Литературная гостиная "Пушкин А.С. и Владимирский край"
классный час по чтению (4 класс) на тему

Неделя краеведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnaya_gostinaya.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

                               Литературная гостиная

                 « А. С. Пушкин и Владимирский край»

                                На доске портрет А.С.Пушкина

Ведущий: Имя А.С.Пушкина известно каждому с раннего детства.

1 ученик: Ветер по морю гуляет

                    И кораблик подгоняет.

                    Он бежит себе в волнах

                    На раздутых парусах…

2 ученик: У лукоморья \дуб зеленый.

                    Златая цепь на дубе том,

                    И днем и ночью кот ученый

                    Все ходит по цепи кругом…

Ведущий: Кудрявая голова и восторженный пытливый взгляд. Волшебный бег гусиного              

                     пера и пылкая отзывчивая душа поэта.Любовь к Пушкину приходит к нам с де

                     тства. Россия немыслима без Пушкина.

                     А.С.Пушкин родился в 1799 году в Москве. Отец его, Сергей Львович,

                     происходил из старинного дворянского дворянского рода. Имена предков

                     Пушкина не раз встречаются на страницах русской истории. Мать, Надежда

                     Осиповна, была внучкой Ганнибала, « арапа Петра великого», ставшего

                     Впоследствии русским генералом. Страсть к поэзии появилась у

                     А.С.Пушкина с детства. Восьми лет он уже сочинял стихи, в детские годы

                     познакомился с произведениями русской и зарубежной литературы. Другим

                     источником духовного развития Пушкина стали рассказы бабушки о

                     старине и сказки няни Арины Родионовны.

3 ученик: Буря мглою небо кроет

                    Вихри снежные крутя,

                    То как зверь она завоет,

                    То заплачет, как дитя.

                    То по кровле обветшалой

                    Вдруг соломой зашуршит

                    То, как путник запоздалый,

                    К нам в окошко застучит.

                    Наша ветхая лачужка

                    И печальна, и темна.

                    Что же ты, моя старушка,

                    Приумолкла у окна?

                    Или бури завываньем

                    Ты, мой друг, утомлена.

                    Или дремлешь под жужжанье

                    Своего веретена.

                    Выпьем, добрая подружка,

                    Бедной юности моей,

                   Выпьем с горя, где же кружка?

                   Сердцу будет веселей.

                   Спой мне песню, как синица

                   Тихо за морем жила.

                   Спой мне песню,как девица

                   За водой поутру шла.

                   Буря мглою небо кроет

                   Вихри снежные крутя

                   То, как зверь она завоет,

                   То заплачет, как дитя…

Ведущий :Обычаи и устав семьи Пушкиных ничем не отличался от других дворянских      

                     семей. Это было время, когда дворянство России преклонялось перед

                     французской культурой, поэтому языком их общения был французский.

                     Пушкин, как и все дворянские дети того времени, получил домашнее

                     Образование у гувернеров и учителей французов.

                     В 1811 году Пушкин поступил в Царско- сельский лицей .Почти все лицеисты

                     писали стихи, но первенство Пушкина было неоспоримо, его признавали все.

                     Время учебы  в  Царском селе совпало со значительным событием в истории

                     России – Отечественной войной 1812 года.На раннее творчество Пушкина

                     Оказала большое влияние победа русского народа в войне с Наполеон,

                     поэтому стихи этого периода проникнуты «патриотическим духом», любовью

                     к России и ее народу.

                     После окончания учебы, живя в Петербурге, Пушкин сблизился с передовыми

                     Людьми своего времени, вошел в круг вольнолюбивой молодежи, которая

                     мечтала об ограничении власти царя. Общение в этом кругу закрепило в нем

                     убеждение в необходимости борьбы с самодержавием и крепостничеством за

                     свободу и независимость русского народа. Что и нашло отражение в стихах

                     этого периода.

4 ученик: Любви, надежды, тихой славы

                      Недолго нежил нас обман

                      Исчезли юные забавы

                      Как сон, как утренний туман.

                      Но в нас горит еще желанье

                      Под гнетом власти роковой

                      Нетерпеливою душой

                      Отчизны внемлем призыванье.

                      Мы ждем с томленьем упованья

                      Минуты вольности святой

                      Как ждет любовник молодой

                      Минуты верного свиданья.

                      Пока свободою горим,

                      Пока сердца для чести живы,

                      Мой друг, Отчизне посвятим

                      Души прекрасные порывы!

                      Товарищ, верь: взойдет она

                      Звезда пленительного счастья

                      Россия вспрянет ото сна.

