Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса ОС "Школа 2100"
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме

Ногачевская Ольга Леонидовна

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса ОС "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma.doc504 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Развернутое тематическое планирование составлено на основе авторской учебной программы: Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Чтение и начальное литературное образование, 2004.

На изучение литературного чтения отводится 102 часа в учебный год (3 часа в неделю), в том числе:

–  на проведение проверочных работ – 10 ч;

–  написание сочинений – 12 ч;

–  проведение уроков внеклассного чтения – 7 ч;

– проведение уроков – практикумов по развитию читательских умений – 4 ч;

– проверку техники чтения – 3 ч.

Цель уроков литературного чтения в начальной школе – научить детей читать художественную литературу, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя.

Задачи уроков литературного чтения:

  • формирование техники чтения и приемов понимания текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
  • введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, воспитание личности со свободным и независимым мышлением;
  • приобщение детей к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текстов и ознакомление с отдельными литературными понятиями;
  • развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей детей.

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

1. Бунеев, Р. Н. Литературное чтение. 3 класс. «В одном счастливом детстве» : учебник : в 2 ч. / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. – М. :Баласс, 2011.

2. Бунеев, Р. Н. Тетрадь по литературному чтению к учебнику «В одном счастливом детстве». 3 класс / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. – М. :Баласс, 2011.

Произведения, включенные в книгу для чтения в 3 классе, позволяют показать детям мир литературы во всем его многообразии. В 3 классе дети открывают для себя многие произведения, авторов, героев и читают произведения детской и «взрослой» литературы самых разнообразных жанров: рассказы, отрывки из повестей, сказки, лирические и сюжетные стихотворения, маленькие поэмы, пьесы-сказки. Произведения, включённые в учебник для 3-го кл., позволяют показать детям мир литературы во всём его многообразии: классику русской и зарубежной детской литературы, произведения русских писателей и поэтов XX в., доступные для детского чтения; современную детскую литературу.

Последовательность текстов и тем, в которые они объединены, связаны с жизнью «сквозных персонажей» – третьеклассницы Насти и её родителей. Настя вместе с папой читает учебник, размышляет, задаёт вопросы. И вместе с Настей читают и думают ученики.

При составлении учебника для 3-го класса в большей мере, чем во всех остальных, учитывался принцип актуализации тематики чтения. Тексты, которые читают дети, связаны с природным и историческим календарём. Логика системы чтения в целом, о которой шла речь выше, не позволила реализовать этот принцип одинаково последовательно во всех книгах, что, с нашей точки зрения, абсолютно оправданно.

Промежуточная и итоговая аттестация по литературному чтению осуществляется согласно Уставу образовательного учреждения и Положению об аттестации обучающихся начальной школы.

Содержание авторской учебной программы, не обязательное для изучения, в развернутом тематическом планировании внесено в раздел «Элементы дополнительного (необязательного) содержания».

Техника чтения.

        Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.

  Формирование приёмов понимания прочитанного.

Развитие умения работать с заглавием произведения.

Обучение прогнозированию содержания произведения на основе заглавия, иллюстрации, ключевых слов; самостоятельному придумыванию заглавий.

 Развитие умений:

  • выделять ключевые слова в тексте или в частях текста, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли;
  • самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части; выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом;
  • составлять простой план;
  • сопоставлять структуру текста с планом, данным учителем  или  составленным учениками;
  • самостоятельно составлять план рассказа о герое;
  • отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
  • самостоятельно формулировать вопросы к тексту, прогнозировать содержание по ходу чтения;
  • использовать выборочное чтение для подтверждения какой – либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию.

        Элементы литературоведческого анализа, эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного.

        Развитие умения самостоятельно находить в  стихотворном и прозаическом тексте слова и выражения, которые использует автор для описания или характеристики.

        Обучение работе над образом литературного героя. Что и как рассказывает автор о герое:

  • портрет;
  • детали биографии;
  • черты личности;
  • речь героя как средство его характеристики;
  • отношение автора к герою;
  • собственное отношение к герою.

          Развитие внимательного отношения к языку художественных произведений; высказывание своего отношения к написанному автором.

  Практическое знакомство с литературоведческими понятиями.

  • Рассказ. Расширение и углубление понятия о рассказе.
  • Соотношение понятий «герой» - «рассказчик» - «автор».
  • Повесть, её отличие от рассказа.
  • Пьеса. Признаки драматического произведения.
  • Сравнение, олицетворение, эпитет в художественном тексте.

Развитие устной и письменной речи.

Обучение:

  • подробному и краткому пересказу текста по плану;
  • выборочному пересказу текста;
  • словесному рисованию картин к художественным текстам;
  • составлению устных рассказов о героях произведений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи и самостоятельно составленного плана;
  • составлению устных рассказов от имени одного из героев;
  • составлению устных и письменных описаний – миниатюр.

Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений и небольших отрывков прозы с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, громкости речи и логического ударения.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

учебного предмета

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:

- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

- чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, - стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

- понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;

- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;

- этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).


Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).


Познавательные УУД:

- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.


Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

- осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

- самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

- самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;

- делить текст на части, составлять простой план;

- самостоятельно формулировать главную мысль текста;

- находить в тексте материал для характеристики героя;

- подробно и выборочно пересказывать текст;

- составлять рассказ-характеристику героя;

- составлять устные и письменные описания;

- по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

- высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

- относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

- различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;

- видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

Тематический план

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ    3 класс( 3 часа в неделю.  Всего 102 часа)

№ п/п

Название раздела, темы

Всего

часов

Кол-во

часов

Требования к результатам обучения по разделам

Форма контроля

теор.

прак.

Раздел I.Прощание с летом

4

3

1


Знать:

  • авторов изученных произведений;
  • понятие «собеседник»

Уметь:

  • владеть навыками грамотного осознанного чтения;
  • понимать содержание прочитанного

1.1

Г. Сапгир «Нарисованное солнце».

Ю. Ким «Светлый день»

1

1

1.2

В. Драгунский «Англичанин Павля»

1

1

1.3

Главы из повести Э.Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот»

1

1

1.4

Стихотворения К. Бальмонта  «Капля» и Б.Заходера «Что красивее всего?». Обучающее сочинение «Каким мне запомнилось лето»

1

1

Текущий

Раздел II.Летние приключения и путешествия

15

13

2



Знать:

  • жанры произведений;
  • что такое цитатный план;
  • средства выразительности;
  • определение повести и рассказа;
  • особенности стилей и речи

Уметь:

  • определять жанры произведений; анализировать произведения;
  • давать характеристику героев;
  • находить средства выразительности;
  • различать повесть и рассказ;
  • выделять особенности стиля и речи автора

2.1

Ю. Ким «Отважный охотник»

1

1

2.2

Главы из повести С. Голицына «Сорок изыскателей»)

3

3

2.3

Глава из повести И. Дика «В дебрях Кара-Бумбы»

1

1

2.4

Главы из повести М. Твена «Приключения Тома Сойера»

2

2

2.5

Внеклассное чтение по разделам 1-3

1

1

2.6

Б. Емельянов «Игра»

1

1

2.7

К. Паустовский «Кот-ворюга»

2

2

2.8

К. Паустовский «Жильцы старого дома»

2

2

2.9

Проверочная работа по разделам «Прощание с летом» и «Летние путешествия и приключения»

1

1

Тематический

2.10

Обучающее сочинение «Мои летние приключения»

