Урок литературного чтения во 2-м классе УМК "Начальная школа XXI века" по теме "Э.Шим "Всем вам крышка".
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Семко Людмила Александровна

План-конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План-конспект урока31.22 КБ

Предварительный просмотр:

Эдуард Шим «Всем вам крышка»
Литературное чтение 2 класс. УМК «Начальная школа XXI века».

Ведущие задачи урока:

познакомить учащихся с новым понятием жанра - познавательная сказка;

помочь в освоении позиции читателя – исследователя;

формировать умения исследовать внутренний мир героя и автора.

Цель урока. Помочь детям открывать “тайны неизвестного” через чтение произведений художественной литературы.

  1. развивающий аспект: развивать речь учащихся; умение анализировать текст, выделять главное и существенное, сравнивать и делать обобщения
  2. воспитательный аспект: воспитывать интерес к родной природе; вызывать интерес у школьника к содержанию произведения и развивающимся в тексте событиям
  3. познавательный аспект: формировать общеучебные умения осознанного, правильного и выразительного чтения

Тип урока: проблемный

Оборудование: интерактивная доска, проектор (презентация), учебник "Литературное чтение" 1 часть, автор Л. А. Ефросинина, раздаточный материал: снежинки из бумаги.

Содержание урока:

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

I. Организационный момент. 

-Ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте своей улыбкой успехов друг другу и хорошего настроения.

II. Речевая разминка

На уроках чтения мы учимся не только правильно читать, но и чётко, грамотно говорить. А для этого вы должны управлять своим дыханием, т.е. правильно дышать

1. -Представьте, что

Странная звёздочка с неба упала
Вам на ладошку легла, не растаяла.

-Поймали её? А теперь полюбуйтесь её красотой. Вам очень захотелось отпустить её на волю. Наберите полные лёгкие воздуха и сдуньте снежинку с руки! (Повторите 3 раза)

2.-Обратите внимание на доску.

-На доске записано одно и то же предложение, но в каждом предложении одно слово выделено ярким цветом. Ваша задача произнести чётко за мной предложение, каждый раз делая ударение на выделенном слове.(см. оформление на доске)

Падают с неба снежинки.

Падают с неба снежинки.

Падают с неба снежинки.

II. Мотивация. (создание эмоционального фона урока).

1 слайд: на экране зимняя картина и стихотворение.

Учитель выразительно читает стихотворение.

-Ночью ветер волком выл
И по крыше палкой бил
Утром глянули в окно,
Там - волшебное кино:
Раскатала белый холст,
Набросала белых звёзд.
И папахи на дома
Нахлобучила зима.
В. Фетисов.

- Почему зимнее время года называют волшебным?

Предварительная работа: на предыдущих уроках составлялись красивые предложения о зиме.

- Такому волшебному времени года посвящены художественные произведения, с которыми мы знакомились на уроках литературного чтения.

III. Актуализация знаний.

- Что было задано на дом?

IV. Знакомство с новым произведением.

2 слайд: портрет писателя Э. Шима и обложки его книг.

- Приготовьте учебник “Литературное чтение”, откройте на стр.134

Если трудный вопрос
Для тебя не проблема,
Если ты изыскатель
И рвёшься вперёд,
Встреча с новым писателем
Ждёт непременно,
Радость новых открытий
Урок принесёт.

- Назовите фамилию автора, с произведением которого мы сегодня познакомимся. (Эдуард Шим)

- Как называется произведение? (“Всем вам крышка”)

- Слышали ли вы когда – нибудь такое выражение? Когда так говорят?

- О чём может быть содержание этого произведения?

- Выскажите своё мнение.

3 слайд: фамилия автора и название произведения.

Словарная работа.

V. Постановка проблемы.

Учитель читает самое начало:

"Шёл Морозко первый раз по лесу…"

-Ребята, кто такой Морозко?

-В каких произведениях встречается?

-Каким он обычно бывает в сказках?

- Морозко молод или стар? Почему так решили?

-Слушайте дальше.

Учитель читает 1 и 2 абзац текста до слов: "рассердился".

-Ребята, Морозко всегда такой весёлый, добрый, справедливый.

-А здесь он какой?

-Да ещё обещает: "Всем вам крышка!".

- А как вы, ребята, думаете, кому мог грозить Морозко?

- А что ещё можно предположить?

-На какой вопрос нам надо найти ответ?

5 слайд: проблемный вопрос

Кому Морозко грозит?

VI. Проверка гипотезы.

-Как мы поступим, чтобы найти ответ на этот вопрос?

