Конспект нестандартного урока по обучению грамоте «Имена, имена, имена в нашей речи звучат не случайно… Парад букв.»
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

 

Праздник азбуки.

Конспект нестандартного урока по обучению грамоте

«Имена, имена, имена в нашей речи звучат не случайно… Парад букв.»

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Конспект

нестандартного урока по обучению грамоте.

«Имена, имена, имена в нашей речи звучат не случайно… Парад букв.»

Учитель высшей квалификационной категории

Тазиева Гульсара Шавкатовна.

Конспект урока.

«Имена, имена, имена в нашей речи звучат не случайно… Парад букв.»

Содержание: В подготовке праздника участвуют ребята- первоклассники, их родители, ученики- шефы 5 класса.

Действующие лица:

Ведущий-учитель

Азбука-старшеклассник

Алфавит- старшеклассник

Словарь- старшеклассник

Русский язык-старшеклассник

Буквы алфавита - первоклассники

Декорации и костюмы:

Азбука, Алфавит, Словарь, Русский язык - бутафорские книги,

Буквы-короны.

Дидактический материал: Интерактивная доска, компьютер, видеофильм «День знаний», презентация - «Имена, имена, имена в нашей речи звучат не случайно… Парад букв».

Выставка книг и словарей:

Словарь С.И. Ожегова,

Словарь В.И.Даля,

Словарь Д.И. Розенталя

Фонотека:

Песни:                                                          

«Чему учат в школе», сл. М.Пляцковского, муз. М.Шаинского

«Настоящий друг», сл. М.Пляцковского, муз. Б.Савельева

«И туган тел», сл. Г.Тукай,

«Азбука»

Музыка:

П.И.Чайковского, В.А. Моцарта, С.Сайдашева.

Танец:

Хореографическая постановка.

Звучит мелодия песни «Чему учат в школе».

Дети входят в класс.

Вступительное слово учителя:

Сегодня у нас немного грустный, но и приятный праздник. Мы пришли прощаться с очень уважаемой, а для многих - первой в жизни, прочитанной самостоятельно книгой- «Русской Азбукой». Вспомним первый учебный день. Каким же был день 1 сентября?

На экране: слайд «Торжественная линейка -1 сентября».

На сцене:

Первоклассник:   

Если сад цветами запестрел,

В поле колос налился пшеничный,

В огороде урожай поспел-

Значит, праздник близится отличный.

Надеваю брюки и жилет,

От волнения сердечко ноет,

Мама приготовила букет-

Подарю учительнице первой.

(Дарит цветы)

На сцену выходит «Азбука» - девочка в русском народном костюме с бутафорской книгой и обращается к первокласснику.

Азбука:    

Ждет с волненьем и девчонок, и мальчишек

Книга скромная - «Русская Азбука»

Среди ярких, толстых книжек

Эта книга всем нужна:

Учит грамоте она,

Хочешь многое узнать - научись, малыш, читать!

Первоклассник:

И зачем было в школу идти?

Я читаю уже лет с пяти,

Нужен этот первый класс! Ухожу домой сейчас!

Попрошу купить компьютер, буду целый день играть.

В Интернет письмо писать.

Азбука:

Подожди, не торопись,

Лучше к классу приглядись

А уйти всегда успеешь, и включиться в Интернет

Грамотой не овладеешь - подключаться толку нет!

Насмешишь весь белый свет!

Первоклассник:

Как же так? Ведь я читаю,

Цифры знаю, буквы знаю

Азбука:

Ну, а эту?

Первоклассник:

Как же, как же?

Скажет каждый во дворе

Перед нами буква « РЭ».

Буква «Р»:

Я- не рэ, не рэ, не рэ

Хоть пишусь я во двоРе

Ты меня найдешь в гоРах, тундРе, Речке, беРегах,

Рокочу я гРомом гРомким

И Реву звеРиным Ревом-

Вот тигРиным, например-

Моё имя – буква «ЭР»!

