Главные вкладки

    Интегрированный урок литературного чтения и музыки по произведению Юнны Мориц «Маленький скрипач" в 3 классе.
    план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

    Лепилина Надежда Константиновна

    Интегрированный урок литературного чтения и музыки по произведению Юнны Мориц «Маленький скрипач" в 3 классе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_malenkiy_skripach_novoe.docx29.51 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока : «Интегрированный урок литературного чтения и музыки по произведению Юнны Мориц «Маленький скрипач».

    Цель:

    -   познакомить  с немецкой народной балладой «Маленький скрипач»;

    Задачи:

    -   учить высказывать свои переживания;

    -   читать стихотворение по ролям;

    -    развивать познавательный интерес, музыкальный и эстетический вкус.

    -Воспитывать интерес к литературе.

    Оборудование урока:

    - Э.Э.Кац «Литературное чтение» изд. «Астрель» М. 2006;  

    - «Литературное чтение» (рабочая тетрадь № 1) Э.Э. Кац, изд. «Астрель», М. 2010;

     - портреты  поэтессы  Ю.Мориц,  композитора А.Вивальди

    - выставка книг  Ю.Мориц;

    - DVD -  проигрыватель;

    - CD – диски.    

    VIII.Ход урока:

    Этапы, учебные задачи и содержание урока

    Речь и деятельность учителя

    Речь и деятельность учащихся (в том числе возможные варианты ответов).

    1. Организационный.

    - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Надежда Константиновна. Сегодня я проведу у вас необычный урок . Проверьте вашу готовность к уроку.

    (дети встают, приветствуют учителя, проверяют все ли у них лежит на партах)

    2. Проверка выполнения домашнего задания.

    - Что вам было задано на дом?

    -Все справились с заданием? У кого возникли трудности при выполнении?

    - Кто хочет рассказать понравившийся отрывок из произведения Ю.Мориц «Песенка про сказку»?

    - А теперь ответьте на вопрос: «Кто какие сказки знает, в которых «добрый злого победил»?

    - А в каких сказках «добрый злого стать хорошим убедил»?

    - Молодцы! Домашняя работа выполнена Вами очень хорошо.

    - Так как бы вы ответили на вопрос: «Что может сказка»?

    - Выучить понравившийся отрывок из произведения Юнны Мориц «Песенка про сказку»,  или любимое стихотворение Ю.Мориц;  задание №3 в учебнике на стр. 89; задания в рабочей тетради № 1, 2 3.

    - Дети рассказывают понравившийся отрывок из стихотворения «Песенка про сказку»

    - Рассказывают также стихотворения Ю. Мориц: «Гуляли у реки… », «Хорошо быть стариком…», «Чертик», «Большой секрет для маленькой компании».

    - В русской народной сказке «Морозко»: добрая, красивая  рукодельница Настенька победила злых и завистливых мачеху и Марфушку;

    - в сказке Гофмана «Щелкунчик» главный героиня - нежная девочка с отважным и любящим сердцем, сумела вернуть Щелкунчику его настоящий облик, победив Мышиного Короля;

    - в произведении  А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» золотая рыбка проучила жадную старуху и ее покорного старика – оставила их жить в ветхой землянке;

    - в литовской сказке «Жаба-королева» добро восторжествовало над злом: младший сын сел на трон;

    - я хочу вспомнить сказку Одоевского «Мороз Иванович». Там  правильно Мороз Иванович одарил Рукодельницу и наказал Ленивицу;

    - в сказке «Хаврошечка» трудолюбивая девушка победила злых сестер и мачеху: ее взял в жены добрый молодец.

    --  в русской народной сказке «Каша из топора» солдат победил жадность старухи, заставил себя вкусно накормить;

    - в сказке В. Катаева «Дудочка и кувшинчик» старичок-лесовичок убедил девочку, что надо трудиться, а не лениться;

    - в «Сказке о царе Салтане» все-таки заставили ткачиху, повариху и Бабариху повиниться и исправиться.

    - несмотря на то, что в сказке отсутствуют прямо выраженные нравоучения, всякая сказка способна учить думать и правильно поступать.

    3. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.

