Главные вкладки

    Развитие творческой активности младших школьников через систему творческих заданий на уроках литературного чтения
    методическая разработка (чтение) по теме

    Батыршина Ирина Викторовна

    Реферат на тему

    "Развитие творческой активности младших школьников через систему творческих заданий на уроках литературного чтения"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon referat2.doc459 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное образовательное учреждение

     дополнительного профессионального образования

    Читинский институт повышения квалификации работников образования

    Центр дошкольного и начального общего образования

    Р Е Ф Е Р А Т

    Тема: Развитие творческой активности младших школьников через систему творческих заданий на уроках литературного чтения

    Выполнила:

    Батыршина Ирина Викторовна

    учитель начальных классов

    сош № 38

    ЧИТА  2008

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение.

    3

    Глава I.

    Психолого-педагогические основы развития творческой активности  младших школьников

    5

    1.1

    Психологические особенности восприятия художественного произведения младшими школьниками

    5

    1.2

    Развитие воссоздающего воображения

    8

    Глава II.

    Использование системы творческих заданий на уроках литературного чтения как условие развития творческой активности младших школьников

    11

    2.1

    Требования, предъявляемые к творческим заданиям.


    11

    2.2

    Использование творческих заданий при изучении художественных произведений на уроках чтения


    22

    Заключение.

    30

    Литература

    32

    Приложения

    40

    ВВЕДЕНИЕ

    Тема, которая рассматривается в данной работе одна из самых актуальных в психологии и педагогике сегодня. Это вопрос о развитии творческого потенциала ребенка, каким образом психологически правильно развивая воображение, обогащая духовный и культурный уровень можно достичь качественного улучшения процессов воображения.
    В этой связи хочется отметить работы известного психолога, доктора психологических наук Н. Лейтеса. Его работы по изучению психики детей занимают видное место в русской психологии. Выделенная нами актуальность проблемы развития творческой активности младших школьников  привела к тому, что
     эта проблема стала предметом серьезного изучения по причине значимости и актуальности ее для общего развития ребенка.

    Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческой активности учащихся является важнейшей задачей современной школы, и особенно начальной. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

    Педагоги начинают осознавать, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Основные же проблемы начальной школы фокусируются больше на познавательных процессах, хотя именно у младшего школьника в гораздо большей степени сохраняются черты для развития воображения и творческих способностей. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно в начальной, нужно учить творчеству. Развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания является одной из социально значимых задач современной школы.

    Направленность образования на развитие личности ребенка требует выявления, определения тех её свойств, воздействие на которые способствует развитию личности в целом. В качестве одного из них рассматривается творческая активность, являющаяся системообразующим свойством личности и определяющей характеристикой её движения к самосовершенствованию.

    Постановка и предварительное исследование проблемы развития творческой активности младших школьников в процессе обучения обнаружили её многогранность, сложность и недостаточную разработанность в теории образования. Как самостоятельное понятие, творческая активность  отсутствует в словаре Даля, в словаре С.И. Ожегова и в Советском энциклопедическом словаре,  в толковом словаре иностранных слов.
    Из сказанного можно сделать вывод, что «творческая активность» - понятие, состоящее из двух компонентов, с одной стороны, активность – деятельное, энергичное развитие одаренности и таланта, с другой, творческий – созидательный, самостоятельно создающий что-то новое, оригинальное.
     

    Вопросы развития творческой активности личности нашли своё отражение в работах психологов А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского и других.

    Творческая активность может быть определена как целостность, для которой характерно множество её проявлений:

    единство внутренней и внешней творческой активности;

    взаимная обусловленность мотивационного и оперативного компонентов;

    воображение и продуктивное мышление как основа единого исполнительного механизма психической творческой активности (Л. С. Выготский);

    включённость поисковой активности вследствие того, что результат творчества не задан изначально.

    Отражает целостность творческой активности и перенос способов творчества в структуру другого, проявляющегося, в частности, в «универсальных» творческих способностях (Б. М. Теплов). В психологии под «способностями» подразумевают индивидуальные особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности и легкость овладения ею. Ряд учёных (М. А. Данилов, А. В. Петровский, Т. И. Шамова и другие), давая оценку понятия «творческая активность» в контексте деятельности, определяют её как установку на преобразующие и поисковые способы деятельности, как количественную или качественную характеристики деятельности, проявляющиеся в интенсивности, напряжённости, своеобразии используемых мыслительных операций, результативности, эстетической ценности усвоенных знаний.

    Творческая активность выражает стремление и готовность личности сознательно и добровольно, по внутреннему убеждению, совершенствовать инициативные новаторские действия в самых различных областях человеческой деятельности. Таким образом, деятельность учащихся по выявлению смысла текстовой информации должна носить продуктивный, активный характер. Обучение чтению возможно только на культуронасыщенной основе и должно реализоваться в творческой деятельности, которая предполагает сотворчество, сочувствие, сотрудничество читателя и автора, что, в конечном итоге, приводит к истинному наслаждению художественным текстом в ходе чтения, способствует творческому развитию личности учащегося.  

    Цель данной работы выявить возможности развития творческой активности  младших школьников через использование системы творческих заданий на уроках литературного чтения.

    Были выделены следующие задачи:
    1)Изучить проблему развития творческой активности младших школьников в педагогической практике.
    2)Изучить специфику развития творческой активности в младшем школьном возрасте и
    методику  заданий на уроках литературного чтения
    .

    3)Апробировать и проанализировать систему творческих заданий, способствующих развитию творческой активности младших школьников.

    Глава I. 

    Психолого-педагогические основы развития творческой активности  младших школьников на уроках литературного чтения

    1.1.   Психолого-педагогические основы восприятия художественного

    произведения младшими школьниками.

    Чтобы лучше понимать детей, нужно, прежде всего, знать и учитывать возрастные особенности детской психики. Стремительный подъем умственных сил по мере взросления можно наблюдать у всех детей. Детство — неповторимая по своим возможностям пора развития. Об этих возрастных условиях роста способностей и нужно сказать, прежде всего, а именно — о таком важном компоненте, как сила нервной системы (о ней судят по способности выдержать интенсивную или длительную нагрузку на нервную систему). Детей отличает относительная слабость, малая выносливость, истощаемость нервной системы. Специальные исследования показали, что эта возрастная слабость (когда даже небольшие воздействия вызывают сильную реакцию) — не только недостаток, но и достоинство — именно она обусловливает детскую впечатлительность, живость восприятия. С годами нервная система крепнет в разной степени у разных детей — а вместе с тем и снижается детская непосредственная восприимчивость. С возрастом происходит не только увеличение возможностей, но и ограничение, а то утрата некоторых ценных особенностей детской психики. Но не только свойства нервной системы — вся душевная организация у детей во многом иная, чем у взрослых. Это очень важно!

    В трудах Н. Лейтеса раскрыт механизм возрастной чувствительности, — той особой отзывчивости на окружающее, которая каждый раз «на свой лад» свойственна любому возрасту детства. Она может проявляться в своеобразии реагирования в большей или меньшей яркости воображения, в избирательности внимания. Неодинаковость возрастной чувствительности приводит к тому, что в отдельные периоды детства возникают наиболее благоприятные внутренние условия для развития психики на каких-то главных для этой поры жизни направлениях. А значит, происходит и подъем соответствующих этим «направлениям» способностей. О том, как это проявляется в ту пору детской жизни, когда происходит освоение родного языка, описал К. Чуковский в знаменитой книге «От двух до пяти». Но вот что интересно: непрестанная готовность к языкотворчеству — особое состояние детской психики, позволяющее успешно овладевать формами языка и мышления, затем постепенно или резко идет на убыль. Если вследствие каких-либо исключительных условий формирование речи происходит не в эту пору жизни, не в свои обычные сроки (например, если ребенок первые годы жизни находился в глухонемой семье), то в дальнейшем — и при самом благоприятном речевом окружении — развитие речи крайне затрудняется.

    Казалось бы, ведь ребенок стал старше, «умнее», так и трудностей в освоении языка у него должно быть меньше? Но на самом деле получается наоборот, и причина в том, что уже прошел, оказался упущенным тот период, когда были наиболее подходящие для этого возрастные возможности. На каждом этапе детства — свои предпосылки умственного роста. В младшем школьном возрасте на первый план выступают готовность и способность запоминать, вбирать. И, судя по всему, имеются для этого поистине необыкновенные данные. Дело тут не только в свойствах памяти. Для учеников младших классов велик авторитет учителя — и очень заметен у них настрой на то, чтобы исполнять его указания, делать именно так, как надо. Такая доверчивая исполнительность во многом благоприятствует усвоению. При этом неизбежная подражательность в начальном учении опирается на интуицию ребенка и его своеобразную инициативу. В те же годы дети нередко обнаруживают склонность поговорить: рассказать обо всем, что видели и слышали в школе, на прогулке, по телевизору, прочли в книжке, в журнале.
    Потребность поделиться, снова оживить в сознание то, что было с ними недавно, может свидетельствовать о силе впечатлений — дети как бы стремятся с ними освоиться. Все это — неповторимые внутренние условия приобщения к учению. В младшем школьном возрасте острота восприятия, наличие необходимых предпосылок словесного мышления, направленность умственной активности на то, чтобы повторить, внутренне принять, создают благоприятнейшие условия для обогащения и развития психики.