Первоклассник:

Извините, я не знал,

Но я правильно читал…

Учитель:

Поверьте, ребята,

Единственный раз

Приходим когда-то

Мы в первый свой класс.

Навеки запомним

И первый урок, и первый учебник

И первый звонок.

Демонстрация видео-урока «День знаний».

Учитель:

Обернуты тетрадки

Как снег воротнички.

Мы знаем все порядки

Хотя и новички.

Учитель:

Боялись, что учиться сложно,

И было на душе тревожно.

Азбука:

Вам в школе нечего бояться,

Учиться надо и стараться,

На все вопросы отвечать

Одни пятерки получать.

Ученик:

Ну что ж, мы так и поступили,

В тетрадках буквы выводили,

Примеры разные решали, и

«Азбуку» до корки прочитали.

Ученик:

Мы учили в Азбуке

Как писать и «а» и «рэ»

И узнали, например,

Говорят не «рэ» ,а «эр».

Научились мы писать и большие фразы,

Можем мы теперь читать сказки и рассказы.

Наизусть стихотворенье можем выучить,

смеясь,

И расскажем с выраженьем,

Это всё- пустяк для нас.

Мы так старались от души,

Ведь мы уже не малыши.

И вот у нас сегодня праздник

Вы разделите с нами радость.

Азбука:

На праздник наш со мной пришли любимые друзья

Вот всем известный Алфавит, любимый для ребят.

Ученик в русском костюме с бутафорской книгой «Алфавит».

Алфавит:

Буква к букве - будет слово,

Слово к слову - речь готова,

И напевна, и стройна

Музыкой звучит она.

Так восславим буквы эти!

Пусть они приходят к детям

И пусть будет знаменит

Наш славянский Алфавит!

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Слава русской старине!

 

Фонограмма: (Звучат колокола)

Слайд: «Памятник Кириллу и Мефодию»

Алфавит:

По широкой Руси- нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются

Вспоминают Кирилла с Мефодием

Братьев славных, равноапостольных

В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии

Славят братьев мудрых в Болгарии, Украине, Хорватии, Сербии

Все народы, что пишут кириллицей, славят подвиг первоучителей.

Слайд: «Какие бывают слова»

Учитель:

Слова бывают разные,

Слова бывают всякие,

Слова бывают ясные

Твердые и мягкие.

Слова бывают смелые

Упрямые, суровые

Но непременно дело стоит за каждым словом!

Человек без дела, человек без слова.

Слайд: Имена, имена, имена в нашей речи звучат не случайно…

Алфавит:

Книжек много вы читали,

Я хочу вам предложить

О своих любимых книжках

Здесь сейчас поговорить.

Начинаем парад букв

Буквы по порядку читают тексты, стихи.

Слайд: «Портрет Г.Х.Андерсена. Список его произведений».

«А»

Андерсен, Аксаков, Аксёнов, Айтматов - известные писатели.

Андерсен - мой любимый писатель.

Кто не знает сказку «Огниво», «Дюймовочка», «Снежная королева».

Раньше мне их читали, а теперь я могу прочитать их сама.

Слайд: «Портрет Агнии Барто и её книги».

«Б»

Буква «Б» похожа на ключик. С этим ключиком связаны имена великих детских

 писателей и поэтов: Бианки, Берестов, Благинина, а стихи Агнии Барто - самые любимые.

Вот, послушайте отрывок:

Весна, весна на улице,

Весенние деньки

С книжками, тетрадками

Идут ученики

Полны веселья шумного

Бульвары и сады.

И сколько хочешь радуйся,

Скачи на все лады.

Слайд. Художник Врубель и его картины.

«В»

А теперь по Алфавиту

Буква «В» стоит, смотрите.

В-Высоцкий

Он поэт и музыкант,

Или одним словом бард.

Врубель - известный художник, друзья, шедевры Врубеля стыдно не знать!

Слайд. Портрет Гайдара А.П. и список его книг. 