                      И на обломках самовластья

                      Напишут наши имена!

Ведущий: Вольнолюбивые стихи Пушкина и эпиграммы на царя стали известны

                        правительству, за что в 1820 году по личному распоряжению царя

                        Александра 2 он был выслан из Петербурга на юг. В ссылке на Кавказе,

                        В Крыму, Молдавии и Одессе поэт пробыл 4 года. В Михайловской ссылке,

                        куда он попа л почти сразу же после возвращения с юга, Пушкин узнал о

                        разгроме восстания декабристов в Петербурге. Среди восставших было

                        много знакомых и друзей. Он посвятил им немало стихотворений.

5 ученик: Во глубине сибирских руд

                      Храните гордое терпенье.

                      Не пропадет ваш скорбный труд

                      И дум высокое стремленье.

                      Несчастью верная сестра

                      Надежда в мрачном подземелье

                      Разбудит бодрость и веселье

                      Придет желанная пора:

                      Любовь и дружество до вас

                      Дойдут сквозь мрачные затворы

                      Как в ваши каторжные норы

                      Доходит мой свободный глас.

                      Оковы тяжкие падут

                      Темницы рухнут- и свобода

                      Все примет радостно у входа

                      И братья меч вам отдадут.

Ведущий: Творчество  Пушкина в 1830 году достигло расцвета. Этот период вошел в  

                        историю под названием «Болдинская осень». Поэт пробыл в имении

                        Болдино 3 месяца. Следуя в Болдинскую ссылку, А.С.Пушкин, проезжает

                        по Владимирскому краю. Ехал поэт почти не останавливаясь в пути и лишь

                        меняя лошадей на станциях. Маршрут его был таким: Покров, Владимир,

                        Бараки, город Судогда, село Мошок, Драчево, город Муром. Впервые

                        проезжая Муром, Пушкин с особым интересом разглядывал церкви, улицы

                        и строения древнего города. Ведь именно с этим городом была связана

                        судьба его деда, бабушки и его матери. И вот, оказавшись в этом городе, мог

                        ли не вспомнить Пушкин об этом? А Муром ? Муромские леса? Они вошли

                        в произведения поэта.

6 ученик: Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

                      Последние листы с нагих своих ветвей;

                      Дохнул осенний хлад – дорога промерзает

                      Журча еще бежит за мельницей ручей.

                      Но пруд уже застыл, сосед мой поспешает

                      В отъезжие поля с охотою своей

                      И страждут озими от бешеной забавы

                      И будит лай собак уснувшие дубравы…

Ведущий: В Болдинской ссылке Пушкин создает пять прозаических произведений под

                        общим названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина».В этом

                        же году был закончен роман в стихах «Евгений Онегин».Работа над этим

                        произведением продолжалась около 8 лет. Стихотворением Давида

                        Кугульдинова мы заканчиваем наш классный час о жизни и творчестве

                        замечательного русского поэта А.С.Пушкина.

7 ученик: Да, он поэт, велик и потому

                      Что высшей совести и страсти дельной

                      Был верен неизменно, безраздельно

                      И это не перечило уму

                      Что он, премудрый, взрывчат был, как порох,

                      Вот почему тебе и мне он дорог,

                      Он пал в борьбе с тупой, жестокой силой.

                      И смерть его – поверь! – прошла не зря

                      Она для нас навек соединила

                      Чеканный ямб с бесстрашьем бунтаря –

                      Затем, что слиты и друг в друга впеты

                      Стихи поэта и судьба поэта.

МКОУ «Гавриловская средняя общеобразовательная школа»

                                 Классный час

              « А.С.Пушкин и Владимирский час»

                   

                       

                     

                 

                                                                                    Составила и провела

                                                                Пуганова Л.С.

                                    2011-2012 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Суворов и Владимирский край.

Можно использовать как внеклассное мероприятие....

Бакшеево - уголок владимирского края.

Презентания "Моя малая родина"....

Проект "Птицы владимирского края"

Проектная деятельность "Птицы Владимирского края" (внеурочная деятельность)...

"Каменная летопись Владимирского края" - внеурочное занятие. Учитель Громова Татьяна Викторовна МБОУ СОШ №6 г. Киржач Владимирской области.

На внеурочном занятиии по теме "Каменное зодчество Владимирского края" обобщаются знания учащихся о храмах города Владимира, формируются представление о православном храме, его значении в жи...

Классный час "Символика Владимирского края"

Материал,посвященный символике родного края (Владимирская область)...

История Владимирского края

Презентация про Владимирскую область для окружающего мира....