Наша задача на уроке - научиться и стать ЧИТАТЕЛЕМ-ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ, а поэтому мы должны быть внимательными и наблюдательными.

6 слайд:

Кому Морозко грозит?

План.

Читать.

Наблюдать.

Рассуждать.

Вывод.

- План наших действий наметили?

-Вы, помните, почему Морозко рассердился?

-Найдите ответ в тексте.

- С этого всё и началось.

Ставится карточка с названием части сюжета.

- Зачем Морозко начал рукавицами друг о дружку похлопывать?

- Для чего?

-Дочитаем 1 часть до конца и узнаем, какое необычное происшествие случилось.

-Что же произошло?

- Как поступил Морозко?

-Каким вам представляется вам Морозко?

-Хотите узнать, что ещё сделал Морозко?

-Понравились ли вам поступки Морозко?

Дополняется схема.

Физминутка.

Не боимся мы пороши -

Ловим снег хлопком в ладоши

Руки в стороны, по швам!

Снега хватит нам и вам!

Мы шагаем по сугробам.

По сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу

Проложи себе дорогу.

Учитель читает самое начало 3 главы:

"Похваляется Морозко, идёт по лесу, ледком похрустывает, по деревьям постукивает.

-Я один тут властелин!

- Ребята, как, вы, думаете, удалось ли Морозко расправиться с жителями водоёмов?

Учитель читает следующее предложение: "И невдомёк Морозке, что все водяные жители живы-здоровы остались."

Схема дополняется.

- Кто из вас был прав?

-Как, вы, думаете, удалось ли спастись водяным жителям?

-Давайте проверим ваши версии.

-Чем всё закончилось?

VII. Выражение решения.

- Нашли ли мы ответ на наш главный вопрос?

- На кого же рассердился Морозко?

- А теперь, я, хочу задать вам такой вопрос: "Что могло произойти, если бы болота и озёра не замерзали?"

- Так ли неправильно поступил Морозко?

- Так какими мыслями хотел поделиться с вами Э. Шим?

- Э. Шим в занимательной форме рассказал детям о таком явлении природы как замерзание водоёмов. Всё в природе продумано, никто не погибнет зимой. Водоёмы не промерзают до самого дна. Под толщей льда жители водоёмов спокойно переживают зиму.

- В произведении Э. Шима Морозко- юмористический персонаж , а совсем не жестокий и безжалостный. А сердитый он был, потому что слякотно и сыро кругом.

- Так какая же тема урока была сегодня?

- К какому жанру относится это произведение?

- На сколько частей разделена сказка?

- А теперь, я, хочу проверить, как вы запомнили сюжет сказки.

VIII. Реализация продукта.

- Какая группа лучше справилась с заданием?

- Почему им это удалось?

- Интересно было читать такое произведение?

- Хотите услышать его ещё раз?

Повторное выразительное чтение учителем.

- А теперь давайте смоделируем обложку нашей сказки.

IX. Рефлексия.

- Выполнили ли мы план наших действий?

- Сумели ли проследить за развитием сюжета?

- Морозко приготовил вам сюрприз: снежинки. Если вы считаете, что работали на уроке без ошибок – возьмите голубую снежинку, если ошибки допускали немного – синюю, если работали слабо – белую.

X. Домашнее задание.

Прочитать сказку, приготовить пересказ любой части по плану.

XI. Работа в тетради (если останется время)

XII. Литературная викторина(если останется время)

Вы готовы проверить себя, свою память?

- Сейчас мы узнаем, кто самый внимательный читатель класса.

- Ваша задача: назвать жанр произведения, автора и из какого произведения взяты эти строчки. За правильный ответ Морозко дарит вам снежинку.

  1. “Позвал Дед Мороз своих детей и говорит: “ Скоро зима. Кто из вас лучше людям поможет? Дети пошли к людям”. (Рус. нар.сказка “Дети Деда Мороза” )
  1. “… Первый снег. Он лежит словно просто для красоты… Силён и спокоен январский снег. Тяжёлым , холодным одеялом накрывает он поля” ( рассказ автора Иванова “Каким бывает снег” )
  1. “…Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает. Деревья окружены снегом, ели повесили громадные тяжёлые лапы…” (Рассказ, автор Пришвин, “Деревья в лесу”)
  1. “… Однако старик принёс комочек снегу в избу, положил в горшочек, накрыл ветошкой и поставил на окошко. Взошло солнышко , пригрело горшочек, и снег стал таять…,пищит что-то в горшочке…,девочка, беленькая ,как снежок, и кругленькая, как комок…” (авторская сказка, Даль В.И., “ Девочка Снегурочка”)
  1. “Снежок порхает, кружится,
    На улице бело,
    И превратились лужицы
    В прозрачное стекло”. (Стихотворение автора Александрова “Зима”)

(По числу набранных снежинок  выявляется САМЫЙ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ в классе.)