«Г»

Встал по струнке уголок – это я про букву Г

«Г» - Гагарин – космонавт, знаете, надеюсь, я

А ещё, Голиков-Гайдар — писатель

Написал он «Голубую чашку», «РВС», «Поход».

А про Чука и про Гека, как шалили эти детки,

Познакомимся потом, когда «Родную речь» прочтём.

Слайд «:М.Джалиль. Памятник».

«Д»

Буква «Д» с добром дружна, дарит песню нам она

(Песня «Доброта»)

Добрым словом вспомним мы

Джалиля, защищал он Родину свою.

И в плену слагал стихи и песни,

Мы сейчас послушаем одну. (Ученик исполняет на курае татарский напев)

Слайд: «Портреты Заходера и Евтушенко».

«З» и «Е»

З и Е зеркально схожи

Заходер и Евтушенко.

Кто они?

Они поэты тоже.

«Птичья школа»

На старой липе во дворе

Большое оживление

Повесил кто-то на заре

Такое объявление:

«Открыта школа для птенцов!»

Занятия с пяти часов.

Здесь можно даже летом

Учиться всем предметам!

Слайд «Портрет В.Жуковского»

«Ж»

Буква «Ж» похожа на жука,

Ну, а с кем знакомит нас она?

Посмотрите на портрет Василия Жуковского,

Сколько лирических стихотворений им сложено.

Зелень нивы, рощи лепет,

В небе жаворонка трепет,

Теплый дождь, сверканье вод,-

Вас назвавши, что прибавить?

Чем иным тебя прославить.

Жизнь души, весны приход?

Слайды с видами города Казани, его достопримечательностей.

«И-К»

Я две палочки, дружок,

Соединил наискосок.

Ты внимательно смотри,

Получилась буква «И»

Для чего она нужна?

Мне - для соединения .

Сколько театров в Казани на « К»

И Камала, и Качалова, и КГУ на «К»

И Кремль, и Кул-Гали, и Корстон

Но, я если честно сказать, нигде  ни разу ещё не была.

Слайд: «Портрет Лобачевского».

«Л»

Наши палочки устали

Ровненько стоять не стали

Вот к друг дружке наклонились

В букву «Л» оборотились

Вы слыхали о Лобачевском?

Так знайте, он как и я

Любил математику в детстве.

Чтоб как Лобачевский стать

Надо всё на свете знать.

Слайды: «Портрет Моцарта .Моцарт за инструментом. Моцарт в кругу друзей».

«М»

А вот эта буква «М»

Вы подумали «Метро»  Н-е-т!

Это – Моцарт, Мусоргский, Мустафин- композиторы

Они и дарят праздник для души.

А одну из пьес послушаем и мы.

(хореографическая постановка)

Слайд: «Н.Носову-100 лет».

«Н»

Знает Настя и Наиль, их имена

На букву «эн»

Но хочу я вам поведать о прошедшем юбилее

Носову Николаю Николаевичу-100 лет!

Ура! А как его любит детвора!

                                                  «О»

Слайд: «Портрет В.Осеевой».

Буква «О»:

Вера Осеева так писала о себе:

«Когда я была маленькой, как вы, я любила читать маленькие рассказы.

Я любила их за то, что могла их читать без помощи взрослых.

Один раз мама спросила:

 -Понравился тебе рассказ?

Я ответила:

-Не знаю. Я о нём не думала.

Мама огорчилась и сказала:

-Мало уметь читать, надо уметь думать!

Рассказы Веры Осеевой учат честности и дружбе.

Наш класс очень дружный и мы споём песню о дружбе.

(Песня «Дружба»)

Слайд: Постник – кто он? Собор В.Блаженного. Благовещенский собор

«П»

Что за буква? Посмотрите и её мне назовите.

Много слов на букву «П».

Пушкин, Пришвин, Полежаев, Пермяк, Паганини-

Ну, кто их не знает?

На ум мне пришло словечко одно

Вот оно- Постник.

Вы знали его?

(Разъяснение на слайде)

Слайд: «Портрет Репина. Его произведения».

