Открытый урок литературного слушания по произведению Е.Ильиной "Чик-чик ножницами".
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Черентаева Людмила Ивановна

                               Автор: Черентаева Людмила Ивановна

                             Москва, Зеленоград, ГБОУ СОШ №853

                 Открытый урок литературного слушания в 1-ом классе

                      по произведению Е.Ильиной «Чик-чик ножницами»

                        ( по программе «Начальная школа XXI века»)

 

Тема урока: Е.Ильина «Чик-чик ножницами»

Цели деятельности педагога:

-  осознанного восприятия литературного произведения;

-  формирования умения работать с текстом;

-  развития умения выразительно читать;

-  обучения работы в команде, воспитания чувства взаимопомощи и дружеского отношения друг к другу;

-  воспитания уважения к труду и формирования желания любую работу выполнять хорошо.

Планируемые результаты (УУД):

Личностные:  воспринимают речь учителя  (одноклассников) непосредственно не обращённую к учащемуся,  выражают положительное отношение к процессу познания; умеют проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Метапредметные:

- Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу, адекватно воспринимают оценку товарищей и учителя, планируют свои действия.

- Познавательные:  высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, понимают смысл читаемого произведения.

- Коммуникативные: воспринимают текст с учётом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для её решения; развивают умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить сотрудничество со сверстниками

Предметные:

- Научатся осознанно воспринимать, читать вслух произведения разных жанров (рассказы, пословицы) и отвечать на вопросы по содержанию, правильно называть произведение, моделировать обложку книги (указывать фамилию автора, заглавие, жанр, тему), использовать в речи литературоведческие понятия.
 

 

1. Организационный момент.

- Сегодня мы работаем в группах.  На собственном опыте вы убедились, что для успешной работы надо выполнять определённые правила. Давайте их повторим.                                           (Правила на доске)

УМЕТЬ СЛУШАТЬ!

УМЕТЬ ДОГОВАРИВАТЬСЯ!
БЫТЬ ТЕРПИМЫМИ!
НЕ ССОРИТЬСЯ!


- Работая на уроке, нам предстоит разобраться  с понятиями, которые написаны  на доске.

Будьте внимательными и доброжелательными.

Давайте вспомним: «С малой удачи начинается большой успех».

- Пожелайте друг другу удачи.

 

2. Постановка учебной задачи.

- К теме нашего урока прямое отношение имеет вот этот предмет.

(Показать ножницы на картинке или предмет.)

- Что вы об этом думаете?

- Откройте хрестоматию  с.117. Прочитайте про  себя заголовок.

- Почему многие из вас улыбнулись?

- Хочется ли вам узнать, о чём говорится в этом произведении?

- Что для этого надо сделать?                

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_slyshaniya_1_klass.docx28.77 КБ

Предварительный просмотр:

                               Автор: Черентаева Людмила Ивановна

                             Москва, Зеленоград, ГБОУ СОШ №853

                 Открытый урок литературного слушания в 1-ом классе

                      по произведению Е.Ильиной «Чик-чик ножницами»

                        ( по программе «Начальная школа XXI века»)

Тема урока: Е.Ильина «Чик-чик ножницами»

Цели деятельности педагога: 

-  осознанного восприятия литературного произведения;

-  формирования умения работать с текстом;

-  развития умения выразительно читать;

-  обучения работы в команде, воспитания чувства взаимопомощи и дружеского отношения друг к другу;

-  воспитания уважения к труду и формирования желания любую работу выполнять хорошо.

Планируемые результаты (УУД):

Личностные:  воспринимают речь учителя  (одноклассников) непосредственно не обращённую к учащемуся,  выражают положительное отношение к процессу познания; умеют проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Метапредметные:

- Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу, адекватно воспринимают оценку товарищей и учителя, планируют свои действия.

- Познавательные:  высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, понимают смысл читаемого произведения.

- Коммуникативные: воспринимают текст с учётом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для её решения; развивают умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить сотрудничество со сверстниками

Предметные:

- Научатся осознанно воспринимать, читать вслух произведения разных жанров (рассказы, пословицы) и отвечать на вопросы по содержанию, правильно называть произведение, моделировать обложку книги (указывать фамилию автора, заглавие, жанр, тему), использовать в речи литературоведческие понятия.

1. Организационный момент.

- Сегодня мы работаем в группах.  На собственном опыте вы убедились, что для успешной работы надо выполнять определённые правила. Давайте их повторим.                                        (Правила на доске)

УМЕТЬ СЛУШАТЬ!