1

1

Текущий

Раздел III.Природа летом

7

5

2

Знать:

  • образные средства языка;
  • понятие фрагмент;

3.1

С. Есенин «С добрым утром», Б.Пастернак «За поворотом»

1

1

3.2

А.Чехов «Степь» фрагмент, М.Пришвин «Золотой луг»

1

1

  • понятие стихотворения в прозе;
  • правила составления плана

Уметь:

  • находить образные средства языка;
  • видеть настроение произведения;
  • составлять план;
  • работать с иллюстрацией

3.3

Главы из повести А. Н. Толстого «Детство Никиты»

2

2

3.4

И. С. Тургенев «Голуби», И. А. Бунин «Розы»

1

1

3.5

Урок-практикум по развитию читательских умений. В. В. Бианки «Неслышимка»

1

1

Текущий

3.6

Проверочная работа по разделу  «Природа летом»

1

1

Тематический

Раздел IV. Уроки и переменки

11

10

1



Знать:

  • понятия герои рассказа, рассказчик и автор;
  • имена и фамилии авторов изученных произведений

Уметь:

  • находить нужный отрывок в тексте;
  • выражать чувства и характер действующих лиц;
  • эмоционально воспринимать текст

4.1

Фрагмент из книги Э. Успенского «Школа клоунов»

2

2

4.2

Урок-практикум по развитию читательских умений.Б.Заходер «Перемена»

1

1

4.3

Главы из книги  Г. Куликова «Как я влиял на Севку»

2

2

4.4

Б. Заходер «Вредный кот», главы  из повести Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков»

3

3

4.5

Стихи О. Григорьева о ребятах и секретах роста

1

1

4.6

Проверочная работа по разделу «Уроки и переменки»

1

1

Тематический

4.7

Внеклассное чтение по разделу 4. Книги о сверстниках, о школе.

1

1

Раздел V.Глухая пора листопада…

6

5

1



Знать:

  • что такое цитата

Уметь:

  • пользоваться цитатами из стихотворений

5.1

Стихотворения А,С.Пушкина «Осень», К.Бальмонта «Осень», Ф.Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

1

1

5.2

К. Паустовский «Мой дом»

1

1

5.3

Г. Сапгир «Четыре конверта»,Д. Самойлов «Перед снегом»

1

1

5.4

К. Паустовский«Прощание с летом»,

С.Есенин «Нивы сжаты…»

1

1

5.5

Проверочная работа по разделу «Глухая пора листопада»

1

1

Тематический

5.6

Урок внеклассного чтения. Знакомство

с современными  детскими журналами

1

1

Раздел VI.«И кот ученый свои мне сказки говорил…»

11

9

2


6.1

Стихотворения Г. Сапгира«Леса-чудеса», В. Берестова«Сказка»

1

1


Знать:

  • виды сказок и «сказочные приметы»;
  • план анализа характера героев;
  • авторов и произведения зарубежной литературы

Уметь:

  • определять виды сказок;
  • анализировать героев произведений;
  • выразительно читать;
  • самостоятельно читать, строить монологическое высказывание

6.2

Русская сказка «Кот и лиса»

1

1

6.3

Сказки «Никита Кожемяка», «Как мужик гусей делил»

1

1

6.4

СтихотворениеДж.Р.Р.Толкина «Ещё не выстыл сонный дом…», арабская сказка «Синдбад-мореход»

1

1

6.5

Ш. Перро «Ослиная шкура»

1

1

6.6

Г. Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»

1

1

6.7

Фрагмент из книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»

1

1

6.8

С. Маршак «Сказка про козла», стихотворение В. Высоцкого «Песня Кэрролла»

1

1

6.9

Проверочная работа по разделу «И кот ученый свои мне сказки говорил…»

1

1

Тематический

6.10

Внеклассное чтение. Сказки-путешествия

1

1

6.11

Обучающее сочинение

1

1

Текущий

Раздел VII.«Поет зима, аукает…»

9

6

3



Знать:

  • понятия: стихотворение, ритм, рифма, настроение;
  • способы заучивания стихов;
  • особенности лирических произведений

Уметь:

  • выразительно рассказывать стихи, опираясь на правила выразительного чтения

7.1

С. Есенин «Поет зима, аукает…», «Пороша»

1

1

7.2

К. Бальмонт «Снежинка», И. Бродский  «Вечером»

1

1

7.3

Ю. Мориц «Настоящий секрет»,  

А. Барто «В защиту Деда Мороза»

1

1

7.4

Урок-практикум по развитию читательских умений.В. Драгунский «Кот в сапогах»

1

1

Текущий

7.5

Б. Пастернак «Снег идет», А. Башлачёв

«Рождественская», Д. Самойлов «Город зимний»

1

1

7.6

В. Бианки «По следам»

1

1

7.7

Проверочная работа по разделу «Поёт зима, аукает…»

1

1

Тематический

7.8

Обучающее сочинение

1

1

Текущий

7.9

Внеклассное чтение. Сказка-пьеса С. Маршака «Двенадцать месяцев»

1

1

Раздел VIII.Животные в нашем доме

6

5

1

Знать:

  • схему анализа произведений о животных

Уметь:

  • анализировать произведения о животных;
  • составлять план;
  • соотносить текст и иллюстрации

8.1

В. Берестов «Прощание с другом», Г. Сапгир «Морская собака»

1

1

8.2

Д. Мамин-Сибиряк «Медведко»

1

1

8.3

Глава «Ханг и Чанг» из книги Ю. Коринца «Там, вдали, за рекой», В.Драгунский «Дымка и Антон»

1

1

8.4

Ю. Коваль «Капитан Клюквин»

1

1

8.5

Ю. Мориц «Пони», «Любимый пони»

1

1

8.6

Проверочная работа по разделу «Животные в нашем доме»  

1

1

Тематический

Раздел IX.  Мы с мамой и папой

9

7

2




Знать:

  • схему составления словесного портрета


Уметь:

  • составлять словесный портрет, картины;
  • анализировать и оценивать прочитанное

9.1

Э. Успенский «Все в порядке», «Если был бы я девчонкой»  

1

1

9.2

В. Драгунский «Бы…»

1

1

9.3

Ю. Коринец . Глава «Подарки под подушкой» из книги «Там, вдали, за рекой» А. Барто «Разговор с дочкой», «Перед сном»

1

1

9.4

И. Дик «Красныеяблоки»

1

1

9.5

В. Драгунский «Девочка на шаре»

1

1

9.6

В. Драгунский «Тайное всегда становится явным»

1

1

9.7

С. Маршак «Хороший день»

1

1

9.8

Сочинение о своей семье

1

1

Текущий

9.9

Проверочная работа по разделу «Мы с мамой и папой»

1

1

Тематический

Раздел X.«Наполним музыкой сердца…»

6

5

1


Знать:

  • что такое главная тема произведения


Уметь:

  • определять главную тему произведения;
  • выбирать цитаты для сочинений;
  • воспринимать чувства и настроения музыки 

10.1

О. Мандельштам «Рояль». И. Тургенев «Певцы» (фрагмент)

1

1

10.2

К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

2

2

10.3

Г. Цыферов. Фрагмент из книги «Тайна запечного сверчка»

1

1

10.4

В. Драгунский «Независимый Горбушка»

1

1

10.5

Проверочная работа по разделу «Наполним музыкой сердца…»

1

1

Тематический

Раздел XI. День смеха

3

3

-

Знать:

  • особенности сюжетного стихотворения, стихов двустиший

Уметь:

  • выразительно читать стихи, анализировать чтение

11.1

Г. Сапгир «Смеяцы», «Людоед и принцесса, или Все наоборот»

1

1

11.2

В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора»

1

1

11.3

Двустишия О. Григорьева, стих-е  Ю. Мориц «Малиновая кошка»

1

1

Раздел XII.«О весна, без конца и без краю…»

5

3

2



Знать:

  • средства выразительности,
  • схему анализа поэтического и прозаического произведения

Уметь:

  • определять темп, тон, громкость речи; анализировать прочитанное произведение

12.1

А. Макаревич «Снег…», Ф. Тютчев «Ещё земли печален вид…», А. Блок «Ветер принёс издалека…»

1

1

12.2

В. Маяковского «Тучкины штучки», О. Мандельштама «Калоша», С. Чёрного «Зелёные стихи»

1

1

12.3

Проверка уровня  развития читательских умений. А. Толстой,  глава «Весна» из повести «Детство Никиты»

1

1

Итоговый

12.4

Б. Окуджава «Весна»

1

1

12.5

Проверочная работа по разделам «День смеха» и «О весна, без конца и без краю…"

1

1

Тематический

Раздел XIII.День Победы

4

4

-

Знать:

  • авторов и названия изученных произведений и их краткое содержание

Уметь:

  • определять тему и характер произведения;
  • составлять цитатный план

13.1

А. Ахматова «Памяти друга»

1

1

13.2

В. Драгунский «Арбузный переулок»

1

1

13.3

В. Высоцкий «Он не вернулся из боя»,

Б. Окуджава «Король», А. Твардовский «Я знаю, никакой моей вины …»

1

1

13.4

Внеклассное чтение. «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет»

1

1

Раздел XIV. Родная земля

6

4

2



Знать:

  • авторов и названия изученных произведений и их краткое содержание

Уметь:

  • анализировать произведения, выразительно и грамотно читать

14.1

К. Паустовский «Бескорыстие»

1

1

14.2

В. Бахаревский, Г. Цыферов. Фрагмент из книги «Ты, Россия моя»; М.Цветаева «Домики старой Москвы»

1

1

14.3

С. Козлов «Где живет солнце?»

1

1

14.4

Проверка техники чтения

1

1

Итоговый

14.5

Внеклассное чтение. Любимые книги. Любимые писатели

1

1

14.6

Урок-отчёт «В одном счастливом детстве»

1

1

ВСЕГО

102

82

54

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3-й класс –102 ч (3 часа в неделю)

Прощание с летом (4 ч).

Стихи Б. Заходера, К. Бальмонта, рассказы В. Драгунского, Э. Успенского о лете.

Летние путешествия и приключения (15 ч).

Стихи Ю. Кима, рассказы и отрывки из повестей К. Паустовского, С. Голицына, И. Дика, Б. Емельянова, М. Твена о летних поездках и походах, об интересных и полезных делах, о романтике летних игр и приключений.

Природа летом (7 ч).

Стихи С. Есенина, И. Бунина, Б. Пастернака, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, А. Чехова, А. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки о красоте и поэзии летней природы.

Уроки и переменки (11 ч).

Стихи Б. Заходера, О. Григорьева, отрывки из повестей Л. Гераскиной, Г. Куликова, Э. Успенского о школьной жизни, о дружбе, о необычных, но очень увлекательных уроках.

«Глухая пора листопада…» (6 ч).

Стихи А. Пушкина, Ф. Тютчева, К. Бальмонта, Д. Самойлова, Г. Сапгира, рассказы К. Паустовского о красоте и поэзии осенней природы, о многообразии осенних красок.

«И кот ученый свои мне сказки говорил…» (11 ч).

Русские народные сказки. Литературные сказки Ш. Перро, Г.-X. Андерсена, А. Волкова, пьеса-сказка С. Маршака, стихи о сказках и волшебстве.

«Поет зима, аукает…» (9 ч).

Стихи К. Бальмонта, С. Есенина, Б. Пастернака, И. Бродского, Д. Самойлова, А. Башлачёва, Ю. Мориц, А. Барто, рассказы В. Бианки, В. Драгунского о красоте зимней природы, её красках и звуках, о новогоднем празднике.

Животные в нашем доме (6 ч).

Стихи В. Берестова, Ю. Мориц, Г. Сапгира, рассказы Д. Мамина-Сибиряка, Ю. Коваля, Ю. Коринца, В. Драгунского о животных, их повадках, характерах, о дружбе людей и животных.

Мы с мамой и папой (9 ч).

Стихи А. Барто, С. Маршака, Э. Успенского, рассказы И. Дика, В. Драгунского, Ю. Коринца о семье, о детях и родителях, о взаимоотношениях и взаимопонимании в семье, о серьёзных проблемах и счастливых днях.

«Наполним музыкой сердца…» (6 ч).

Стихи для детей О. Мандельштама, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, В. Короленко, К. Паустовского, маленькие сказки Г. Цыферова о музыкантах и музыке, о роли искусства в человеческой жизни, о влиянии музыки на душу человека.

День смеха (3 ч).

Весёлые юмористические стихи Г. Сапгира, Ю. Мориц, О. Григорьева, Ю. Владимирова, рассказ В. Драгунского, отрывок из повести Э. Успенского о весёлых людях и событиях, о чувстве юмора.

«О весна, без конца и без краю…» (5 ч).

Стихи Ф. Тютчева, А. Блока, В. Маяковского, О. Мандельштама, Саши Чёрного, Б. Окуджавы, А. Макаревича, отрывок из повести А. Толстого о весне, о весенней природе.

День Победы (4 ч).

Стихи-размышления А. Ахматовой, А. Твардовского, Б. Окуджавы, В. Высоцкого о трагизме войны, о человеческих судьбах, через которые прошла война; рассказ В. Драгунского о военном детстве.

Родная земля  (5 ч).

Произведения К. Паустовского, Г. Цыферова и других писателей о России, о любви к родной земле.

Таблица требований к умениям обучающихся

по чтению (программный минимум)

Линии развития учащихся средствами предмета «Чтение и начальное литературное образование»:

  • овладение функциональной грамотностью;
  • овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текста;
  • овладение умениями и навыками различных видов устной и письменной речи
  • определение своего эмоционально-оценочного от ношения к прочитанному,
  • развитие умения объяснять это отношение
  • приобщение к литературе как к искусству слова;
  • приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях

3-й класс

  • осознанное, правильное, выразительное чтение;
  • умение самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
  • умение самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
  • деление текста на части, составление простого плана;
  • самостоятельное формулирование главной мысли текста;
  • нахождение в тексте материала для характеристики героя;
  • подробный и выборочный пересказ текста;
  • составление рассказа характеристики героя;
  • составление устных и письменных описаний
  • умение по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили
  • высказывание и аргументирование своего отношения к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему)
  • относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определенным признакам;
  • различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;
  • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
  • соотносить авторов, названия и героев прочитанных произведений

Виды и формы контроля.

  1. Текущий.
  • Беседа по вопросам.
  • Составление плана.
  • Озаглавливание частей рассказа.
  • Выборочное чтение.
  • Выразительное чтение.
  • Чтение по ролям.
  • Рассказ по ключевым словам.
  • Рассказ от лица героя.
  • Чтение наизусть.
  • Пересказ текста по частям.
  1. Тематический.
  • Чтение наизусть стихотворений
  • Проверка уровня начитанности
  1. Итоговый
  • Комплексная проверочная работа
  • Проверка техники чтения без учета темпа
  • Проверка уровня начитанности и умения работать с книгами.