    Психологической основой литературно-творческих способностей является особое отношение человека к миру. Суть этого отношения в том, что оно преодолевает раздельность человека и мира. Весь мир благодаря ему становится продолжением человека, а человек - частью мира. Природа щедро наградила каждого здорового ребенка возможностями развиваться. И каждый здоровый малыш может подняться на самые большие высоты творческой деятельности. Для того чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.

    Работа учителя по развитию творческих способностей учащихся начальной школы складывается, по мнению М.Львова, из трех качеств, служащих предпосылками для творческой деятельности.

    Во-первых, наблюдательность, речевая и общая активность, общительность, хорошо натренированная память, привычка анализировать и осмысливать факты, воля, воображение.

    Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика через различные виды искусства.

    В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе конструирования. На уроке должно быть разнообразие деятельности: разнообразие изучаемого материала, разнообразие способов работы. Это побуждает детей к активности. Необходимо, чтобы и в материале, и в способе деятельности было что-то новое. Одна и та же проблема может изучаться с разных сторон.

    Психологические составляющие творческой деятельности: гибкость ума; систематичность и последовательность мышления; диалектичность; готовность к риску и ответственности за принятое решение. У детей способности к творчеству складываются постепенно, проходя несколько стадий развития: наглядно-действенное, причинное, эвристическое мышление.

    Одним из направлений развития творчества на этапе наглядно-действенного мышления является выход за рамки привычных мыслительных стереотипов. Это качество творческого мышления называют оригинальностью, и оно зависит от умения мысленно связывать далекие, не связываемые обычно в жизни, образы предметов. К творчеству ребенка надо подводить постепенно, основываясь на информации, которую учитель уже сообщил ему. Ребенка надо учить целенаправленно, целеустремленно и постепенно, многократно закрепляя полученные навыки. Из всех форм творчества наиболее характерным для учеников начальной школы является литературное творчество. Программа по литературному чтению для начальной школы сориентирована на литературное развитие младших школьников и предоставляет широкие возможности в удовлетворении потребностей детей в литературном творчестве.

    По мнению. Г. Н. Куйдиной, З. Н. Новлянской, полноценное, адекватное восприятие искусства встречается не так уж часто, куда более знакомы примеры восприятия ущербного неадекватного, то есть не соответствующего конкретному замыслу и сущности искусства вообще…

    Позиции исследователей и методистов по поводу того, когда начинают обучать детей пониманию авторской позиции, расходятся. Исследователи выступают за раннее обучение адекватным способам восприятия искусства. С первого класса учит пониманию авторской позиции на уроках чтения Л. И. Сараскина. По мнению же большинства методистов, младший школьник не может понимать авторскую позицию, так как для этого возраста характерны наивно – реалистический подход к тексту и непонимание условности искусства.

    Г. Н. Кудрина, А. А. Мелик – Пашаев, З. Н. Новлянская убеждены в том, что именно современное обучение во многом содействует тому, что младший школьник – наивный реалист. Чтобы судить о действительных возрастных возможностях его художественного восприятия, необходимо изменить содержание и методы обучения в начальной школе.

    В качестве решения проблемы выше названные авторы предлагают вводить детей в диалог с автором. Благодаря такому, говоря словами М. М. Бахтина, «быванию» в позиции творца, они изнутри поймут, какие задачи ставит перед собой автор, какие трудности перед ним возникают, как он их преодолевает.

    Л. И. Беленькая считает, что воспитание «талантливого читателя» может быть плодотворным, если оно основывается на особом анализе детской книги (литературно–педагогическом). Если оно осуществляется особыми методами «сродными искусству слова»: выразительное чтение, рассказывание, беседа о прочитанном, прослушивание записи любимых детьми произведений.

    Развитие воссоздающего воображения.

    Воображение человека — его способность заглянуть вперед и рассмотреть новый предмет в его будущем состоянии.Поэтому прошлое в каждый момент жизни человека должно существовать в соответствии с той или иной целенаправленностью в будущее. Если память претендует на активность и действенность, а не является только хранилищем опыта, она всегда должна быть направлена на будущее, на форму будущего себя, своих способностей и того, чего человек стремится достичь. Такое воображение всегда работает: человек трансформирует предметы и сырье не просто в воображении, а действительно с помощью воображения, прокладывающего путь к желаемому предмету.

     Большое значение в активизации работы воображения имеет удивление. Удивление в свою очередь вызывают:

    • новизна воспринятого «что-то»;

    • осознание его как чего-то неизведанного, интересного;

    • импульс, который задает заранее качество воображения и мышления, привлекает внимание, захватывает чувства и всего человека целиком.[1,9]
    Воображение вместе с интуицией способно не только создать образ будущего предмета или вещи, но и находить его природную меру — состояние совершенной гармонии — логику его строения. Оно дает начало способности к открытиям, помогает находить новые пути развития техники и технологии, способы решения задач и проблем, возникающих перед человеком.

    Начальные формы воображения впервые появляются в конце раннего детства в связи с зарождением сюжетно ролевой игры и развитием знаково- символической функции сознания. Ребенок учится замещать реальные предметы и ситуации воображаемыми, строить новые образы из имеющихся представлений.
    Дальнейшее развитие воображения идет по нескольким направлениям.
    По линии расширения круга замещаемых предметов и совершенствования самой операции замещения, смыкаясь с развитием логического мышления.

    По линии совершенствования операций воссоздающего воображения. Ребенок постепенно начинает создавать на основе имеющихся описаний, текстов, сказок все более сложные образы и их системы. Содержание этих образов развивается и обогащается. В образы вносится личное отношение, они характеризуются яркостью, насыщенностью, эмоциональностью.

    Развивается творческое воображение, когда ребенок не только понимает некоторые приемы выразительности, но и самостоятельно их применяет. Воображение становится опосредованным и преднамеренным. Ребенок начинает создавать образы в соответствии с поставленной целью и определенными требованиями, по заранее предложенному плану, контролировать степень соответствия результата поставленной задаче.

    В литературном образовании младших школьников выделяются два взаимосвязанных направления:

    формирование квалифицированного читателя, обучение анализу художественного произведения с эстетических позиций и воспитание “маленького писателя”, обучение эстетическому восприятию действительности;

     развитие способности выражать свои впечатления, переживания, размышления в слове.

    Психология младших школьников такова, что она отличается остротой и свежестью восприятия, поэтому и мышление у них опирается больше на восприятие или представление. Следовательно, для формирования творческой деятельности первостепенное значение имеет развитие наблюдательности и восприятия. Проблема полноценного восприятия художественного произведения в начальной школе остается достаточно острой. Полноценного восприятия художественной литературы нет, и не может быть развитого воссоздающего воображения.

    А. В. Петровский определяет воссоздающее воображение как воображение, имеющее в своей основе создание образов, соответствующих описанию. По мнению М. В. М. В. Гамезо, воссоздающее воображение – это только субъективно новый образ, объективно он уже существует, создан другими. Данная личность только воссоздаёт этот образ. Самостоятельность в создании образов относительна. Их воссоздание происходит на основе словесного описания объектов, восприятия их изображений в виде картин, схем, чертежей, мысленных и материальных моделей. По наблюдениям А. В. Петровского, многие школьники имеют манеру пропускать или бегло просматривать в книгах описание природы, характеристику интерьера или городского пейзажа, словесный портрет персонажа. В результате они дают пищу воссоздающему воображению и крайне обедняют художественное восприятие и эмоциональное развитие всей личности – фантазия не успевает развернуть перед ними яркие и красивые картины.

    О. В. Кубасова считает, что именно в младшем возрасте воображение читателя лучше всего поддаётся воздействию, поэтому начинать следует с работы над воссоздающим типом воображения, с тем, чтобы в последствии на этой основе перейти к формированию более продуктивного типа – творческого воображения. Творческое воображение состоит в умении детально представить картину, скупо представленную в словесном оформлении.

    Отсюда следует, что задачей учителя должно стать применение на уроках эффективных методов, приемов, форм и средств обучения, способствующих разрешению данной проблемы.

    Одним из таких средств являются творческие задания, применение которых, на наш взгляд, позволяет повысить уровень восприятия художественного произведения. Трудно добиться высокого уровня литературного развития, понимания прочитанного, “разгадывания” образов, если не включать в урок такие виды самостоятельной деятельности, в которые ученик может внести элементы творчества, отразить свой складывающийся индивидуальный вкус. Именно в младшем школьном возрасте воображение читателя лучше всего поддается воздействию, поэтому начинать следует с работы над воссоздающим типом воображения, с тем, чтобы в последствии на этой основе перейти к формированию более продуктивного типа творческого воображения.

    Развитию творческого воображения способствуют такие виды творческих работ, как словесное и графическое рисование, анализ иллюстрации, составление плана текста, стилистический эксперимент, подбор синонимов с обоснованием авторского выбора, составление диафильма, киносценария, инсценирование, составление рассказа о герое.

    Одним из приёмов, помогающим глубже проникнуть в произведение, является стилистический эксперимент. М. П. Воюшина определяет стилистический эксперимент как намеренное искажение авторского текста, преследующее цель дать детям материал для сравнения, привлечь их внимание к авторскому выбору слова. Пропуск или замена отдельных слов, изменение конструкции предложения или деление текста на абзацы, приводящие к изменению оттенков смысла произведения, помогают детям определить эти оттенки. Стилистический эксперимент можно использовать при изучении следующих произведений: С.А.Есенин “Ночь”, Л.Н.Толстой “Лев и собачка”, В.А.Осеева “Синие листья”, В.Д.Берестов “Знакомый”, Н.И.Сладков “Лиса-плясунья” и других. Развитие воображения играет большую роль в творческом воспитании личности ребенка. Необходимо как можно больше включать в практику виды деятельности направленные на активизацию процессов воображения.