«Р»

Буква «Р» на мачте парус

Вдаль летит, небес касаясь.

Это Рерих- великий художник

Картины его сказки хранят,

Которые о волшебстве говорят.

Это Репин- русский художник

Мы видим, приятель, картины в руках

Они нам расскажут о давних делах:

Где много случалось историй,

Тут были и радость, и горе.

Слайд. Портрет С. Сайдашева.

«С»

Сегодня, друзья, мы сюда собрались

Чтоб славное слово сказать

Салиху Сайдашеву, что воспевает

В музыке нашу Родину-мать

Бу Шопен да, Бетховен да түгел

Уйный Идел дулкынында

Кояш нурлары

Кояш нурларыннан җылы

Сәйдәш моңнары.

Исполняется пьеса.

Слайд: « Портреты Тукая, Толстого. Памятники писателям.»

«Т»

Т-Тукай, Толстой, Тинчурин.

Ну, а это кто?

С ними связаны слова: детский мир, родное слово, и Отечество, и Родина.

И туган тел,и матур тел…(стих, песня)

Туган телем син- йөрәк җылысы,

Туган телем син- күңел тойгысы,

Туган телем син- сүнмәс йолдызым

Син Туган телем, күңелем назлыйсың!

Слайд: «Портрет Успенского».

«У»

Я по правде вам скажу

С буквой «У» всегда дружу

Я слыхал, что есть такой талант- Успенский

Правда, книг его ещё я не читал

Но мечтаю тоже стать известным

Чтоб с Успенским рядом и Усланов постоял

Это шутка, а если всерьез

У-учитель, учёба, успех…

А если б не было учителя?..

Если б не было учителя,

То и не было б, наверное,

Ни поэта, ни мыслителя,

Ни Шекспира, ни Коперника.

И поныне бы, наверное,

Если б не было учителя,

Неоткрытые Америки

Оставались неоткрытыми.

И не быть бы нам Икарами,

Никогда б не взмыли в небо мы,

Если б в нас его стараньями

Крылья выращены не были.

Без его бы сердца доброго

Не был мир так удивителен,

Потому нам так и дорого

Имя нашего учителя.

Слайд: «Портрет Файзи».

«Ф»

Все мы знаем без подсказки-

Буква «Ф» как ключ от сказки.

Вот Файзи- поэт татарский

Фукс и Фучик–иностранцы.

Слайд: «Бегающая буква «Х».

«Х»

Буква «Х» всё ходит, ходит…

Места словно не находит.

Слайды: « г.Елабуга. Музей Марины Цветаевой».

«Ц»

На качели мы присели,

Что за странные качели?

Не качаются никак,

Это буква «Ц», чудак!

(О Марине Цветаевой рассказывает учитель.)

Слайд: «Портрет П.И.Чайковского».

Звучат его пьесы.

«Ч»

Да, вы правильно решили

«Ч» похожа  на 4,

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

Чарушин, Чехов, Чайковский…

О ком бы ты хотел узнать?

Чайковский, знайте, не Чуковский,

О нём и надо рассказать.

За него говорит его музыка!

Слайд: «Портреты И.И.Шишкина, А.В. Щусева».

«Ш-Щ»

Буква Ш и буква Щ, правда, ведь похожи?

И для них мы знаем, есть

Правила очень строгие.

Шишкин – пишем с буквы «и»

Он художник, знаешь ты.

Щусев – пишем  через «у»,

Он политик, не забудь!

Слайд. Объявленье.

«Ъ и Ь»

Мы долго думали в пути,

Где эти знаки (Ъ, Ь) нам найти.

И после размышленья

В печать решили мы послать такое объявленье:

Пропали два печатных знака

Найти их рядом мудрено.

Но может быть, однако,

Словцо отыщите одно,

Где будут оба знака.

Мы объявленье перечли

И оба знака в нем нашли.

«Э»

Эх, кончаем алфавит,

а за мною «Ю» стоит.