    - Сегодня мы поговорим об еще одном жанре русского народного творчества – о балладе.

    (Выставляется карточка с определением слова: Баллада - это стихотворение, в котором  рассказывается о чем-то сказочном и фантастическом.).

    - Мы познакомимся с немецкой народной балладой «Маленький скрипач».

    Но прежде, проведем словарную разминку. Будьте внимательными, т.к. эта работа поможет вам правильно выполнить домашнюю работу и быть активными на уроке.

    - Работать будем с синонимами. Напомните, пожалуйста, что такое «синоним»?

    - Подберите синонимы к словам:

    «фантазировать»-

    «щадить» -

    Следующее задание такое: надо постараться объяснить смысл следующих словосочетаний:

    «хлебнуть воды»-

    «хлебнуть горя»-

    «хлебнуть страху»-

    «поднялся ветер»-

    «поднялся плач» -

    «поднялся со стула» -

    Дети  внимательно слушают учителя.

    - синонимы – это близкие по значению, по смыслу слова;

    - придумывать, сочинять;

    - жалеть, беречь, миловать, пощадить;

    - напиться, утолить жажду;

    - испытать, натерпеться;

    - испугаться;

    - стало ветрено;

    - заплакал кто-то;

    - встал.

    4. Физминутка

    Раз – на цыпочки подняться.

    Надо всем, друзья, размяться.

    2 – нагнуться до земли.

    И не раз, а раза три.

    3 – руками помахали.

    Наши рученьки устали.

    На 4 – руки в боки

    Дружно делаем поскоки.

    5 – присели раза два,

    6 – за парты сесть пора.

    (дети выполняют физкультминутку)

    5. Усвоение новых знаний: формирование у учащихся конкретных представлений об изучаемых фактах, понятиях, явлениях, их сущности и взаимосвязях

    - Сегодня мы познакомимся с немецкой балладой «Маленький скрипач». Послушайте её.

    (Учитель читает балладу).

    - Что вы почувствовали, о чем думали, когда слушали балладу?

    - Давайте попробуем прочитать балладу. (Чтение баллады) Слушая балладу, попытайтесь ответить на вопрос «Каким был маленький скрипач?»

    - Как вы понимаете слова «Играл я задушевно»?

    - Значит, игра маленького скрипача была очень сердечной, задушевной, т.е. тронула сердца людей?!

    - Кто из вас слушал, как звучит скрипка или был на концерте скрипичной музыки?

    - А теперь закроем глаза и послушаем музыку Антонио Вивальди из цикла «Времена года»  - «Осень».

    - Вам понравилась музыка?

    - Какие чувства вы испытали, слушая музыку?

    - Какое настроение вызвала у вас музыка?

    - Каким цветом вы бы нарисовали музыку?

    - Мне баллада понравилась. Это маленькая сказка, где добрая музыка победила зло;

    - у этой баллады – сказочный сюжет. Можно сочинить сказку;

    - я очень переживала за маленького скрипача, ведь он мог умереть.

    (дети читают стихотворение)

    - Он очень любил музыку и он был скромным человеком, не хотел заходить к королеве:

    - Он был честным человеком, не хотел нарушать приказ короля – не заходить к королеве;

    - Он был мужественным, не просил пощады, а просто попросил сыграть напоследок…

    - он играл искренно, сердечно, вложил в игру на скрипке свое душевное тепло;

    - мне нравится гитара;

    - а я люблю игру на барабанах;

    - я слушала по радио один раз концерт скрипичной музыки. Мне понравилась эта музыка.

    (дети слушают музыку).

    - да, понравилась.

    - музыка взволновала меня;

    - мне понравилась вторая часть музыки. Она очень протяжная, лирическая. Я чуть не заплакала.

    - Скрипка звучит очень трогательно, задушевно.

    - Спокойствие, мне стало грустно.

    - Синим, голубым, желты, оранжевым...

    5. Первичная проверка понимания учащимися нового материала и закрепление знаний.

    - Как бы вы ответили после прослушивания музыки на вопрос: «Так что же такое музыка»?

    - Что нового вы узнали сегодня на уроке?

    - Давайте прочитаем балладу по ролям.

    В произведении три главных действующих лица. Назовите их.