    ГЛАВА II.

    Использование системы творческих заданий на уроках литературного чтения как условие развития творческой активности младших школьников

    2.1. Требования, предъявляемые к творческим заданиям.

    Использование творческих заданий  на уроках литературного чтения заслуживает самого пристального внимания, так как обладает очевидными достоинствами. Применение на уроках выполнения творческих заданий  призвано, в первую очередь, воспитывать хорошего человека, гуманиста и ценителя прекрасного, умеющего жить в мире с собой и людьми. Кроме того, помогают сформировать у учеников культуру чувств, мыслей, поведения, привить детям любовь к чтению, научить их грамотно говорить и фантазировать. Используемая на уроках литературного чтения система творческих заданий, должна отвечать следующим требованиям:

    творческие задания должны подбираться с учётом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично–поисковым, а затем и к собственно–творческим;

    система заданий должна вести к развитию гибкости ума, любознательности, умения выдвигать и проверять гипотезы.

    В каждом ребенке заложены огромные творческие возможности, и в том, что подчас они не реализуются или реализуются не полностью, виноваты только мы, взрослые: педагоги, родители, все, кто окружает ребенка. Чтобы найти правильные пути развития творческой активности младших школьников, необходимо придерживаться азбучных истин:

    1) верить в силы ребенка и помогать обрести эту веру ему;
    2) быть умелым помощником, оставляя в душе ребенка чувство самостоятельности сотворенного;
    3) не давать ему останавливаться и топтаться на месте, пробуждать интерес ко все более трудному; задачам;
    4) но помнить, что конечная цель – не сами задачи, а развитие с помощью их решения;
    5) обучать в активном действии и в живом непринужденном общении, только сравнивая и согласуя свои дела и поступки с делами и поступками других, ребенок приобретает рычаги саморазвития: самоконтроль, самооценку, способы самосовершенствования;
    6) быть искренним, не носить масок;
    7) сопереживать: радоваться и огорчаться вместе с ним, делить удачу и неудачу пополам.

    В основе любой творческой деятельности лежит прогноз-предвидение, предвосхищение ее вероятных результатов. Поэтому и усвоение учащимися теоретического материала на творческом уровне непременно предполагает его прогнозирование. Примером такого прогнозирования может служить поиск и воссоздание слов в кроссворде. К.Д. Ушинский утверждал, что основной закон детской природы состоит в том, что “дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью. Неосознанно ребенок тянется к той деятельности, которая сулит ему возможности развития”. Чтение педагогических трудов Сухомлинского, Ушинского, Занкова д.р. и знакомство с опытом разных педагогов, показали, какие огромные педагогические ресурсы еще не использованы. Для развития творческого мышления большое значение имеют задания, которые ориентируют школьников на получение нового продукта: попробовать слова, сходные или противоположные по смыслу; продолжить рассказ, сказку; составить рассказ по вопросам, по картинкам, на основе собственных впечатлений; нарисовать словесную картинку к рассказу и т.д.

    Пересказ текста является прекрасным упражнением, которое помогает ребёнка осознать своё собственное отношение к прочитанному. Пересказ – это прекрасное средство для развития как логического, так и образного мышления. По форме изложения представляет собой репродуктивный вид деятельности. Это объясняется тем, что пересказ всегда связан с исходным текстом, на основе которого он выполняется. А так же с тем, что его основная функция – приучить детей правильно (с лексической и грамматической точек зрения), без искажения передавать чужую мысль.

    Предлагая детям пересказать какой–либо текст, учителю следует подумать о цели такой деятельности. С точки зрения ребёнка, пересказывать текст «просто так» бессмысленно. Можно предложить учащимся представить, что сказку они хотят рассказать своим младшим братьям и сёстрам, а понравившийся рассказ надо посоветовать прочитать товарищу или поделиться впечатлением о прочитанном произведении с мамой и бабушкой. Для того чтобы пересказ получился, нужно составить план пересказа. М. Р. Львов справедливо считает, что такому виду читательской деятельности, как составление плана, нужно специально учить, показывая её поэтапно:

    подумать, сколько картин можно нарисовать к тексту;

    определить, на сколько частей можно разделить текст;

    сказать, о чём будет говориться в каждой части;

    предложить озаглавить каждую часть;

    обсудить предложенные варианты заглавий и выбрать оптимальный.

    По мнению М. Р. Львова, следует соблюдать единую синтаксическую конструкцию заглавий. Самой простой формой будут вопросы к каждой части текста. Затем нужно учить составлять заголовки в форме двусоставных предложений. После этого можно использовать для заголовка назывные предложения. Наконец, можно показать, что в виде заголовка могут быть употреблены фразы из текста.

    В методике принято различать несколько типов пересказа:

    подробный;

    близкий к тексту;

    выборочный;

    краткий;

    творческий.

    Подробный пересказ – наиболее доступный детям вид пересказа, он помогает учить логике рассуждений, развивает речь ребёнка, обогащает память, приучает детей фиксировать внимание на фактах произведения.

    Пересказ близкий к тексту используется при работе над лирической прозой или художественным описанием. Обучая такому виду пересказа, следует добиваться от детей включения в речь слов и оборотов из произведения, употребления синтаксических конструкций, имеющих место в произведении.

    Выборочный пересказ удобен в том случае, если надо привлечь внимание детей к одному эпизоду произведения, помочь проследить отдельные мотивы, отобрать материал для характеристики героя и так далее, и тому подобное.

    Краткий пересказ – наиболее трудный для освоения младшими школьниками вид пересказа, так как при его подготовке требуется выявить в тексте самые существенные детали и передать их в собственной речи. Краткому пересказу нужно целенаправленно учить на уроках чтения.

    Все выше описанные типы пересказа относятся к репродуктивной форме изложения. Как показывают наблюдения, репродуктивный пересказ следует выделить:

    низкий уровень интереса детей, как к изучаемому тексту, так и к пересказу как виду учебной деятельности;

    невысокую степень активности и самостоятельности школьников в данном виде работ;

    отсутствие у них личного опыта;

    незначительный уровень восприятия и понимания прочитанного.

    Действительно, при репродуктивном пересказе лексический, синтаксический, текстовый материал прочитанного либо воспроизводится с большой нагрузкой на память, либо забывается. Другое дело, когда данные элементы будут не только свободно воспроизводиться, но и использоваться детьми в собственной речи. В этой связи речь идёт об обучении детей продуктивному и творческому пересказу.

    Под продуктивным пересказом Л. Ф. Ни понимает воспроизведение готового материала, осуществляемого на основе его творческой переработки с целью построения модели изложения и «наполнения» её содержанием.

    Л. Ф. Ни определяет модель изложения как логическую структуру текста произведения, которое строится на основе аналитико–синтетической деятельности, направленной на выделение смысловых ориентиров в произведении на уровне абзаца, предложения, текста в целом. Содержание модели составляют лексические, синтаксические элементы исходного произведения, а также «свои» языковые средства.

    В современной методике термин «творческий пересказ» к «продуктивному пересказу» является наиболее употреблённым. Поэтому в дальнейшем, в работе будет использоваться термин «творческий пересказ».

    Творческий пересказ в начальной школе применяется редко. Его воспитательная направленность, путь подготовки к нему учащихся отличаются от других видов пересказа. Цель творческого пересказа в том, чтобы вызвать у учеников эмоциональный отклик на читаемое произведение, помочь им глубже осознать его идею, пережить вместе с героем те нравственные чувства, что заложены автором в его образе. Иными словами: усилить воздействие образной системы художественного произведения на читателя, то есть осуществить те задачи, во имя, которых литература и создаётся.

    Для творческого пересказа следует брать такие рассказы, которые позволяют читателю поставить себя в положение литературного героя, понять его психологию и, так сказать, его глазами посмотреть на тех людей и на те события, о которых рассказывается в произведении. При подготовке к такому пересказу почти всегда требуется работа и по отбору материала из рассказа автора или добавлению к нему, так как новому рассказчику не могут быть известны какие–то факты или, наоборот, ему потребуется рассказывать о переживаниях, которые не описаны автором.  

    Итак, творческий пересказ предполагает передачу содержания с какими–либо изменениями. М. Р. Львов выделил следующие варианты изменений:

    добавить то, что могло предшествовать той ситуации, которая изображена в произведении;

    придумать, как могли развиваться события дальше;

    изменить рассказчика (повествование ведётся от третьего лица – пересказ строится от первого лица; повествование с точки зрения рассказчика, а пересказ предлагается с точки зрения главного героя или другого персонажа);

    изменить грамматическое время глаголов. При этом обязательно нужно обратить внимание детей на то, как меняется изображение события. Например, употребление вместо глаголов прошедшего времени глаголов настоящего времени создаёт эффект присутствия, приближения читателя к изображённому событию.

    Такие упражнения тренируют гибкость читательского взгляда, приучают видеть позиции разных героев, сопереживать им. Полноценное восприятие художественного произведения обеспечивает вдумчивость чтения. В. И. Яковлева считает, что вдумчивость чтения можно повысить, обучая учащихся самим задавать вопрос к содержанию отрывка. Для этой цели используются следующие вопросы и задания:

    Спроси о том, чего ты не понял.

    Как ты проверишь, понял ли товарищ содержание отрывка?

    О каком действующем лице я не спросила? Сделайте это вы.