            Материалы для текущего и тематического контроля  используются из авторских методических пособий.

Предметная методика

- Технология проблемного диалога (структура параграфов)

- Технология оценивания (правило самооценивания)

- Технология продуктивного чтения (задания по работе с текстом)

- Задания по групповой работе.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

для 3 класса


п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Элементы

содержания

Требования к уровню

подготовки

обучающихся

Вид

контроля

Элементы

дополнительного

(необязательного)

содержания

Домашнее

задание

Дата

проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Раздел 1. Прощание с летом (4 часа)

1

Знакомство с учебником.

Г. Сапгир «Нарисованное солнце».

Ю. Ким «Светлый день»

1

Комбинированный урок

Чтение стихотворных произведений наизусть (декламация)

Уметь заучивать наизусть и выразительно читать стихотворение с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, логического ударения

с. 4–5 (учебник).

Выучить одно стихотворение по выбору

2

Чем можно гордиться? (Рассказ В. Драгунского «Англичанин Павля»)

1

Комбинированный урок

Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения

Расширять понятие о жанре юмористического рассказа.

Уметь соотносить понятия герой – персонаж – рассказ – автор

Текущий контроль. Чтение стихотворения наизусть

Характер героя, его поступки и их мотивы

с. 8–11 (учебник);

с. 1, № 1 (тетрадь)

3

«Взрослая» жизнь дяди Фёдора, Матроскина и Шарика (Главы из повести Э.Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот»)

1

Комбинированный урок

Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения

Расширять понятие о жанре юмористического рассказа.

Уметь соотносить понятия герой – персонаж – рассказ – автор

Текущий контроль

Характеристика героев

с.12-18, чтение по ролям главы 2 и 3.

4

Лето волшебное и разное (Стих-яК. Бальмонта  «Капля» и Б.Заходера«Что красивее всего?»)Обучающеесочинение «Каким мне запомнилось лето»

2

Урок развития связной речи

Составление небольшого устного текста на заданную тему

Уметь выразительно читать стих-еФормирование умения писать на заданную тему.

Текущий контроль. Написание сочинения

Составление устных и письменных описаний-миниатюр

с. 20–21 (учебник) выр.чтен.; с. 3, № 3 (тетр.) сочинение-миниатюра

Раздел 2. летние приключения и путешествия (15 часов)

5

Введение в  раздел. Ю. Ким «Отважный охотник». Анализ творческих работ

1

Урок ознакомления с новым материалом

Определение темы и главной мысли произведения

Уметь:

– осознанно, правильно, выразительно читать подготовленный текст;

– читать текст вслух в равномерном темпе без учета скорости

Текущий контроль. Выразительное чтение

с. 24 (учебник); выучить стихотворение наизусть

6-7

Приключения изыскателей

( Главы 1 и 3 из повести С. Голицына «Сорок изыскателей»)

2

Урок развития умений и навыков

Деление текста на смысловые части, составление простого плана

Уметь делить текст на части, составлять простой план

Текущий контроль. Составление плана

План из предложений текста (цитатный план)

с. 25–33 (учебник); с. 4, № 2 (тетрадь)

8

Какие они – настоящие изыскатели? (Глава 4 из повести С. Голицына «Сорок изыскателей»)

1

Урок развития умений и навыков, игра «Узнай героя»

Деление текста на смысловые части, составление простого плана, составление небольших монологических высказываний с опорой на авторский текст

Уметь:

– делить текст на части, составлять простой план;

–высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении

Текущий контроль. Составление плана. Высказывание о героя

Обучение работе над образом литературного героя: портрет, детали биографии, черты личности, речь героя, отношение автора к герою, собственное отношение к герою

с. 34–43 (учебник); с. 4, № 2 (тетрадь)


9

Повесть о летних путешествиях (Глава из повести И. Дика «В дебрях Кара-Бумбы»)

1

Урок объяснения нового материала

Определение темы и главной мысли произведения. Деление текста на смысловые части, составление простого плана

Уметь:

–определять тему и главную мысль;

– делить текст на части;

–составлять простой план

Текущий контроль. Определение темы.Составление плана

Развитие умения выделять ключевые слова в тексте, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли, сравнивать жанры повесть и рассказ

с. 44–54 (учебник) подготовить выразительное чтение отрывка по выбору

10-11

Во что верят и  играют мальчишки? (Главы из повести М. Твена «Приключения Тома Сойера»). Знакомство с

героями и местом действия.

2

Урок объяснения нового материала

Развитие умения по ходу чтения представлять картины, устно выражать то, что

представили. Высказывание оценочных суждений о прочитанном произведении

Уметь:

 –высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;

–подробно и выборочно пересказывать текст

Текущий контроль. Высказывание о герое

Обучение работе над образом литературного героя: портрет, речь героя, отношение автора к герою, собственное отношение к герою Пересказ прочитанного (подробный и выборочный)

с. 55–68 (учебник); с. 7, № 1 (тетрадь)

12

Внеклассное чтение по разделам 1-3. Игра становилась жизнью (А.Гайдар «Тимур и его команда»)

1

Урок развития умений и навыков

Целостное восприятие произведения; отработка техники чтения

Уметь самостоятельно работать с книгой, анализировать текст

Составление отзыва о прочитанном

Составление рассказов и анализа

(по прочитанному)

Г. Снегирев «В разных краях»,

В. Арсеньев «Встречи в тайге»

13

Как слава пришла к Гайдару (Б. Емельянов «Игра»)

1

Комбинированный урок

Текущий контроль. Ответы на вопросы, с. 73

с. 69–73 (учебник); с. 8, № 2 (тетрадь)

14-15

Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (К. Паустовский «Кот-ворюга»). Работа с понятиями образ– персонаж, автор

2

Комбинированный урок

Развитие умения соотносить авторов, названия и героев прочитанных произведений

Уметь оценивать события, героев произведения.

Знать понятия образ, автор

Текущий контроль. Ответы на вопросы, с. 77

Соотношение понятий герой – персонаж – рассказчик – автор

с.74- 77, № 2 (учебник); с. 9, № 3 (тетрадь)

16-17

Необычная жизнь обычных жильцов старого дома (К. Паустовский «Жильцы старого дома»)

2

Урок развития умений и навыков

Деление текста на смысловые части. Высказывание оценочных суждений о прочитанном произведении

Уметь пересказывать текст

Текущий контроль. Составле-ние плана

Составление устных рассказов о героях произведений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи

с. 78–81 (учебник), читать;

с. 85, № 1, 2

18

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделам «Прощание с летом» и «Летние путешествия и приключения»

1

Урок повторения, обобщения и систематизации знаний

Знать:

 –названия, содержание изученных произведений;

Текущий контроль. Проверочная работа № 1.

19

Обучающее сочинение «Мои летние приключения»

1

Урок развития умений и навыков

Составление небольшого устного текста на заданную тему

Формирование умения писать на заданную тему.

Знать:

  –этапы подготовки к сочинению

Написание сочинения

Составление устных и письменных описаний-миниатюр

с.10-11 (тетрадь)

Раздел 3. природа летом (7 часов)

20

Введение в раздел.

