Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса ОС "Школа 2100"
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса ОС "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.doc | 504 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Развернутое тематическое планирование составлено на основе авторской учебной программы: Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Чтение и начальное литературное образование, 2004.
На изучение литературного чтения отводится 102 часа в учебный год (3 часа в неделю), в том числе:
– на проведение проверочных работ – 10 ч;
– написание сочинений – 12 ч;
– проведение уроков внеклассного чтения – 7 ч;
– проведение уроков – практикумов по развитию читательских умений – 4 ч;
– проверку техники чтения – 3 ч.
Цель уроков литературного чтения в начальной школе – научить детей читать художественную литературу, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя.
Задачи уроков литературного чтения:
- формирование техники чтения и приемов понимания текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
- введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, воспитание личности со свободным и независимым мышлением;
- приобщение детей к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текстов и ознакомление с отдельными литературными понятиями;
- развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей детей.
Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:
1. Бунеев, Р. Н. Литературное чтение. 3 класс. «В одном счастливом детстве» : учебник : в 2 ч. / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. – М. :Баласс, 2011.
2. Бунеев, Р. Н. Тетрадь по литературному чтению к учебнику «В одном счастливом детстве». 3 класс / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. – М. :Баласс, 2011.
Произведения, включенные в книгу для чтения в 3 классе, позволяют показать детям мир литературы во всем его многообразии. В 3 классе дети открывают для себя многие произведения, авторов, героев и читают произведения детской и «взрослой» литературы самых разнообразных жанров: рассказы, отрывки из повестей, сказки, лирические и сюжетные стихотворения, маленькие поэмы, пьесы-сказки. Произведения, включённые в учебник для 3-го кл., позволяют показать детям мир литературы во всём его многообразии: классику русской и зарубежной детской литературы, произведения русских писателей и поэтов XX в., доступные для детского чтения; современную детскую литературу.
Последовательность текстов и тем, в которые они объединены, связаны с жизнью «сквозных персонажей» – третьеклассницы Насти и её родителей. Настя вместе с папой читает учебник, размышляет, задаёт вопросы. И вместе с Настей читают и думают ученики.
При составлении учебника для 3-го класса в большей мере, чем во всех остальных, учитывался принцип актуализации тематики чтения. Тексты, которые читают дети, связаны с природным и историческим календарём. Логика системы чтения в целом, о которой шла речь выше, не позволила реализовать этот принцип одинаково последовательно во всех книгах, что, с нашей точки зрения, абсолютно оправданно.
Промежуточная и итоговая аттестация по литературному чтению осуществляется согласно Уставу образовательного учреждения и Положению об аттестации обучающихся начальной школы.
Содержание авторской учебной программы, не обязательное для изучения, в развернутом тематическом планировании внесено в раздел «Элементы дополнительного (необязательного) содержания».
Техника чтения.
Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.
Формирование приёмов понимания прочитанного.
Развитие умения работать с заглавием произведения.
Обучение прогнозированию содержания произведения на основе заглавия, иллюстрации, ключевых слов; самостоятельному придумыванию заглавий.
Развитие умений:
- выделять ключевые слова в тексте или в частях текста, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли;
- самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части; выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом;
- составлять простой план;
- сопоставлять структуру текста с планом, данным учителем или составленным учениками;
- самостоятельно составлять план рассказа о герое;
- отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
- самостоятельно формулировать вопросы к тексту, прогнозировать содержание по ходу чтения;
- использовать выборочное чтение для подтверждения какой – либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию.
Элементы литературоведческого анализа, эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного.
Развитие умения самостоятельно находить в стихотворном и прозаическом тексте слова и выражения, которые использует автор для описания или характеристики.
Обучение работе над образом литературного героя. Что и как рассказывает автор о герое:
- портрет;
- детали биографии;
- черты личности;
- речь героя как средство его характеристики;
- отношение автора к герою;
- собственное отношение к герою.
Развитие внимательного отношения к языку художественных произведений; высказывание своего отношения к написанному автором.
Практическое знакомство с литературоведческими понятиями.
- Рассказ. Расширение и углубление понятия о рассказе.
- Соотношение понятий «герой» - «рассказчик» - «автор».
- Повесть, её отличие от рассказа.
- Пьеса. Признаки драматического произведения.
- Сравнение, олицетворение, эпитет в художественном тексте.
Развитие устной и письменной речи.
Обучение:
- подробному и краткому пересказу текста по плану;
- выборочному пересказу текста;
- словесному рисованию картин к художественным текстам;
- составлению устных рассказов о героях произведений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи и самостоятельно составленного плана;
- составлению устных рассказов от имени одного из героев;
- составлению устных и письменных описаний – миниатюр.
Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений и небольших отрывков прозы с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, громкости речи и логического ударения.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, - стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
- понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
- этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД: | - самостоятельно формулировать тему и цели урока; - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. |
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД: | - вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; - пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; - извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); - пользоваться словарями, справочниками; - осуществлять анализ и синтез; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения; |