XIII. Чтение по ролям (если останется время)

Учащиеся приветствуют гостей и занимают рабочие места.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

Ответы учащихся.

Учащиеся вспоминают составленные предложения о зиме.

От каждого ряда выбирается представитель, который читает стихотворение наизусть С. Есенин «Пороша» или З.Александрова «Снежок порхает, кружится…»

- Кого-то накажут, всем вам конец.

 Дети высказывают всевозможные варианты предположений

 

 

 По ходу чтения

 

-Мороз, Мороз Иванович, ДедМороз.

- В сказочных.

- Добрым, любит детей, весёлый, дарит всем подарки, украшает деревья, разрисовывает окна домов:

 

-Злой, сердитый.

Предположения детей: птицам, рыбам, животным, людям, весне, насекомым.

- Кому грозит Морозко?

-Должны сначала прочитать.

- Читая, будем наблюдать.

- Обязательно порассуждаем.

- В конце сделаем вывод.

 

 

-Наметили.

 

Читают 1 и 2 абзац про себя, ищут ответы и зачитывают.

 

Читают вслух 3 абзац (4 предложения)

- Пошёл воду запечатывать.

 Самостоятельно читают про себя.

- Морозко заморозил всех обитателей лужицы.

-Плохо, безжалостно, жестоко.

- Злой, сердитый, жестокий, безжалостный.

-Хотим.

Вторую главу читают 2 ученика вслух. Один про болото, другой - про озеро.

Ответы учащихся.

Высказывают своё мнение.

Дочитывают текст до конца.

-Все остались живы и ждут прихода весны.

-Нашли.

- На обитателей водоёмов: насекомых, земноводных, рыб.

- Все жители водоёмов замёрзли бы.

 

Ответы детей.

 

-Хотел рассказать, что всё в природе благоразумно. Хотел, чтобы все узнали как зимуют водяные жители.

- Э Шим "Всем вам крышка".

- К сказкам.

- На 3 части.

Краткий пересказ в группах: 1ряд – 1 часть, 2 ряд – 2 часть, 3 ряд – 3 часть.

- Внимательно читали, легко удавалось находить ответы на вопросы в тексте.

 

 

 

 Два ученика у доски.

 

 

 Ответы детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения во 2-3 классе малокомплектной школы

Папка содержит конспект урока литературного чтения во 2-3 классе малокомплектной школы, где 2 класс идет по программе "Школа России" ФГОС, а 3 класс по той же , но обычной программе.  Урок чтения...

Конспект урока литературного чтения во 2-3 классе малокомплектной школы

Папка содержит конспект урока литературного чтения во 2-3 классе малокомплектной школы, где 2 класс идет по программе "Школа России" ФГОС, а 3 класс по той же , но обычной программе.  Урок чтения...

открытый урок литературного чтения в 4-ом классе УМК"Школа России" С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Цель: продолжить работу над сказкой «Аленький цветочек»; отрабатывать навыки правильного осознанного чтения; давать характеристику героям сказки, учить анализировать сказку, работать с книгой; обогаща...

Урок литературного чтения в 4-м классе тувинской школы

Рассказ без названия по В. Бианки, учебник для 4 класса тувинской школы, авторы Бегзи Р.Р., Селиверстова Г.М., Манзанова Ф.Т....

Урок литературного чтения "Два Мороза" 2 класс "УМК Школа России"

«Два Мороза» русская народная сказка 2 класс...

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока литературного чтения "Разноцветные страницы" 2 класс, УМК "Школа России" + мультимедийная презентация)

Тема урока: «Разноцветные страницы»Цели деятельности учителя:расширять представление учащихся о жизненной мудрости с помощью пословиц;формировать навык качественного чтения скороговорок, ...

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока литературного чтения "Полезные ископаемые" 2 класс, УМК "Школа России" + мультимедийная презентация)

Тема урока: Ф. Тютчев «Весенние воды»Цели деятельности учителя:познакомить учащихся с произведениями русских писателей о весне;способствовать развитию навыка чтения стихотворения выразительно, передав...