    Прочитайте вопросы учебника. Какого вопроса по–вашему не хватает? Поставьте его.

    Постановка вопросов к тексту произведения самими учащимися – очень полезный вид деятельности, так как оживляет работу и способствует лучшему уяснению содержания читаемого. На уроках чтения работа над каждым художественным произведением проводится в соответствии с методикой, которая определяет три этапа работы над художественным произведением: первичный синтез, анализ, вторичный синтез. При этом ведущей деятельностью учеников является анализ произведения под руководством учителя. Анализ художественного произведения предполагает оценку учащимися героев произведения, определение авторской позиции, освоение идеи произведения; говоря другими словами, анализ предполагает диалог учащихся с автором произведения. Но как ввести детей в диалог с автором? Для того, чтобы вступить в такой диалог, ребёнку необходимо побыть автором, погрузиться в стихию художественного образа. Попадая в позицию творца, он изнутри поймёт, какие задачи ставит перед собой автор, какие трудности перед ним возникают, как он их преодолевает.

    С этой целью предлагаю учащимся передать содержание русской народной сказки «Царь–девица» с определенными изменениями. После того, как на уроках чтения данное произведение было прочитано и проанализировано, детям предлагалось в качестве домашнего задания изменить четвёртую часть сказки: рассказать о том, как могло бы всё закончиться. Можно предлагать ребятам задания не только придумать продолжение, но и добавлять в текст события, которые могли предшествовать той ситуации, которая изображена в произведении. Задания подобного рода развивают у учащихся умение видеть в тексте произведения мотивы и последствия поступков героев.

    К произведению Ю. Коваля «Капитан Клюквин» предлагаю другой вид творческого пересказа – с изменением грамматического времени глаголов. При этом обращаю внимание детей на то, как меняется изображение события. В данном произведении вместо глаголов прошедшего времени вставляем глаголы настоящего времени, что создаёт эффект присутствия, приближает читателя к изображённому событию.

    Творческий пересказ от лица какого–либо героя произведения тренирует гибкость читательского взгляда, приучает видеть позиции разных героев, сопереживать им. Такой вид пересказа часто используется, начиная со второго класса. Например, при передаче содержания киргизкой сказки «Дыйканбай и Дэв», ребята имели возможность передать содержание произведения от лица Дыйканбая и Дэва. По оценке самих учащихся пересказ от имени Дыйканбая был правдивым, так как он рассказывал именно то, что произошло с ним на охоте, а пересказ от имени Дэва был преувеличен, так как Дэв до смерти перепугался, а «у страха глаза велики».

    Необычность такого рода заданий вызывает у учащихся живой интерес. При этом стараются ответить почти все учащиеся, а некоторые стремятся ответить дважды, от имени разных героев.

    Творческий пересказ сказки В. Одоевского «Мороз Иванович» предполагал включение в содержание созданных учениками портретов героев. В самом произведении портреты героев отсутствуют, автор указывает лишь на качества героев:

    Рукодельница – трудолюбивая, добрая, приветливая, послушная;

    Ленивица – грубая, неуважительная, ленивая.

    Совершенствование умения передавать черты характера героев через их внешний вид и поступки будет способствовать тому, что учащиеся в дальнейшем на основе описания портрета героя и его поступков смогут дать точную характеристику и неоднозначную оценку героя, проследить, меняется ли герой по ходу повествования. Точная и неоднозначная оценка героя, в свою очередь, способствует формированию собственного отношения к данному герою, которое является неотъемлемой составляющей полноценного восприятия художественного произведения.

    Проверка пересказа показала, что большинство учащихся достаточно успешно справились с заданиями подобного рода. Они смогли подметить наиболее характерные черты, которые свидетельствуют о трудолюбии Рукодельницы. Среди них – описание одежды: «длинный фартук», «аккуратно заплатанные рукава». Кроме того, учащиеся выделили черты, касающиеся рук девочки: «они все в мозолях».

    Аналогичным образом во время достаточно детального описания портрета Ленивицы подчёркивается её лень и грубость.

    Таким образом, учащиеся сами, без посторонней помощи подходят к осознанию идеи произведения – «какова работа, такова и будет награда».

    Формирование у детей правильного, полноценного восприятия художественного произведения является одной из задач учителя начальной школы. Но этого невозможно достичь без целенаправленного использования приёмов анализа художественного произведения.

    Умелое и своевременной применение того или иного приёма творческого задания при анализе художественного произведения будет способствовать осознанию его идейного содержания, основной мысли, которую стремился донести автор до своего читателя, а также выявлению художественной ценности произведения. Каждый раз, попадая в более или менее сложные педагогические ситуации, наверное, все учителя ощущают какую-то внутреннюю преграду, затрудняющую “обратную связь”. Вроде и говоришь то, что нужно, вроде и отвечает ученик, как должно, а удовлетворения нет. Пытаясь разрушить этот барьер, пытаюсь по-другому организовывать учебный процесс, чтобы он был радостным и творческим, а уроки интересными, использую все наиболее эффективные традиционные и нетрадиционные формы и средства. Урок строю так, чтобы в работу включались все ученики. Каждый пишет, каждый творит, никто никем не подавлен, каждый должен почувствовать свою силу. Через весь учебный процесс проходит глубокое взаимодоверие, построенное на взаимном уважении и подлинном, живом интересе друг к другу.

    Работу по развитию творческой активности начинаю с первых уроков обучения грамоте, чтению. Применяю на занятиях много стихотворного материала (сказки, загадки, стихи о буквах и звуках и так далее), которые в дальнейшем придумывают сами дети.

    Например:

    Вот буква В видна в дали –

    Молоток я раздобыл,

    Красивая, витая.

    Из дощечек букву сбил.

    Как будто крендель испекли,

    Сколько здесь дощечек?

    Приезжих поджидая.

    – Три!

    А какая буква?

    – И!

    (С. Я. Маршак)

    С помощью скороговорок и чистоговорок дети практически знакомятся с понятием «рифма» и уже без труда справляются с творческими заданиями «Подбери рифму».

    Даю следующее задание:

    Я начну чистоговорку, а вы закончите её.

    1) Выберите нужное слово из предложенных:

    Ло–ло–ло на улице …

    (тепло, сало).

    Оль–Оль–Оль мы купили …

    (соль, моль).

    Жа–жа–жа есть иголки у …

    (ежа, моржа).

    2) Закончите фразу самостоятельно, подберите рифмующиеся слова:

    Жу–жу–жу молоко дадим __________________.

    Да–да–да гудят ___________________________.

    Ко–ко–ко нам налили _____________________.

    Ба–ба–ба из окна торчит ___________________.

    Же–же–же дождь прошёл __________________.

    3) Придумайте свою чистоговорку. Приведу примеры чистоговорок, которые придумали сами дети.

    Зы–сы–зы–сы

    Де–те–де–те

    У котёнка есть усы.

    Хорошо живём в Чите.

    (Данилина Анна)

    (Королюк Ксения)

    Творческие способности детей продолжаю развивать при изучении считалок. Эти задания также могут быть разноуровневые.

    Сочинить считалку, подобрав рифмы из правого столбика:

    а)

    Как за нашим ___________________

    с творогом

    Стоит чашка ____________________

    за двором

    Прилетели две __________________

    сели

    Поклевали – ____________________

    тетери

    Поклевали – ____________________

    улетели

    На лугу зелёном _________________

    б)

    Тили – тили, тили – ______________

    лбом

    Сбил сосну зайчишка _____________

    зайчишку

    Жалко мне ______________________

    бом

    Носит зайка _____________________

    в лес

    Поскорее сбегай _________________

    компресс

    Сделай заиньке __________________

    шишку

    Даны рифмы. Подобрать подходящие по смыслу слова так, чтобы получилась считалка:

    Дождик, дождик, поливай –

    Бегал заяц по болоту,

    _______________ каравай,

    ____________ работу,

    ________________ сушки,

    ____________ нашёл,

    _____________ ватрушки.

    ____________ пошёл.

    3) Сочинить считалку по данным началу и концу:

    Возле школьного крыльца

    Завтра с неба прилетит

    Мы садили деревца:

    Ты ленился – выйди вон.

    А не веришь – выходи.

    4)Сочинить свою считалку.

     Приведу примеры считалок, сочинённых детьми моего класса.

    Считалки по данным рифмам:

    Дождик, дождик, поливай –

    Дождик, дождик поливай –

    Испечём мы каравай!

    Испечём мы каравай!

    Пряники и сушки,

    Торты, вафли, сушки,

    Сладкие ватрушки!

    Вкусные ватрушки!

    (Потехина Виктория)

    (Янков Егор)

    Считалки по данным началу и концу:

    Завтра с неба прилетит

    Завтра с неба прилетит

    Не то заяц, не то кит.

    Прямо к нам метеорит.

    Только точно приходи,

    Если веришь – стой и жди,

    А не веришь – выходи!

    А не веришь – выходи.

    (Денисова Даша)

    (Хайко Настя)

    Возле школьного крыльца

    Мы садили деревца:

    Толя – тополь, Миша – ель,

    Вера – дуб, а ты сидел.

    Посадил бы лучше клён.

    Ты ленился – выйди вон.

    (Михайлова Элина)

    Свою собственную считалку

    Я в дремучий лес пойду

    Будем мы с тобой опять

    И козу свою найду.

    На скакалочке скакать.

    Не пущу её гулять,

    Ты прыжки свои считай,

    Будем вместе мы играть.

    Зацепился – вылетай.