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД: | - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. - высказывать и обосновывать свою точку зрения; - слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - задавать вопросы. |
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
- самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
- самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
- делить текст на части, составлять простой план;
- самостоятельно формулировать главную мысль текста;
- находить в тексте материал для характеристики героя;
- подробно и выборочно пересказывать текст;
- составлять рассказ-характеристику героя;
- составлять устные и письменные описания;
- по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
- высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
- относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
- различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;
- видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Тематический план
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 3 класс( 3 часа в неделю. Всего 102 часа)
№ п/п | Название раздела, темы | Всего часов | Кол-во часов | Требования к результатам обучения по разделам | Форма контроля | |
теор. | прак. | |||||
Раздел I.Прощание с летом | 4 | 3 | 1 | Знать:
Уметь:
| ||
1.1 | Г. Сапгир «Нарисованное солнце». Ю. Ким «Светлый день» | 1 | 1 | |||
1.2 | В. Драгунский «Англичанин Павля» | 1 | 1 | |||
1.3 | Главы из повести Э.Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот» | 1 | 1 | |||
1.4 | Стихотворения К. Бальмонта «Капля» и Б.Заходера «Что красивее всего?». Обучающее сочинение «Каким мне запомнилось лето» | 1 | 1 | Текущий | ||
Раздел II.Летние приключения и путешествия | 15 | 13 | 2 | Знать:
Уметь:
| ||
2.1 | Ю. Ким «Отважный охотник» | 1 | 1 | |||
2.2 | Главы из повести С. Голицына «Сорок изыскателей») | 3 | 3 | |||
2.3 | Глава из повести И. Дика «В дебрях Кара-Бумбы» | 1 | 1 | |||
2.4 | Главы из повести М. Твена «Приключения Тома Сойера» | 2 | 2 | |||
2.5 | Внеклассное чтение по разделам 1-3 | 1 | 1 | |||
2.6 | Б. Емельянов «Игра» | 1 | 1 | |||
2.7 | К. Паустовский «Кот-ворюга» | 2 | 2 | |||
2.8 | К. Паустовский «Жильцы старого дома» | 2 | 2 | |||
2.9 | Проверочная работа по разделам «Прощание с летом» и «Летние путешествия и приключения» | 1 | 1 | Тематический | ||
2.10 | Обучающее сочинение «Мои летние приключения» | 1 | 1 | Текущий | ||
Раздел III.Природа летом | 7 | 5 | 2 | Знать:
| ||
3.1 | С. Есенин «С добрым утром», Б.Пастернак «За поворотом» | 1 | 1 | |||
3.2 | А.Чехов «Степь» фрагмент, М.Пришвин «Золотой луг» | 1 | 1 |
Уметь:
| ||
3.3 | Главы из повести А. Н. Толстого «Детство Никиты» | 2 | 2 | |||
3.4 | И. С. Тургенев «Голуби», И. А. Бунин «Розы» | 1 | 1 | |||
3.5 | Урок-практикум по развитию читательских умений. В. В. Бианки «Неслышимка» | 1 | 1 | Текущий | ||
3.6 | Проверочная работа по разделу «Природа летом» | 1 | 1 | Тематический | ||
Раздел IV. Уроки и переменки | 11 | 10 | 1 | Знать:
Уметь:
| ||
4.1 | Фрагмент из книги Э. Успенского «Школа клоунов» | 2 | 2 | |||
4.2 | Урок-практикум по развитию читательских умений.Б.Заходер «Перемена» | 1 | 1 | |||
4.3 | Главы из книги Г. Куликова «Как я влиял на Севку» | 2 | 2 | |||
4.4 | Б. Заходер «Вредный кот», главы из повести Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков» | 3 | 3 | |||
4.5 | Стихи О. Григорьева о ребятах и секретах роста | 1 | 1 | |||
4.6 | Проверочная работа по разделу «Уроки и переменки» | 1 | 1 | Тематический | ||
4.7 | Внеклассное чтение по разделу 4. Книги о сверстниках, о школе. | 1 | 1 | |||
Раздел V.Глухая пора листопада… | 6 | 5 | 1 | Знать:
Уметь:
| ||
5.1 | Стихотворения А,С.Пушкина «Осень», К.Бальмонта «Осень», Ф.Тютчева «Есть в осени первоначальной…» | 1 | 1 | |||
5.2 | К. Паустовский «Мой дом» | 1 | 1 | |||
5.3 | Г. Сапгир «Четыре конверта»,Д. Самойлов «Перед снегом» | 1 | 1 | |||
5.4 | К. Паустовский«Прощание с летом», С.Есенин «Нивы сжаты…» | 1 | 1 | |||
5.5 | Проверочная работа по разделу «Глухая пора листопада» | 1 | 1 | Тематический | ||
5.6 | Урок внеклассного чтения. Знакомство с современными детскими журналами | 1 | 1 | |||
Раздел VI.«И кот ученый свои мне сказки говорил…» | 11 | 9 | 2 | |||
6.1 | Стихотворения Г. Сапгира«Леса-чудеса», В. Берестова«Сказка» | 1 | 1 | Знать:
Уметь:
| ||
6.2 | Русская сказка «Кот и лиса» | 1 | 1 | |||
6.3 | Сказки «Никита Кожемяка», «Как мужик гусей делил» | 1 | 1 | |||
6.4 | СтихотворениеДж.Р.Р.Толкина «Ещё не выстыл сонный дом…», арабская сказка «Синдбад-мореход» | 1 | 1 | |||
6.5 | Ш. Перро «Ослиная шкура» | 1 | 1 | |||
6.6 | Г. Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» | 1 | 1 | |||
6.7 | Фрагмент из книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города» | 1 | 1 | |||
6.8 | С. Маршак «Сказка про козла», стихотворение В. Высоцкого «Песня Кэрролла» | 1 | 1 | |||
6.9 | Проверочная работа по разделу «И кот ученый свои мне сказки говорил…» | 1 | 1 | Тематический | ||
6.10 | Внеклассное чтение. Сказки-путешествия | 1 | 1 | |||
6.11 | Обучающее сочинение | 1 | 1 | Текущий | ||
Раздел VII.«Поет зима, аукает…» | 9 | 6 | 3 | Знать:
Уметь:
| ||
7.1 | С. Есенин «Поет зима, аукает…», «Пороша» | 1 | 1 | |||
7.2 | К. Бальмонт «Снежинка», И. Бродский «Вечером» | 1 | 1 | |||
7.3 | Ю. Мориц «Настоящий секрет», А. Барто «В защиту Деда Мороза» | 1 | 1 | |||
7.4 | Урок-практикум по развитию читательских умений.В. Драгунский «Кот в сапогах» | 1 | 1 | Текущий | ||
7.5 | Б. Пастернак «Снег идет», А. Башлачёв «Рождественская», Д. Самойлов «Город зимний» | 1 | 1 | |||
7.6 | В. Бианки «По следам» | 1 | 1 | |||
7.7 | Проверочная работа по разделу «Поёт зима, аукает…» | 1 | 1 | Тематический | ||
7.8 | Обучающее сочинение | 1 | 1 | Текущий | ||
7.9 | Внеклассное чтение. Сказка-пьеса С. Маршака «Двенадцать месяцев» | 1 | 1 | |||
Раздел VIII.Животные в нашем доме | 6 | 5 | 1 | Знать:
Уметь:
| ||
8.1 | В. Берестов «Прощание с другом», Г. Сапгир «Морская собака» | 1 | 1 | |||
8.2 | Д. Мамин-Сибиряк «Медведко» | 1 | 1 | |||
8.3 | Глава «Ханг и Чанг» из книги Ю. Коринца «Там, вдали, за рекой», В.Драгунский «Дымка и Антон» | 1 | 1 | |||
8.4 | Ю. Коваль «Капитан Клюквин» | 1 | 1 | |||
8.5 | Ю. Мориц «Пони», «Любимый пони» | 1 | 1 | |||
8.6 | Проверочная работа по разделу «Животные в нашем доме» | 1 | 1 | Тематический | ||
Раздел IX. Мы с мамой и папой | 9 | 7 | 2 | Знать:
Уметь:
| ||
9.1 | Э. Успенский «Все в порядке», «Если был бы я девчонкой» | 1 | 1 | |||
9.2 | В. Драгунский «Бы…» | 1 | 1 | |||
9.3 | Ю. Коринец . Глава «Подарки под подушкой» из книги «Там, вдали, за рекой» А. Барто «Разговор с дочкой», «Перед сном» | 1 | 1 | |||
9.4 | И. Дик «Красныеяблоки» | 1 | 1 | |||
9.5 | В. Драгунский «Девочка на шаре» | 1 | 1 | |||
9.6 | В. Драгунский «Тайное всегда становится явным» | 1 | 1 | |||
9.7 | С. Маршак «Хороший день» | 1 | 1 | |||
9.8 | Сочинение о своей семье | 1 | 1 | Текущий | ||
9.9 | Проверочная работа по разделу «Мы с мамой и папой» | 1 | 1 | Тематический | ||
Раздел X.«Наполним музыкой сердца…» | 6 | 5 | 1 | Знать:
Уметь:
| ||
10.1 | О. Мандельштам «Рояль». И. Тургенев «Певцы» (фрагмент) | 1 | 1 | |||
10.2 | К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | 2 | 2 | |||
10.3 | Г. Цыферов. Фрагмент из книги «Тайна запечного сверчка» | 1 | 1 | |||
10.4 | В. Драгунский «Независимый Горбушка» | 1 | 1 | |||
10.5 | Проверочная работа по разделу «Наполним музыкой сердца…» | 1 | 1 | Тематический | ||
Раздел XI. День смеха | 3 | 3 | - | Знать:
Уметь:
| ||
11.1 | Г. Сапгир «Смеяцы», «Людоед и принцесса, или Все наоборот» | 1 | 1 | |||
11.2 | В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора» | 1 | 1 | |||
11.3 | Двустишия О. Григорьева, стих-е Ю. Мориц «Малиновая кошка» | 1 | 1 | |||
Раздел XII.«О весна, без конца и без краю…» | 5 | 3 | 2 | Знать:
Уметь:
| ||
12.1 | А. Макаревич «Снег…», Ф. Тютчев «Ещё земли печален вид…», А. Блок «Ветер принёс издалека…» | 1 | 1 | |||
12.2 | В. Маяковского «Тучкины штучки», О. Мандельштама «Калоша», С. Чёрного «Зелёные стихи» | 1 | 1 | |||
12.3 | Проверка уровня развития читательских умений. А. Толстой, глава «Весна» из повести «Детство Никиты» | 1 | 1 | Итоговый | ||
12.4 | Б. Окуджава «Весна» | 1 | 1 | |||
12.5 | Проверочная работа по разделам «День смеха» и «О весна, без конца и без краю…" | 1 | 1 | Тематический | ||
Раздел XIII.День Победы | 4 | 4 | - | Знать:
Уметь:
| ||
13.1 | А. Ахматова «Памяти друга» | 1 | 1 | |||
13.2 | В. Драгунский «Арбузный переулок» | 1 | 1 | |||
13.3 | В. Высоцкий «Он не вернулся из боя», Б. Окуджава «Король», А. Твардовский «Я знаю, никакой моей вины …» | 1 | 1 | |||
13.4 | Внеклассное чтение. «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет» | 1 | 1 | |||
Раздел XIV. Родная земля | 6 | 4 | 2 | Знать:
Уметь:
| ||
14.1 | К. Паустовский «Бескорыстие» | 1 | 1 | |||
14.2 | В. Бахаревский, Г. Цыферов. Фрагмент из книги «Ты, Россия моя»; М.Цветаева «Домики старой Москвы» | 1 | 1 | |||
14.3 | С. Козлов «Где живет солнце?» | 1 | 1 | |||
14.4 | Проверка техники чтения | 1 | 1 | Итоговый | ||
14.5 | Внеклассное чтение. Любимые книги. Любимые писатели | 1 | 1 | |||
14.6 | Урок-отчёт «В одном счастливом детстве» | 1 | 1 | |||
ВСЕГО | 102 | 82 | 54 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3-й класс –102 ч (3 часа в неделю)
Прощание с летом (4 ч).
Стихи Б. Заходера, К. Бальмонта, рассказы В. Драгунского, Э. Успенского о лете.
Летние путешествия и приключения (15 ч).
Стихи Ю. Кима, рассказы и отрывки из повестей К. Паустовского, С. Голицына, И. Дика, Б. Емельянова, М. Твена о летних поездках и походах, об интересных и полезных делах, о романтике летних игр и приключений.
Природа летом (7 ч).
Стихи С. Есенина, И. Бунина, Б. Пастернака, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, А. Чехова, А. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки о красоте и поэзии летней природы.
Уроки и переменки (11 ч).
Стихи Б. Заходера, О. Григорьева, отрывки из повестей Л. Гераскиной, Г. Куликова, Э. Успенского о школьной жизни, о дружбе, о необычных, но очень увлекательных уроках.
«Глухая пора листопада…» (6 ч).
Стихи А. Пушкина, Ф. Тютчева, К. Бальмонта, Д. Самойлова, Г. Сапгира, рассказы К. Паустовского о красоте и поэзии осенней природы, о многообразии осенних красок.
«И кот ученый свои мне сказки говорил…» (11 ч).
Русские народные сказки. Литературные сказки Ш. Перро, Г.-X. Андерсена, А. Волкова, пьеса-сказка С. Маршака, стихи о сказках и волшебстве.
«Поет зима, аукает…» (9 ч).
Стихи К. Бальмонта, С. Есенина, Б. Пастернака, И. Бродского, Д. Самойлова, А. Башлачёва, Ю. Мориц, А. Барто, рассказы В. Бианки, В. Драгунского о красоте зимней природы, её красках и звуках, о новогоднем празднике.
Животные в нашем доме (6 ч).
Стихи В. Берестова, Ю. Мориц, Г. Сапгира, рассказы Д. Мамина-Сибиряка, Ю. Коваля, Ю. Коринца, В. Драгунского о животных, их повадках, характерах, о дружбе людей и животных.
Мы с мамой и папой (9 ч).
Стихи А. Барто, С. Маршака, Э. Успенского, рассказы И. Дика, В. Драгунского, Ю. Коринца о семье, о детях и родителях, о взаимоотношениях и взаимопонимании в семье, о серьёзных проблемах и счастливых днях.
«Наполним музыкой сердца…» (6 ч).
Стихи для детей О. Мандельштама, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, В. Короленко, К. Паустовского, маленькие сказки Г. Цыферова о музыкантах и музыке, о роли искусства в человеческой жизни, о влиянии музыки на душу человека.
День смеха (3 ч).
Весёлые юмористические стихи Г. Сапгира, Ю. Мориц, О. Григорьева, Ю. Владимирова, рассказ В. Драгунского, отрывок из повести Э. Успенского о весёлых людях и событиях, о чувстве юмора.
«О весна, без конца и без краю…» (5 ч).
Стихи Ф. Тютчева, А. Блока, В. Маяковского, О. Мандельштама, Саши Чёрного, Б. Окуджавы, А. Макаревича, отрывок из повести А. Толстого о весне, о весенней природе.
День Победы (4 ч).
Стихи-размышления А. Ахматовой, А. Твардовского, Б. Окуджавы, В. Высоцкого о трагизме войны, о человеческих судьбах, через которые прошла война; рассказ В. Драгунского о военном детстве.
Родная земля (5 ч).
Произведения К. Паустовского, Г. Цыферова и других писателей о России, о любви к родной земле.
Таблица требований к умениям обучающихся
по чтению (программный минимум)
Линии развития учащихся средствами предмета «Чтение и начальное литературное образование»: | ||
|
|
|
3-й класс | ||
|
|
|
Виды и формы контроля.
- Текущий.
- Беседа по вопросам.
- Составление плана.
- Озаглавливание частей рассказа.
- Выборочное чтение.
- Выразительное чтение.
- Чтение по ролям.
- Рассказ по ключевым словам.
- Рассказ от лица героя.
- Чтение наизусть.
- Пересказ текста по частям.
- Тематический.
- Чтение наизусть стихотворений
- Проверка уровня начитанности
- Итоговый
- Комплексная проверочная работа
- Проверка техники чтения без учета темпа
- Проверка уровня начитанности и умения работать с книгами.
Материалы для текущего и тематического контроля используются из авторских методических пособий.