Слайд: «Слова-исключения

«Ю»

Ю – опасна, так и знай,

пишем мы слова вот так!

жЮри,

брошЮра,

парашЮт

с буквы Ю всегда пишут.

Слайд: «Портрет Языкова-учёного»

«Я»

Я- особый из значков.

Я может быть буквой, а может быть словом.

Я- ученица, а Языков –учёный.

Слайды с фразеологизмами и  рисунками к ним.

Пойдет сегодня разговор

О языке у нас.

По свету ходит с давних пор

О нём немало фраз.

А мы сейчас с тобою здесь

Их попробуем прочесть.

Дети читают стихи к фразеологизмам и объяснения к ним (приложение)

Фразеологизм

Почему мы так говорим

Язык без костей

Алеша пригласил ребят,

Но был гостям потом не рад.

Как принялись они болтать

И слова не дают сказать.

Проходит час, проходят два,

У Леши кругом голова,

Как видно, у его гостей

Язык, и, правда, без костей.

«Язык без костей» скажут о болтливом человеке. А еще есть похожая пословица «Язык без костей – что хочешь плети».

ЯЗЫК КАК БРИТВА

Не страшна любая битва

Петуховой Насте,

У нее язык как бритва,

Это просто счастье!

Если Настин рот открыт,

Всех девчонка победит:

Скажет – как отрежет,

И зубов лишь скрежет

Полетит за словом вслед,

А врагов простыл и след.

«Язык как бритва» говорят о резком человеке, который не лезет за словом в карман.

ЯЗЫК ПРОГЛОТИШЬ

Юра из школы пришел –

Сразу обедать за стол.

Бабушкин борщ и котлеты –

Просто фантастика это!

А пирожки – объеденье,

Есть их – одно наслажденье.

Юра к обедам бабули привык,

Вкусно – проглотить язык.

«Язык проглотишь» говорят о чем-то очень-очень, просто необыкновенно, вкусном.

ЯЗЫК ЗАСЕРЕБРИТЬ

Наташка ябеда у нас,

Ее боится целый класс.

Но как-то раз сказал Степан:

«Есть у меня, ребята, план:

Чтобы Наташка всякий раз

Не доносила на всех нас,

Нам надо ей конфет купить,

Ее язык засеребрить.

«Язык засеребрить» означает заставить кого-то молчать, подкупив его.

ЯЗЫК ТОЧИТЬ

Светка не спешит учить

Вечером уроки.

Ей бы все язык точить,

Раздувая щеки.

Хватит попусту болтать,

Лучше книжку почитать.

«Язык точить» говорят о тех, кто любит подолгу болтать без толку, ни о чем.

ЯЗЫК ПРОГЛОТИЛ

Максима вызывать к доске –

Лишь время зря терять,

Ведь только мел крошить в руке

Начнет Максим опять.

Он будто все слова забыл,

Язык свой взял и проглотил.

«Язык проглотил» скажут о человеке, от которого и слова не добьешься.

ЯЗЫК ЧЕШЕТСЯ

Лида секреты не может хранить,

И все равно ей про что говорить.

Если уж Лида кого-то поймает,

Мигом любого она заболтает.

Ребята на Лиду махнули рукой:

«Что же поделать? Характер такой!

Мы потерпим, пусть потешится,

Ведь у Лиды язык чешется.

«Язык чешется» означает, что кому-то хочется поговорить, иногда даже когда говорить не следует.

ЯЗЫК НЕ ПОВОРАЧИВАЕТСЯ

Как-то к Славику попал

В руки классный наш журнал.

Он тот час в журнале этом

Стал оценки рисовать,

 И себе по всем предметам

Он везде поставил пять.

Но как пришла пора расплачиваться,

За эту шутку отвечать,

Его язык не поворачивается.

А что же может он сказать?

«Язык не поворачивается» скажут о том, кто затрудняется сказать что-либо.

ЯЗЫК ХОРОШО ПОДВЕШЕН

Если отвечает Саша,

Все спокойны в классе нашем.