Стихотворения С. Есенина «С добрым утром», Б.Пастернака «За поворотом»

1

Урок ознакомления с новым материалом

Чтение стихотворных произведений наизусть

Уметь видеть в художественном произведении средства художественной выразительности

Текущий контроль

Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии)

с. 88, 107 (учебник); выучить наизусть стихотворение по выбору

21

Краски и звуки лета (А.Чехов «Степь» фрагмент, М.Пришвин «Золотой луг»)

1

Урок ознакомления с новым материалом

Высказывание оценочных суждений о прочитанном произведении

Уметь:

 –высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;

–подробно и выборочно пересказывать текст

Текущий контроль. Высказывание о прочитанном

с.89-91, 106 выразительное чтение, выписать цитаты в тетрадь на страницу «Лето» (с.20)

22

Отчего так хорошо ранним летним утром? (Глава «В купальне» из повести А. Н. Толстого «Детство Никиты»)

1

Урок развития умений и навыков

Осознанное чтение текста художественного произведения

Уметь видеть в художественном произведении сравнения, эпитеты, олицетворения

Текущий контроль. Выразительное чтение

с. 92–94 (учебник), выразительно читать

23

Спасительная сила летней грозы (Глава «Стрелка барометра» из повести А. Н. Толстого «Детство Никиты»)

1

Урок развития умений и навыков

Высказывание и аргументация своего отношения к прочитанному

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении

Текущий контроль. Выразительное чтение

Сравнения, олицетворения, эпитеты в художественном тексте

с.94 - 98 (учебник), выразительно читать, рисунок к одному из эпизодов главы

24

Картины летнего дня (И. С. Тургенев «Голуби».

И. А. Бунин «Розы»)

1

Урок развития умений и навыков

Чтение стихотворных произведений наизусть

Уметь видеть в произведении средства художественной выразительности

Чтение стихотворения наизусть

Сравнение, олицетворение, эпитет в художественном произведении

с. 99–100; выразительное чтение, с.101 стихотворение наизусть

25

Урок-практикум по развитию читательских умений.В. В. Бианки «Неслышимка»

1

Урок развития умений и навыков

Тренинговая работа в форме теста по развитию читательских умений

Уметь самостоятельно работать с художественным произведением, анализировать текст

Текущий контроль

Работа с тестом

Нарисовать рисунок к одному из эпизодов текста

26

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу «Природа летом»

1

Урок повторения, обобщения и систематизации знаний

Знатьназвания, содержание изученных произведений

Тематический контроль

с. 20 (тетрадь), написать сочинение-зарисовку по летним впечатлениям

Раздел 4. уроки и переменки (11 часов)

27-28

Введение в раздел. Необычная школа (Фрагмент из книги Э. Успенского «Школа клоунов»)

2

Урок ознакомления с новым материалом

Умение самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрациям, ключевым словам

Уметь высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному

Текущий контроль. Определение темы

Формирование умения писать на тему. Этапы подготовки к сочинению

с.110-127 Сочинение-фантазия на тему «Шко-ла моей мечты»

29

Урок-практикум по развитию читательских умений.Б.Заходер «Перемена»

1

Урок развития умений и навыков

Тренинговая работа в форме теста по развитию читательских умений

Уметь самостоятельно работать с художественным произведением, анализировать текст

Текущий контроль

Работа с тестом

с.128, выучить наизусть

30-31

Легко ли быть Песталоцци? (Главы из книги  Г. Куликова «Как я влиял на Севку»)

2

Урок объяснения нового материала

Осознанное чтение текста худож-ого произведения.

Составление характеристик героев и их сравнение, анализ событий, героев произведения

Уметьсам-но прогноз-ть содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрациям, ключевым словам, находить в тексте материал для характеристики героя

Текущий контроль. Чтение стихотворения наизусть

Обучение работе над образом лит-го героя: портрет, речь героя, отношение автора к герою, собственное отношение к герою Характеристика героя

с. 129–143, чтение по ролям главы 3; № 3 (тетрадь)

32

Путь в Страну невыученных уроков (Б. Заходер «Вредный кот», главы 1-4 из повести Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков»)

1

Урок объяснения нового материала

Определение темы и главной мысли произведения

Уметь осознанно, правильно, выразительно читать подготовленные тексты

Текущий контроль. Определение темы

с. 147–151; озаглавить части

33-34

Испытания для Виктора Перестукина (Главы 5-12 из повести Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков»)

2

Комбинированный урок

Составление плана; озаглавливание частей произведения

Уметь:

– делить текст на смысловые части;

– составлять вопросы к прочитанному

Текущий контроль. Составление плана

с. 151–167;

озаглавить

части 5–6 , пересказ глав 9, 10, 11, 12 на выбор

35

Стихи О. Григорьева о ребятах и секретах роста

1

Урок объяснения нового материала

Декламация. Чтение стихотворных

произведений наизусть

Уметь читать стихотворные произведения наизусть

Тематический контроль. Чтение стихотворения наизусть

с. 173.

Выучить

наизусть

одно стихотворение по выбору

36

Обобщение по разделу  

Проверочная работа по разделу «Уроки и переменки»

1

Урок проверки

и коррекции

знаний и умений

Знать названия,

основное содержание изученных произведений

Проверочная работа

№ 3.

Тематический контроль

Творческие работы. Сочинение сказок, рассказов

Написать

сочинение

на одну из

тем: «Если бы я был учителем»;

«На каких уроках мне не бывает скучно»

37

Внеклассное чтение по разделу 4. Книги о сверстниках, о школе.

1

Урок-соревно-вание

Самостоятельное чтение книг

Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору)

Текущий контроль. Чтение стих. наизусть

Раздел 5. ГЛУХАЯ ПОРА ЛИСТОПАДА… (6 часов)

38

Введение в раздел. Такая разная осень… (Стих-я А,С.Пушкина «Осень», К.Бальмонта «Осень», Ф.Тютчева «Есть в осени первоначальной…»)

1

Урок развития умений и навыков

Чтение стихотворных произведений наизусть по выбору

Уметь читать стихотворные произведения наизусть

Текущий контроль. Выразительное чтение

с.176-178, выучить наизусть по выбору

39

Что заслуживает описания? (К. Паустовский «Мой дом»)

1

Комбинированный урок

Пересказывание

текста

Уметь пересказывать текст

Текущий контроль. Пересказ

с. 179–181,

пересказ

40

Стихи о «близости снега» (Г. Сапгир «Четыре конверта»,

Д. Самойлов «Перед снегом»)

1

Урок развития умений и навыков

Чтение стихотворных произведений наизусть по выбору

Уметь читать стихотворные произведения наизусть

Текущий контроль. Чтение стих. наизусть

с. 182–184, выучить наизусть одно стих. по выбору

41

Как приходит зима (К. Паустовский «Прощание с летом»,  С.Есенин «Нивы сжаты…»)

1

Урок развития умений и навыков

Уметь читать осознанно текст художественного произведения

Текущий контроль. Выразительное чтение

Заучивание наизусть и выразительное чтение небольших отрывков прозы с использованием соответствующей интонации

с. 185-188 выучить наизусть

1, 2 и 8-й

Абзацы части 4

42

Обобщение по разделу

Проверочная работа по разделу «Глухая пора листопада».

1

Урок связной речи

Различение жанров художественной литературы

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений

Проверо-чная работа № 4.