Предметная методика
- Технология проблемного диалога (структура параграфов)
- Технология оценивания (правило самооценивания)
- Технология продуктивного чтения (задания по работе с текстом)
- Задания по групповой работе.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
для 3 класса
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Элементы дополнительного (необязательного) содержания | Домашнее задание | Дата проведения | |
план | факт | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Раздел 1. Прощание с летом (4 часа) | ||||||||||
1 | Знакомство с учебником. Г. Сапгир «Нарисованное солнце». Ю. Ким «Светлый день» | 1 | Комбинированный урок | Чтение стихотворных произведений наизусть (декламация) | Уметь заучивать наизусть и выразительно читать стихотворение с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, логического ударения | с. 4–5 (учебник). Выучить одно стихотворение по выбору | ||||
2 | Чем можно гордиться? (Рассказ В. Драгунского «Англичанин Павля») | 1 | Комбинированный урок | Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения | Расширять понятие о жанре юмористического рассказа. Уметь соотносить понятия герой – персонаж – рассказ – автор | Текущий контроль. Чтение стихотворения наизусть | Характер героя, его поступки и их мотивы | с. 8–11 (учебник); с. 1, № 1 (тетрадь) | ||
3 | «Взрослая» жизнь дяди Фёдора, Матроскина и Шарика (Главы из повести Э.Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот») | 1 | Комбинированный урок | Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения | Расширять понятие о жанре юмористического рассказа. Уметь соотносить понятия герой – персонаж – рассказ – автор | Текущий контроль | Характеристика героев | с.12-18, чтение по ролям главы 2 и 3. | ||
4 | Лето волшебное и разное (Стих-яК. Бальмонта «Капля» и Б.Заходера«Что красивее всего?»)Обучающеесочинение «Каким мне запомнилось лето» | 2 | Урок развития связной речи | Составление небольшого устного текста на заданную тему | Уметь выразительно читать стих-еФормирование умения писать на заданную тему. | Текущий контроль. Написание сочинения | Составление устных и письменных описаний-миниатюр | с. 20–21 (учебник) выр.чтен.; с. 3, № 3 (тетр.) сочинение-миниатюра | ||
Раздел 2. летние приключения и путешествия (15 часов) | ||||||||||
5 | Введение в раздел. Ю. Ким «Отважный охотник». Анализ творческих работ | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Определение темы и главной мысли произведения | Уметь: – осознанно, правильно, выразительно читать подготовленный текст; – читать текст вслух в равномерном темпе без учета скорости | Текущий контроль. Выразительное чтение | с. 24 (учебник); выучить стихотворение наизусть | |||
6-7 | Приключения изыскателей ( Главы 1 и 3 из повести С. Голицына «Сорок изыскателей») | 2 | Урок развития умений и навыков | Деление текста на смысловые части, составление простого плана | Уметь делить текст на части, составлять простой план | Текущий контроль. Составление плана | План из предложений текста (цитатный план) | с. 25–33 (учебник); с. 4, № 2 (тетрадь) | ||
8 | Какие они – настоящие изыскатели? (Глава 4 из повести С. Голицына «Сорок изыскателей») | 1 | Урок развития умений и навыков, игра «Узнай героя» | Деление текста на смысловые части, составление простого плана, составление небольших монологических высказываний с опорой на авторский текст | Уметь: – делить текст на части, составлять простой план; –высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении | Текущий контроль. Составление плана. Высказывание о героя | Обучение работе над образом литературного героя: портрет, детали биографии, черты личности, речь героя, отношение автора к герою, собственное отношение к герою | с. 34–43 (учебник); с. 4, № 2 (тетрадь) | ||
9 | Повесть о летних путешествиях (Глава из повести И. Дика «В дебрях Кара-Бумбы») | 1 | Урок объяснения нового материала | Определение темы и главной мысли произведения. Деление текста на смысловые части, составление простого плана | Уметь: –определять тему и главную мысль; – делить текст на части; –составлять простой план | Текущий контроль. Определение темы.Составление плана | Развитие умения выделять ключевые слова в тексте, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли, сравнивать жанры повесть и рассказ | с. 44–54 (учебник) подготовить выразительное чтение отрывка по выбору | ||
10-11 | Во что верят и играют мальчишки? (Главы из повести М. Твена «Приключения Тома Сойера»). Знакомство с героями и местом действия. | 2 | Урок объяснения нового материала | Развитие умения по ходу чтения представлять картины, устно выражать то, что представили. Высказывание оценочных суждений о прочитанном произведении | Уметь: –высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; –подробно и выборочно пересказывать текст | Текущий контроль. Высказывание о герое | Обучение работе над образом литературного героя: портрет, речь героя, отношение автора к герою, собственное отношение к герою Пересказ прочитанного (подробный и выборочный) | с. 55–68 (учебник); с. 7, № 1 (тетрадь) | ||
12 | Внеклассное чтение по разделам 1-3. Игра становилась жизнью (А.Гайдар «Тимур и его команда») | 1 | Урок развития умений и навыков | Целостное восприятие произведения; отработка техники чтения | Уметь самостоятельно работать с книгой, анализировать текст | Составление отзыва о прочитанном | Составление рассказов и анализа (по прочитанному) | Г. Снегирев «В разных краях», В. Арсеньев «Встречи в тайге» | ||
13 | Как слава пришла к Гайдару (Б. Емельянов «Игра») | 1 | Комбинированный урок | Текущий контроль. Ответы на вопросы, с. 73 | с. 69–73 (учебник); с. 8, № 2 (тетрадь) | |||||
14-15 | Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (К. Паустовский «Кот-ворюга»). Работа с понятиями образ– персонаж, автор | 2 | Комбинированный урок | Развитие умения соотносить авторов, названия и героев прочитанных произведений | Уметь оценивать события, героев произведения. Знать понятия образ, автор | Текущий контроль. Ответы на вопросы, с. 77 | Соотношение понятий герой – персонаж – рассказчик – автор | с.74- 77, № 2 (учебник); с. 9, № 3 (тетрадь) | ||
16-17 | Необычная жизнь обычных жильцов старого дома (К. Паустовский «Жильцы старого дома») | 2 | Урок развития умений и навыков | Деление текста на смысловые части. Высказывание оценочных суждений о прочитанном произведении | Уметь пересказывать текст | Текущий контроль. Составле-ние плана | Составление устных рассказов о героях произведений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи | с. 78–81 (учебник), читать; с. 85, № 1, 2 | ||
18 | Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделам «Прощание с летом» и «Летние путешествия и приключения» | 1 | Урок повторения, обобщения и систематизации знаний | Знать: –названия, содержание изученных произведений; | Текущий контроль. Проверочная работа № 1. | |||||
19 | Обучающее сочинение «Мои летние приключения» | 1 | Урок развития умений и навыков | Составление небольшого устного текста на заданную тему | Формирование умения писать на заданную тему. Знать: –этапы подготовки к сочинению | Написание сочинения | Составление устных и письменных описаний-миниатюр | с.10-11 (тетрадь) | ||
Раздел 3. природа летом (7 часов) | ||||||||||
20 | Введение в раздел. Стихотворения С. Есенина «С добрым утром», Б.Пастернака «За поворотом» | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Чтение стихотворных произведений наизусть | Уметь видеть в художественном произведении средства художественной выразительности | Текущий контроль | Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии) | с. 88, 107 (учебник); выучить наизусть стихотворение по выбору | ||