    (Потехина Вика)

    (Сидорова Ирина)

    Ребята с радостью читают свои творения одноклассникам. Мы вместе их анализируем, отличаем оригинальные находки. В дальнейшем ребята продолжают работать над особенностями стихотворной речи. В процессе работы я предлагаю детям следующие задания:

    найти рифмующиеся слова;

    придумать рифму;

    закончить строчку стихотворения;

    придумать небольшое стихотворение и так далее.

    Поэтому при проведении урока «Литературные загадки», для ребят, не вызвало затруднения задание «сочинить свою загадку». Некоторые сочинили загадки тут же, на уроке:

    Стоит – звенит,

    Он звенит, звенит, звенит,

    Затронешь – голосит.

    И на церкви он висит.

    (Скрынник Ваня)

    (Тихоньких Даниил)

    (колокольчик)


    Расчесал свой гребешок


    Он реки и неба брат,

    Разноцветный …

    Носит синий он наряд.

    (Янков Егор)

    (Бабелло Алёша)

    (петушок)

    В каждый урок литературного чтения я включаю речевые разминки Минутки внимания”.

    Речевые разминки решают следующие задачи:

    учат детей слушать вопрос;

    устраняют разного рода неточности в произношении;

    вырабатывают четкую дикцию, правильное дыхание, ритм чтения, выразительность;

    учат понимать жесты, мимику, разыгрывать небольшие сценки и т.д.

    В процессе такой работы регулируется дыхание, предупреждаются ошибки и т.д. (Сначала дети называют на одном дыхании все гласные, а потом все слово).

    2.2. Использование творческих заданий при изучении художественных произведений и драматизации на уроках чтения

    При изучении сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» детям было предложено домашнее задание: «Если бы ты вдруг поймал золотую рыбку, о чём бы ты её попросил?»

    На уроке я задала следующие вопросы:

    Как выглядит золотая рыбка? Опишите её.

    Чем она отличается от обыкновенных рыбок?

    Чтобы ты хотел попросить у рыбки?

    Какие желания золотая рыбка исполнила бы с радостью?

    На следующий урок ребята принесли свои работы, многие из которых поражали своей красотой. Дети не только написали небольшие тексты, но и сделали золотых рыбок: рисунки, аппликации, стараясь показать необычность золотой рыбки. Обрадовало и то, что некоторые ребята попытались написать не прозу, а стихотворение:

    Однажды мы с братом рыбачили на даче.

    Секрет вам открою: желанье исполню,

    Поймали на удочку рыбку одну.

    Всё, что захотите – исполнится в миг!»

    Вдруг рыбка взмолилась и нас попросила:

    Подумав немножко, мы с братом решили:

    «Пустите ребята меня в Ингоду!

    «Пускай все пятёрки спешат к нам в дневник!»

    (Титова Галина)


    Было лето, было жарко,


    Стало рыбку жалко мне,

    Был на Чёрном море я.

    Отпустил её я в море,

    Отдыхали мы на море –

    И желанье загадать

    Папа, мама, брат и я.

    Мне она позволила.

    Очень было там красиво,

    Загадал я, чтоб на свете

    И вода солёная.

    Был всегда лишь только мир.

    Я купался, загорал,

    И ещё хотел бы я,

    На волнах подпрыгивал.

    Чтоб пятёрки и четвёрки

    Но однажды, будто в сказке,

    Были верные мои друзья.

    Рыбку вдруг поймал я.

    А у рыбки, правда – правда,

    Золотая чешуя.

    (Бусоедов Алексей)


    Поймав рыбку золотую,


    Чтоб бабуля не болела,

    Стала думать и гадать:

    Маме меньше уставать,

    Чтобы мне сейчас такого

    Чтобы нам её с работы

    Славной рыбке пожелать?

    Приходилось меньше ждать!

    Чтоб велосипед купили?

    Чтоб она не знала горя!

    Чтоб училась я на «пять»?

    Глядь, а время то идёт…

    Может быть чего–то надо

    Отпустила рыбку в море,

    И для всех мне пожелать?

    Думаю, пускай плывёт!

    Может её дома тоже

    маленькая рыбка ждёт?

    (Потехина Вика)


    Моё желанье не простое,


    Учиться хочется на «пять»,

    Моё желанье – золотое:

    Но не получается никак!

    (Подопригора Наташа)

    Следует отметить, что ребята с удовольствием вовлекаются в процесс творчества. Оно всегда самостоятельно, ново, необычно. Это детский порыв к доброте и красоте, воплощение их мечтаний, стремление выразить свои чувства, переживания. Но следует помнить: творчество нуждается в помощи доброжелательного, тактичного, понимающего учителя. Главное в детском творчестве – это огромная радость, которую оно несёт и учителю, и ученику. Целенаправленная систематическая работа по развитию поэтического творчества приносит свои плоды. Заметить детскую одаренность – важнейшая задача педагога. Ведь все радости начинаются с творчества. 

    Развернутые драматические представления. Данный прием требует большой коллективной подготовки: оформление декораций, подготовка костюмов, репетиции. Несмотря на это, такой урок всегда праздник в жизни ребенка. Этот прием драматизации в практике школы используется больше во внеклассной деятельности. Одним из направлений в литературном образовании является воспитание “маленького писателя”, развитие способности выражать свои впечатления, переживания, размышления в слове. Опыт творческой деятельности младшие школьники получают не только в процессе чтения и анализа художественного произведения, но и в ходе создания собственных текстов. Творческие задания традиционно используются на уроках чтения в начальной школе. Начиная с первого класса, использую такие тексты, которые позволяют ребёнку не просто читать, а помогают разговорить школьников, дать им опыт размышления, рассуждения, обоснования своей точки зрения и чужой.

    Так при изучении буквы Х в азбуке предложен текст «Ох и Ах». Ребята, читая этот текст, определяют характеры героев. Они стараются не только правильно передать интонацию, с которой разговаривают Ох и Ах, но и изобразить их с помощью жестов и мимики.

    Чтение по ролям удобно применять при работе с текстами, насыщенными диалогами, а также при чтении таких жанров, как сказка, басня. Чтобы осуществить этот вид деятельности на уроке, детей к нему надо подготовить.

    Выбираю эпизод, который может быть прочитан по ролям, затем прошу ребят назвать действующих лиц, участвующих в выбранном эпизоде; определить, сколько нужно учеников, чтобы прочитать сцену по ролям. После этого можно предложить ученикам найти слова каждого персонажа, обсудить интонацию реплик и подготовиться к чтению. При этом даю детям следующее задание:

    Прочитайте слоги, показывая голосом, как должен говорить тот или иной герой:

    ПТИ – ПТА – ПТУ

    КНЫ – КНА – КНУ

    БНЫ – БНА – БНУ и так далее.

    В заключение эпизод читается по ролям вызванными к доске учениками.

    Часто на уроках использую инсценировку. Особенно детям нравится инсценировать басни и сказки. Но чтобы урок прошёл на высоком уровне,  с использованием драматизации и инсценировки произведение надо отрепетировать. Поэтому лучше всего это удаётся на обобщающих уроках. Так, при изучении басен И. А. Крылова, мы на каждом уроке читали произведения по ролям, работали над интонацией. А на обобщающем уроке по разделу ребята инсценировали басни в костюмах. Результат был ошеломляющим, когда дети не только рассказали произведения, передавая интонацию, но и показали движения героев. Все ученики – зрители хлопали ребятами, как настоящим артистам. А ведь слушали эти басни каждый день!

    Хочу предложить следующую работу в этом направлении. Данное мероприятие проводится в форме игры. В игре  могут участвовать до 30 детей, роль ведущего лучше взять на себя учителю. Дети с помощью ведущего выбирают 2-3 человека, которые должны на несколько минут быть изолированы от общей группы. В это время все остальные загадывают какое-то слово, желательно предмет. Затем приглашаются изолированные ребята. Их задача — отгадать то, что было загадано с помощью вопроса: «На что это похоже?». Например, если загадано слово «бантик», то на вопрос: «На что это похоже?» Могут поступать такие ответы: «На пропеллер у самолета» и т. д. Как только водящие догадываются о том, что было загадано, ведущий меняет их, и игра повторяется снова. Такой вид работы позволяет развивать у детей образное мышление, способствует активизации навыков работы в коллективе.

    В моем классе такая работа показала, что у детей не достаточно развито образное мышление. Им довольно трудно было справиться, что говорит о низком уровне ассоциирования. Безусловно, такая работа оказалась полезна.

    В классе действует кукольный театр «Радуга». Форма игры в театр определяет целенаправленное развитие чувственной сферы детей. Представляя тот или иной персонаж в различных ситуациях, ребята огорчаются, радуются, веселятся, сердятся, негодуют — эмоционально осваивают мир отношений и формы их проявления, что способствует более глубокому пониманию духовных связей в реальной жизни. Кроме того, используя народные литературные произведения, я тем самым приобщаю детей к национальной культуре, русскому фольклору. Цель такой  работы — обучение выразительному чтению на основе подражания, многократного перечитывания, развития памяти, речи, простейших движений, умения говорить перед аудиторией. Деятельность ребенка ориентирована на образец. В процессе общения учитель — взрослый своим примером обучает речи, движению, поведению, оказывает неназойливую помощь, если дети что-то забыли. Основа поведения взрослого - доброжелательность, разумность, спокойствие и заинтересованное участие. Данный вид деятельности очень удобен не только для внеклассной работы, но и как форма проведения уроков литературного чтения. Реквизит (куклы-рукавички) — это опора для воссоздающего воображения, понимания характера персонажа, предпосылка к раскрепощению чувств, движений, к свободе речи. Привлекает и значительная простота в изготовлении самих кукол, можно отыскать старые перчатки, варежки, а уж на их основе с помощью кусочков материи, разноцветной бумаги, пуговиц, иголки с ниткой, ножниц и фантазии можно сделать и дедку с бабкой, и мышку, и лису, и собачку и т. д.
    Для постановки я беру различные русские народные сказки.
    Дети с удовольствием посещают занятия кукольного кружка «Радуга».

