Урок литературного чтения. 4 класс. С. А.Есенин. Стихи
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Васильева Надежда Вячеславовна

На уроке литературного чтения ученики знакомятся с творчеством С.А.Есенина, развивают навык слушания, учатся понимать образный язык поэтической речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературное чтение.

Тема: С.А.Есенин. Стихи.

Цель: Познакомить с творчеством С.А.Есенина, развивать навык слушания, учить чувствовать и понимать образный язык поэтической речи.

Оборудование: портрет поэта, фонограмма песни «Отговорила роща золотая», сборники стихов.

Ход урока.

  1. Сообщение темы и цели урока.
  2. Подготовка к восприятию. Биография С.А.Есенина (рассказывают подготовленные ученики).
  3. Чтение и анализ стихотворений.

«Погасло солнце…»

  1. Чтение учениками про себя.

 - Какие картины описывает Есенин? (просторы Родины)

 - Определите тему стихотворения. Подтвердите словами текста. («Тебе, о родина, сложил я песню ту»)

  1. Лексическая работа.

 - На чём играет песню пастух? (Рожок – музыкальный инструмент в виде изогнутой трубки с расширяющимся концом).

 - Что такое табун? (Табун – стадо лошадей)

    Гамаюн – сказочная птица с человеческим лицом.

  1. Найдите рифмы в стихотворении.

лужке                табун                губам                темноту

рожке                гамаюн        лугам                песню ту

  1. Какие художественные средства использует Есенин?

Эпитеты: эхо резвое, луга неведомые, гамаюн вихрастый.

Олицетворение: эхо скользит, уносит.

  1. Выразительное чтение.

«С добрым утром»

  1. Выразительное чтение учителя.

 - Какое настроение поэта вы почувствовали, выберите строчки в тексте. Докажите. (восторженное, грустное, мечтательное, радостное)

  1. Лексическая работа:

Затон – длинный нетронутый залив реки.

Заводь – низкие берега залива.

Румянить – покрываться розово – красным цветом.

Плетень – изгородь из сплетённых прутьев и ветвей.

Перламутр – радужный блеск (на раковинах).

  1. На каком главном поэтическом средстве построено всё стихотворение (очеловечивание природы; олицетворение). Докажите.

 - задремали звёзды.

 - зеркало задрожало.

 - берёзки улыбнулись

 - крапива обрядилась и шепчет.

Найдите эпитеты: звёзды золотые, заводи речные, берёзки сонные, косы шёлковые, серёжки зелёные, росы серебряные, перламутр яркий.

Эпитеты прибавляются к названиям предметов для большей изобразительности.

Проследите по стихотворению, как пробуждается природа.

Как необходимо читать стихотворение?

  1. Выразительное чтение стихотворения.

  1. Закрепление.
  1. Работа в группах.

1 задание. Вспомнить изученные ранее произведения и постарайтесь восстановить стихотворение, вставляя подходящие эпитеты.

                                                              И стоит берёза

                                                              В … тишине

                                                              И горят снежинки

   В … огне.

Эпитеты: сонной, золотистом.

Черёмуха …

Развесившись, стоит

А зелень …

На солнышке горит.

Эпитеты: золотистая, душистая.

Загорелась зорька …

В небе …

Полоса явилась…

В своём блеске …

Эпитеты: ясная, красная, золотом, тёмно-голубом.

… небо, цветная дуга,

Тихо … бегут берега,

Тянется дым, у … сёл

Свадьба ворон облегла частокол.

Эпитеты: степные, синее, малиновых.

2 задание. Выразительное чтение стихов Есенина.

На стихи Есенина, тончайшего лирика, волшебника русского пейзажа, написано много песен:

- Не жалею, не зову, не плачу.

- Письмо матери.

- Клён ты мой опавший.

Отговорила роща золотая.

(Послушаем 1 из песен…)

Есенин прожил очень мало – всего 30 лет, и лишь половина жизни пришла на его творчество. Но и за это время поэт достиг очень многого. И мы, гордимся этим.

  1. Итоги урока. Выставление оценок. Домашнее задание.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по теме "С.Есенин "С добрым утром!"

Целями данного урока были: познакомить с произведением С.Есенина; развивать умение видеть поэтические образы и понимать, какими средствами выразительности они созданы (олицетворение, эпитеты, сравнени...

Урок литературного чтения по творчеству С. Есенина

В данном материале представлена презентация к уроку литературного чтения по творчеству С. Есенина...

Урок литературного чтения по теме: С. Есенин «Лебёдушка» 4 класс.

УМК: «Литературное чтение». Учебник для 4 класса нач. шк. В 2 ч. Ч. 2/ (Сост. Л.Ф.Климанова и др.). – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 223 с.Допущено Министерством образования РФ Цель: продо...

Урок литературного чтения по теме С. Есенин «Бабушкины сказки» 3 класс УМК «Начальная школа ХХI века»

Тема:С. Есенин «Бабушкины сказки»Цель:   Создать условия для целостного восприятия  и осмысления стихотворения С. Есенина  «Бабушкины сказки».Задачи:Образовательные:  Формиров...

Урок литературного чтения: «Творчество С.А. Есенина. Сергей Есенин «Черёмуха»

Урок-проект разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Структура урока построена таким образом, чтобы привлечь внимание обучающихся развивать самостоятельность даже при подготовке к уроку - учитьс...

Урок литературного чтения по теме "С.Есенин "Черемуха". 3-й класс

Урок литературного чтения по теме "С.Есенин "Черемуха". 3-й класс...