21 | Краски и звуки лета (А.Чехов «Степь» фрагмент, М.Пришвин «Золотой луг») | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Высказывание оценочных суждений о прочитанном произведении | Уметь: –высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; –подробно и выборочно пересказывать текст | Текущий контроль. Высказывание о прочитанном | с.89-91, 106 выразительное чтение, выписать цитаты в тетрадь на страницу «Лето» (с.20) | |||
22 | Отчего так хорошо ранним летним утром? (Глава «В купальне» из повести А. Н. Толстого «Детство Никиты») | 1 | Урок развития умений и навыков | Осознанное чтение текста художественного произведения | Уметь видеть в художественном произведении сравнения, эпитеты, олицетворения | Текущий контроль. Выразительное чтение | с. 92–94 (учебник), выразительно читать | |||
23 | Спасительная сила летней грозы (Глава «Стрелка барометра» из повести А. Н. Толстого «Детство Никиты») | 1 | Урок развития умений и навыков | Высказывание и аргументация своего отношения к прочитанному | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении | Текущий контроль. Выразительное чтение | Сравнения, олицетворения, эпитеты в художественном тексте | с.94 - 98 (учебник), выразительно читать, рисунок к одному из эпизодов главы | ||
24 | Картины летнего дня (И. С. Тургенев «Голуби». И. А. Бунин «Розы») | 1 | Урок развития умений и навыков | Чтение стихотворных произведений наизусть | Уметь видеть в произведении средства художественной выразительности | Чтение стихотворения наизусть | Сравнение, олицетворение, эпитет в художественном произведении | с. 99–100; выразительное чтение, с.101 стихотворение наизусть | ||
25 | Урок-практикум по развитию читательских умений.В. В. Бианки «Неслышимка» | 1 | Урок развития умений и навыков | Тренинговая работа в форме теста по развитию читательских умений | Уметь самостоятельно работать с художественным произведением, анализировать текст | Текущий контроль | Работа с тестом | Нарисовать рисунок к одному из эпизодов текста | ||
26 | Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу «Природа летом» | 1 | Урок повторения, обобщения и систематизации знаний | Знатьназвания, содержание изученных произведений | Тематический контроль | с. 20 (тетрадь), написать сочинение-зарисовку по летним впечатлениям | ||||
Раздел 4. уроки и переменки (11 часов) | ||||||||||
27-28 | Введение в раздел. Необычная школа (Фрагмент из книги Э. Успенского «Школа клоунов») | 2 | Урок ознакомления с новым материалом | Умение самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрациям, ключевым словам | Уметь высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному | Текущий контроль. Определение темы | Формирование умения писать на тему. Этапы подготовки к сочинению | с.110-127 Сочинение-фантазия на тему «Шко-ла моей мечты» | ||
29 | Урок-практикум по развитию читательских умений.Б.Заходер «Перемена» | 1 | Урок развития умений и навыков | Тренинговая работа в форме теста по развитию читательских умений | Уметь самостоятельно работать с художественным произведением, анализировать текст | Текущий контроль | Работа с тестом | с.128, выучить наизусть | ||
30-31 | Легко ли быть Песталоцци? (Главы из книги Г. Куликова «Как я влиял на Севку») | 2 | Урок объяснения нового материала | Осознанное чтение текста худож-ого произведения. Составление характеристик героев и их сравнение, анализ событий, героев произведения | Уметьсам-но прогноз-ть содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрациям, ключевым словам, находить в тексте материал для характеристики героя | Текущий контроль. Чтение стихотворения наизусть | Обучение работе над образом лит-го героя: портрет, речь героя, отношение автора к герою, собственное отношение к герою Характеристика героя | с. 129–143, чтение по ролям главы 3; № 3 (тетрадь) | ||
32 | Путь в Страну невыученных уроков (Б. Заходер «Вредный кот», главы 1-4 из повести Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков») | 1 | Урок объяснения нового материала | Определение темы и главной мысли произведения | Уметь осознанно, правильно, выразительно читать подготовленные тексты | Текущий контроль. Определение темы | с. 147–151; озаглавить части | |||
33-34 | Испытания для Виктора Перестукина (Главы 5-12 из повести Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков») | 2 | Комбинированный урок | Составление плана; озаглавливание частей произведения | Уметь: – делить текст на смысловые части; – составлять вопросы к прочитанному | Текущий контроль. Составление плана | с. 151–167; озаглавить части 5–6 , пересказ глав 9, 10, 11, 12 на выбор | |||
35 | Стихи О. Григорьева о ребятах и секретах роста | 1 | Урок объяснения нового материала | Декламация. Чтение стихотворных произведений наизусть | Уметь читать стихотворные произведения наизусть | Тематический контроль. Чтение стихотворения наизусть | с. 173. Выучить наизусть одно стихотворение по выбору | |||
36 | Обобщение по разделу Проверочная работа по разделу «Уроки и переменки» | 1 | Урок проверки и коррекции знаний и умений | Знать названия, основное содержание изученных произведений | Проверочная работа № 3. Тематический контроль | Творческие работы. Сочинение сказок, рассказов | Написать сочинение на одну из тем: «Если бы я был учителем»; «На каких уроках мне не бывает скучно» | |||
37 | Внеклассное чтение по разделу 4. Книги о сверстниках, о школе. | 1 | Урок-соревно-вание | Самостоятельное чтение книг | Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору) | Текущий контроль. Чтение стих. наизусть | ||||
Раздел 5. ГЛУХАЯ ПОРА ЛИСТОПАДА… (6 часов) | ||||||||||
38 | Введение в раздел. Такая разная осень… (Стих-я А,С.Пушкина «Осень», К.Бальмонта «Осень», Ф.Тютчева «Есть в осени первоначальной…») | 1 | Урок развития умений и навыков | Чтение стихотворных произведений наизусть по выбору | Уметь читать стихотворные произведения наизусть | Текущий контроль. Выразительное чтение | с.176-178, выучить наизусть по выбору | |||
39 | Что заслуживает описания? (К. Паустовский «Мой дом») | 1 | Комбинированный урок | Пересказывание текста | Уметь пересказывать текст | Текущий контроль. Пересказ | с. 179–181, пересказ | |||
40 | Стихи о «близости снега» (Г. Сапгир «Четыре конверта», Д. Самойлов «Перед снегом») | 1 | Урок развития умений и навыков | Чтение стихотворных произведений наизусть по выбору | Уметь читать стихотворные произведения наизусть | Текущий контроль. Чтение стих. наизусть | с. 182–184, выучить наизусть одно стих. по выбору | |||
41 | Как приходит зима (К. Паустовский «Прощание с летом», С.Есенин «Нивы сжаты…») | 1 | Урок развития умений и навыков | Уметь читать осознанно текст художественного произведения | Текущий контроль. Выразительное чтение | Заучивание наизусть и выразительное чтение небольших отрывков прозы с использованием соответствующей интонации | с. 185-188 выучить наизусть 1, 2 и 8-й Абзацы части 4 | |||
42 | Обобщение по разделу Проверочная работа по разделу «Глухая пора листопада». | 1 | Урок связной речи | Различение жанров художественной литературы | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений | Проверо-чная работа № 4. Тематический контроль | Написать сочинение по наблюдениям на тему «Разная осень» | |||
43 | Урок внеклассного чтения. Знакомство с современными детскими журналами Проверка техники чтения за 2 четверть | 1 | Урок-игра | Различение элементов книг, журналов (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрации, аннотация) | Уметь высказывать оценочные суждения по прочитанным произведениям | Текущий контроль. Ответы на вопросы | Периодические издания для детей | Журналы «Мурзилка», «Миша», «Почему» | ||
