Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме: "А.С.Пушкин "Няне", "Туча", "Осень".
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Шабашова Елена Александровна

Конспект урока литературного чтения по программе "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie.doc_2.10.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

 Литературное чтение. 4 класс Тема: А.С.Пушкин. Стихи «Няне». «Туча». «Осень».

Цели: продолжить ознакомление с творчеством А.С. Пушкина; учить понимать и правильно читать стихи поэта; прививать любовь к природе, к поэзии; развивать память, воображение речь.

Ход урока.

I. Организационный момент. II. Речевая разминка.  III. Изучение нового материала.

1. Вступительная беседа. Учитель читает отрывок из стихотворения А.С.Пушкина.

И шепотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы…

От ужаса не шелохнусь, бывало,

Едва дыша, прижмусь под одеяло,

Не чувствуя ни ног, ни головы.

- Кто из вас знает, помнит, откуда строки, которые я прочитала?

( Эти строки из стихотворения А.С. Пушкина «Сон» .)

- О ком рассказывает поэт? ( О няне. Он любил слушать бабушку и няню Арину Родионовну- самых близких его сердцу людей. Будущий поэт очень любил слушать страшные истории, хотя и очень боялся.) - Что вы помните об этом замечательном писателе? ( ответы детей)

2. Рассказ учителя об А.С.Пушкине. Пушкин! Имя этого величайшего русского поэта сопровождает нас все жизнь. Мы впервые слышим его в самом раннем детстве и, еще не умея читать, уже повторяем наизусть со слов старших: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.» мир пушкинских стихов, прозы, сказок о злой царице-мачехе, или скромной, доброй царевне, о смешном и доверчивом бесенке, обманутым ловким Балдой, или о царе Додоне, который в молодости обижал соседей и был в конце жизни за это наказан, живет с нами и позже в школьные годы.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей…

В творчестве Пушкина отразилась вся человеческая жизнь., со всеми ее радостями и страшными, удивительными и смешными событиями. И все это увлекает и волнует нас, как будто происходит на самом деле, сегодня. В самом деле, то , что пишет Пушкин, похоже на волшебство. Читая его, мы замечаем, что он пишет удивительно понятно- простыми словами, короткими, выразительными фразами. Язык его прозрачен, ясен, чист. Но за простыми словами- великая мудрость. Пушкина можно перечитывать много раз и каждый раз по-новому снова и снова радоваться, удивляться и повторять вслед за поэтом:

…И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу…

2. Чтение текста о детстве А.С.Пушкина на с. 66-67.- Прочитайте текст самостоятельно про себя.- Что вам непонятно? 4. Словарная работа.

-Что такое арка?( Дугообразное перекрытие проема в стене или пролета между двумя опорами, сооружение в виде больших ворот такой формы)- Что такое рампа?( Низкий барьер вдоль авансцены, закрывающий от зрителя осветительные приборы, направленные на сцену)- Как вы понимаете выражение «дышал стихами» ?

IV. Физкультминутка.

V. Чтение стихотворения «Няне» 1. Первичное чтение стихотворения самостоятельно.

- Прчитайте стихотворение самостоятельно. Подумайте, как его надо читать, с какой интонацией. Почему?- Вспомните как нужно правильно читать стихи, как я вас учила?( Нужно читать как для себя).

2. Чтение стихотворения вслух.-Прочитайте стихотворение, представив себя на месте автора.- Чтение вслух несколькими учащимися.- Чье чтение вам больше понравилось?

VI Чтение и анализ стихотворения «Туча».1. Чтение стихотворения учителем.2. Словарная работа.

- Как Пушкину удается показать, что пора ненастья миновала? -Какие слова он для этого выбирает?- Объясните значение слова «алчный». (Жадный, корыстолюбивый, страстно желающий чего-нибудь)- Подберите синоним к слову «унылый».( Грустный, печальный)- Подберите антоним к слову «ликующий». ( Унылый, тоскливый.)- Можно ли сказать, что поэт ведет воображаемый диалог с тучей? Объясните.

3. Выразительное чтение стихотворения.- Приготовьтесь читать выразительно это стихотворение .- Какое настроение автора вы выразите при чтении этого стихотворения?

VII Чтение и анализ стихотворения «Осень».1. . Чтение стихотворения учителем.2. Словарная работа.

- Объясните значение слов и выражений: «багрец», «прощальная краса», «пышное природы увяданье», «в их сенях ветра шум», «отдаленные седой зимы угрозы».

- Подберите синонимы к словам «багрец», «увядание».

- Подберите антонимы к словам «свежее» (дыхание), «седая» (зима).

3. Работа по вопросам учебника на с.70.

4. Выразительное чтение стихотворения.

VIII. Итог урока.

- Что вам запомнилось из биографии А.С. Пушкина?

-Какое стихотворение больше всего понравилось? Чем? Домашнее задание: выучить понравившееся стихотворение наизусть, по желанию можно иллюстрировать его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока «Литературное чтение» 4 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова Тема урока: Чудесные истины (по произведению Мориса Метерлинка «Синяя Птица»).

Наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей птицы. Это поможет обучающимся никнуть в суть многих прописных истин. открывая "неизвестное в известном".  С помощью это...

Учебно-методический комплекс к уроку литературного чтения, 2 класс. Тема: " А.С. Пушкин "Уж небо осенью дышало"

Цель деятельности учителя: Познакомить детей с содержанием отрывка из романа "Евгений Онегин", сделать его психологически близким и понятным, обратить внимание детей на особенности звучания стиха....

конспект урока литературное чтение 3 класс Урок проект

• умение планировать свою деятельность, работать по алгоритму;• умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта;• умение выстроить защитную речь....

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: «Б. Пастернак «Золотая осень», С. Клычков «Весна в лесу»» УМК Школа России"

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: «Б. Пастернак «Золотая осень», С. Клычков «Весна в лесу»»...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....