Тематический контроль

Написать

сочинение

по наблюдениям

на тему «Разная осень»

43

Урок внеклассного чтения. Знакомство

с современными  детскими журналами


Проверка техники чтения за 2 четверть

1

Урок-игра

Различение элементов книг, журналов (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрации, аннотация)

Уметь высказывать оценочные суждения по прочитанным произведениям

Текущий контроль. Ответы на вопросы

Периодические издания для детей

Журналы

«Мурзилка», «Миша», «Почему»

Раздел 6. «И кот ученый свои мне сказки говорил…» (11 часов)

44

Введение в раздел.

Стихотворения Г. Сапгира

«Леса-чудеса», В. Берестова

«Сказка»

1

Урок ознакомления с новым материалом

Заучивание наизусть и выразительное чтение

стихотворений с использованием соответствующей интонации, тона

Уметь заучивать наизусть и выразительно читать стихотворения

Текущий контроль. Выразительное чтение

с.192-194, выучить наизусть

45

Сказка – ложь, да в ней намёк…» (Русская сказка «Кот и лиса»)

1

Урок ознакомления с новым материалом

Сравнение, олицетворение, эпитет в художественном произведении

Знать особенности языка народных сказок

Текущий контроль. Пересказ

Прочитать самостоятельно сказку «Никита Кожемяка», выяснить значение непонятных слов

46

Какие ещё бывают сказки? (Сказки «Никита Кожемяка», «Как мужик гусей делил»)

1

Урок развития умений и навыков

Сравнение, олицетворение, эпитет в художественном произведении

Знать особенности языка народных сказок

Текущий контроль. Пересказ

Самостоятельно прочитать сказку «Синдбад-мореход»

47

Мир волшебной сказки (СтихотворениеДж.Р.Р.Толкина «Ещё не выстыл сонный дом…», арабская сказка «Синдбад-мореход»)

1

Урок развития умений и навыков

Озаглавливание частей текста

Уметь делить текст на части и озаглавливать части

Текущий контроль. Определение темы части

с.6-13, задания 2, 3 (учебник)

48

За что награждают в сказках? (Ш. Перро «Ослиная шкура»)

1

Урок развития умений и навыков

Выделение ключевых слов в тексте или частях текста

Уметь находить в тексте ключевые слова

Текущий контроль. Определение темы

Самостоятельно прочитать сказку «Стойкий оловянный солдатик»

49

Может ли оловянный солдатик быть стойким? (Г. Х. Андерсен

«Стойкий оловянный солдатик»)

1

Урок развития умений и навыков

Обучение пересказу текста

Уметь пересказывать текст

Текущий контроль.

Пересказ

С.24-29, пересказ

сказки

50

Уроки сказочной повести (Фрагмент из книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»)

1

Урок развития умений и навыков

Обучение краткому и подробному пересказу текста

Уметь подробно и кратко пересказывать текст

Текущий контроль.

Пересказ

с.33 задание 3 (тетрадь)

51

Сказка для театра (С. Маршак «Сказка про козла»)

1

Урок ознакомления с новым материалом

Пьеса. Признаки драматического произведения

Уметь составлять план

Текущий контроль.

Составление плана

Пьеса

Составить план из пословиц.

Задание 2,

(тетрадь,

с. 29)

52

Обобщение по разделу. Стихотворение В. Высоцкого «Песня Кэрролла».Проверочная работа по разделу«И кот ученый свои мне сказки говорил…»

1

Урок развития связной речи

Различение жанров художественной литературы

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений

Тематический контроль. Проверочная  работа

Подготовка к внеклассному чтению. Прочитать: В. Губарев «Королевство Кривых зеркал», С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

53

Внеклассное чтение. Сказки-путешествия.

1

Урок развития умений и навыков

Формирование умения использовать выборочное чтение для подтверждения мысли

Уметь высказывать оценочные суждения  по прочитанному

Текущий контроль. Выборочное чтение

С. Маршак

«Двенадцать месяцев»

54

Обучающее сочинение

1

Урок развития умений и навыков

Составление небольшого устного текста на заданную тему

Формирование умения писать на заданную тему.

Знать:

  –этапы подготовки к сочинению

Написание сочинения

Письменные творческие работы по окончании чтения каждого раздела. Составление устных и письменных описаний-миниатюр

с.30-31 (тетрадь)

Раздел 7. «Поет зима, аукает…» (9 часов)

55

Анализ творческих работ. Введение в раздел. Звуки и краски зимы (Стихотворения  С. Есенина «Поет зима, аукает…», «Пороша»)

1

Урок развития умений и навыков

Формирование умения понимать образные выражения, представлять картину, нарисованную автором

Знать авторов и героев произведений

Тематический контроль. Проверочная работа№ 5.

с.52-53, выучить

стихотворение наизусть по выбору

56

«Подарки» зимы (Стих-я К. Бальмонта «Снежинка»,

И. Бродского «Вечером»)

1

Урок развития умений и навыков

Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа

Уметь заучивать наизусть и выразительно читать стихотворения

Текущий контроль.

Чтение наизусть

с.54-55, выучить стихотворение по выбору наизусть.

57

В ожидании новогоднего чуда (Стих-я Ю. Мориц «Настоящий секрет»,  

А. Барто «В защиту Деда Мороза»)

1

Урок развития умений и навыков

Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа

Уметь заучивать наизусть и выразительно читать стихотворения

Текущий контроль.

Чтение наизусть

с.56-57, выучить стихотворение по выбору наизусть.

58

Урок-практикум по развитию читательских умений.В. Драгунский «Кот в сапогах»

1

Урок развития умений и навыков

Тренинговая работа в форме теста по развитию читательских умений

Уметь самостоятельно работать с художественным произведением, анализировать текст

Текущий контроль

Работа с тестом

с.58-62, выразительное чтение

59

Зимние впечатления (Стих-я Б. Пастернака «Снег идет», А. Башлачёва

«Рождественская»,

Д. Самойлова «Город зимний»)

1

Урок развития умений и навыков

Сравнение, олицетворение, эпитет. Формирование умения понимать образные выражения

Уметь находить сравнения, олицетворения, эпитеты без определения терминов

Текущий контроль.

Чтение наизусть

с.63-65, выучить одно стихотворение по выбору наизусть

60

Суровые законы жизни зимнего леса (В. Бианки «По следам»)

1

Урок развития умений и навыков

Самостоятельное разделение текста на части, озаглавливание частей

Уметь делить текст на части

Текущий контроль.

Озаглавить части

Озаглавить части. Ответить на вопросы,

с. 73

61

Обобщение  по разделу. Проверочная работа по разделу «Поёт зима, аукает…»

1

Урок связной речи

Различение жанров художественной литературы

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений

Проверо-чная работа.

Тематический контроль

Прочитать сказку С. Маршака «Двенадцать месяцев».

62

Обучающее сочинение

1

Урок развития связной речи

Формирование умения писать на тему: обсуждение темы, формулирование главной мысли, составление плана

Уметь писать сочинение на выбранную тему

Написание сочинения

Письменные творческие работы по окончании чтения каждого раздела. Составление устных и письменных описаний-миниатюр

с.45-46 (тетрадь)

63

Внеклассное чтение. Сказка-пьеса С. Маршака «Двенадцать месяцев». Анализ творческих работ

1

Урок развития умений и навыков

Выборочный пересказ текста

Уметь пересказывать текст

Текущий контроль.

Пересказ

Пьеса

Придумать свою концовку сказки-пьесы

Раздел 8. животные в нашем доме (6 часов)

64

Введение в раздел.