Раздел 6. «И кот ученый свои мне сказки говорил…» (11 часов) | ||||||||||
44 | Введение в раздел. Стихотворения Г. Сапгира «Леса-чудеса», В. Берестова «Сказка» | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений с использованием соответствующей интонации, тона | Уметь заучивать наизусть и выразительно читать стихотворения | Текущий контроль. Выразительное чтение | с.192-194, выучить наизусть | |||
45 | Сказка – ложь, да в ней намёк…» (Русская сказка «Кот и лиса») | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Сравнение, олицетворение, эпитет в художественном произведении | Знать особенности языка народных сказок | Текущий контроль. Пересказ | Прочитать самостоятельно сказку «Никита Кожемяка», выяснить значение непонятных слов | |||
46 | Какие ещё бывают сказки? (Сказки «Никита Кожемяка», «Как мужик гусей делил») | 1 | Урок развития умений и навыков | Сравнение, олицетворение, эпитет в художественном произведении | Знать особенности языка народных сказок | Текущий контроль. Пересказ | Самостоятельно прочитать сказку «Синдбад-мореход» | |||
47 | Мир волшебной сказки (СтихотворениеДж.Р.Р.Толкина «Ещё не выстыл сонный дом…», арабская сказка «Синдбад-мореход») | 1 | Урок развития умений и навыков | Озаглавливание частей текста | Уметь делить текст на части и озаглавливать части | Текущий контроль. Определение темы части | с.6-13, задания 2, 3 (учебник) | |||
48 | За что награждают в сказках? (Ш. Перро «Ослиная шкура») | 1 | Урок развития умений и навыков | Выделение ключевых слов в тексте или частях текста | Уметь находить в тексте ключевые слова | Текущий контроль. Определение темы | Самостоятельно прочитать сказку «Стойкий оловянный солдатик» | |||
49 | Может ли оловянный солдатик быть стойким? (Г. Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик») | 1 | Урок развития умений и навыков | Обучение пересказу текста | Уметь пересказывать текст | Текущий контроль. Пересказ | С.24-29, пересказ сказки | |||
50 | Уроки сказочной повести (Фрагмент из книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города») | 1 | Урок развития умений и навыков | Обучение краткому и подробному пересказу текста | Уметь подробно и кратко пересказывать текст | Текущий контроль. Пересказ | с.33 задание 3 (тетрадь) | |||
51 | Сказка для театра (С. Маршак «Сказка про козла») | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Пьеса. Признаки драматического произведения | Уметь составлять план | Текущий контроль. Составление плана | Пьеса | Составить план из пословиц. Задание 2, (тетрадь, с. 29) | ||
52 | Обобщение по разделу. Стихотворение В. Высоцкого «Песня Кэрролла».Проверочная работа по разделу«И кот ученый свои мне сказки говорил…» | 1 | Урок развития связной речи | Различение жанров художественной литературы | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений | Тематический контроль. Проверочная работа | Подготовка к внеклассному чтению. Прочитать: В. Губарев «Королевство Кривых зеркал», С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». | |||
53 | Внеклассное чтение. Сказки-путешествия. | 1 | Урок развития умений и навыков | Формирование умения использовать выборочное чтение для подтверждения мысли | Уметь высказывать оценочные суждения по прочитанному | Текущий контроль. Выборочное чтение | С. Маршак «Двенадцать месяцев» | |||
54 | Обучающее сочинение | 1 | Урок развития умений и навыков | Составление небольшого устного текста на заданную тему | Формирование умения писать на заданную тему. Знать: –этапы подготовки к сочинению | Написание сочинения | Письменные творческие работы по окончании чтения каждого раздела. Составление устных и письменных описаний-миниатюр | с.30-31 (тетрадь) | ||
Раздел 7. «Поет зима, аукает…» (9 часов) | ||||||||||
55 | Анализ творческих работ. Введение в раздел. Звуки и краски зимы (Стихотворения С. Есенина «Поет зима, аукает…», «Пороша») | 1 | Урок развития умений и навыков | Формирование умения понимать образные выражения, представлять картину, нарисованную автором | Знать авторов и героев произведений | Тематический контроль. Проверочная работа№ 5. | с.52-53, выучить стихотворение наизусть по выбору | |||
56 | «Подарки» зимы (Стих-я К. Бальмонта «Снежинка», И. Бродского «Вечером») | 1 | Урок развития умений и навыков | Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа | Уметь заучивать наизусть и выразительно читать стихотворения | Текущий контроль. Чтение наизусть | с.54-55, выучить стихотворение по выбору наизусть. | |||
57 | В ожидании новогоднего чуда (Стих-я Ю. Мориц «Настоящий секрет», А. Барто «В защиту Деда Мороза») | 1 | Урок развития умений и навыков | Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа | Уметь заучивать наизусть и выразительно читать стихотворения | Текущий контроль. Чтение наизусть | с.56-57, выучить стихотворение по выбору наизусть. | |||
58 | Урок-практикум по развитию читательских умений.В. Драгунский «Кот в сапогах» | 1 | Урок развития умений и навыков | Тренинговая работа в форме теста по развитию читательских умений | Уметь самостоятельно работать с художественным произведением, анализировать текст | Текущий контроль | Работа с тестом | с.58-62, выразительное чтение | ||
59 | Зимние впечатления (Стих-я Б. Пастернака «Снег идет», А. Башлачёва «Рождественская», Д. Самойлова «Город зимний») | 1 | Урок развития умений и навыков | Сравнение, олицетворение, эпитет. Формирование умения понимать образные выражения | Уметь находить сравнения, олицетворения, эпитеты без определения терминов | Текущий контроль. Чтение наизусть | с.63-65, выучить одно стихотворение по выбору наизусть | |||
60 | Суровые законы жизни зимнего леса (В. Бианки «По следам») | 1 | Урок развития умений и навыков | Самостоятельное разделение текста на части, озаглавливание частей | Уметь делить текст на части | Текущий контроль. Озаглавить части | Озаглавить части. Ответить на вопросы, с. 73 | |||
61 | Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу «Поёт зима, аукает…» | 1 | Урок связной речи | Различение жанров художественной литературы | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений | Проверо-чная работа. Тематический контроль | Прочитать сказку С. Маршака «Двенадцать месяцев». | |||
62 | Обучающее сочинение | 1 | Урок развития связной речи | Формирование умения писать на тему: обсуждение темы, формулирование главной мысли, составление плана | Уметь писать сочинение на выбранную тему | Написание сочинения | Письменные творческие работы по окончании чтения каждого раздела. Составление устных и письменных описаний-миниатюр | с.45-46 (тетрадь) | ||
63 | Внеклассное чтение. Сказка-пьеса С. Маршака «Двенадцать месяцев». Анализ творческих работ | 1 | Урок развития умений и навыков | Выборочный пересказ текста | Уметь пересказывать текст | Текущий контроль. Пересказ | Пьеса | Придумать свою концовку сказки-пьесы | ||
Раздел 8. животные в нашем доме (6 часов) | ||||||||||
64 | Введение в раздел. Стих-яВ. Берестова «Прощание с другом», Г. Сапгира «Морская собака» | 1 | Урок развития умений и навыков | Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа | Уметь заучивать наизусть и выразительно читать стихотворения | Текущий контроль. Чтение наизусть | с.76, 89, выучить стихотворение по выбору наизусть. | |||
65 | У каждого – своё место в природе (Д. Мамин-Сибиряк «Медведко») | 1 | Урок развития умений и навыков | Пересказ текста | Уметь пересказывать текст | Текущий контроль. Пересказ | с.76-81, подготовить пересказ текста от 3-го лица | |||