    Широко использую в своей работе произведения народного творчества – сказки, загадки, пословицы, поговорки. Устное народное творчество – богатейший духовный источник, в котором отражены народная жизнь, черты русского характера. Особое место на уроках отвожу пословицам. Пословицы развивают у детей наблюдательность, речь, чутье к звуковым красотам родного языка, чувство юмора, обогащают их знание. Поэтому на уроках литературного чтения пословицы вводят детей в тему, помогают обогатить усвоенное, выразить в краткой форме нравоучение, сформировать основную мысль прочитанного. Пословицы могут стать эпиграфом всего урока или служить созданием определенной проблемной ситуации. К пословицам могут быть даны следующие задания.

    1. Что объединяет данная пословица?

    от человека утаишь, а от совести не утаишь;

    совесть без зубов, а грызет;

    хотя на мне платье черно, а моя совесть бела;

    без совести и при большом уме не проживешь.

    2. Придумай или расскажи случай из собственной жизни, которому соответствует одна из пословиц.

    3. Объясни смысл особенно понравившейся пословицы. Как поступил бы ты?

    4. Какое из произведений помогает понять смысл следующих пословиц, докажи.

    Например:

    Даны пословицы и названия произведений

    В споре и белая ворона черна, и черная бела.

    Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

    Вместе тесно, а врозь скучно.

    Слово – не стрела, а сердце насквозь ранит.

    Так при изучении сказки П. Ершова «Конёк–Горбунок» провожу следующую работу:

    Сегодня на урок к нам прилетела Жар–птица, но у неё случилась беда. Она стала обыкновенной, а чтобы вновь превратиться в сказочную, вам надо назвать главных героев сказки. Если назовёте верно, то у птицы появятся волшебные перья.

    (Дети называют главных героев сказки).

    Молодцы! Всех героев назвали верно. Посмотрите, какая красивая птица получилась. Но она прилетела не одна, а с подружками, которых вы нарисовали дома. Сегодня на уроке мы попробуем создать сказочную поляну.

    (Вывешиваю плакат на доску. На нём рисунок поляны.)

    Найдите в тексте описание поляны.

    (Ученики читают)

    Чего не хватает на нашем рисунке?

    (Горы, ручья, корыта.)

    Прикрепляю на плакат недостающие элементы.

    Сейчас Жар–птицы оживят нашу картину.

    Как вы думаете, чью Жар–птицу поймает Иван? Почему?

    При чтении лирических стихотворений основным является приём словесного рисования.

    При изучении стихотворения Д. Самойлова «Перед снегом» включаю следующие виды работ:

    Неторопливо вчитайтесь;

    Как вы понимаете: «И начинает уставать вода»?

    А какая интонация должна возникнуть при чтении?

    (Медленно, устало.)

    Какие слова нам подсказали эту интонацию? Покажи при чтении.

    Вообразите и изобразите усталую воду.

    У кого получилось?

    Проследите, сколько раз повторяется образ усталой воды?

    Почему этот образ пронизывает всё стихотворение? И так далее.

    Но приём словесного рисования полезно использовать и при изучении рассказов, основу которых составляет одно событие, раскрывающее жизненные позиции героев. Данный приём позволяет воссоздать в воображении картину жизни, описанную автором, проникнуть в эмоциональную тональность произведения, понять позицию каждого героя. Приём словесного рисования несёт в себе большой развивающий и воспитывающий потенциал. Учителю ни в коем случае не стоит переоценивать значение приёма и при анализе художественного произведения предлагать детям задания по словесному рисованию.

    В своей работе я часто использую интегрированные уроки: чтение и письмо, чтение и трудовое обучение, чтение и окружающий мир.

    Так, при изучении стихотворения Г. Горбовского «Розовый слон», я провела интегрированный урок: чтение и трудовое обучение. На этом занятии ребята показали, что могут сопереживать, радоваться за других, стремиться оказать помощь, а главное раскрылось их творческое воображение.

    Я предложила следующие вопросы:

    Грустное или весёлое стихотворение? Почему?

    Как вы относитесь к слону?

    Хотели бы вы, чтобы слон стал опять розовым?

    Что нужно для этого?

    А давайте поможем ему? Представьте, что случилось чудо. Какое чудо могло произойти?

    Как должен выглядеть слон, чтобы у него появилось настроение?

    Только ли розовый цвет его обрадует?

    А сейчас мы с вами сделаем такую поделку: «Слоник», чтобы сразу стало видно, что у слона хорошее настроение. (см. приложение)

    На дом я предложила ребятам следующее задание:

    Измените концовку стихотворения так, чтобы слон начал опять радоваться (можно письменно).

    Давая это задание, я ожидала, что дети напишут небольшие сочинения в прозе, но у некоторых получились даже стихотворения. Вот некоторые из них:

    Вот наступили дни перемен.

    Слон улыбнулся, слоник простил,

    Хитрый охотник вдруг подобрел:

    Он уже больше и не грустил.

    А отпускаю тебя, извини,

    Ведь наступил новый рассвет,

    Больше не буду зверей я ловить.

    Кожу окрасил в розовый свет.

    (Шахова Наташа)

    Милый охотник, ты извини,

    Пусть он на воле радость найдёт

    Только слонёнка ты отпусти.

    И, словно радуга, расцветёт.

    Грустно ему в зоопарке сидеть,

    Охотник был добрым, сразу понял он нас,

    Хочется жить на свободе и петь.

    Ведь за слонёнка просил весь наш класс.

    Видишь, он тёмный стал, как смола?

    С миром идите, – он нам сказал,

    Нет в душе радости, жизнь не мила.

    Клетку открыл и рукой помахал.

    (Быкова Галина)

    На один из таких уроков я пригласила родителей. Посетив занятие, родители убедились, что становление читателя, творческой личности – это большой совместный труд: труд ребёнка, родителей и учителя. Поэтому я провела родительское собрание, которое прошло в форме «Круглого стола», где родители делились своими впечатлениями, опытом. На собрании они вынесли решение: «Провести цикл классных часов, посвящённых литературе». Участниками этих классных часов должны были стать не только дети, но и родители. Они предложили следующую тематику:

    Игра – путешествие «Устное народное творчество».

    Как мне милы родные звуки!

    Брей–ринг по сказкам.

    Счастливый случай (игра по чтению).

    В конце я предложила родителям памятки и анкеты.

    На этих занятиях передо мной стоит одна очень важная задача – создание особой атмосферы доверия, доброжелательства, атмосферы творчества. Я не стараюсь критиковать, поправлять их творения, а хвалю даже за самую маленькую удачу, верно найденное слово, за старание и трудолюбие. Кроме перечисленных приемов на уроках литературного чтения широко используется рисование афиш к созданному диафильму по прочитанному произведению, иллюстраций к рассказу или сказке с последующей защитой, составление клипа и другие. Одно из условий формирования творческой личности ребенка индивидуальный подход с учетом уровней восприятия художественного произведения. В связи с индивидуальными особенностями детей уровни восприятия художественного произведения разные. Исходя из особенностей восприятия одни дети, читая текст, запоминают отдельные факты, другие - основные события, устанавливают между ними связи. Творческие задания способствуют повышению уровня восприятия младшими школьниками художественного произведения. В конце каждого учебного года осуществляется контроль - проверка уровней восприятия художественного произведения, которые выявлялись с помощью фронтальных письменных работ. Особенности программы позволяют учителю использовать широкий диапазон творческих заданий, способствующих развитию творческой активности младших школьников, формированию их творческих способностей и повышению уровня восприятия художественного произведения.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Использование системы творческих заданий по литературному чтению показало высокие результаты, предоставила возможности учащимся для развития их творческих способностей. Обучение позволило проверить на практике методы, приемы и формы работы, активизирующие творческую деятельность учащихся. В своей работе я выделяю следующие показатели творческой активности детей в процессе обучения литературному чтению:

    1. Высокий уровень интереса к урокам литературного чтения.

    2. Высокая техника чтения.

    3. Умение пользоваться средствами речевой выразительности (темп, громкость, логическое ударение и так далее).

    4. Умение пересказывать.

    5. Проявление самостоятельности в работе.

    6. Проявление фантазии, воображения.

    7. Способность сопереживать, испытывать эмоции.

    8. Стремление к оригинальности.

    На основании этих показателей выделяю три уровня сформированности творческой активности:

    Низкий уровень – отсутствует потребность в пополнении знаний, умений, навыков проявляется редко; если и проявляют интерес к какому – либо заданию, то самостоятельно выполнить его не могут; дети не стремятся к самостоятельности, пассивны, не могут и не желают преодолевать трудности, не умеют пересказать данный текст, низкая и  средняя техника чтения, не понимают прочитанного или   понимание только прочитанного художественного текста, умеют  выполнять только подробный пересказ; преодолевают трудности только в группе или со взрослыми;

    Удовлетворительный уровень– потребность в пополнении знаний, умений, навыков проявляется часто; интерес к творческой деятельности на высоком уровне; достаточно активны на уроке, проявляют самостоятельность; техника чтения достигает нормы, понимают прочитанное, выполняют не только подробный, но и творческий пересказ, но при неудаче часть останавливаются на полпути;

    Высокий уровень – стремятся постоянно удовлетворять потребность в пополнении знаний, умений, навыков; всегда самостоятельны в выполнении работ творческого характера; дети проявляют высокую творческую активность; техника чтения у таких ребят выше нормы, умеют выполнять все виды пересказов; начатую работу всегда доводят до конца.