УМЕТЬ ДОГОВАРИВАТЬСЯ!
БЫТЬ ТЕРПИМЫМИ!
НЕ ССОРИТЬСЯ!


- Работая на уроке, нам предстоит разобраться  с понятиями, которые написаны  на доске.

Будьте внимательными и доброжелательными.

Давайте вспомним: «С малой удачи начинается большой успех».

- Пожелайте друг другу удачи.

2. Постановка учебной задачи.

- К теме нашего урока прямое отношение имеет вот этот предмет.

(Показать ножницы на картинке или предмет.)

- Что вы об этом думаете?

- Откройте хрестоматию  с.117. Прочитайте про  себя заголовок.

- Почему многие из вас улыбнулись?

- Хочется ли вам узнать, о чём говорится в этом произведении?

- Что для этого надо сделать?                

                                                                                       

- КАКУЮ УЧЕБНУЮ ЗАДАЧУ ПОСТАВИМ?

(Познакомиться с новым произведением)

3. Словарная работа.

В тексте нам  встретятся слова, которые кому-то могут быть непонятны.

Давайте посмотрим.

(Каждая группа читает по одному слову.

Слова на доске без пояснения.)

Чепчик – детский головной убор, закрывающий волосы и завязывающийся под подбородком.        

Напёрсток – металлический колпачок,  надеваемый на палец при шитье для предохранения от укола иголкой.

Лоскуток – остатки в текстильном и швейном производстве.

Кушачок  (кушак) - пояс, обычно широкий, матерчатый.

Комод – низкий шкаф с выдвижными ящиками.

- Значение какого слова надо объяснить?

4. Слушание произведения.

- А теперь давайте все вместе прочитаем заголовок.

(Читаем хором: «Чик-чик ножницами»)

- Как вы думаете, это произведение весёлое, грустное, смешное, серьёзное?

- Если кому-то знакомо содержание - будете моими помощниками.

Слушайте.                                                                 (Учитель читает текст.)

5.Физкультминутка.

6. «Открытие нового знания» (работа в группах).

- Было ли вам интересно?

- Начинаем работу. Каждая группа получает задание.  Возьмите листы.

Читайте, определяйте последовательность  выполнения работы.

 Если возникнут затруднения, обращайтесь за помощью.

Знайте, что я рядом с вами.

 Помните, что по окончанию  каждая группа должна выделить 1-2 человек, которые смогут обобщить  результаты работы.

Приступайте к выполнению заданий.

       

1 группа (пара)

Чтение по ролям отрывка (разговор бабушки с внучкой).

Хрестоматия с.117

2 группа

Составление схематического плана: наклеить рисунки в той последовательности, в которой менялось решение девочки: что же она хочет сшить.

(У детей на столах рисунки платья, передника, трусов, чепчика, платочка.)

3 группа

Разгадать кроссворд «Что хотела сшить внучка?»

Задание №2  в рабочей тетради  с. 39.

Ответы вписать в клеточки на большом листе.

4 группа

Выразительное чтение отрывка

Хрестоматия с.117

5 группа

Характеристика героев. (Выбрать слова, которые подходят героям. Соединить стрелочками.  Можно дописать свои слова.)

добрая

умелая

нетерпеливая

бабушка                                                                                            внучка                                                                  торопливая                                                                  

доброжелательная

умная

непослушная

6 группа

Собрать рассыпанные пословицы. (Из текста.)

Хрестоматия с.117, 119

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Где нет терпения, нет и умения.

Собранные пословицы наклеить на листе.

7.Работа с текстом. Проверка самостоятельной работы.

Давайте обобщим результаты вашей работы.

Погружаемся в произведение. Будьте готовы придти на помощь тем, у кого возникли затруднения.

1) Послушаем, с чего всё начиналось.

1 группа, чтение по ролям

2) Вторая и третья группы определяли, что хотела сшить девочка. Посмотрим, совпали ли у них результаты.

2 и 3 группы помещают на доске разгаданный кроссворд

и схематический план в рисунках. Читают, сравнивают.

3) Выразительное чтение предполагает правильное прочтение слов, постановку ударения, интонацию перечисления и конца предложения.

Давайте вместе поможем ребятам  из 4 группы прочитать выразительно. Правильно ставьте ударение.  (На интерактивной доске появляется слайд №1)

НА ПЛАТЬЕ  - УЗКА

НА ПЕРЕДНИК – ШИРОКА

НА ТРУСИКИ – ТОНКА

НА  ПЛАТОЧКИ - ВЕЛИКА

(Читает весь класс.)

Выразительное чтение 4 группы.

4) Давайте посмотрим, как ребята из 5 группы  охарактеризовали героев.