66 | Замечательные собаки (Глава «Ханг и Чанг» из книги Ю. Коринца «Там, вдали, за рекой», В.Драгунский «Дымка и Антон») | 1 | Урок развития умений и навыков | Умение находить в произведении слова, выражения, которые автор использует для описания или характеристики | Уметь отвечать на вопросы к тексту | Текущий контроль. Выразительное чтение | с.48 № 2 (тетрадь) | |||
67 | Каждый ли клёст может стать капитаном? (Ю. Коваль «Капитан Клюквин») | 1 | Урок развития умений и навыков | Самостоятельное деление текста на части, озаглавливание частей | Уметь делить текст на части и озаглавливать части | Текущий контроль. Пересказ | с.90-98, прочитать, озаглавить и пересказать 6-ю часть рассказа | |||
68 | Удивительные пони Ю.Мориц (Стих-яЮ. Мориц «Пони», «Любимый пони») | 1 | Урок развития умений и навыков | Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа | Уметь заучивать наизусть и выразительно читать стихотворения | Текущий контроль. Чтение наизусть | с.99-101, выучить стихотворение по выбору наизусть. | |||
69 | Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу«Животные в нашем доме» | 1 | Урок связной речи | Различение жанров художественной литературы | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений | Проверо-чная работа. Тематический контроль | Написать сочинение, темы даны на с.101 учебника. | |||
Раздел 9. мы с мамой и папой (9 часов) | ||||||||||
70 | Введение в раздел. Стих-яЭ. Успенского «Все в порядке», «Если был бы я девчонкой» | 1 | Урок развития умений и навыков | Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа | Уметь заучивать наизусть и выразительно читать стихотворения | Текущий контроль. Чтение наизусть | с.104-105, выучить стихотворение по выбору наизусть. | |||
71 | Мечты о «взрослой» жизни (В. Драгунский «Бы…») | 1 | Урок развития умений и навыков | Умение самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрациям, ключевым словам | Уметь высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному | Текущий контроль. Определение темы | с.106-108, пересказ | |||
72 | Подарки – это серьёзное дело (Ю. Коринец . Глава «Подарки под подушкой» из книги «Там, вдали, за рекой» А. Барто «Разговор с дочкой», «Перед сном») | 1 | Урок развития умений и навыков | Умение заучивать наизусть небольшие отрывки прозы | Уметь заучивать наизусть отрывки из прозы | Текущий контроль. Чтение наизусть | с.109-111, выучить наизусть отрывок из рассказа | |||
73 | Во что нельзя «играть»? (И. Дик «Красные яблоки») | 1 | Урок развития умений и навыков | Составление устных описаний-миниатюр | Уметь писать сочинение на заданную тему | Текущий контроль. Чтение наизусть | с.115, сочинение –миниатюра (ответ на вопрос 4) | |||
74 | Что такое взаимопонимание? (В. Драгунский «Девочка на шаре») | 1 | Урок развития умений и навыков | Умение составлять план из предложений текста | Уметь составлять план | Текущий контроль. Составление плана | Цитата | с.116-124, озаглавить части 4, 5, 6, 7-ю. | ||
75 | Когда мама сердится… (В. Драгунский «Тайное всегда становится явным») | 1 | Урок развития умений и навыков | Самостоятельное деление текста на части и озаглавливание частей | Уметь делить текст на части | Текущий контроль. Делить текст на части | с.125-127, разделить текст на три части. Озаглавить получивши-еся части | |||
76 | Хорошо, когда рядом – папа! (С. Маршак «Хороший день») | 1 | Урок развития умений и навыков | Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа | Уметь заучивать наизусть и выразительно читать стихотворения | Текущий контроль. Чтение наизусть | с.128-131, выучить стихотворение (или отрывок из стих-я) наизусть. | |||
77 | Творческая работа –сочинение о своей семье | 1 | Урок развития связной речи | Формирование умения писать на тему: обсуждение темы, формулирование главной мысли, составление плана | Уметь писать сочинение на выбранную тему | Написание сочинения | Письменные творческие работы по окончании чтения каждого раздела. Составление устных и письменных описаний-миниатюр | Оформить сочинение рисунками, фотографиями | ||
78 | Анализ творческих работ. Обобщение по разделу Проверочная работа по разделу «Мы с мамой и папой» | 1 | Урок развития связной речи | Различение жанров художественной литературы | Знать названия, основное содержание изученных литерат-х произведений | Тематич контроль. Проверочная работа | ||||
Раздел 10. «Наполним музыкой сердца…» (6 часов) | ||||||||||
79 | Введение в раздел. Стих-е О. Мандельштама «Рояль». И. Тургенев «Певцы» (фрагмент) | 1 | Урок развития умений и навыков | Обучение пересказу | Уметь пересказывать текст | Текущий контроль. Пересказ | с.134, 151-154, подготовить к пересказу любую часть | |||
80 | Как рождается музыка (К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками») | 1 | Урок развития умений и навыков | Обучение подробному пересказу | Уметь пересказывать текст | Текущий контроль. Пересказ | с.135-145, пересказ 1 и 2-й частей | |||
81 | Волшебная сила бессмертной музыки (К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками») | 1 | Урок развития умений и навыков | Обучение выборочному пересказу | Уметь пересказывать текст | Текущий контроль. Выборочный пересказ | с. 145 вопрос 2 | |||
82 | Сказка о маленьком Моцарте (Г. Цыферов.Фрагмент из книги «Тайна запечного сверчка») | 1 | Урок развития умений и навыков | Обучение выразительному чтению с использованием соответствующей интонации, тона, темпа и логического ударения | Уметь выразительно читать | Текущий контроль. Выразительное чтение | с.146-150, подготовить диалог Моцарта и Сверчка к инсценированию | |||
83 | Какими бывают встречи с писателями? (В. Драгунский «Независимый Горбушка») | 1 | Урок развития умений и навыков | Формировать умение писать на тему | Уметь находить ключевые слова | Текущий контроль | Написать сочинение на тему «Что я представляю, слушая музыку» | |||
84 | Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу«Наполним музыкой сердца…» | 1 | Урок развития связной речи | Различение жанров художественной литературы | Знать авторов и героев произведений | Тематический контроль. Проверочная работа | ||||
Раздел 11. день смеха (3 часа) | ||||||||||
85 | Введение в раздел. Стих-яГ. Сапгира «Смеяцы», «Людоед и принцесса, или Все наоборот» | 1 | Урок развития умений навыков | Формирование внимательного отношения к языку художественного произведения | Уметь заучивать наизусть и выразительно читать стихотворения | Текущий контроль. Чтение наизусть | с.167-168, выучить стихотворение наизусть | |||
86 | Легко ли смеяться над собой? (В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора») | 1 | Урок развития умений и навыков | Пересказ текста | Уметь выразительно читать произведения | Текущий контроль. Выразительное чтение | с.169-172, пересказ по плану и опорным словам | |||
87 | Весёлые стихи (Двустишия О. Григорьева, стих-е Ю. Мориц «Малиновая кошка») | 1 | Урок развития умений и навыков | Формировать умение писать на тему произведений | Уметь выразительно читать произведения | Текущий контроль. Выразительное чтение | Написать сочинение о смешном случае из жизни | |||
Раздел 12. «Овесна, БЕЗ КОНЦА И БЕЗ КРАЮ…» (5 часов) | ||||||||||
88 | Введение в раздел. Как приходит весна? (Стих-яА. Макаревича «Снег…», Ф. Тютчева «Ещё земли печален вид…», А. Блока «Ветер принёс издалека…») | 1 | Урок развития умений и навыков | Заучивание наизусть стихотворного произведения | Уметь заучивать наизусть и выразительно читать стихотворения | Текущий контроль. Чтение наизусть | с.178-179, выучить одно стих-е наизусть. | |||