    В заключение хочется сказать, что после постоянно применяемых мною на уроках всех вышеописанных приёмов и видов творческих заданий, стали видны следующие результаты:

    У  многих детей появилось положительное отношение к заданиям творческого, проблемно–поискового характера. Они постепенно начали проявлять всё более высокую степень самостоятельности (что не могло не отразиться на других уроках). Научились задавать вопросы, находить на них ответы, делать анализ прочитанного текста; понимать чужие мысли, заключённые в тексте; прислушиваться к чужому мнению и высказывать своё; представлять картины, нарисованные автором, дополнять их, чувствовать настроение автора, находить для его передачи нужную интонацию.

    У детей изменилось отношение к собственным ошибкам и затруднениям: ребята стали воспринимать их более спокойно, возросло умение преодолевать трудности. Более ярко стали проявляться способности к фантазированию и воображению, умение облечь в слова мысли и фантазии.

    Таким образом, результаты работы позволили сделать вывод о том, что применение системы творческих заданий на уроках литературного чтения способствует развитию творческой активности младших школьников, обогащению их внутреннего мира, способности к сопереживанию, повышению самооценки, открывает возможности для самореализации детей, что, в конечном итоге ведёт к формированию гармоничной, духовной, всесторонне развитой личности.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Алешаева Н. П., Тупалева Н. В. Развитие творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения. //Начальная школа, 2004, №11. 

    Бывают выдающиеся дети... Н. Лейтес. Семья и школа, №3 1990. с.
    33.

    Васильева,М. И.,/Оморокова М. И., Светловская Н. Н. Актуальные проблемы методики обучения в начальных классах. – М: Педагогика, 1977. 

    Возрастная одаренность. Н. Лейтес. Семья и школа, №9 1990. с.
    31.

    Воспоминания, размышления, беседы. Лейтес Н. С. Психологический журнал.т. 13,№ 1,1992, с. 147-165.

    Воюшина М. С. Анализ художественного произведения.// Начальная школа, 1989,№ 5

    Выгодский Л. С. Психология искусства./– М: Просвещение, 1989 .

    Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.
    Психологический очерк: Кн. для учителя./-М. Просвещение, 1991.

    Гамезо М. В. Курс общей, возрастной и педагогической психологии. – М: Просвещение, 1982 г.

    Граблева В. Н. Словесное рисование на уроках чтения при изучении лирических произведений.// Начальная школа, № 11, 2000 .

    Грошенкова В. А. Обучение школьников талантливому чтению на уроках литературы. //Начальная школа, 2004, № 8. 

    Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения. //Вопросы психологии. №2 1980.

    Козырева А. С. Виды работ над текстом на уроках чтения.// Начальная школа, 1990, № 3.

    Колесникова О. И. Филологические основы работы над произведением на уроках литературного чтения. //Начальная школа, 2000, № 11.

    Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании.//-М. Изд. МГУ,
    1979.

    Кочаровская З. Д. Краткий пересказ в начальных классах. //Начальная школа,1981,№5.

    Кубасова О. В. Приём драматизации на уроках чтения. //Начальная школа, 1985, №12.

    Кубасова О. В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения. //Начальная школа, № 9, 1981.

    Куприна Г. Н./Новлянская З. Н., Мелик–Пашаев А.А./-Как развивать художественное восприятие у школьников. – М: Просвещение, 1988.

    Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем. – М: Лаида, 1994.

    Легко ли быть одаренным? Н. Лейтес. Семья и школа, 1990, №6 с.
    34.

    Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст./М. Педагогика,
    1971.

    Леонтьев А. А. Обучение чтению младших школьников. Из опыта работы. – М: Просвещение, 1981.

    Мали Л. Д. Элементы драматизации на уроках чтения. //Начальная школа, 1981, № 5.

    Молдовская Н. Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения./– М: Просвещение, 1976.

    Ни Л. Ф. Пути обучения продуктивному пересказу. //Начальная школа, 1997, № 5.

    Никифорова О. И. Психология восприятия художественной литературы. /-М: Книга, 1972.

    Петровский А. В./Общая психология. /- Просвещение, 1986.

    Реан А. А.,/Бордовская Н. В., Розум С. И.-Психология и педагогика./С–Пб: Питер, 2000.

    Рябова Н. И. Все радости начинаются с творчества.//Начальная школа, 2001, № 1.

    Теплов М. Б. Избранные труды. В 2-х т., (т. 1.) М. Просвещение, 1971.

    Шпунктов А. И.,/Иванина Е. И. Когда художественное произведение может быть воспринято младшими школьниками полноценно. //Начальная школа, 1995, № 10.

    Якобсон П. М. Психология художественного восприятия. /-М: Искусство, 1964.

    Яковлева В. И. Обучение пересказыванию прочитанного. //Начальная школа, 1985,№2.

    Яковлева В. И. Учить вдумчивому чтению. //Начальная школа, 1990,№ 1.

    Приложения

    Результаты работы

    по изучению развития творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения

    ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ

    уровни

    конец 1 класса

    2 класс

    1

    высокий

    58%

    73%

    2

    удовлетворительный

    38%

    23 %

    3

    низкий

    4 %

    4 %

    1 КЛАСС

            2 КЛАСС

    УМЕНИЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СРЕДСТВАМИ

    РЕЧЕВОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ:

    уровни

    до использования

    Конец2класса

    высокий

    2 (7%)

    13 (45%)

    удовлетворительный

    6 (21%)

    9 (31%)

    низкий

    21 (72%)

    7 (24%)

    Средства речевой выразительности

    УМЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПЕРЕСКАЗ:

    виды пересказа

    подробный

    творческий

    краткий

    уровни

    до

    после

    до

    после

    до

    после

    высокий

    3 (10%)

    15(51%)

    3(10%)

    9(32%)

    -

    -

    удовлетворительный

    10(34%)

    5 (18%)

    -

    10 (34%)

    -

    15(51%)

    низкий

    16(56%)

    8 (31%)

    26 (90%)

    10(34%)

    29(100%)

    14 (49%)

    ПОДРОБНЫЙ ПЕРЕСКАЗ

    ТВОРЧЕСКИЙ ПЕРЕСКАЗ

    КРАТКИЙ ПЕРЕСКАЗ

    УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

    Уровни сформированности творческой активности

    Количество детей до использования творческих заданий

    Количество детей после использования творческих заданий

    высокий

    5(17%)

    14(51%)

    удовлетворительный

    11(38%)

    7(24%)

    низкий

    13(45%)

    8(25%)

            

    ОБОБЩЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

    В своей работе мною был проведен ряд исследований.
    Объектом эксперимента послужил мой  класс.
     Целью исследований было выявить влияние использования системы творческих заданий, на развитие творческой активности детей младшего школьного возраста.

    В силу проблем диагностики такие традиционные методы, как беседы, вопросники, оказываются неэффективными. Младшие школьники испытывают трудности, связанные с недостаточным умением осознавать, анализировать, выражать словами свои проблемы. Здесь необходимо установление длительного доверительного контакта, в ходе которого становится возможным свободное, откровенное обсуждение конкретных переживаний ребенка. Таким образом, мне пришлось использовать графические методы исследования. Что в свою очередь дало хорошие результаты.

    Этот этап включает работу по развитию воображения, рассчитан на подключение

    творческого потенциала ребенка. Виды работы. Журнал «Небылицы в лицах».Мероприятие проводится в виде соревнования. Класс делится на две команды. Каждая команда — это редакция журнала. У каждого члена редакции свой порядковый номер.

    Ведущий начинает сказку:

    Жил-был маленький Винтик. Когда он появился на свет, то был очень красивый, блестящий, с новенькой резьбой и восемью гранями. Все говорили, что его ждет великое будущее. Он вместе с некоторыми винтиками будет участвовать в полете на космическом корабле. И вот наконец настал тот день, когда Винтик очутился на  борту огромного космического корабля...

    На самом интересном месте ведущий останавливается со словами:
    «Продолжение следует в журнале «...» в номере ...» Ребенок, у кого в руках этот номер, должен подхватить нить сюжета и продолжить рассказ. Ведущий внимательно следит за повествованием, в нужном месте прерывает. Ребенок должен сказать: «Продолжение следует в журнале «...» в номере...» Прервать сказку может ведущий словами:
    «Окончание в журнале «...» в номере ...»  В результате детского творчества главный герой побывал на многих планетах, встретился с инопланетянами. Однако, дети один раз сочинив продолжение о новой планете и ее жителях, повторяли затем то же самое, изменив лишь название планеты. Но конец сказки был довольно интересным. Его придумала Вика Потехина. Она отправила главного героя — Винтика обратно на Землю, где он и остался навсегда, рассказывая своим внукам о далеких планетах и звездах.
    В целом этот вид деятельности показал, что детям трудно еще подключить свободное фантазирование. Они лучше справляются с работой по готовым шаблонам.