Пусть к уроку не готов,

Он от недостатка слов

Совершенно не страдает,

Вмиг любого заболтает,

Увлечется – так и чешет,

Хорошо язык подвешен!

«Язык хорошо подвешен» скажут о человеке, который за словом в карман не полезет.

Последний слайд: «Язык хорошо подвешен».

Учитель:

На мой взгляд, интересно выражение «Язык хорошо подвешен».

Чтобы речь ваша была красивой, надо много знать слов.

В какой книге собраны все слова?

(Выставка словарей).

Слайд: «Изображение словарей».

Ученик-Словарь:

Есть волшебная страна,

Что распахнута пред вами,

Та, которая словами,

Как людьми заселена.
Правит ими государь

По прозванию Словарь.

И тебе всегда, как другу

Оказать готов услугу

Русской речи государь

По прозванию Словарь.

Я ко всем наукам ключ имею

Я со всей вселенною знаком-

Это потому, что я владею

Русским неохватным языком.

(Дарит в подарок школьные словари)

Слайд: «Цитата о русском языке и его значении»

Ученик-Русский язык.

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре-

         Выучи русский язык!

Он твой наставник, великий, могучий.

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи-

        Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник

Блещут зеркальностью русского слова-

         Выучи русский язык!

(Торжественно вручает учебники русского языка).

Ученик-Алфавит:

Вот настал момент прощанья

Будет кратка наша речь:

Поздравляем грамотеев,
До счастливых новых встреч!

Азбука:

Книг прекрасных очень много,

Постарайтесь их беречь!

Слайд: «Спасибо, Азбука»

Учитель:

В середине февраля

В школе праздник «Спасибо, Азбука!»

Ученик:

Да, отныне уже

Не прожить нам никак

Без историй, романов и саг.

Ученик:

Значит, был он, друзья,-

Совершенно не зря - «Праздник Азбуки»

Исполняется песня «Азбука»

Как всегда в сентябре

Стало тихо во дворе

Мы букварь открыли новый

Кто живёт там в букваре?

Там живут слова и слоги,

Алфавит от А до Я,

Вы не стойте на пороге,

Заходите в класс, друзья!

Ах, какой светлый дом!

И жильцов так много в нём.

Вместе с ними по страницам

В путешествие пойдем.

Мы ходили не зря

 По страницам букваря.

Нам сказал котёнок: «Мяу!»

Нам сказал утёнок «Кря!»

О событьях жизни нашей

Пусть узнает каждый гость.

Мама кормит Машу кашей,

Костя дал Сереже гвоздь.

Да-да-да, да-да, да-да!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комбинированного урока по обучению грамоте и обучению письму. Тема: Согласный звук [й]. Буква Йй.

Цели деятельности учителя: учить писать прописную букву Й; читать слоги и слова с буквой Й; учить узнавать и применять графический образ букв; способствовать развитию литературно грамотной и связной р...

Конспект урока на тему: «Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь. Её значение в жизни людей (УМК "Школа России" 1 класс)

Знакомство с учебником "Русский язык", с его структурой.  Первоначальное представление об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения....

Конспект урока по обучению грамоте в 1"в" классе по теме: "Заглавная буква И. Большая буква в именах и географических названиях. Упражнение в чтении и письме"

Конспект урока по обучению грамоте в 1"в" классе по теме: "Заглавная буква И. Большая буква в именах и географических названиях. Упражнение в чтении и письме"...

Конспект интегрированного урока по обучению грамоте на тему:"Звуки [л], [л\']. Буквы Л, л. Строчная буква «л»"

Конспект интегрированного урока по обучению грамоте на тему:"Звуки [л], [л']. Буквы Л, л. Строчная буква «л»"...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ. Тема: Звуки [т], [т’] и буква «т». Письмо строчной буквы «т»

Тема: Звуки [т], [т’] и буква «т». Письмо строчной буквы «т»   Цель:  формирование понятия о согласных   звуках [т] [т’], букве &laqu...