Стих-яВ. Берестова «Прощание с другом», Г. Сапгира «Морская собака»

1

Урок развития умений и навыков

Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа

Уметь заучивать наизусть и выразительно читать стихотворения

Текущий контроль.

Чтение наизусть

с.76, 89, выучить стихотворение по выбору наизусть.

65

У каждого – своё место в природе (Д. Мамин-Сибиряк «Медведко»)

1

Урок развития умений и навыков

Пересказ текста

Уметь пересказывать текст

Текущий контроль.

Пересказ

с.76-81, подготовить пересказ текста от 3-го лица

66

Замечательные собаки (Глава «Ханг и Чанг» из книги Ю. Коринца «Там, вдали, за рекой», В.Драгунский «Дымка и Антон»)

1

Урок развития умений и навыков

Умение находить в произведении слова, выражения, которые автор использует для описания или характеристики

Уметь отвечать на вопросы к тексту

Текущий контроль.

Выразительное чтение

с.48 № 2 (тетрадь)

67

Каждый ли клёст может стать капитаном? (Ю. Коваль «Капитан Клюквин»)

1

Урок развития умений и навыков

Самостоятельное деление текста на части, озаглавливание частей

Уметь делить текст на части и озаглавливать части

Текущий контроль. Пересказ

с.90-98, прочитать, озаглавить и пересказать 6-ю часть рассказа

68

Удивительные пони Ю.Мориц (Стих-яЮ. Мориц «Пони», «Любимый пони»)

1

Урок развития умений и навыков

Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа

Уметь заучивать наизусть и выразительно читать стихотворения

Текущий контроль.

Чтение наизусть

с.99-101, выучить стихотворение по выбору наизусть.

69

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу«Животные в нашем доме»  

1

Урок связной речи

Различение жанров художественной литературы

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений

Проверо-чная работа.

Тематический контроль

Написать сочинение, темы даны на с.101 учебника.

Раздел 9. мы с мамой и папой (9 часов)

70

Введение в раздел. Стих-яЭ. Успенского «Все в порядке», «Если был бы я девчонкой»

1

Урок развития умений и навыков

Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа

Уметь заучивать наизусть и выразительно читать стихотворения

Текущий контроль.

Чтение наизусть

с.104-105, выучить стихотворение по выбору наизусть.

71

Мечты о «взрослой» жизни (В. Драгунский «Бы…»)

1

Урок развития умений и навыков

Умение самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрациям, ключевым словам

Уметь высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному

Текущий контроль. Определение темы

с.106-108, пересказ

72

Подарки – это серьёзное дело (Ю. Коринец . Глава «Подарки под подушкой» из книги «Там, вдали, за рекой» А. Барто «Разговор с дочкой», «Перед сном»)

1

Урок развития умений и навыков

Умение заучивать наизусть небольшие отрывки прозы

Уметь заучивать наизусть отрывки из прозы

Текущий контроль. Чтение наизусть

с.109-111, выучить наизусть отрывок из рассказа

73

Во что нельзя «играть»? (И. Дик «Красные яблоки»)

1

Урок развития умений и навыков

Составление устных описаний-миниатюр

Уметь писать сочинение на заданную тему

Текущий контроль.

Чтение наизусть

с.115, сочинение –миниатюра (ответ на вопрос 4)

74

Что такое взаимопонимание? (В. Драгунский «Девочка на шаре»)

1

Урок развития умений и навыков

Умение составлять план из предложений текста

Уметь составлять план

Текущий контроль. Составление плана

Цитата

с.116-124, озаглавить части 4, 5, 6, 7-ю.

75

Когда мама сердится… (В. Драгунский «Тайное всегда становится явным»)

1

Урок развития умений и навыков

Самостоятельное деление текста на части и озаглавливание частей

Уметь делить текст на части

Текущий

контроль.

Делить текст на части

с.125-127, разделить текст на три части.

Озаглавить получивши-еся части

76

Хорошо, когда рядом – папа! (С. Маршак «Хороший день»)

1

Урок развития умений и навыков

Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа

Уметь заучивать наизусть и выразительно читать стихотворения

Текущий контроль.

Чтение наизусть

с.128-131, выучить стихотворение (или отрывок из стих-я) наизусть.

77

Творческая работа –сочинение о своей семье

1

Урок развития связной речи

Формирование умения писать на тему: обсуждение темы, формулирование главной мысли, составление плана

Уметь писать сочинение на выбранную тему

Написание сочинения

Письменные творческие работы по окончании чтения каждого раздела. Составление устных и письменных описаний-миниатюр

Оформить сочинение рисунками, фотографиями

78

Анализ творческих работ. Обобщение по разделу  Проверочная работа по разделу «Мы с мамой и папой»

1

Урок развития связной речи

Различение жанров художественной литературы

Знать названия, основное содержание изученных литерат-х произведений

Тематич контроль.

Проверочная работа

Раздел 10. «Наполним музыкой сердца…» (6 часов)

 79

Введение в раздел. Стих-е

О. Мандельштама «Рояль». И. Тургенев «Певцы» (фрагмент)

1

Урок развития умений и навыков

Обучение пересказу

Уметь пересказывать текст

Текущий контроль.

Пересказ

с.134,

151-154, подготовить к пересказу любую часть

80

Как рождается музыка (К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»)

1

Урок развития умений и навыков

Обучение подробному пересказу

Уметь пересказывать текст

Текущий контроль.

Пересказ

с.135-145,  пересказ 1 и 2-й частей

81

Волшебная сила бессмертной музыки (К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»)

1

Урок развития умений и навыков

Обучение выборочному пересказу

Уметь пересказывать текст

Текущий контроль.

Выборочный пересказ

с. 145 вопрос 2

82

Сказка о маленьком Моцарте (Г. Цыферов.Фрагмент из книги «Тайна запечного сверчка»)

1

Урок развития умений и навыков

Обучение выразительному чтению

с использованием соответствующей интонации, тона, темпа и логического ударения

Уметь выразительно читать

Текущий контроль.

Выразительное чтение

с.146-150, подготовить диалог Моцарта и Сверчка к инсценированию

83

Какими бывают встречи с писателями? (В. Драгунский «Независимый Горбушка»)

1

Урок развития умений и навыков

Формировать умение писать на тему

Уметь находить ключевые слова

Текущий контроль

Написать сочинение на тему «Что я представляю, слушая музыку»

84

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу«Наполним музыкой сердца…»

1

Урок развития связной речи

Различение жанров художественной литературы

Знать авторов и героев произведений

Тематический контроль.

Проверочная работа

Раздел 11. день смеха (3 часа)

85

Введение в раздел. Стих-яГ. Сапгира «Смеяцы», «Людоед и принцесса, или Все наоборот»

1

Урок развития умений навыков

Формирование внимательного отношения к языку художественного произведения

Уметь  заучивать наизусть и выразительно читать

стихотворения

Текущий контроль.

Чтение наизусть

с.167-168, выучить стихотворение наизусть

86

Легко ли смеяться над собой? (В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора»)

1

Урок развития умений и навыков

Пересказ текста

Уметь выразительно читать произведения

Текущий контроль.

Выразительное чтение

с.169-172, пересказ по плану и опорным словам

87

Весёлые стихи (Двустишия О. Григорьева, стих-е  Ю. Мориц «Малиновая кошка»)

1

Урок развития умений и навыков

Формировать умение писать на тему произведений

Уметь выразительно читать произведения

Текущий контроль.

