить картинки:

Ёжик в тумане. Как львёнок и черепаха пели песню. Трям! Здравствуйте!  В сладком сосновом лесу.  Снежный цветок. Как ёжик и медвежонок протирали звёзды.

Портрет

Сергея  Козлова

В  сказочном лесу

III. Формулирование темы и цели урока

- Сегодня мы познакомимся с ещё одной  сказкой С. Козлова «Правда, мы будем всегда?»

- Прочитайте название и подумайте:

 Правда,  мы будем всегда? (ответы детей)

IV. Первичное чтение сказки.

Первичное чтение сказки учителем.

Можно использовать грамзапись чтения сказки .

V. Работа над пониманием текста.

- Какие чувства вызывает это произведение? Почему?

- Определите жанр произведения.

- Сказка о животных или волшебная?

- Что делают животные в этой сказке?

-  Какая это сказка? Как её можно назвать?

-  Какое ужасное событие произошло в лесу?

-Чего очень хотелось Ослику?

- Что в природе так же умирает и рождается вновь?

-Чем утешил Ослик своего умирающего друга?

- Как вы понимаете смысл выражения «вселить надежду»? Можно ли считать, что Ослик вселил надежду в свою душу и душу Медвежонка?

- Верите ли вы в то, что всё будет так, как сказал Ослик?

- Как вы понимаете смысл заглавия сказки?

Сказка-размышление, сказка-переживание.

VI. Физкультминутка.

Танцевальные упражнения под песню «Облака»

Разучить заранее

VII. Работа в группах.

-А сейчас поработаем в группах. Давайте повторим правила работы в группе:

1. Обсуждать шёпотом.

2. Выслушать мнение всех учащихся.

3.  Не перебивать.

4. Для ответа выбрать 1 человека.

5. Если группа выполнила задание, то «строят домик» (поднимают руки вверх в виде крыши  домика)

Задания в группах:

1 группа. Найдите  в тексте отрывок, в котором говорится о том, как умирает и вновь рождается лето? Прочитайте отрывок выразительно.

2 группа. Найдите  в тексте отрывок,  в котором говорится о том, во что верил Ослик. Прочитайте отрывок выразительно.

3  группа. Найдите  в тексте отрывок,  в котором говорится о том, о чем вспоминал  Ослик. Прочитайте  отрывок по ролям.

Подведение итогов работы в группах. Выслушивание ответов. Обсуждение и оценка выступлений.

Выступление 1 группы. (Чтение отрывка).

Добавления учителя: (если не скажут ребята) Герой сказки Ослик пытается провести аналогию между сменой времён года (лето «умрёт совсем ненадолго, а потом снова родится»), смертью и рождением. Он успокаивает умирающего Медвежонка: «Ты весной вырастешь снова». Надежда на возрождение согревает душу героям сказки и помогает по-другому взглянуть на безысходность смерти.

Выступление 2  группы. (Чтение отрывка).

Добавления учителя: (если не скажут ребята) Ослик верил  в то, что если похоронить Медвежонка, то он обязательно вернётся как лето.

-Верите ли вы в то, что сказал Ослик?  А вы согласны с Осликом?

Выступление 3  группы. (Чтение отрывка).

Добавления учителя: (если не скажут ребята) Медвежонок вспоминал самые счастливые минуты, когда они познакомились и стали друзьями.

- А вы помните минуты знакомства со своими лучшими друзьями?

- Какие синонимы можно подобрать к слову ДРУГ?

  - Какие бывают друзья? 

- Что значит быть настоящим, преданным, верным другом?

- Трудно быть настоящим другом? 

- Можно ли научиться быть хорошим другом? 

Записаны на доске

Приятель, дружок, товарищ

Верные, настоящие, преданные Быть рядом, когда это необходимо, помогать в трудные минуты, не предавать.

Да, трудно.

Можно и нужно

VIII. Исполнение песни.

Исполнение песни «Песня о дружбе» слова В. Пляцковского, музыка В. Иванова. - исполнение.

Разучить заранее

IX. Работа с иллюстрацией.

- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Поделитесь своими мыслями и впечатлениями.

- Какой момент изображен на иллюстрации?

- Удалось ли художнику передать все то, что передал С. Козлов в своей сказке?

Учебник стр. 44

X. Итог урока.

- Каким представляется тебе автор сказки? (Сергей Козлов считает, что с детьми можно всерьез говорить о том же, о чем и со взрослыми - о любви и доверии, о радости жизни, о хрупкости красоты, о боли, страхе, утратах и смерти.) 

- Какое переживание лирического героя становится главным?  (Размышление о жизни. Жизнь человеческая коротка. Пройдут века, а жизнь на Земле продолжится. Многое изменится: нас не будет, но Жизнь останется для других. Человек как природа возродится  снова) 

- О чем же эта сказка? (О вечности жизни на Земле, о неминуемой смерти, быстротечности жизни, об отношении природы и человека, человек – часть природы и живёт он по законам природы.)

- О чем же заставляет задуматься С. Козлов? (О смерти, её неизбежности, о возможности  возродиться вновь, ведь в природе всё умирает, чтобы возродиться вновь.).

- Какие чувства вы испытываете после урока?

- Чему нас учит сказка?

XI. Домашнее задание

Нарисовать понравившегося героя сказки.

XII. Рефлексия

- Продолжите предложение:

- Мне сегодня на уроке понравилось то, что …
- Мне не очень понравилось то, что…
- Я бы хотел, чтобы на последующих уроках …

Приготовить листочки для ответа.

Список литературы:

Голованова М. В. Справочник учителя начальной школы. Литературное чтение. М., 2005.

Гостимская Е.С., Михайлова М.И. Внеклассное чтение: 2 класс: Дидактический материал. М., 2005. 

Кубасова  О.В.  Литературное чтение. Учебник для 2 класса: Смоленск «Ассоциация 21 век», 2009.

Оморокова М. И. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя. М., 2001.

Петрова Т. С. Анализ художественного текста и творческие работы в школе: Материалы для учителя. М., 2001.

Посашкова Е.В. Уроки литературы в начальной школе, или Как формировать вдумчивого читателя: Метод. пособие для учителя. Екатеринбург, 2002.

Тишурина О. Н. Писатели в начальной школе. Вып 1. М., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературной чтении 2 класса на тему "Хәтерсез күке" (на татарском языке)

Можно использовать на уроках литературы во 2 классе. Творчество Ф.Яруллина....

Разработка урока литературного чтения 1 класс Л. Толстой "Косточка"

Знакомство с произведением Л.Толстого "Косточка", анализ произведения...

Разработка урока литературного чтения 1 класс

Поисково-творческий тип учебной деятельностиУрок литературного чтения"Почему Незнайка не стал поэтом ?" (фрагмент из повести Н.Носова "Приключение Незнайки и его друзей")1 класс ОС "Школа 2100"...

разработка урока - литературное чтение 4 класс

кола России Предмет: Литературное чтениеУрок: № 55Тема: М.М.Зощенко «Ёлка»Тип урока: изучение нового  материала.  Орг. момент.Мотивация учебной деятельности.Прозвенел звонок.Начал...

разработка урока литературного чтения 4 класс ОС "Школа России" М. Пришвин "Выскочка"

Данная разработка составлена в технологии продуктивного чтения. Используется для подробного анализа произведения....

План - конспект урока Разработка урока литературного чтения (2 класс УМК ПНШ) "Японская сказка" Барсук - любитель стихов"

План - конспект урока литературного чтения (2 класс УМК ПНШ) по теме "Японская сказка" Барсук - любитель стихов"...