89 | Озорные стихи о весне (Стих-яВ. Маяковского «Тучкины штучки», О. Мандельштама «Калоша», С. Чёрного «Зелёные стихи») | 1 | Урок развития умений и навыков | Заучивание наизусть стихотворного произведения | Уметь заучивать наизусть и выразительно читать стихотворения | Текущий контроль. Чтение наизусть | с.179-180, выучить одно стих-е наизусть. | |||
90 | Проверка уровня развития читательских умений. А. Толстой, глава «Весна» из повести «Детство Никиты» (работа в тетради) | 1 | Урок проверки и коррекции знаний | Тренинговая работа в форме теста по развитию читательских умений | Уметь самостоятельно работать с художественным произведением, анализировать текст | Итоговыйконтроль | Работа с тестом | |||
91 | Картины весны (Б. Окуджава «Весна») | 1 | Урок развития умений и навыков | Заучивание наизусть стихотворного произведения | Уметь заучивать наизусть и выразительно читать стихотворения | Текущий контроль. Чтение наизусть | с.181, выразительное чтениестих-я | |||
92 | Обобщение по разделам 11-12. Проверочная работа по разделам «День смеха» и «О весна, без конца и без краю…" | 1 | Урок развития связной речи | Различение жанров художественной литературы | Знать авторов и героев произведений | Тематический контроль. Проверочная работа | Написать сочинение на тему «Моё любимое время года» | |||
Раздел 13. день Победы (4 часа) | ||||||||||
93 | Введение в раздел. А. Ахматова «Памяти друга» | 1 | Урок развития умений и навыков | Формирование умения выразительного чтения с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, логического ударения | Уметь выразительно читать | Текущий контроль. Выразительное чтение | Нарисовать плакат «Пусть всегда будет мир» | |||
94 | Трудная тема – война (В. Драгунский «Арбузный переулок») | 1 | Урок развития умений и навыков | Высказывание и аргументация своего отношения к прочитанному | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении | Текущий контроль. Выразительное чтение | с.187-192, вопросы после текста | |||
95 | Стихи о войне (В. Высоцкий «Он не вернулся из боя», Б. Окуджава «Король», А. Твардовский «Я знаю, никакой моей вины …») | 1 | Урок развития умений и навыков | Формирование умения выразительного чтения с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, логического ударения | Уметь выразительно читать | Текущий контроль. Выразительное чтение | с.193-195, выучить наизусть по выбору стихотворение о войне | |||
96 | Внеклассное чтение. «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет» | 1 | Библиотечный урок | Самостоятельный выбор книг на заданную тему | Уметь пересказывать текст | Текущий контроль. Пересказ | Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина», С. Алексеев «Они защи-щали Москву» | |||
Раздел 14. Родная земля (6 часов) | ||||||||||
97 | Введение в раздел. К. Паустовский «Бескорыстие» | 1 | Урок развития умений и навыков | Умение заучивать наизусть небольшие отрывки прозы | Уметь заучивать наизусть отрывки из прозы | Текущий контроль. Чтение наизусть | с.198, наизусть 3-й абзац очерка | |||
98 | Что такое Родина? (В. Бахаревский, Г. Цыферов.Фрагмент из книги «Ты, Россия моя»; М.Цветаева «Домики старой Москвы») | 1 | Урок развития умений и навыков | Высказывание и аргументация своего отношения к прочитанному | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении | Текущий контроль. Выразительное чтение | с.199-202, выразительное чтение | |||
99 | С. Козлов «Где живет солнце?» | 1 | Урок развития умений и навыков | Высказывание и аргументация своего отношения к прочитанному | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении | Текущий контроль. Выразительное чтение | с.203-204, выразительное чтение | |||
100 | Проверка техники чтения | 1 | Урок проверки и коррекции знаний | Правильное, сознательное, беглое и выразительное чтение целыми словами. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения | Темп чтения незнакомого текста – 75–80 слов | Тематический контроль. Техника чтения | ||||
101 | Внеклассное чтение. Любимые книги. Любимые писатели | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Формирование умения находить книги на заданную тему | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном | Тематический контроль | Список литературы на лето | |||
102 | Урок-отчёт «Водном счастливом детстве» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний |
.
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ПРОГРАММЫ
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ3 класс
№ п/п | Вид | Раздел | Кол-во часов | Аудиторные | Домашние |
1 | Проверочные работы | Раздел II.Летние приключения и путешествия Раздел III.Природа летом Раздел IV. Уроки и переменки Раздел V. Глухая пора листопада… Раздел VI.«И кот ученый свои мне сказки говорил…» Раздел VII. «Поет зима, аукает…» Раздел VIII.Животные в нашем доме Раздел IХ.Мы с мамой и папой Раздел Х.«Наполним музыкой сердца…» Раздел ХII. «О весна, без конца и без краю…» | 10 | 10 | - |
2 | Сочинения | Раздел I. Прощание с летом Раздел II.Летние приключения и путешествия Раздел III.Природа летом Раздел IV. Уроки и переменки Раздел V. Глухая пора листопада… Раздел VI.«И кот ученый свои мне сказки говорил…» Раздел VII. «Поет зима, аукает…» Раздел VIII.Животные в нашем доме Раздел IХ.Мы с мамой и папой Раздел Х.«Наполним музыкой сердца…» Раздел ХI.День смеха Раздел ХII. «О весна, без конца и без краю…» | 12 | 5 | 7 |
3 | Техника чтения | Раздел I. Прощание с летом Раздел V. Глухая пора листопада… Раздел ХIV. Родная земля | 3 | 3 | - |
4 | Урок-практикум по развитию читательских умений | Раздел III.Природа летом Раздел IV. Уроки и переменки Раздел VII. «Поет зима, аукает…» Раздел ХII. «О весна, без конца и без краю…» | 4 | 4 | - |
Учебно – методические средства обучения
№ | Автор, год издания | Название пособия | Вид пособия |
1. | Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева., 2012 | Литературное чтение. В одном счастливом детстве | Учебник в 2-х частях |
2. | Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В, 2012 | Тетрадь по литературному чтению к учебнику «В одном счастливом детстве» | Рабочая тетрадь |
3. | Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В., Чиндилова О.В. , 2012 | Уроки литературного чтения в 3-м классе по учебнику «В одном счастливом детстве» | Методические рекомендации для учителя. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс "Школа 2100"
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по учебнику Р.Н.Бунеева, Образовательная система "Школа 2100". Содержит все необходимые разделы....
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс. УМК 2100
Рабочая программа по литературному чтению разработана для 2 класса в соответствии с новыми стандартами. Программа составлена по программе 2100. Авторы учебника Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунее...
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс "Школа 2100"
в соответствии с ФГОС...
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Школа 2100
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению, 1 класс, программа " Школа 2100", надомное обучение...
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс "ШКОЛА 2100"
Рабочая программа по литературному чтению...
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс школа 2100
Данная рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование...
рабочая программа по литературному чтению 4 класс ШКОЛА 2100
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 4 класса. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального обще...