Выразительное чтение

Написать сочинение о смешном случае из жизни

Раздел 12. «Овесна, БЕЗ КОНЦА И БЕЗ КРАЮ…» (5 часов)

88

Введение в раздел.  Как приходит весна? (Стих-яА. Макаревича «Снег…», Ф. Тютчева «Ещё земли печален вид…», А. Блока «Ветер принёс издалека…»)

1

Урок развития умений и навыков

Заучивание наизусть стихотворного произведения

Уметь заучивать наизусть и выразительно читать стихотворения

Текущий контроль.

Чтение наизусть

с.178-179, выучить одно стих-е наизусть.

89

Озорные стихи о весне (Стих-яВ. Маяковского «Тучкины штучки», О. Мандельштама «Калоша», С. Чёрного «Зелёные стихи»)

1

Урок развития умений и навыков

Заучивание наизусть стихотворного произведения

Уметь заучивать наизусть и выразительно читать стихотворения

Текущий контроль.

Чтение наизусть

с.179-180, выучить одно стих-е наизусть.

90

Проверка уровня  развития читательских умений. А. Толстой,  глава «Весна» из повести «Детство Никиты» (работа в тетради)

1

Урок проверки и коррекции знаний

Тренинговая работа в форме теста по развитию читательских умений

Уметь самостоятельно работать с художественным произведением, анализировать текст

Итоговыйконтроль

Работа с тестом

91

Картины весны (Б. Окуджава «Весна»)

1

Урок развития умений и навыков

Заучивание наизусть стихотворного произведения

Уметь заучивать наизусть и выразительно читать стихотворения

Текущий контроль.

Чтение наизусть

с.181, выразительное чтениестих-я

92

Обобщение по разделам 11-12. Проверочная работа по разделам «День смеха» и «О весна, без конца и без краю…"

1

Урок развития связной речи

Различение жанров художественной литературы

Знать авторов и героев произведений

Тематический контроль.

Проверочная работа

Написать сочинение на тему «Моё любимое время года»

Раздел 13. день Победы (4 часа)

93

Введение в раздел.

А. Ахматова «Памяти друга»

1

Урок развития умений и навыков

Формирование умения выразительного чтения с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, логического ударения

Уметь выразительно читать

Текущий

контроль.

Выразительное чтение

Нарисовать плакат «Пусть всегда будет мир»

94

Трудная тема – война (В. Драгунский «Арбузный переулок»)

1

Урок развития умений и навыков

Высказывание и аргументация своего отношения к прочитанному

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении

Текущий контроль. Выразительное чтение

с.187-192, вопросы после текста

95

Стихи о войне (В. Высоцкий «Он не вернулся из боя»,

Б. Окуджава «Король»,

А. Твардовский «Я знаю, никакой моей вины …»)

1

Урок развития умений и навыков

Формирование умения выразительного чтения с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, логического ударения

Уметь выразительно читать

Текущий

контроль.

Выразительное чтение

с.193-195, выучить наизусть по выбору стихотворение о войне

96

Внеклассное чтение. «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет»

1

Библиотечный урок

Самостоятельный выбор книг на заданную тему

Уметь пересказывать текст

Текущий контроль.

Пересказ

Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина», С. Алексеев «Они защи-щали Москву»

Раздел 14. Родная земля (6 часов)

97

Введение в раздел.

К. Паустовский «Бескорыстие»

1

Урок развития умений и навыков

Умение заучивать наизусть небольшие отрывки прозы

Уметь заучивать наизусть отрывки из прозы

Текущий контроль. Чтение наизусть

с.198, наизусть 3-й абзац очерка

 98

Что такое Родина? (В. Бахаревский, Г. Цыферов.Фрагмент из книги «Ты, Россия моя»; М.Цветаева «Домики старой Москвы»)

1

Урок развития умений и навыков

Высказывание и аргументация своего отношения к прочитанному

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении

Текущий контроль. Выразительное чтение

с.199-202, выразительное чтение

99

С. Козлов «Где живет солнце?»

1

Урок развития умений и навыков

Высказывание и аргументация своего отношения к прочитанному

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении

Текущий контроль. Выразительное чтение

с.203-204, выразительное чтение

100

Проверка техники чтения

1

Урок проверки и коррекции знаний

Правильное, сознательное, беглое и выразительное чтение целыми словами. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения

Темп чтения незнакомого текста –

75–80 слов

Тематический контроль.

Техника чтения

101

Внеклассное чтение. Любимые книги. Любимые писатели

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Формирование умения находить книги на заданную тему

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном

Тематический контроль

Список литературы на лето

102

Урок-отчёт «Водном счастливом детстве»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

.

ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ПРОГРАММЫ

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ3 класс


п/п

Вид

Раздел

Кол-во часов

Аудиторные

Домашние

1

Проверочные работы

Раздел II.Летние приключения и путешествия

Раздел III.Природа летом

Раздел IV. Уроки и переменки

Раздел V. Глухая пора листопада…

Раздел VI.«И кот ученый свои мне сказки говорил…»

Раздел VII. «Поет зима, аукает…»

Раздел VIII.Животные в нашем доме

Раздел IХ.Мы с мамой и папой

Раздел Х.«Наполним музыкой сердца…»

Раздел ХII. «О весна, без конца и без краю…»



10



10



-

2

Сочинения

Раздел I. Прощание с летом

Раздел II.Летние приключения и путешествия

Раздел III.Природа летом

Раздел IV. Уроки и переменки

Раздел V. Глухая пора листопада…

Раздел VI.«И кот ученый свои мне сказки говорил…»

Раздел VII. «Поет зима, аукает…»

Раздел VIII.Животные в нашем доме

Раздел IХ.Мы с мамой и папой

Раздел Х.«Наполним музыкой сердца…»

Раздел ХI.День смеха

Раздел ХII. «О весна, без конца и без краю…»







12







5







7

3

Техника чтения

Раздел I. Прощание с летом

Раздел V. Глухая пора листопада…

Раздел ХIV. Родная земля


3


3


-

4

Урок-практикум по развитию читательских умений

Раздел III.Природа летом

Раздел IV. Уроки и переменки

Раздел VII. «Поет зима, аукает…»

Раздел ХII. «О весна, без конца и без краю…»



4



4



-

Учебно – методические средства обучения



Автор, год издания


Название пособия


Вид пособия

1.

Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева., 2012

 Литературное чтение.

В одном счастливом детстве

Учебник в 2-х частях

2.

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В, 2012

Тетрадь по литературному чтению к учебнику «В одном счастливом детстве»

Рабочая тетрадь

3.

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В., Чиндилова О.В. , 2012

Уроки литературного чтения в 3-м классе по учебнику «В одном счастливом детстве»

Методические рекомендации для учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс "Школа 2100"

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по учебнику Р.Н.Бунеева, Образовательная система "Школа 2100". Содержит все необходимые разделы....

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс. УМК 2100

Рабочая программа по литературному чтению разработана для 2 класса  в соответствии с новыми стандартами. Программа составлена по программе 2100. Авторы  учебника Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунее...

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Школа 2100

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению, 1 класс, программа " Школа 2100", надомное обучение...

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс "ШКОЛА 2100"

Рабочая программа по литературному чтению...

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс школа 2100

Данная рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование...

рабочая программа по литературному чтению 4 класс ШКОЛА 2100

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 4 класса. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального обще...