(На доске прикрепляется лист с выполненным заданием.)

- Знала ли бабушка, что внучка не сможет сшить платье?

- Откуда?                                      (Была умной, опытной.)

5) Попросим ребят показать  пословицы, которые у них получились из рассыпанных слов.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

 Где нет терпения, нет и умения.

Какую народную мудрость знала бабушка? (2 пословица)

Какой совет вы могли бы дать девочке? (1 пословица)

(На интерактивной доске появляется слайд №2 с пословицами).

8.Физкультминутка.

9.  Моделирование обложки. Составление книжки-самоделки.

(коллективная работа)

- Возьмите лист, подготовьтесь к моделированию.

- Вспомните, с каким по жанру произведением вы сегодня познакомились?

(С рассказом.)

- Как это показать на модели обложки?

(Нарисовать прямоугольник.)

- О ком этот рассказ? Покажите тему на обложке.

(О детях, о людях. Цвет жёлтый)

- Напишите заголовок.

(Чик-чик ножницами.)

Кто написал это произведение?

Напишите:       Е. Ильина.

Сравните с моделью на доске.

Собрать листочки и вложить в заранее подготовленную

обложку книги с фамилией автора, заголовком, рисунком.

10. Итог урока.

Вот  такая книжечка-самоделка  у нас получилась.

Назовите полностью это произведение. (Автор +заголовок)

Для чего автор нам рассказал эту историю?

 Какова основная мысль этого рассказа?

(Не спешить что-то делать, сначала надо всё обдумать.)

Можно ли это применить в жизни?

А на сегодняшнем уроке вы при самостоятельной работе вы следовали совету бабушки?

(Не торопились, не сразу  писали и клеили.

 Сначала думали, советовались.)

Понравился ли вам рассказ?

Мы не первый раз встречаемся на уроках с произведением  Елены Ильиной. Вспомните: «Шум и……. шумок».

 (На интерактивной доске появляется слайд №3 - обложка книги «Шум и шумок»)

 Давайте поближе  познакомимся с автором.

(Слайд №4 - об авторе)

Хочу вам показать одну из любимых книг моего детства «Четвёртая высота».

Когда вам будет лет 9-10,  я очень советую эту книгу о героической Гуле Королёвой прочитать. Не  пожалеете.

(Показать книгу или обложку книги на слайде.)

(Слайд №5 - обложка книги «Четвёртая высота»)

11. Рефлексия  учебной деятельности.

Какую задачу мы перед собой ставили?

(Познакомиться с новым произведением.)

Выполнили мы её?

Определите своё отношение  к уроку.

(Группы выходят по очереди к доске, и каждый ребёнок помещает

на магнитной доске цветочек  на строке напротив слов,

которые соответствуют  его отношению к уроку.)

Мне  очень понравилось

Мне было интересно

Я узнал(а) новое

Мне не понравилось

Мне было скучно



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок литературного чтения по произведению А.П. Платонова "Цветок на земле". 3 класс.

Открытый урок по литературному чтению по произведению А.П. Платонова «Цветок на земле». Цель урока: способствовать становлению, развитию и воспитанию ребенка путем раскрытия его личностных ...

Конспект урока литературного слушания в 1 классе по произведению Е.Чарушина "Волчишко"

Вашему вниманию предлагается конспект урока литературного слушания в 1 классе по произведению Е.Чарушина "Волчишко"...

Презентация к уроку литературного слушания по теме Е. Ильина. Чик-чик ножницами. УМК "Начальная школа 21 века"

Цели деятельности педагога:-  осознанное восприятие литературного произведения;-  формирование умения работать с текстом;-  развитие умения выразительно читать;-  обучение работе в...

Урок литературного чтения по произведению Н.Н. Носова "На горке" ( с презентацией). Тип урока: урок открытия новых знаний (технология смыслового чтения).

Цель моего урока:  познакомить ребят с новым литературным  произведением, используя приёмы смыслового чтения. Смысловое  чтение – это такое качество чтения, при котором достигаетс...

Конспект открытого урока литературного чтения . 3 класс.Тема: "Тема добра в произведении К.Г.Паустовского "Растрепанный воробей" (2 урок)

Цель урока:создать условия для формирования умения осмысленногочтения литературных произведений на примере произведения К.Г.Паустовского и понимания поступков героев. Через весь урок красной нитью про...

Открытый урок литературного чтения по произведению В. Осеевой "Почему?"

Цель: формирование правильной читательской деятельности через  знакомство с рассказом В.Осеевой “Почему?”Задачи: -познакомить детей с произведением В.Осеевой «Почему»...