    - Как вы думаете, как надо читать слова короля?

    - А королевы?

    - А маленького скрипача?

    - Музыка – это искусство. Если художник при помощи красок передает свое настроение и чувства, то композитор делает это с помощью музыки;

    - Музыка может влиять на настроение, на здоровье человека;

    - Музыку надо выбирать, потому что есть веселая бодрая музыка, а есть музыка, которая содержит какую-то враждебность;

    - Что музыка способна творить чудеса!

    - Маленький скрипач, король, королева.

    - Громко, властно;

    - Достаточно громко, тоже властно (ведь она тоже привыкла приказывать) и еще капризно;

    - Спокойно и уверенно.

    6. Систематизация и обобщение знаний. 

    - Так что же такое баллада?

    - Кто сможет ответить на вопрос: «Почему король не казнил маленького скрипача?»

    - Давайте прочитаем балладу по ролям.

    (Чтение стихотворения по ролям).

    - Баллада – это стихотворение, в котором рассказывается о чем-то сказочном и фантастическом.

    - Его тронула его музыка. И народ бы не простил ему этого.

    Дети читают произведение по ролям.

    7. Подведение итогов.

    -- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

    - У кого возникло желание еще раз послушать скрипичный концерт?

    - Может быть, кто-то захотел учиться играть на скрипке?

    -  Мы познакомились с новым понятием – баллада, с новым произведением, слушали прекрасную музыку, подумали над тем, как музыка влияет на человека.

    8. Информация о домашнем задании.

    - Задание на дом: по выбору: задание № 5 в учебнике на стр.91; Задание №1 в рабочей тетради № 1.

    - Ответить письменно на вопрос: «Что может музыка?»

    - Откройте учебники и рабочие тетради. Посмотрите, все ли понятно?

    (дети смотрят задание на дом и задают вопросы)

    9. Завершение урока.

    - Вы сегодня очень хорошо работали! Работу следующих учеников (…..) я оценила на «отлично».

    Поднимите, пожалуйста, красные флажки, кому урок очень понравился; синие флажки те ученики, кому урок показался неинтересным.

    - Приготовьтесь, пожалуйста, к следующему уроку. Идите на перемену.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок литературного чтения и музыки по теме: "Герои русских былин в литературных и музыкальных произведениях".

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3738910","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"473","style":"width: 48px; height: 47px;","width":"480"}}]]Интегрированный урок литер...

    Интегрированный урок литературного чтения и музыки по теме "РНП "Буренушка" 2 класс

    Интегрированный урок литературного чтения и музыки по теме: «У истоков русской детской литературы и музыки. «Русская народная песня «Бурёнушка» является заключительным в изучении раздела «О наших друз...

    Интегрированный урок литературного чтения "Тема "Одиночество в произведении М. Ю. Лермонтова «На севере диком».

    Чтобы формировалась более высокая степень понимания произведения, я провела интегрированный урок, на котором показаала, как средствами разных видов искусства: поэзии, музыки и живописи раскрыта тема о...

    Интегрированный урок литературного чтения и музыки в 4 классе начальной школы.

    Тема: любовь и доброта сделают мир прекрасным ( на основе слушания балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского и сказки Э. –Т. –А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»).Уче...

    Интегрированный урок литературного чтения и музыки на тему "Произведения о животных В. В. Бианки « Еж - спаситель» ( 2 класс).

    Интегрированный урок литературного чтения и музыки во 2 классе. Цели: продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки. Способствовать воспитанию любви к природе. Воспитание любви к при...

    Интегрированный урок литературного чтения и музыки «Образ осени в поэзии А.С. Пушкина, музыке, живописи»

    Интегрированный урок литературного чтения и музыки «Образ осени в поэзии А.С. Пушкина, музыке, живописи»...

    Открытый интегрированный урок (литературное чтение, ИЗО, музыка, технология) в 3 классе. Урок-биенале «Устное сочинение по картине И. Шишкина «Зима в лесу».

    Открытый интегрированный урок (литературное чтение, ИЗО, музыка, технология) в 3 классе. Урок-биенале «Устное сочинение по картине И. Шишкина «Зима в лесу»....