    Развитие воображения играет большую роль в творческом воспитании личности ребенка. Необходимо как можно больше включать в практику виды деятельности направленные на активизацию процессов воображения. Хочу предложить следующую работу в этом направлении.  Данное мероприятие проводится в форме игры. В ней могут участвовать до30 детей, роль ведущего лучше взять на себя учителю, воспитателю.

    Дети с помощью ведущего выбирают  2-3 человека, которые должны на несколько минут быть изолированы от общей группы. В это время все остальные загадывают какое-то слово, желательно предмет. Затем приглашаются изолированные ребята. Их задача — отгадать то, что было загадано с помощью вопроса: «На что это похоже?». Например, если загадано слово «бантик», то на вопрос: «На что это похоже?» из зала могут поступать такие ответы: «На пропеллер у самолета» и т. д. Как только водящие догадываются о том, что было загадано, ведущий меняет их, и игра повторяется снова.  Такой вид работы позволяет развивать у детей образное мышление, способствует активизации навыков работы в коллективе.  В моем классе такая работа показала, что у детей не достаточно развито образное мышление. Им довольно трудно было справиться, что говорит о низком уровне ассоциирования. Безусловно,  такая работа оказалась полезна. Эксперимент определения влияния использования творческих заданий на развитие творческой активности на уроках литературного чтения.  Результат исследования.
    1. Коэффициент оригинальности = сумма типов / количество детей = 98/28 =3,5
    Подсчет коэффициента оригинальности в экспериментальной и контрольной группах показал его значительный рост в экспериментальной группе и практическое отсутствие в контрольной.
    Для обоснования значимости влияния использования системы творческих заданий на развитие творческих способностей воображения у младших школьников нами был использован Ученики были разделены на категории: «произошли изменения», «не произошли изменения». В результате мы построили таблицу:
    Да Нет
    Однако, наблюдается тенденция роста творческой активности школьников экспериментальной группы говорит о несомненном позитивном влиянии использования системы творческих заданий на развитие творческой активности.

    Выводы: несмотря на статистическую незначимость различий сдвигов в творческой активности младших школьников, наблюдается несомненная тенденция роста этой активности в экспериментальной группе. Что, в целом, позволяет нам говорить, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, и, можно говорить о том, что использование  нами  

    системы творческих заданий на уроках литературного чтения даёт  рост творческой

    активности у младших школьников.

    ПРИЛОЖЕНИЯ

    Информация для родителей.

    (Детям запоминать определения не нужно!)

    Рассказ – небольшое произведение, повествующее о каком – либо эпизоде их жизни героя. Действие рассказа разворачивается в течение небольшого промежутка времени, изображаемых событий, действующих лиц немного.

    Стихотворение – небольшое произведение, отражающее переживания, чувства человека, вызванные каким – либо событием, и имеющее стихотворную форму, ритм и рифму, то есть деление на строки.

    Басня – краткий рассказ поучительного характера, где в иносказательной форме высмеиваются человеческие пороки и недостатки.

    Загадка – краткое, часть стихотворное произведение, в котором загадывающий сознательно скрывает название известного предмета или явления, но при этом подчёркивает его основные признаки.

    Поговорка – краткое, образное изречение, не имеющее формы законченного суждения («воду в ступе толочь»; «чужими руками жар загребать»).

    Пословица – краткое, меткое, глубокое и точное по мысли изречение, всегда имеющее форму законченного суждения («жизнь прожить – не поле перейти»: «без труда – не вытащишь  и рыбку из пруда»).

    Сказка – вид занимательного устного повествования с фантастическим вымыслом, с необычным, но вполне законченным сюжетом, в котором добро обязательно побеждает зло.

    КАК РАБОТАТЬ С ТЕКСТАМИ РАЗНЫХ ЖАНРОВ.

    Русскую песню и сказку будем читать напевно!

    Вспомним, кто рассказывал сказки. Были такие специальные люди, приходили они в деревню, садились на завалинку, собирали народ – и начинали сказывать. Как они были одеты, как разговаривали. (Вспомним бабку – сказительницу из русских народных сказок.)

    Может, попробуем её нарисовать? А может, послушаем сказку или народную песню на грампластинке?

    А басню также читаем?

    Нет, конечно!

    В баснях, как правило, есть диалог. Читай басню, всё время, делая акцент на то, что разговорный жанр. Не забудь мораль басни прочитать, как нотацию. («Делай так, как я сказал, потому что это проверено жизнью».)

    В лирических стихотворениях присутствует некая задушевность, задумчивость. Ты должен передать слушателям чувства автора.

    Прежде, чес начнёшь читать, необходимо настроиться, чтобы прочитать именно так, а не иначе.

    Ну, попробуй!

    Представь, будто ты сидишь на завалинке (а не дома – на маленькой скамейке у маминых ног), вокруг тебя собрались деревенские ребятишки, все хотят услышать, что ты им сегодня поведаешь. Затаили дыхание, ждут … Огляди всех внимательно, вздохни, сделай таинственное лицо и начинай … Рассказывай медленно, не торопись …

    Басня – маленький спектакль. У каждого в басне своя роль. Ты выберешь ту, которая тебе понравиться. Подумай, какой костюм тебе нужен для того, чтобы точнее сыграть выбранную роль. Не волнуйся, у тебя всё получится.

    ПАМЯТКА

    Как подготовиться к выразительному чтению

    Перечитай текст внимательно. Вспомни содержание, мысли, чувства, настроение и переживания героев, автора.

    Определи своё отношение к событиям, героям, описаниям картин природы.

    Мысленно представь себе их.

    Реши, что будешь сообщать при чтении слушателям, что они должны понять.

    Продумай и выбери интонационные средства – тон, тема чтения, пометь логические паузы, расставь логические ударения.

    Сначала прочитай текст вслух для себя. Проверь ещё раз, со всем ли ты согласен. Не забудь, что ты произносишь текст перед слушателями и общаешься с ними.

    Прочитай текст выразительно.

    Как учить стихи наизусть?

    Сначала прочитай стихотворение, насладись увиденным и услышанным, подумай, что хотел сказать поэт, найди рифмующиеся строчки, обрати внимание, где порядок нарушен.

    Затем, выделив опорные (главные) слова, прочитай ещё раз выразительно.

    Закрой книгу – может, ты уже сможешь рассказать наизусть! А если не сможешь, не расстраивайся: начинай читать по строфам. Первую строфу прочитал – повтори, прочитал вторую – присоедини её к первой и так далее.

    С каждым разом ты будешь заучивать стихотворения всё быстрее и быстрее.

    Задача родителей – привить ребёнку интерес к чтению, к книге. А как же проверить удалось ли это? Попробуйте между делом поспрашивать своего малыша.

    Ты любишь слушать, когда тебе читают?

    Впрочем, вы и сами без труда ответите на этот вопрос, стоит только понаблюдать:

    Как слушает ваш ребёнок?

    Задаёт ли ребёнок вопросы после чтения?

    Пытается ли поговорить о прочитанном?

    Хочет ли высказать своё мнение об услышанном?

    Есть книга, которая тебе особенно понравилась?

    Что ребёнок может рассказать о своей любимой книге?

    Помнит ли сюжет, героев, идею?

    Может ли прочесть отрывок наизусть?

    Помнит ли название книги?

    Сможет ли связать тему (жанр) с какой – либо другой книгой?

    Назовёт ли фамилию писателя? Или нескольких писателей?

    Если ваш ребёнок ответил на все вопросы – считайте, что вы получили за сданный экзамен оценку «отлично».

    Успехов в вашем родительском творчестве!

    Что ребёнок должен знать о навыках чтения.

    Читай, соблюдая темп (читай не спеша, целыми словами, то есть соблюдай паузы между предложениями).

    Не искажай слова! Следи за дикцией!

    Учись выразительному чтению! В каждом предложении делай логическое ударение на слово, соблюдай паузы между словами!

    Учись понимать прочитанное. Для этого больше читай тексты про себя, вдумывайся, будь внимателен при чтении!

    Деление текста на части и озаглавливание.

    Перечитай внимательно рассказ.

    Выдели, где по смыслу заканчивается первая часть.

    Перечитай эту часть ещё раз и озаглавь, то есть выдели главное в ней.

    Проделай такую же работу во всём рассказе.

    Сколько частей у тебя получилось?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование творческого потенциала младших школьников через реализацию исследовательской деятельности на уроках математики

    Исследовательская деятельность учеников начальной школы на разных этапах урока по математике...

    Развитие воображения у младших школьников через систему творческих заданий на уроках и во внеклассной деятельности.

    Материал содержит формы и приёмы работы, организованной на уроках и внеклассной деятельности...

    : «Развитие творческой активности младших школьников через систему творческих заданий на уроках русского языка»

    Современной  России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческой активности учащихся является...

    «Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» - мастер-класс для педагогов.

    Мастер-класс для педагогов  на секции «Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» ...

    Педагогический проект на тему: «Развитие творческой активности младших школьников в различных видах деятельности на уроках русского языка».

    При выполнении данного проекта были поставлены следующие цели:       развитие творческого потенциала учащихся младшего школьного возраста;организация взаимодействия между детьми и ...

    "Развитие коммуникативных навыков младших школьников через систему занятий и упражнений в ГПД"

    Инновационный педагогический опыт  Уваровой В. Н.    "Развитие  коммуникативных навыков младших школьников через систему занятий и упражнений  в ГПД"...

    Развитие творческих способностей младших школьников через систему заданий на уроках русского языка и литературного чтения.

    Развитие творческих способностей (креативности) учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и с...